Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 09:16, доклад
Литературный процесс ХХ-го века многогранен. Его официальное русло, даже в реконструированном виде, не вмещает тех живоносных художественных потоков - бурляще-стремительных, величественно-неторопливых, родниковых, которые питают и обогащают отечественную словесность. "Возвращенная" литература становится неотъемлемой частью отечественной культуры.
"ВОЗВРАЩЕННАЯ" ПОЭЗИЯ ХХ-го ВЕКА
Литературный
процесс ХХ-го века многогранен. Его
официальное русло, даже в реконструированном
виде, не вмещает тех живоносных
художественных потоков - бурляще-стремительных,
величественно-неторопливых, родниковых,
которые питают и обогащают отечественную
словесность. "Возвращенная" литература
становится неотъемлемой частью отечественной
культуры.
Произведения, не увидевшие свет непосредственно
после создания, как бы "выпали" из
своей эпохи. Причиной невостребованности
одних из них явился вызов-протест, брошенный
отечественной элитой новому политическому
строю (вплоть до разрыва с родиной!), что
пробудило три эмиграционных лавины. "Оттепель"
конца 50-х - начала 60-х годов вызвала скрытое
идейное противопоставление в обществе,
породившее диссидентское движение. Творческие
поиски, выходящие за рамки идеологических
и эстетических догм, стали основой нонконформисткого
(несоглашательского) искусства, образовав
художественное "подполье". Границы
выделенных "пластов" довольно зыбки
и подвижны.
"Возвращенная" литература, получая
новую жизнь, обретает "стереоскопичность"
восприятия: она заполняет пространство
в культуре своей эпохи и одновременно
соотносится с современностью. Отзываясь
о насильственно изъятых или незаслуженно
забытых произведениях, литературная
критика утверждает, что они вернулись
не потому, что сейчас можно, а потому что
без них нельзя.
У авторов, включенных в этот раздел, общий
жизненный и творческий исток: они кровно
связаны с орловским краем. Это исконная
сила, замешанная на муках и горечи, явилась
оберегом и путеводной звездой. Рукописи
произведений писателей-земляков уцелели.
Они сохранились в скитаниях И.Ф. Каллиникова
и В. Л.Гальского по чужедальним (Египет
и Марокко) странам; при частых переездах
Ф.В. Софронова в тревожные 1920-30-е годы;
в эвакуационной нужде и бесприютности
А.Ф. Софроновой, оказавшейся в 1942 году
в Башкирии. Почти за каждой напечатанной
страницей трагические отсветы.
Большинство произведений раздела печатается
впервые. Составитель выражает признательность
И.А. и С.И Евстафьевым (Москва), К.В. Гальскому
(США), администрации и сотрудникам Российского
государственного архива литературы и
исскуства (Москва), Орловского государственного
литературного музея И.С. Тургенева, Государственного
архива Орловской области, Орловского
государственного музея изобразительных
исскуств, Дома-музея Л.Н. Андреева в Орле
за активное содействие в проводимой работе.
Трещалов, Зыков. 11 класс. 2012г.