Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:35, биография
ШЕКСПИР (Shakespeare) Уильям (1564-1616), английский драматург, поэт; был актером королевской труппы. Поэмы «Венера и Адонис» (1593) — на мифологический сюжет, «Лукреция» (1594) — из римской истории. «Шекспировский канон» (бесспорно принадлежащие ему пьесы) включает 37 драм. Ранние пьесы проникнуты жизнеутверждающим началом: комедии «Укрощение строптивой» (1593), «Сон в летнюю ночь» (1596), «Много шума из ничего» (1598). Трагедия о любви и верности ценою жизни «Ромео и Джульетта» (1595).
Трагедии
Первая подлинно
шекспировская трагедия — «Ромео
и Джульетта» — возникла в окружении
комедий и сонетов. Она сонетна
по своей языковой природе, ибо ее
главный герой Ромео не только
говорит, но и любит еще в этой
условной традиции. В любви к Джульетте
ему предстоит узнать себя и столкнуться
с миром. В то же время сонетное
слово, пришедшее в трагедию, открыло
этому жанру новые лирические
возможности в изображении
Небывалая новизна
и достоинство Гамлета
Разлад героя с историческим Временем будет и далее трагически нарастать в шекспировских пьесах. Правда, в «великих трагедиях», написанных вслед «Гамлету», предпринимается последняя попытка эпически цельного и прекрасного героя пробиться в мир: любовью — Отелло, силой — Макбет, добром — Лир. Это не удается: Время непроницаемо для них. Более того — им и внутренне не дано противостоять разрушительному воздействию Времени. Чем более велик человек, тем страшнее совершается его падение. «Зло есть добро, добро есть зло» (перевод Б. Пастернака) — зловещим рефреном звучит заклинание ведьм в «Макбете».
Послесловием к трагедиям пишутся последние пьесы Шекспира: «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря». Первоначально их относили к комедиям. Теперь их принято называть «романтическими драмами» (romances). Повторяя ситуации трагических сюжетов, они завершаются счастливо — как будто возвращая утопическую надежду на лучшее.
Магистральной
идеей эпохи Возрождения была
мысль о достойной личности. Время
подвергло эту идею трагическому
испытанию, свидетельством которого и
явилось творчество Шекспира. К финалу
в нем нарастает метафора бури,
ибо, как в бурю, все вдруг закружилось,
спуталось, потерялось. Величие и
низость стали легко меняться
местами. Человек, спасаясь от самого себя,
подобно королю Лиру, бросился назад
к природе, сорвал одежду, чтобы в
неприкрытой наготе души обнаружить
неизвестную прежде сложность внутреннего
бытия, свою одновременно Божественную
и по-звериному жестокую сущность.
«Время вышло из пазов», прежнее
единство распалось, замелькало множеством
лиц, быть может, поражающих не героическим
величием, но небывалым ранее разнообразием,
которое впервые и навсегда было
запечатлено в драматургии
«Шекспировский вопрос»
Источником огорчений и сомнений для биографов Шекспира послужило его завещание. В нем говорится о домах и имуществе, о кольцах на память для друзей, но ни слова — о книгах, о рукописях. Как будто умер не великий писатель, а заурядный обыватель. Завещание стало первым поводом задать так называемый «шекспировский вопрос»: а был ли Уильям Шекспир из Стратфорда автором всех тех произведений, которые мы знаем под его именем?
Вот уже сто лет находится немало сторонников отрицательного ответа: не был, не мог быть, поскольку был необразован, не путешествовал, не учился в университете. Стратфордианцами (сторонники традиционной версии) и антистратфордианцами было приведено множество остроумных доводов. Было предложено более двух десятков кандидатов в «Шекспиры». Среди наиболее популярных претендентов философ Фрэнсис Бэкон и предшественник Шекспира в деле преобразования драматического искусства, величайший из «университетских умов» Кристофер Марло. Однако в основном искали среди лиц титулованных: назывались графы Дерби, Оксфорд, Рэтленд — права последнего были поддержаны и в России. Полагали, что только присущее им образование, положение в обществе и при дворе, возможность путешествовать, открывали широкий обзор жизни, который есть в пьесах. У них могли быть причины скрывать свое настоящее имя, на которое якобы пятном позора по тогдашним представлениям легло бы ремесло драматурга.
Однако в пользу Шекспира свидетельствует главный аргумент: его имя при жизни появилось на десятках изданий отдельных пьес, поэм, на сборнике сонетов. О Шекспире говорили как об авторе этих произведений (почему при каждом упоминании имени следовало ожидать уточнения, что речь идет об уроженце Стратфорда, а не о ком-то еще?). Сразу после смерти Шекспира двое его друзей-актеров издали его произведения, а четыре поэта, включая величайшего из современников Шекспира его друга Бена Джонсона, восславили его. И ни разу никакие опровержения или разоблачения не последовали. Никто из современников и потомков, вплоть до конца 18 в. не усомнился в шекспировском авторстве. Можно ли предположить, что тайна, в которую должны были быть посвящены десятки людей, хранилась столь ревностно?
Как же объяснить,
что драматург следующего поколения
Уильям Давенант, прекрасно осведомленный
в театральных делах и
Шекспировская
тайна, безусловно, существует, но это
не биографическая загадка, а тайна
гения, которому сопутствует то, что
поэт-романтик Джон Китс назовет «негативной
способностью» Шекспира, его поэтическим
зрением — видеть все и ничем
не обнаружить своего присутствия. Уникальная
шекспировская тайна, которая принадлежит
личности и времени, когда личное
впервые прорезывает
Шекспир завершает
процесс создания национальной культуры
и английского языка; его творчество
подводит трагический итог всей эпохе
европейского Возрождения. В восприятии
последующих поколений