Творчество поэта З.Н. Александровой для дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 23:46, контрольная работа

Краткое описание

Александрова Зинаида Николаевна родилась в Петербурге в семье учителя. Она была в семье единственным ребенком. Летом семья часто выезжала на дачу, с удовольствием покидая мрачный многоэтажный доходный дом. В загородной местности, окрашенной неярким колоритом скромного северного лета, и формировались любовь будущей поэтессы к северной природе, к природе вообще, теплое отношение к простым людям, к деревенским ребятам — товарищам по играм. Маленькая Зина рано начала читать.

Файлы: 1 файл

контр по литре 2011г.docx

— 895.32 Кб (Скачать)

1.Творчество поэта  З.Н. Александровой  для дошкольников. 

3 декабря 1907 года  родилась Зинаида  Николаевна Александрова

Александрова Зинаида  Николаевна родилась в Петербурге в  семье учителя. Она была в семье  единственным ребенком. Летом семья  часто выезжала на дачу, с удовольствием  покидая мрачный многоэтажный доходный дом. В загородной местности, окрашенной неярким колоритом скромного  северного лета, и формировались  любовь будущей поэтессы к северной природе, к природе вообще, теплое отношение к простым людям, к  деревенским ребятам — товарищам  по играм. Маленькая Зина рано начала читать. Это была в основном поэзия: Пушкин, Лермонтов, Крылов… 

      Началась  Первая мировая война. Отец  из-за плохого зрения на фронт  не попал. Он работал в госпитале,  занимаясь грамотой с выздоравливающими  солдатами. Мать в том же  госпитале работала фельдшерицей. Война окончилась. Дочку отдали  в Мариинскую гимназию, в приготовительный  класс. А тут — революция.  Семья Александровых решила перебраться  в деревню — считалось, что  там безопаснее и сытнее. Маленькая  Зина стала ходить в сельскую  школу. 

       В 1919 г. от туберкулеза умирает  отец, а через год — мать, заразившись  сыпняком от больных, которых  она неутомимо и самоотверженно  спасала, мотаясь по самым отдаленным  деревням.

       Детство кончилось. Тетка отдала  свою племянницу в детский  дом — бывший Павловский институт. К детдомовскому периоду относятся  первые поэтические опыты З.  Н. Александровой. В детдоме  она закончила семилетку и  пошла работать на прядильную фабрику им. С. Халтурина. Продолжала писать стихи. Подруги без ведома автора послали их в журнал «Работница и крестьянка». Некоторые были напечатаны. А вскоре вышли две ее книжки (по словам автора, «тоненькие, робкие») — «Полевой Октябрь» и «Фабричные песни». К этому времени З. Н. Александрова уже училась в Ленинградском техникуме печати.  

Работу в детской  литературе Зинаида Александровна  начала в 1930-1931 годах. Первое обращение  к малышам - стихотворение «Ветер на речке» вышло в 1932 г.

В этой и последующих  книгах присутствует игровое начало, шутки, считалки. Стихи пришлись ребятам  по вкусу, много раз переиздавались, вошли в хрестоматии, были положены на музыку. Песнями стали и некоторые  другие стихи З. Н. Александровой: «Маленькой елочке холодно зимой» знаменитые «Бескозырка  белая»и «Гибель Чапаева». 

В 1934 г. вышла в  свет последняя «взрослая книжка»  Александровой — «Биография песни». Поэтесса решила целиком посвятить  своё творчество детскому читателю. Она  выступала в школах, в библиотеках, работала на радио и в музыкальном  издательстве. Одна за другой у нее  выходили новые книжки для малышей: «Колхозная весна» (1932), «Майка», «Зима» (1933),«Наши ясли» (1934), «Мишкины соседи» (1936), «Гибель Чапаева» (другое название - «Песня (песнь) о Чапаеве») (1937), «Чарита» (1938). «Хорошо живётся» (1939), «Мой Мишка» (1940), «У нас в саду» (1941). 

В довоенных стихах Зинаида Николаевна запечатлела  живую историю детства: игры, увлечения, кумиры детей 30-х годов. Например, книжка стихов для самых маленьких «Наши  ясли», последовательно описывает  события целого ясельного дня: утренняя прогулка малышей, коллективная игра в  игровой комнате, обед, приход новенькой. Стихи стали настолько популярными  среди ребят, что книга была переведена на 16 языков. 

В лирике книг, вышедших в предвоенные годы: «Хорошо живётся», «Дозор», «Песнь о Чапаеве», присутствуют гражданские мотивы. Гибель Чапаева  описана эмоционально и зримо. Стихотворение, написанное на важную для того времени  тему, получило вторую премию на конкурсе современных стихов. Героиня поэмы  «Чарита» - испанская девочка, оставшаяся сиротой во время войны с фашистами. Персонаж стихотворения «Дозор» - мальчик, вырастивший для брата - пограничника собаку. Служа на границе, пес Дозор задержал врага и спас жизнь брату. 

Во время Великой  Отечественной войны Александрова жила и работала в городе Чистополе, куда отправили в эвакуацию её сына. 1944-м и 1945-м годами датированы военные книжки Александровой «Островок  на Каме» и «Салют». Их можно отнести  к детской гражданской лирике. Стихи сборника «Островок на Каме»  повествуют о жизни детей в  эвакуации. Некоторые стихи, такие  как «Прощание», «Сыну», автобиографичные. В них переданы чувства и переживания матери, отправляющей своего сына в эвакуацию.

После войны Зинаида  Николаевна работала в Комиссии по детской литературе Союза писателей  СССР, участвовала в творческих обсуждениях, была членом редколлегии журнала  «Мурзилка». В послевоенные годы она написала много стихов для детей: «Подснежник», «Одуванчик», «Морошка», «Топотушки», «Письма с БАМа» и многие другие. Основные произведения Александровой собраны в большом сборнике «Стихи», вышедшем в издательстве «Детгиз» в 1951 г 

Стихотворение «Одуванчик»  даёт читателю образное  представление  не только о молодости и старости, но и об уходе - из жизни:

Одуванчик золотой 

Постарел и стал седой.

А как только поседел,

Вместе с ветром улетел. 

Особая удача поэтессы - цикл стихов о Тане. Главная черта  четырёхлетней Танюши - приветливость, доброта, нежная любовь к окружающим. Она подарила маме цветы, любит папу, дружит с братом, жалеет подружку Варю, кормит голубей, кур, кроликов, бычка  Борьку.

В стихах о Тане поэтессе удалось раскрыть одну из особенностей женского характера - сочетание силы и слабости. Храбрая Таня бросается  на защиту зайчонка от злого пса («Таня  первый раз в кино»), но сама нуждается  в помощи, в опеке («Таня пропала»).

Заканчивается цикл стихотворением «Сарафанчик»:

Ярко-жёлтый одуванчик,

Колокольчики вокруг...

Сшили Тане сарафанчик,

Сшили платья для  подруг.

А откуда взялся ситец? Отвечая на этот вопрос, Зинаида  Николаевна рассказывает о том, как  вырос в Узбекистане хлопок, как  его собирали, везли на фабрику, чесали, пряли, ткали, красили. Всего Александровой  выпущено около 70 наименований книг—  как отдельных стихов, так и сборников (1951, 1957, 1965, 1975, 1977 годы). Зинаида Николаевна не только писала. Вся жизнь ее была тесно связана с работой редакций газет и журналов. После Ленинграда она некоторое время работала в Рязанской газете «Путь молодежи». Потом перебралась в Москву, где стала работать заведующей редакцией отдела детской литературы в издательстве «Молодая гвардия». Затем трудилась в журнале «Искорка», в «Крестьянской газете», в журнале «Дружные ребята». 

Много внимания уделяла  Александрова работе с литературной молодежью. Многие ныне хорошо известные  поэты, пишущие для детей, назовут  ее имя среди своих учителей. Другой большой и важный раздел ее работы — популяризация детской литературы народов СССР. Известны ее переводы грузинских, украинских, литовских, еврейских  поэтов, пишущих , для детей.

Время брало свое. В 1981г. у Зинаиды Николаевны случился инсульт. Ей стало трудно писать —  рука не слушалась. Сохранились, однако, отдельные листочки, по которым можно  было судить, что творческие возможности  писательницы далеко не исчерпаны. Умерла 3. Н. Александрова в 1983 г.  

З.Н. Александрова была награждена медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной  войны», «Ветеран труда», а также  многочисленными Почетными грамотами. 

Книги Зинаиды Александровой:

1.Белочка: [стихи]/[рис.  З.Яриной]. – М.: Эксмо, 2005. – 47 с.: ил. – (Божья коровка).

2.Ветер на речке:  стихи/ рис. Т.Васильевой. – М.: Малыш, 1977. – 24 с.: ил.

3.Вьются искорки  костра: стихи/ рис.Ю.Ноздрина. – М.: Дет. Лит., 1982. – 32 с.: ил. - (Читаем сами).

4.Гибель Чапаева/  рис. А.Парамонова. – М.: Дет лит., 1985. – 16 с.: ил. – (Мои первые книги).

5.День начинается  с чудес: стихи. – М.: Дет.  Лит., 1975. – 127 с.: ил.

6.Дозор: [стихи]/ рис.  П.Алексеева. – М.: дет лит., 1971. – 15 с.: ил. – (Мои первые книжки).

7.Елочка/ [худож. Б.Игнатьев]. – М.: Мир «Искателя», 2006. – 10 с.: цв. Ил. – (Неваляшка).

8.Елочка/ худож. Ю.Исайкин. – М.: Омега, 1997. – 63 с.: цв. Ил. – (Для самых маленьких).

9.Крылатые цветы:  стихи/ рис. Р.Вольского. – М.: Малыш, 1980. – 16 с.

10.Мишкины соседи: стихи. – М.: Дет.лит., 1977. – 104 с.: ил.

11.Мой мишка/ худож. Г.Коптелова. – М.: Малыш, 1986. – 10 с.: ил.

12.Мы приехали  на БАМ: стихи/ рис. Е. Чернятина.  – М.: Дет. Лит., 1980. – 16 с.: цв. ил.

13.Новая столовая: стихи. – М.: Малыш, 1984. – 8 с.: ил.

14.Пятеро из одной  звездочки: стихи [для дошкольного  возраста]/худож. Г.Алимов. – М.: Дет.лит., 1990. – 15 с.: ил. – (Мои первые книжки).

15.Ромашки: [стихи]/[рис.  З.Яриной]. – М.: Эксмо, 2005. – 47 с.: ил. – (Божья коровка).

16.Смешные человечки:  стихи. – М.: Дет. Лит., 1976. – 16 с.: ил. 

Практически все  стихотворения Зинаиды Александровой  рассказывают о том, как прекрасна  наша Родина, ее зеленые леса и синие  реки, которые нельзя не любить и  не защищать от врагов, как хороши ее люди и дружный их труд, какие  славные наши ребята, какие у них  звонкие голоса. И как интересно  жить на свете, подрастая с каждый годом и вглядываясь в большой  широкий просторный мир! 
 
 
 
 

2.Анализ  стихотворений «Подснежник», «Мой мишка». 

З.Н. Александрова "Подснежник"

Одно из лучших стихотворений  Александровой - «Подснежник». «Синенький цветочек, Полузамёрзший, чуть живой» вызывает ассоциацию с образом малыша военного поколения. Подснежник, выросший слишком рано («Соседей нет, он первый здесь»), погибает:

И он, от холода синея,

Головку слабую клоня,

Сказал: - Умру, но не жалею:

Ведь началась весна  с меня!

-рифма (созвучие  в конце строк) кочек - цветочек;  снеговой-живой, весна - видна, дружок-снежок и т.д.

-четырехстишье;

-напевность.

Для создания более  яркого лирического образа весны  Александрова использует различные  приёмы:

1.     Олицетворение  -  цветочек, чуть живой и т.д. 

2.     Эпитеты  - пушистый, белый, холодный, мартовский  снежок; и т.д.

3.     Прямая  речь.

В этом стихотворении  присутствует и гипербола – началась весна с меня. 

Для разнообразия языка  стихотворения автор использует синонимы (подснежник, цветочек, дружок, он, полузамерзший, чуть живой).

Читая стихотворение  можно представить как там  холодно, снег колючий, страшно, никого вокруг нет.

Очень становится жалко  цветок - хрупкий, замерзший, испуганный.

Главные герои здесь - подснежник, зайчиха, солнце.

Подснежник - снежный, гордый, хотя и слабый. Подснежник, преодолевая свой путь от рождения до смерти продолжает верить, что подарил радость. Можно это сравнить с человеком,  преодолевающим жизненные преграды, сохраняет радость жизни, чистоту души.

Это стихотворение  является  познавательным для ребёнка. Он узнаёт, что подснежник самый ранний весенний цветок . Зайчиха может съесть его. Узнает, какая погода ранней весной.

Учит ребёнка сострадать  цветку и может быть  не будет  срывать его при встречи.

Основная мысль  стихотворения -  маленький цветочек победил зиму. 

Анализ  стихотворения «Мой мишка» 

Стихотворение «Мой мишка» детское, поучительное, доброе, легко запоминающееся.

Картины, которые рисует в стихотворение автор, меняются.

 Сначала  девочка сшила  мишке рубашку, затем сварила кашку,помыли лапки перед едой, потом пошли гулять во двор. Во дворе девочка знакомит  своего друга с курами, гусем, козлёнком, собакой. Потом пошли на речку, где мишка прыгал на мостике и упал.

Закончилось стихотворение  тем, что мокрого мишку девочка  понесла домой. 

Девочка здесь предстаёт  перед нами заботливой, трудолюбивой.

Информация о работе Творчество поэта З.Н. Александровой для дошкольников