Творчество Достоевского и образ князя Мышкина в романе «Идиот»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 05:25, реферат

Краткое описание

Федор Михайлович Достоевский – русский писатель, родившийся 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве, Российская империя, и умер Санкт-Петербурге 28 января (9 февраля) 1881. Федор Михалович – один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. Отец его был дворянин, помещик и доктор медицины. Воспитывался до 16 лет в Москве. На семнадцатом году сдал в Петербурге экзамен в Главном инженерном училище. В 1842-м году окончил военно-инженерный курс и вышел из училища инженер-подпоручиком. Был оставлен на службе в Петербурге, но другие цели и стремления влекли его к себе. Он особенно стал заниматься литературой, философией и историей.

Файлы: 1 файл

творчество Достоевского и образ князя Мышкина.docx

— 19.26 Кб (Скачать)

Творчество Достоевского и образ князя Мышкина в  романе «Идиот».

Федор Михайлович Достоевский – русский писатель, родившийся 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве, Российская империя, и умер Санкт-Петербурге 28 января (9 февраля) 1881. Федор Михалович – один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. Отец его был дворянин, помещик и доктор медицины. Воспитывался  до  16  лет  в  Москве.  На  семнадцатом году сдал в Петербурге  экзамен  в  Главном  инженерном  училище.  В 1842-м году окончил военно-инженерный   курс   и  вышел  из  училища  инженер-подпоручиком.  Был оставлен  на  службе  в Петербурге, но другие цели и стремления влекли его к себе. Он  особенно  стал  заниматься  литературой, философией и историей.

     В  1844  году  вышел в отставку  и тогда же написал свою  первую довольно

большую  повесть  "Бедные  люди".  Эта повесть  разом создала ему положение  в

литературе,  встречена  была критикой и лучшим русским обществом чрезвычайно

благосклонно.  Это  был  успех  в полном смысле слова редкий. Но наступившее

затем  постоянное  нездоровье  несколько  лет сряду  вредило его литературным

занятиям.

     Весною  1849 года он был арестован вместе  со многими другими за участие

в  политическом  заговоре  против  правительства,  имевшем  социалистический

оттенок.  Был  предан следствию и военному суду. После восьмимесячного  содержания  в  Петропавловской  крепости  был  приговорен к смертной  казни  расстрелянием.  Но приговор исполнен не был: было прочитано смягчение  приговора  и  Достоевский был лишён состояния, чинов и дворянства, а также  сослан   в  Сибирь  на  каторжные  работы  на  четыре  года,  с

зачислением  по окончании срока каторги в  рядовые солдаты. Приговор этот над

Достоевским  был,  по  форме  своей, первым еще случаем в России, так как всякий приговоренный в России на каторгу терял гражданские права свои навсегда, даже если  и окончил свой  срок  каторги. Достоевскому же назначалось, по отбытии срока  каторги,  поступить  в  солдаты,  -  то есть возвращались опять права гражданина.  Впоследствии  подобные  помилования  случались не раз, но тогда это  был  первый  случай и произошел по воле покойного императора Николая I, пожалевшего в Достоевском его молодость и талант.

     В   Сибири  Достоевский отбыл свой  четырехлетний срок каторжных  работ, в

крепости  Омске;  и  затем  в  1854  году  был  отправлен из каторги рядовым

солдатом  в  Сибирский  линейный  батальон Љ 7 в г. Семипалатинск, где через

год  был  произведен  в  унтер-офицеры,  а  в  1856  году, со вступлением на

престол  ныне  царствующего  императора  Александра  II  - в офицеры. В 1859

году,  будучи  в  падучей  болезни,  нажитой  еще  в  каторге,  был уволен в

отставку  и  возвращен  в  Россию,  сначала  в г. Тверь, а затем в Петербург.

Здесь Достоевский  начал вновь заниматься литературой.

Творчество Федора Михайловича можно рассматривать  как в контексте художественной литературы, так и в контексте  философских работ, а лучше всего  рассматривать его произведения как «золотую середину». Ведь Достоевский  не является философом в чистом виде – у него нет ни одного исключительно  философского произведения, он всегда мыслит как художник. Так или иначе, в высказываниях всех его героев всегда присутствует идея, а иногда даже переизбыток этих философских  идей, которые являются неразрывно связанными с самим персонажем и  тем что он переживает. Творчество Достоевского буквально пропитано философскими вопросами – вопросами антропологии, философии истории, религии, этики и многими другими, глубина и широта которых поражает умы читателей всего мира.

Как показал  Ноговицын О.М.{Поэтика русской  прозы. Метафизическое исследование. ВРФШ, Спб., 1994} в своей работе, Достоевский является самым ярким «онтологонической» или «рефлексивной» поэтики. Эта поэтика отличается от описательной тем, что оставляет героя в некотором смысле свободным от текста, который его описывает, что проявляется в том, что он осознает свое отношение с ним и действует отталкиваясь от него. Именно поэтому многие персонажи Достоевского парадоксальны и уникальны. Основной особенностью «рефлексивной» поэтики Достоевского является прежде всего то, что персонаж пытается пойти против текста, он не подчинен повествованию и является отдельным от него, герой пытается его «переписать». В этом случае Достоевский не столько описывает события, повествуя нам ту или иную историю своего персонажа, а сопереживает ему в его нежелании принять текст (мир) в котором тот вынужден жить. Эту уникальную особенность литературного стиля, отношение Федора Михайловича к собственным персонажам, впервые заметил Бахтин {Проблемы творчества Достоевского Л., - Прибой, 1929 – 244с.}

Как было уже  замечено выше, творчество Достоевского полюбилось не только на родине писателя, но и за рубежом. Наиболее позитивную оценку творчества писателя дал отечественный  деятель, религиозный философ Соловьев {Три речи в память Достоевского 1881 - 1883}

«А любил он прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением. Приняв в свою душу всю жизненную злобу, всю тяготу и черноту жизни и преодолев все это бесконечной силой любви, Достоевский во всех своих творениях возвещал эту победу. Изведав божественную силу в душе, пробивающуюся через всякую человеческую немощь, Достоевский пришел к познанию Бога и Богочеловека. Действительность Бога и Христа открылась ему во внутренней силе любви и всепрощения, и эту же всепрощающую благодатную силу проповедовал он как основание и для внешнего осуществления на земле того царства правды, которого он жаждал и к которому стремился всю свою жизнь.»

Однако, на родине у Достоевского имелись и те, кто оценивал его творчество не столь высоко. Например, Горький {О «карамазовщине» 1913}

«Неоспоримо и несомненно: Достоевский – гений, но это злой гений наш. Он изумительно глубоко почувствовал, понял и с наслаждением изобразил две болезни, воспитанные в русском человеке его уродливой историей, тяжкой и обидной жизнью: садическую жестокость во всем разочарованного нигилиста и – противоположность ее – мазохизм существа забитого, запуганного, способного наслаждаться своим страданием, не без злорадства, однако, рисуясь им пред всеми и пред самим собою.»

Так или иначе, с начала 20 века, заграницей творчество Достоевского пользуется славой и популярностью, им восхищаются люди абсолютно всех полов и национальностей, и приписывают  его в список самых великих  писателей за всю историю мировой  литературы. На западе критики видят  в нем предтечу «экзистенциализма» (А. Камю, Ж-П. Сартр). А на Востоке его считают своим учителем такие классики новой литературы и кино как Р. Акутагава и А. Курасава. В целом, зарубежом высоко ценят его художественную сторону, но почти всегда отвергают идеологическую сторону творчества.

Так или иначе, в нашей курсовой работе, мы хотели бы заострить особое внимание на одном  из самых загадочных, по мнению многих критиков, романов Достоевского –  «Идиот», а именно, на образе князя Мышкина в произведении.  Роман был начат писателем будучи в тяжелом положении, как финансовом, так и физическом. Чтобы поправить здоровье Достоевский отправился заграницу, но тем самым залезает в долги и пишет роман, за который уже взял деньги вперед.

Информация о работе Творчество Достоевского и образ князя Мышкина в романе «Идиот»