Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:13, реферат
XIV—XVвв. в истории Англии—период борьбы королевской власти с баронством, стремившимся во всем ущемить права короля, период, закончившийся самоистреблением баронства, — важным фактом, способствовавшим наступлению с конца XVв. нового периода — проникновения североморской народной культуры в аристократические верхи.
XIVв. начался с постановления парламента созыва 1310г. о том, что во время шотландского похода короля управление страной должно быть поручено комитету ордейнеров в составе 21 члена. После возвращения Эдуарда II ему были предъявлены постановления ордейнеров, обязательные для короля: не делать дарений без согласия ордейнеров; жить за свой счет; изгнать флорентийских банкиров, займы которых позволяли королю быть независимым от баронов; выезжать из страны только с согласия ордейнеров и т.д.
Введение………………………………………………………………………….
XIV век как культурно-историческая эпоха в Англии
1. Исторические события в Англии XIV века………………………………….
2. Общественно-идеологические настроения в Англии XIV века
2.1. Социально-экономические особенности……………………………
2.2. Церковные разногласия………………………………………………
3. Искусство Англии XIV века
3.1. Литература…………………………………………………………….
3.2. Философия. Университеты…………………………………………..
3.3. Театр…………………………………………………………………...
3.4. Архитектура…………………………………………………………..
Выводы……………………………………………………………………………
Литература……………………………………………………………………….
В английских городах в XIVв. шла ожесточенная политическая борьба. Тогда партий не было, и за власть и привилегии боролись гильдии. Они противостояли друг другу и городскому самоуправлению. Горожане в целом вели бесконечную тяжбу с королевским шерифом, бейлифом лорда или монахами аббатства. В этой борьбе каждая сторона пользовалась любыми средствами, начиная с судебных процессов или экономического принуждения и заканчивая вооруженным мятежом.
Гильдии купцов контролировали городское самоуправление. В Лондоне, например, еще до середины XIVв. они начали формировать ту привилегированную группу граждан, которая впоследствии стала называться «12 больших ливрейных компаний». Из их числа обычно избирался мэр Лондона и другие высшие должностные лица, представители делегировались в парламент.
Английские короли всегда охраняли торговлю, защищая от пиратства на море, а в случае притеснения английских купцов за рубежом—аннулируя хартии купцам той страны, где нарушались интересы англичан, а то и захватывая товары купцов той же страны на территории Англии. Правительство поддерживало единство мер и весов, регламентировало количество товаров массового спроса: например, продолжали действовать ассизы на хлеб и пиво; центральной же стала суконная ассиза, многократно уточнявшаяся и дополнявшаяся.
В XIVв. позиция горожан отчетливо выражалась и твердо отстаивалась в основном Лондоном, но деятельность лондонцев была корпоративной: она была направлена на обеспечение и расширение прав и привилегий только своего города. Однако это создавало прецеденты, благоприятные для других городов. Влияние парламента на политическую жизнь страны стало возможным в XIVв. благодаря союзу рыцарства и горожан, т.е. мелкого поместного дворянства и купечества.
В городах XIVв. начинается расслоение гильдий ремесленников на небольшую часть предпринимателей и множество наемных рабочих; одновременно возникают постоянные гильдии йоменов с единственной целью—защитить интересы рабочих. Это были зачатки современных тред-юнионов Англии. Наемные рабочие уже проводили стачки с требованиями повышения зарплаты . Особое место занимали артели каменотесов и строителей, называвших себя свободными каменщиками.
Этот краткий обзор развития английских городов в XIVв. свидетельствует о напряженном труде и борьбе, в которых развивалась культура англичан. Важным и показательным для формирования культуры Англии был тот факт, что для всех городов было характерно наличие устойчивого среднего зажиточного слоя с тенденцией к его росту. Эта тенденция поощряла и закрепляла в качестве традиции как напряженный труд, так и борьбу.
2.2. Церковные разногласия
Внутри церкви и в XIVв. существовали различные воззрения. Приходские священники, самые обделенные среди духовенства и постоянно сталкивавшиеся с народом, под давлением фактов окружавшей их жизни были не столь ортодоксальны, как епископы, активность которых сводилась к менеджменту церковного хозяйства и политической активности в государстве.
Важные перемены, происходившие в экономическом и политическом развитии Англии, отразились и в области идеологии. Это нашло свое выражение прежде всего в том, что во второй половине XIV в. различные общественные группы и политические силы в Англии выступили с требованием реформы католической церкви. Крайне враждебно смотрели на богатую феодальную церковь горожане, которые стремились всячески удешевить ее, в частности путем упрощения культа (обрядности), лишить ее земельных владений и освободить от подчинения папе, чтобы тем самым прекратить вмешательство пап в церковные дела Англии. Выразителем этих реформационных идей был профессор Оксфордского университета Джон Виклеф (1320—1384).
Виклеф выступил против притязаний папства на взимание поборов с Англии и защищал право короля на секуляризацию церковных земель. Он заявлял, что государство не зависит от церкви, а, наоборот, церковь должна подчиняться в гражданских делах светской власти. Он требовал коренной реформы церкви, ликвидации епископата и подвергал критике основные догматы католицизма. Виклеф отвергал учение католической церкви об особой «благодати», которой будто бы обладает духовенство и которая дает ему силу отпускать грехи и «спасать» человеческие души. Виклеф отвергал индульгенции, тайную исповедь и почитание святых. Он провозгласил «священное писание» единственным источником вероучения и, чтобы сделать его общедоступным, принял участие в переводе Библии с латинского языка на английский.
Идеи Виклефа, особенно в отношении секуляризации церковных земель, пользовались поддержкой королевского правительства и некоторых крупных феодалов во главе с Джоном Ланкастером — сыном короля. Королевская власть в Англии тяготилась своей зависимостью от папства, особенно ввиду враждебной политики пап, которые находились в Авиньоне и поддерживали в Столетней войне Францию. Поэтому Эдуард III в 1353 г. издал закон, воспрещавший перенесение в папскую курию дел, разбиравшихся в церковных судах. Это было большим уроном для панской казны. Эдуард же отказался платить папе дань в 1 000 марок серебром, установленную ещё со времени Иоанна Безземельного. В то же время король и парламент, недовольные тем, что несметно богатая церковь уклонялась от государственных налогов, стремились наложить руку на доходы и на земельные владения церкви и подчинить её непосредственно королевской власти, освободив из-под власти пап. Придворная знать, часть крупных феодалов и значительная часть рыцарства рассчитывали в свою очередь увеличить собственные владения путём захвата конфискованных церковных земель
Для аргументации своих взглядов Уиклиф перевел Библию на английский язык, да так, что вскоре она была запрещена. Однако еще при его жизни перевод Библии стали распространять по всей Англии лолларды—бродячие священники, собиравшие народ для проповедей прямо в поле, в деревне и т.д. Они делали это смело, самоотверженно и в итоге стали трактовать Библию гораздо радикальнее, чем Уиклиф, сея семена недовольства в народе.
Учение Уиклифа—пример бюргерской ереси, а лолларды были проповедниками крестьянско-плебейской ереси, требовавшей уравнительного передела собственности. Типичным представителем лоллардов в XIVв. был Джон Болл—идеолог крупнейшего крестьянского восстания Уота Тайлера 1381г., охватившего 23 графства из 40. В исторической же литературе за учением Уиклифа закрепилось название «лоллардизм».
Лоллардизм с 1414г. ушел в подполье, и с этого времени до 1520г. 74 его приверженца были казнены. Но лоллардизм нашел убежище в среде горожан (ремесленников и купечества). Его последователи были жесткими, независимо мыслящими людьми, готовыми идти на риск ради своих убеждений, но без обладания политическим или интеллектуальным вилянием. Ужас духовенства перед лоллардистской ересью был столь велик, что Англия осталась единственной страной в католическом мире, в которой перевод Священного писания на родной язык не бы официально одобрен. Гражданские лица, сочувствовавшие лоллардизму, позже стали опорой протестантизма, причем это была масса народа, а не группа интеллектуалов.
3. Искусство Англии XIV века
3.1. Литература
В истории литературы – это век Ленгленда и Чосера, творчество которых отразило наиболее характерные черты жизни и культуры того времени. Ленгленд всецело связан с культурой средневековья; Чосер – последний поэт средних веков и предвестник эпохи Возрождения в Англии.
Оба поэта были современниками и свидетелями больших социальных потрясений и бедствий в жизни их родины.
Обратившись к жанру средневековой дидактической аллегории, Уильям Ленгленд в своем «Видении о Петре Пахаре» выразил настроение народных масс в годы, предшествующие крестьянскому восстанию 1381 г. Откликом на это же восстание, но с антинародных позиций, явилась поэма Джона Гауэра «Глас вопиющего» (Vox clamantis, 1382). В то самое время, когда Джеффри Чосер осваивал и развивал новые для английской литературы поэтические жанры и формы, в Англии возрождался и культивировался интерес к рыцарской поэзии.
Принципиально важное значение имел процесс утверждения национального английского языка. Если современник Чосера Джон Гауэр был поэтом трехъязычным и создал свои произведения на французском, латинском и английском языках, то величайшее значение деятельности Чосера заключалось в утверждении единого английского литературного языка, в основу которого был положен лондонский диалект.
3.2. Философия. Университеты
Развитие английской философии
в XIV—XV вв. происходило в борьбе прогрессивных
философских и общественно-
Дунс Скот и Вильям Оккам смело выступили против официальной схоластики. Но оба они не порвали с ней окончательно, стремясь примирить религиозную догматику с доводами разума.
Роль университетов как
После подавления крестьянского восстания 1381 г. наступил период жестокой феодальной реакции, не только политической, но и в сфере идеологии. Церковь подавляла и уничтожала всякую оппозицию, стремясь в то же время оживить схоластику. Насколько пагубными оказались эти попытки церкви с помощью террора задушить ростки науки и свободной мысли, показывает упадок университетов в конце XIV и особенно в начале XV столетия. Упадок философии и разгул церковной реакции привели к резкому уменьшению числа студентов и к умственному застою. Церковные мракобесы стремились всеми средствами вытравить из университетов «еретический дух», выразителями которого были Виклеф и лолларды. Казни и пытки, отлучение от церкви подозреваемых в ереси, сожжение книг Виклефа и установление строгого церковного контроля над деятельностью университетов — такими средствами была достигнута временная победа в них католической ортодоксии.
Однако и в этих условиях шла скрытая, но упорная работа новых сил. С середины XV в. в Англии начали распространяться гуманистические науки, возник интерес к сочинениям античных писателей, произведения латинских и греческих авторов стали переводиться на английский язык. Расширялись университеты, пополнялись их библиотеки. Все эти сдвиги подготавливали почву для расцвета в XVI в. английского гуманизма, получившего распространение в среде складывавшегося в Англии с конца XV в. нового класса — буржуазии и близкого к ней «нового дворянства».
Хотя элементы драмы существовали уже в народной поэзии древних англо-саксов и были свойственны искусству англосаксонских профессиональных певцов, а самые ранние известия о театральных представлениях в Англии относятся ещё к началу XII в., временем зарождения английского театра являются именно XIV и XV вв.
Развитие театра происходило в
борьбе народного искусства против
засилья церкви, которая, как и
повсюду в Западной Европе, захватила
вначале театральные
С расцветом городской жизни
происходило постепенное
Отдельные юмористические сценки разрастались, приобретали характер интермедий и даже совсем самостоятельное значение. Так зарождалась английская комедия. Одновременно развивался и драматический жанр моралитэ (нравственно-назидательных, аллегорических представлений, изображавших борьбу доброго и злого начал за душу человека). В них выводились на сцену аллегорические персонажи, олицетворявшие человеческие чувства, страсти, пороки и добродетели: Чувственность, Любопытство, Смирение, Раскаяние, Любовь, Терпение, Милосердие, Благоразумие и т. д. причём в их борьбе, как правило, побеждало доброе начало. Моралитэ сыграли важную роль в последующем развитии светской трагедии.