Возрождение во Франции. Франсуа Рабле гуманист – универсал

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:06, контрольная работа

Краткое описание

На рубеже XV — XVI вв. во Франции начинается расцвет искусства и литературы, получивший название Ренессанса, или Возрождения.
Эпохе Ренессанса предшествовали коренные изменения экономического и общественного строя всех европейских стран. Рушились старые феодальные устои, и уходил в прошлое мир средневековых представлений. Создавался новый социальный уклад, зарождалась новая, гуманистическая культура.

Файлы: 1 файл

Возрождение во Франции. Франсуа Рабле гуманист – универсал..doc

— 43.00 Кб (Скачать)

Контрольная работа

по дисциплине «Литература»  
 

  Возрождение во Франции. Франсуа Рабле гуманист – универсал. 

1. Возрождение во Франции

На  рубеже XV — XVI вв. во Франции начинается расцвет искусства и литературы, получивший название Ренессанса, или  Возрождения.

Эпохе Ренессанса предшествовали коренные изменения  экономического и общественного  строя всех европейских стран. Рушились старые феодальные устои, и уходил в  прошлое мир средневековых представлений. Создавался новый социальный уклад, зарождалась новая, гуманистическая культура.

В Европе в XV в. было изобретено книгопечатание. Возрождается античное прошлое (поэзия, философия, история). Развиваются науки. Во всех областях человеческого знания — естественных науках, медицине, астрономии, филологии — появляется ряд выдающихся ученых, которые разбивают старое представление о мире.

Идеологи  Возрождения, или гуманисты, стремились освободить человеческую мысль от власти церкви. Борясь с феодально-церковным  мировоззрением, они брали под  защиту человека и его естественные права. Живописцы, скульпторы и поэты славили земную природу, человека.

Родиной Возрождения была Италия, которая  раньше других европейских стран  перешагнула рубеж средних веков (вторая половина XIV в. — XV в.). Она дала миру величайших художников — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля.

Походы  французских королей в Италию способствовали проникновению во Францию  итальянской гуманистической культуры. Однако в общественно-политических условиях обеих стран были существенные различия. Во Франции господствующим классом продолжало оставаться дворянство.

 В  пору роста французского абсолютизма  буржуазия также очень усилилась.  Часть буржуазии одворянилась, скупив  земли разорившихся дворян. Она  занималась главным образом ростовщической  деятельностью. Одновременно наблюдается известное ослабление дворянства, которое принимает все меньше участия в хозяйственной жизни страны и ведет паразитарное существование. Тем не менее дворянство продолжает сохранять командные позиции.

 Из  всего этого вытекает некоторая  отсталость французской буржуазии и слабое ее участие в гуманистическом движении. Гуманистические идеи нашли значительную поддержку в передовых кругах дворянства, соприкоснувшихся непосредственно с культурой Италии.

 Франция стала второй родиной Возрождения. Крупнейшим писателем эпохи французского Возрождения был великий гуманист Франсуа Рабле. 

2. Франсуа Рабле  

 Франсуа  Рабле – великий гуманист, писатель-сатирик,  философ. Его жизнь. История  создания романа «Гаргантюа и  Пантагрюэль», его источники, основные темы, проблемы, сюжеты, идеи романа.

 Франсуа  Рабле (1494 – 1553) – крупнейший  представитель французского гуманизма.  Родился в окрестностях Шинона, в семье зажиточного землевладельца  и адвоката. Занимался изучением  медицины, состоял 2 года на службе  у Франциска I. Поступил на службу в королевскую канцелярию, получил 2 прихода. Умер в Париже.

«Гаргантюа  и Пантагрюэль» - Толчком к созданию романа послужил выход в свет в 1532 г. в Лионе анонимной народной книги «Великие и неоценимые хроники о великом и огромном великане Гаргантюа». Успех книги, в которой пародировались средневековые рыцарские романы, навел Рабле на мысль использовать эту форму для передачи более глубокого содержания. В том же году он выпустил в качестве ее продолжения книгу «Страшные и ужасающие деяния и подвиги преславного Пантагрюэля, короля дипсодов дипсодов, сына великого великана Гаргантюа». Произведение это, подписанное псевдонимом Алькофрибас Назье и составившее затем вторую книгу всего романа, выдержало в короткий срок ряд изданий и вызвало несколько подделок.

 В  1534 г. Рабле выпустил под тем  же псевдонимом начало истории  под заглавием «Повесть о преужасной  жизни великого Гаргантюа, отца  Пантагрюэля», которое составило  первую книгу всего романа.

 «Третья  книга героических деяний и речений доброго Пантагрюэля» вышла в свет в 1546 г. с обозначением подлинного имени автора. Она существенно отличается от двух предыдущих книг. Сатира в третьей книге стала по необходимости более сдержанной и прикрытой. Первая краткая редакция «Четвертой книги героических деяний и речей Пантагрюэля» (1548) носит сдержанный в идейном отношении характер.

 Через  9 лет после смерти Рабле под  его именем была издана книга  «Звонкий остров», а еще через  2 года – полная «Пятая книга». Источники. Помимо народной книги о великане Гаргантюа, Рабле послужила образцом богатая гротескно-сатирическая поэзия, развивавшаяся в Италии. Еще ближе к Рабле, повлиявший на него Теофило Фоленго, автор поэмы «Бальдус» (1517), которая содержала острую сатиру на нравы своего времени. Однако главным источником Рабле явились народное творчество, живая фольклорная традиция, пропитывающая весь его роман, а также произведения французской средневековой литературы. Рабле почерпнул немало мотивов и сатирических черт своего романа из фаблио, второй части «Романа о Розе», из Вийона, но еще больше – из обрядово-песенной образности, из народных повестушек, анекдотов, пословиц и прибауток своего времени. Большую помощь оказало ему знакомство с античной наукой и философией. Роман Рабле насыщен серьезными или полушуточными цитатами из них, параллелями, примерами.

 Основные  проблемы.

1. Проблема воспитания (Рабле зло осмеивает старую систему воспитания, всякую схоластику. Его педагогические идеи ярче всего выражены в картине воспитания Гаргантюа, у которого было 2 учителя. Первый, педант Тубал Олоферн, знал лишь один метод обучения – зубрежку. Другой учитель по имени Понократ – «власть труда» - позаботился о том, чтобы мальчик осмысленно усваивал знания.).

2. Проблема  войны и мира (выразительно изображение  у Рабле феодальных войн).

3. Проблема  правителя. 

4. Проблема  народа.

 Пустословие и шарлатанство схоластиков осмеиваются у Рабле во всех формах и аспектах. Разоблачая всю низость и глупость средневековых учреждений и понятий, Рабле противопоставляет им новое, гуманистическое мировоззрение.

 Рабле  выдвигает принцип равномерного, гармонического развития душевных и физических свойств человека, а последнее он считает первичными. Земля, плоть, материя для него – основы всего сущего. Ключ ко всякой науке и ко всякой морали для Рабле – возвращение к природе. Реабилитация плоти – задача столь важная для Рабле, что он сознательно заостряет ее. Любовь выступает в понимании Рабле как простая физиологическая потребность.

 «Гаргантюа  и Пантагрюэль» - энциклопедия французской  жизни эпохи Возрождения. Антифеодальная, антицерковная сатира в ней.

 Все,  что связано с практикой католицизма,  подвергается у Рабле жестокому  осмеянию. Он ненавидит богословов, глумится над римской церковью  и папой, над всякой мистикой. Для Рабле нет ничего ненавистнее  монахов. 

 Иногда  антиклерикальные мотивы перерастают у Рабле в антирелигиозные выпады. Рассказав о чудесном рождении Гаргантюа, появившегося на свет через ухо матери, Рабле восклицает: «Почему бы и вам и не поверить? Ведь для бога нет ничего невозможного, и если бы он только захотел, то все женщины производили бы на свет детей через уши». Насмешка над мифом о «непорочном зачатии» Христа здесь несомненна. Ненавидя всякое насилие над человеческой личностью и порабощение ее властью религиозных и социальных норм, Рабле едко критикует идею наследственной знатности и благородства. С наибольшей охотой и мастерством Рабле изображает толпу, плебейскую среду, выходцев из низов общества.

4.Положительная  программа Рабле в романе «Гаргантюа  и Пантагрюэль». Проблема воспитания  и образования. Образы королей-великанов.  Утопия в изображении жизни Телемского аббатства. Жанр романа, его язык. В романе Рабле особенно выделяются три образа. Первый из них – образ доброго короля в его трех вариантах, по существу, мало отличающихся друг от друга: Грангузье, Гаргантюа, Пантагрюэль. В нем Рабле воплотил свой утопический идеал доброго и разумного правителя, который заботится не о славе, а о благе своих подданных. Короли-великаны Рабле обладают полнотой государственной власти, отстраняя от нее аристократов-феодалов. Но после наступившей реакции образ Пантагрюэля как короля тускнеет, в последних книгах он почти не показан правителем, а только путешественником и мыслителем, воплощающим философию «пантагрюэлизма». Вскоре образ Панурга оттесняет его окончательно на задний план.

Красной нитью через весь роман проходит вера в благость природы, в естественную «доброту» человека. Рабле убежден в том, что «люди, свободные, благородные и воспитанные, от природы наделены склонностью к добродетели и отвращением к пороку». Рабле утверждает доктрину «естественной нравственности» человека, не нуждающейся в религиозном обосновании. Но и вообще в его понимании мира для религии нет места.

Рабле начинает с мажорных томов. Он прославляет  наступивший расцвет наук и просвещения. Этот новый, гуманистический идеал Рабле утопически изобразил в картине Телемского аббатства, этого идиллического содружества интеллигентов, которые работают лишь над усовершенствованием нравственной природы человека и свободы от труда в унижающих человека условиях. Телемское аббатство не знает правил, стесняющих гармоническое развитие личности, здесь нет места для «нищих духом», порочных и убогих, - здесь царство красоты, молодости, радости жизни. Телемиты вольны вступать в брак, пользоваться благами богатства и свободы, они чтут науки и искусства, между ними нет таких, кто не умел бы «читать, писать, играть на музыкальных инструментах, говорить на 5 – 6 языках и на каждом языке писать стихами, так и обыкновенной речью».

 Рабле  зло осмеивает средневековый  суд, феодальные войны, старую  систему воспитания, всякую схоластику, богословскую метафизику и религиозный фанатизм.

 Язык  Рабле – причудливый, полный  синонимических повторов, нагромождений,  идиом, народных пословиц и  речений. Можно наблюдать в  стиле Рабле огромную языковую  культуру, использование всех грамматических средств, включение большого запаса научных и технических терминов, латинских или греческих слов и выражений. Рабле сочетает народные элементы и культурное наследие античности. Гротескно-комическая струя в романе Рабле выполняет несколько назначений. С одной стороны, она должна заинтересовать читателя и облегчить восприятие сложных и глубоких мыслей. С другой стороны, она же маскирует эти мысли, смягчая их выражение, служит для книги щитом против нападок цензуры. Мысли Рабле бывают иногда сильно завуалированы, и далеко не все его намеки расшифрованы современной критикой.

 По  жанру роман: сатирический, философский,  плутовской, воспитательный, утопический,  роман-путешествие.


Информация о работе Возрождение во Франции. Франсуа Рабле гуманист – универсал