Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 13:14, практическая работа
зыковое средство Определение Пример
Анафора (единоначатие) Повторение слов или словосочетаний в начале предложения. Руки отпускаются, когда человек читает в газетах одно , а в жизни видит другое.
Руки отпускаются от постоянной неразберихи , бесхозяйственности , махрового бюрократизма . Руки отпускаются , когда ты понимаешь , что вокруг тебя никто ни за что не отвечает и что всем всё «до лампочки».
Языковое средство | Определение | Пример |
Анафора (единоначатие) | Повторение слов или словосочетаний в начале предложения. | Руки отпускаются,
когда человек читает в газетах одно ,
а в жизни видит другое.
Руки отпускаются от постоянной неразберихи , бесхозяйственности , махрового бюрократизма . Руки отпускаются , когда ты понимаешь , что вокруг тебя никто ни за что не отвечает и что всем всё «до лампочки». |
Антитеза (противопоставления) | Резкое противопоставление понятий , характеров, образов , создающий эффект резкого контраста. | Всю мировую
литературу я разделяю на 2 типа –
литература дома и литература бездомья.
Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии . |
Гипербола | Художественное преувеличение. | Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжела ,чем водородная бомба 20 века. Имя это болезни -ксенофобия(И.Руденко). |
Градация | Синтаксическая конструкция ,внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака. | Нехорошо, недостойно, глупо и гадко смеяться над человеком.(Л.Пантелеев) |
Гротеск | Художественное преувеличение до невероятного, фантастического. | Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить все живое на Земле и превратить ее в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди. (В.Солоухин) |
Инверсия | Обратный порядок
слов в предложении. (При прямом порядке
подлежащее предшествует сказуемому,
согласованное определение |
Вышел месяц
ночью темной, одиноко глядит из черного
облака на поля пустынные , на деревни
дальние, на деревни ближние.( М.Неверов)
Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя(Н.Гладков) |
Ирония | Вид иновысказывания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка. | «Старик, имея много дел, в иные книги не глядел» (а все дела его - « лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел да мух давил»). |
Контекстные анонимы | Слова противопоставлены по значению и являются анонимами только в исходном тексте. | Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес. Нечто подобное творится с атомной энергией. Ею можно обогреть весь земной шар. А можно расколоть его на тысячу частей.(С.Довлатов) |
Контекстные синонимы | Была, правда, старая настольная лампа, купленная в коммисионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний ,поэтому ничем не дорогая. | |
Лексический повтор | Повторение в тексте одного и того же слова . | - Эти люди
– ваши родственники?
-Да, - сказал он . - Все эти люди – родственники? -Безусловно, - сказал он . -Люди всего мира ? Всех национальностей? Люди всех эпох? |
Литота | Художественное приуменьшение. | Мы со своими амбициями – меньше муравьев лесных .( В . Астафьев) |
Метафора | Перенесение на предмет или явление какого – либо признака другого явления или предмета ( развернутая метафора – это метафора . последовательна осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом | Она очищается , душа – то , и чудится мне , весь мир затаил дыхание , задумался этот клокочущий , грозный наш мир , готовый вместе со мною пасть на колени , покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра |
Метонимия | Перенос значение на основе смежности явлений . | Зима . Мороз . Село коптит в стылое ясное небо серым дымом (В . Шукшин ) Траурный Моцарт зазвучал под сводами собора ( В. Астафьев ). |
Олицетворение | Присвоение предметам неживой природы свойств живых существ. | Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы но они оказываются слабоватыми для него ,и он ползет, пресмыкаясь, все дальше…..Он должен постоянно озираться и шарить вокруг себя, ища за что бы ему ухватиться, на какую бы опереться надежную земную опору.(В.Солоухин) |
Парцелляция | Намеренное дробление предложения на значимые смысловые части. | Жил в Германии хрупкий болезнетворный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений. И только за роялем он преображался. Его звали Моцарт. (С.Довлатов) |
Сарказм | Едкая ирония. | И каждый раз, откровенно халтуря на работе( «сойдет..!», что-то слепляя на авось («перемелется..!»),что-то недодумывая, не просчитывая, не проверяя(«да ладно, обойдется..!»),закрывая глаза на собственную небрежность («плевать..!») мы же сами, своими руками, собственным так называемым трудом строим полигоны для грядущей демонстрации массового героизма, сами себе готовим завтрашние аварии и катастрофы! (Р.Рождественский) |
Сравнительный оборот (в том числе развернутое сравнение) | Сопоставление
предметов, понятий,
явлений, чтобы подчеркнуть
особо важный признак.
Сравнение может
быть передано:
|
1)Ночь,
словно сумрачное
ораторио старинных
мастеров, росла в саду,
где звезды раскидались
как красные, синие
и белые лепестки гиацинтов…
2) И кабинет мэтра был похож скорее на обитель чернокнижника, чем простого музыканта. 3) Лак на скрипке был цвета крови. 4) Старый мэтр никогда не бывал на мессе, потому что его игра была настолько бешеным взлетом к невозможному, быть может, запретному… 5) Вместе с ней росло в душе мэтра мучительное нетерпение и ,как тонкая ледяная струйка воды, заливало спокойный огонь творчества. 6) Не скрипка- душамузыканта звучала в этой тоскующей мелодии. |
Эпитет | Художественное определение ,т.е красочное, образное, которое подчеркивает в определенном слове какое-нибудь его отличительное свойство. | Есть только моя присмерительная, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга….Пусть рухнут своды собора, и вместо палача о кровавом, преступно сложенном пути унесут люд в сердце музыку гения, а незвериный рев убийцы . ( В.Астафьев |
Эпифора | Одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д. | Как французы повлияли на Пушкина- мы знаем. Как Шиллер повлиял на Достоевского –мы знаем. Как Достоевский повлиял на всю новейшую мировую литературу- мы знаем. |