ABC и XYZ анализы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:18, доклад

Краткое описание

Компания рано или поздно оказывается перед дилеммой – стараться максимально угодить клиенту и держать широкий ассортимент и большой товарный запас или следить за рентабельностью вложений в ассортимент и в склад, с тем, что бы можно было дальше развиваться. Налицо противоречие между двумя задачами – максимально удовлетворить наибольшее число клиентов или сделать компанию максимально рентабельной.

Файлы: 1 файл

авс анализы.docx

— 32.85 Кб (Скачать)

Институт гостеприимства Санкт-Петербурга

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

 

 

 

 

 

 

Сообщение по учебной дисциплине: Логистика

Тема: ABC и XYZ анализы

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Коноваленко В.А.

Группа: 216-И

Проверил: Мирошниченко Ф.В.

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2012

Компания рано или  поздно оказывается перед дилеммой – стараться максимально угодить  клиенту и держать широкий  ассортимент и большой товарный запас или следить за рентабельностью  вложений в ассортимент и в  склад, с тем, что бы можно было дальше развиваться. Налицо противоречие между двумя задачами – максимально  удовлетворить наибольшее число  клиентов или сделать компанию максимально  рентабельной.

Существует достаточное количество методов, позволяющих анализировать ассортимент и товарные запасы. Для того, что бы любой анализ был эффективен необходимо, чтобы данные, лежащие в его основе, точны и доступны для структурирования. Ассортимент должен иметь понятную структуру, информационная база данных должна быть достаточно современна и конечно, наш персонал должен уметь обращаться с этой системой. Также многое зависит от того, правильно ли ведется учет движения товаров.

С помощью АВС-анализа  можно анализировать вклад товара в результат работы магазина, а XYZ-анализ дает нам информацию о стабильности продаж товара.

Методика проведения АВС анализа

Идея метода АВС анализа  строится на основании принципа Парето и позволяет определить доходность товара: за большинство возможных результатов (80%) отвечает относительно небольшое число причин (20%), т.е. 80% объема продаж обеспечивают 20% ассортимента.

Ассортимент обычно анализируется  по двум параметрам: объем продаж и получаемая прибыль. Весь ассортимент торгового предприятия можно разделить на группы по степени важности:

  • Группа А включает ограниченное количество наиболее ценных видов позиций, которые требуют тщательного планирования, постоянного (возможно, даже ежедневного) учета и контроля. Товарные позиции этой группы - основные в работе компании. Они обеспечивают 80% объема продаж и занимают до 50% от оборота
  • Группа В составлена из того ассортимента, который в меньшей степени важен для компании, чем категории А, и требует обычного контроля, налаженного учета (возможно, ежемесячного). Они обеспечивают 15% объема продаж и занимают от 50% до 80% от оборота
  • Группа С включает широкий ассортимент оставшихся малоценных позиций, характеризующихся упрощенными методами планирования, учета и контроля. Они обеспечивают 5% объема продаж и занимают от 80% до 100% от оборота.

АВС-анализ представляет собой следующую последовательность действий: 
1. Определение цели анализа

Многие  пропускают это действие, в результате чего заходят в тупик. Важно понимать, что АВС-анализ не является самоцелью, это всего лишь инструмент, который при умелом обращении способен дать определенный результат. Одно и то же   множество объектов  анализа будет разделено на группы по-разному, в зависимости от цели анализа. В свою очередь, результат анализа должен быть правильно интерпретирован, иначе эффект от его проведения сводится к нулю.

2. Определение объектов анализа

Одну и ту же задачу можно  решать при помощи воздействия на различные объекты управления, конечно, наибольший результат даст комплексное  воздействие.

Например, снизить  запасы на складе компании можно следующими путями:

  • пересмотреть объем/интервал заказа по товарам группы А, объект анализа – ассортиментные позиции
  • пересмотреть условия работы или сменить поставщиков группы А, объект анализа – поставщики компании
  • пересмотреть условия работы с покупателями группы А, объект анализа – покупатели компании
  • проанализировать складской запас и принять решение об активизации продаж по позициям со сверхнормативным остатком, объект анализа – опять ассортиментные позиции, но фактор будет иным 

3. Определение факторов для дифференциации объектов анализа

Данный этап неразрывно связан со вторым: факторы определяются выбранными для анализа объектами.

В рамках предыдущего  примера можно обозначить следующие  факторы: 

  • объект анализа - ассортиментные позиции, возможные факторы: объем продаж по себестоимости, объем продаж в количественном выражении, доход от позиции, величина текущего или среднего остатка на складе.
  • объект анализа - поставщики компании, возможные факторы: величина текущего или среднего остатка на складе в разрезе поставщиков; объем оборотных средств, вложенных в работу с тем или иным поставщиком (а так же размер кредита, предоставляемого поставщиком); доходность средств, вложенных в работу с поставщиком.
  • объект анализа – покупатели компании, возможные факторы: объем продаж в разрезе покупателей, доход по каждому покупателю; объем дебиторской задолженности.

 

4. Формирование информационного массива для анализа

Современные информационные системы позволяют без проблем  сформировать требуемый массив информации и даже выполнить все последующие  действия автоматически, естественно, не без помощи программистов. Однако и на этом этапе можно столкнуться с трудностями, например: определение временного интервала данных для анализа, несоответствие данных реальному положению вещей (например, отсутствие продаж по позиции в результате дефицита) и т.п.

 

5. Оценка объектов анализа по выделенным факторам

6. Ранжирование показателей

На пятом и шестом этапах производится оценка вклада каждого  объекта в общий результат, ранжирование объектов в порядке убывания выделенного  фактора, а также расчет нарастающего итога доли объектов в общем количестве в процентах и вклада этих объектов в общий результат в процентах 

7. Разделение объектов на группы

Данный метод анализа  получил большое развитие, благодаря  своей универсальности и эффективности.

 

Методика проведения XYZ анализа

XYZ-анализ материалов предполагает  оценку их значимости в зависимости  от частоты потребления. Если  рассматривать потребление отдельных  видов материалов в течение  длительного периода, то можно  установить, что в их числе  есть материалы, имеющие постоянный и стабильный спрос; материалы, расход которых подвержен определенным, например сезонным колебаниям, и, наконец, материалы, расход которых носит случайный характер. Поэтому в пределах каждого из классов А, В и С, материалы могут быть распределены еще и по степени прогнозируемости их расхода. Для такой классификации используются символы X, Y, Z:

  • К классу X относятся материалы, спрос на которые имеет постоянный характер или подвержен случайным незначительным колебаниям, поэтому поддается прогнозированию с высокой точностью. Удельный вес таких материалов в общей номенклатуре, как правило, не превышает 50-55%.
  • К классу У относятся материалы, потребление которых осуществляется периодически либо имеет характер падающей или восходящей тенденции. Их прогнозирование возможно со средней степенью точности. Их удельный вес в общей номенклатуре составляет около 30%.
  • К классу Z относятся материалы, для которых нельзя выявить какой-либо закономерности потребления. По этой причине прогнозирование их расхода невозможно (они составляют 15%) общей номенклатуры.

В качестве показателя, характеризующего возможные колебания в потреблении  материалов, может использоваться коэффициент вариации:

Где    – стандартное отклонение, определяющее степень фактического расхода материала в течение анализируемого периода относительно средней величины.

 – средняя величина расходования материала.

Где Xt – фактический расход материала в t-м периоде.

T – число наблюдаемых периодов.

Для проведения XYZ-анализа  необходимо:

  1. установить средний расход каждого вида материала с учетом колебания потребности в них по периодам, это могут быть, например, сезонные колебания
  2. рассчитать коэффициент вариации по каждой номенклатурной позиции
  3. расположить материалы по мере убывания коэффициентов вариации
  4. суммировать данные о количестве материалов в соответствии с возрастанием коэффициентов вариации, нанести их на схему
  5. разбить материалы на группы в зависимости от вариации спроса

XYZ-анализ служит вспомогательным  средством при подготовке решений  по совершенствованию планирования  материального обеспечения производства.

Если такой анализ проводится самостоятельно, то для материалов класса X можно рекомендовать закупки  в соответствии с плановой потребностью синхронному их расходу в производстве, для класса Y – создание запасов, а для класса Z – приобретение по мере возникновения потребности.

 


Информация о работе ABC и XYZ анализы