За что мы благодарны Лермонтову?

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 22:56, сочинение

Краткое описание

Жизнь М.Ю.Лермонтова была коротка и трагична. Слишком коротка. Для нас, потомков, он так и остался 26-летним молодым человеком. Его стихи так или иначе сравнивают с пушкинскими строками. По обыденности. По аналогии. По хронологии? А зачем? «Нет двух поэтов столь существенно различных… Пушкин – поэт внутреннего чувства души; Лермонтов – поэт беспощадной мысли, истины…» Это В.Г.Белинский. И не поспоришь

Файлы: 1 файл

сочинение Русак И.Н..docx

— 19.62 Кб (Скачать)

Сочинение.

За что мы благодарны Лермонтову?

…Нет, я не Байрон, я другой,

еще неведомый избранник.

Как он, гонимый миром странник,

но только с русскою душой.

Жизнь М.Ю.Лермонтова была коротка и трагична. Слишком коротка. Для нас, потомков, он так и остался 26-летним молодым человеком. Его стихи так или иначе сравнивают с пушкинскими строками. По обыденности. По аналогии. По хронологии? А зачем? «Нет двух поэтов столь существенно различных… Пушкин – поэт внутреннего чувства души; Лермонтов – поэт беспощадной мысли, истины…» Это В.Г.Белинский. И не поспоришь. И не следует. Но все же, за что мы благодарны Лермонтову? Почему и сегодня его поэзия свежа и вдохновенна, романтична и изысканна, неприкрыто искренна и беспощадно сурова?.. Отчего поэт 19 века, оставшийся навсегда молодым, так исключительно современен и, несмотря ни на что, читаем?

Его детство было необычным.  Знание нескольких языков, рисование, музицирование, чтение… Ранняя смерть матери, которую мальчик совсем (а совсем ли? Откуда тогда такая пронзительность в «Казачьей колыбельной песне»?) не помнил. И - ссоры отца с властной бабушкой. Истерики, крики, ограничения встреч, угрозы лишить наследства. Болезненность, поездки на Кавказ, излишняя опека бабушки (любившей, к слову, безумно своего Мишеля), первые рифмованные строчки: «Наша кошка села на окошко…» и детский восторг от ощущения удивительности мира слов…

Затем благородный пансион, неудачные занятия в университете, где была и холера, остановившая процесс обучения где-то на семестр, и споры с профессорами, поскольку Лермонтов был начитан как-то очень широко, а вот системы, обязательной программы не знал. Он оказывался то умнее всех, то невежественнее. И попал в результате в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров, где даже читать не разрешали.

А потом - «Смерть поэта». Сейчас об этом стихотворении говорить можно с тем же усилием, с каким объясняешь ребенку, что были времена, когда существовали телефоны с наборными дисками. И вот ты пишешь о смерти Пушкина, узнав подробности дуэли от своего домашнего врача. Стихотворение даже не напечатано, оно просто сошло с твоего пера и обошло уже в списках «весь свет», вызвав и восхищение, и негодование. Ты ставишь точку в некрологе там, где «на устах его печать». И тут приходит твой знатный дядя. Он (Н.Столыпин) читает нотацию, обвиняет в оскорблении… Кого? Дантеса! Перо, бумага, и появляются строчки про «надменных потомков», «подлость прославленных отцов», «жадную толпу, стоящую у трона».

Был суд, была ссылка на Кавказ. Потом - еще одна ссылка. Оставить службу не удалось, не позволили, а ведь он мечтал о разрешении выйти в отставку, с надеждой писал об этом Елизавете Алексеевне, мечтал о собственном журнале и занятиях литературой, и только ею… На Кавказе Лермонтов и погиб: у подножия горы Машук во время дуэли пуля и сразила поэта. Николай I, узнав об этой сvерти, сказал: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».

Вспыльчивый, нервный, то скучающий, то принимающий участие в самых диких армейских забавах, Лермонтов смог оставить после себя прозу, формировавшую русский язык. Оставил также споры литературоведам. Оставил Печорина. Оставил в своих стихах духовную неуспокоенность, бескомпромиссность, вечную устремленность к свободе, жажду гармонии с миром…

Юный Лермонтов  - поэт-романтик, избранник судьбы, вечный странник, «свободы друг», на его челе лежит «печать страстей», он «природы сын». Но также он холодный, разочарованный демон. Что это? «Парус». ОДИНОКИЙ, разочарованный, опустошенный бессмысленными поисками себя, гармонии, мира… И это мятеж души, исключительность, необыкновенность…  Парус, как человек, не может найти удовлетворения нигде: ни в небесах, ни на земле, ни на море. Его навсегда пленил недостижимый, но прекрасный идеал жизни. Долой спокойствие! Да здравствует неуспокоенность! Пусть вечно живет желание совершенства!

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Точными, ясными, прозрачными словами и простыми стихами сказал поэт о Родине и своей любви к ней. Стиль Лермонтова лишен всякой выспренности, патетичности. Он сдержан. Но не удается поэту скрыть своей взволнованности:

Люблю отчизну я, но странною любовью!..

А почему «странною»? Неужели любовь (!) такой бывает? Оказывается, бывает. Потому что отечество, Россия, Русь исконная – это ширь бескрайняя, раздолье безграничное, величие и богатырство: леса безбрежные, степи холодно-безмолвные, разливы рек, подобные морям… А рядом – деревенский неказистый быт: печальные деревни, дымок спаленной жнивы, ночующий обоз, говор пьяных мужичков… Удивительно! Величественное соединено с обыденным, возвышенное с умилительно-трогательным. И Лермонтов любит эту патриархальность, широту, это согласие людей с природой, между собой, внутри себя и с богом.

А знаменитая элегия «Дума»? Какое мощное и бесстрашное стихотворение, оно словно проклятие, словно похоронная песнь потерянному поколению! Сдержанная сосредоточенность, предельный лаконизм в обнажении пороков человеческих… Но поэт взволнован! Он ироничен, скорбно ироничен. Его печаль неизмерима, он исполнен негодования, которое временами вырывается в эпитетах: «постыдно равнодушны», «позорно малодушны», «презренные рабы»… Современны лермонтовские слова? Судите сами…

Печально я гляжу на наше поколенье!..

К добру и злу постыдно равнодушны…

И ненавидим мы, и любим мы случайно…

Но Лермонтов в своей элегии (и в этом исключительный парадокс!) не отделял себя от поколения, которое сам же и осуждал. Он чувствовал, что и он заражен неверием в лучшее, что и его чувства становятся холодными, что и он не испытывает надежд на счастье…

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

«Герой нашего времени». Роман. Первый психологический роман. Почти афоризм (если говорить о человеке). Правильная, прекрасная, благоуханная проза. «Портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии…»

«…зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала. И, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…» Эти предельно искренние вопросы задавал себе Печорин, Григорий Александрович, умница, талант, неординарная личность, но очень несчастливый и никому не принесший счастья человек! В этих словах огромный смысл. Это не только глубоко современно, но и глубоко правильно, ибо каждый во власти и чести спросить самого себя о том же: для чего я живу? Для какой цели я родился? И хочется верить, что ответ будет найден…

Лермонтов.

Он так любил жизнь.

Он умел чувствовать и понимать людей, как никто другой.

Он хотел любить и наслаждаться жизнью.

У него был талант от Бога. Талант, превзойти который не смог никто в русской поэзии.

Нам остаются таинственный духовный путь поэта, его напряженный метафизический поиск, разработка сложнейших идей, мучительный анализ окружающей современности и самоанализ, глубокий, искренний…

За это мы благодарны великому поэту! Навсегда…

 

 

 

 


Информация о работе За что мы благодарны Лермонтову?