Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:38, сочинение
Творчество И. С. Тургенева – это мир, до сих пор неизведанный. Многие пытались исследовать Тургенева, но нет еще ни одного, кто бы твердо и уверенно мог сказать: «Я знаю все его творчество, знаю каждую строчку его произведений, могу точно сказать вам, что значит то или иное слово». Да это и понятно! Просто невозможно проанализировать творчество Тургенева полностью, даже если посвятить этому всю жизнь. Поэтому и я не буду рассматривать все творчество в целом, а исследую только часть его – «Стихотворения в прозе»…
"Творчество
И. С. Тургенева"
Творчество И. С. Тургенева
– это мир, до сих пор неизведанный.
Многие пытались исследовать Тургенева,
но нет еще ни одного, кто бы твердо
и уверенно мог сказать: «Я знаю все его
творчество, знаю каждую строчку его произведений,
могу точно сказать вам, что значит то
или иное слово». Да это и понятно! Просто
невозможно проанализировать творчество
Тургенева полностью, даже если посвятить
этому всю жизнь. Поэтому и я не буду рассматривать
все творчество в целом, а исследую только
часть его – «Стихотворения в прозе»…
В последние годы жизни И. С. Тургенев создает
цикл «Стихотворений в прозе», который
он пишет с 1877 года. В печати стихотворения
появляются в 1882 году в двенадцатом номере
« Вестника Европы ». Вообще эти произведения
для печати не предназначались, слишком
уж интимны были переживания в некоторых
из них. Однако Стасюлевичу, близкому другу
Тургенева и редактору журнала, во время
одного из последних свиданий с Иваном
Сергеевичем удалось уговорить последнего
напечатать часть «Старческих раздумий»
(так их называл сначала сам Тургенев)
…
Многие пишут, что тургеневские «Стихотворения…»
-это новый жанр не только для всей русской
литературы, но и мировой. Это неверно.
Можно провести параллель между «Стихотворениями…»
Тургенева и некоторыми произведениями
европейской литературы XIX века. Например,
А. Е. Грузинский говорил, что между известным
стихотворением Тургенева «Природа» и
некоторыми произведениями Джакомо Леопарди,
а в частности, с «Диалогом природы с исландцем»,
есть сходство… А довольно известные
во времена И. С. Тургенева «Les petites poemes
en prose?» Несомненно, писатель хорошо знал
эти произведения. Многие исследователи
спорили о том, кто же основоположник этого
жанра. Одни говорили, что он зародился
на Западе (Л. В. Пумпянский), другие утверждали,
что истоки его вообще надо искать в античности
и библейских преданиях… Но наиболее
справедливым мне кажется вывод Н. И. Балашова:
«Ало-зизиус Бертран ввел, можно решиться
сказать, в литературу мировую стихотворение
в прозе как особый поэтический жанр».
Со своей же стороны хочу добавить то,
что тургеневские стихотворения, несомненно,
похожи и сопоставимы с японской, арабской,
восточной поэзией. «Стихотворения в прозе»
— это те же японские стихотворения, написанные
в форме хокку и танка… Их объединяет
лаконичность, иносказательность, а главное…
«бездна мысли». Каждое слово, каждый звук
имеют свой смысл… свое назначение.
Но все-таки… почему же именно стихотворения
в прозе? А не просто – философские рассказы?
Наверное потому, что слишком уж гармонично
сочетаются звуки, мелодично сливаются
они в слова и фразы… «это сплав поэзии
и прозы, мелодии и ритма, отмеченный печатью
необыкновенного стилистического изящества».
«Стихотворения в прозе» – это сборник
оригинальных философских высказываний,
жизненных выводов. Это своеобразный итог,
черта, точка, которую Тургенев ставит
в конце всех своих произведений… в конце
своей жизни. Здесь отразилось все то,
что было «разлито» по всем произведениям
писателя.
ям писателя. Тематика
стихотворений чрезвычайно
Таким образом, не буду
сейчас перечислять все темы по отдельности,
а назову главные и преобладающие: воспоминания
о давней любви, размышления о неотвратимости
смерти, раздумья о ничтожности человеческой
жизни перед вечностью природы.
Возможно, здесь может
показаться, что все «Стихотворения…
»проникнуты пессимистическими настроени-ями,
но это не так. Своим мрачным, темным, «пасмурным»
стихотворениям («Старик») Тургенев противопоставляет
светлые, радужные, проникнутые оптимистическими
настроениями («Лазурное царство»). Обычно
они все о той же любви, красоте, ее силе.
В этих стихотворениях чувствуется, что
автор все же верит в силу прекрасного,
в счастливую жизнь, которой у него, к сожалению,
не было («Воробей»).
Этот цикл — противопоставление
жизни и смерти, молодости и старости,
добра и зла, прошлого и настоящего. Эти
мотивы «вступают в борьбу» между собой.
Тургенев часто сталкивает их, переплетает,
все противоречивое, в конце концов, автор
стремится слить воедино («Двойник»)…
Все произведения Тургенева
объединяет рассматривание вечных проблем,
которые в принципе волнуют общество и
в данное время. Рассмотрим некоторые
темы и стихотворения, например тему «Человек
и природа».
И. С. Тургенев всегда
восторгался красотой и «бесконечной
гармонией» природы. Он был убежден, что
человек только тогда силен, когда «опирается»
на нее. Всю жизнь писателя волновали вопросы
о месте человека в природе. Его возмущали
и в то же время пугали могущество и власть
ее, необходимость подчиняться ее жестоким
законам, перед которыми все одинаково
равны. Его ужасал «закон», по которому,
рождаясь, человек был уже приговорен
к смерти. Мысль о том, что «природа, материя
остается, индивидуумы исчезают», мучила
Тургенева. Его возмущало то, что природа
«не ведает ни добра, ни зла». В ответ на
лепетание человека о справедливости
она отвечает: «Разум мне не закон — что
такое справедливость? Я тебе дала жизнь
– я ее и отниму и дам другим, червям и
людям… мне все равно. А ты пока защищайся
— и не мешай мне!» Ей все равно, что человек,
что червь, все они твари. У всех жизнь
одна, и она — величайшая ценность. А главное,
что есть в ней, что надо беречь, поймать
и не отпускать, — молодость и любовь.
Не зря преобладающим мотивом является
тоска героя о прошлом, скорбь из-за того,
что все подходит к концу, а так мало сделано…
Ведь жизнь человека так прекрасна и так
мала, так мгновения в сравнении с жизнью
природы…
Это противоречие,
конфликт между человеческой жизнью и
жизнью природы остается для Тургенева
неразрешимым. «Не дайте проскользнуть
жизни между пальцев» — вот основная философская
мысль и наставление писателя, выраженное
во многих «Стихотворениях…».отворениях…»
Нередко, для того чтобы
показать всю мимолетность жизни, Тургенев
сопоставляет настоящее и прошлое. Ведь
именно в такие моменты, вспоминая свое
прошлое, человек начинает ценить жизнь
(«Двойник»).