Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 16:29, доклад
Как правило, люди, придерживающиеся такой точки зрения, часто отсылают нас к "Макдональдсу" и прочей сугубо американской атрибутике, которая уже давно стала частью массовой культуры, «а также нередко поминают старый патриотически-славянофильский миф о "нации каторжников, торгашей и европейского отребья", которая, якобы, категорически не способна к созданию своей собственной, оригинальной полноценной культурной среды, изначально подменив ее атмосферой тотального духовного стяжательства и буржуазного хамства».
Трагедия капиталистического общества в романе Теодора Драйзера «Американская трагедия».
А.А. Тимофеева
В современном обществе повсеместно принято полагать, что США не
имеют собственной, богатой и развитой культуры, которая бы могла
обогатить поколения, поспособствовать их общему культурному развитию. Как правило, люди, придерживающиеся такой точки зрения, часто отсылают нас к "Макдональдсу" и прочей сугубо американской атрибутике, которая уже давно стала частью массовой культуры, «а также нередко поминают старый патриотически-славянофильский миф о "нации каторжников, торгашей и европейского отребья", которая, якобы, категорически не способна к созданию своей собственной, оригинальной полноценной культурной среды, изначально подменив ее атмосферой тотального духовного стяжательства и буржуазного хамства». [1].
К началу ХХ века Соединенные Штаты Америки становятся самой богатой страной капиталистического мира. Причинами тому были особенности исторического развития, военные поставки в ходе первой мировой войны и т.д. [2].
В то время в США реалистическая литература находится в стадии оформления.
Теодор Драйзер, как один из главных представителей реалистического направления в американской романистике, полагал, «что в обществе сильна романтика наживы, преобладает уверенность, что существующая система самая лучшая, Голливуд держит мертвой хваткой не только кинематографию, но и литературу; в американской литературе никто никогда не работает, нет бедности, а трудности разрешаются при помощи разных интриг» [3].
В таких крупных печатных изданиях, как «Успех», «Американский журнал» и «Субботняя почта» прославлялся американский образ жизни, частное предпринимательство. Америка представлялась страной равных возможностей для всех.
Характерной чертой Теодора Драйзера, как романиста, было то, что, он сохранял эстетические принципы критического реализма: умел воссоздавать типические образы представителей капиталистического общества и отражал глубоко типические для американской действительности обстоятельства их жизни, что позволяло ему изобразить жизнь как противоречивый процесс, как постоянную борьбу и действие.
Теодор Драйзер, как и герой его романа «Американская трагедия» Клайд Гриффитс, родился в бедной многодетной семье, постоянно бродяжившей по стране в безуспешных поисках лучшей доли. Та же картина и открывает роман: Эйса Гриффитс – глава семейства, и его жена переезжают из города в город, проповедуя религиозные воззрения и работая в Миссии, весьма непрактично относятся к жизни и её благам, предпочитая таскать с собой и детей, вместо того, чтобы определить их на постоянную учебу в школу. Во многом судьба Клайда Гриффитса напоминает судьбу и самого автора — «университеты» Драйзера (за вычетом совсем недолгого времени студенчества в Блумингтоне в штате Индиана) прошли в прачечных, ресторанах, на иной черной и низкооплачиваемой работе. [4].
Кроме того, формированию материального успеха в семье Драйзера «препятствовала почти болезненная богобоязненность, унаследованная от истово верующих родителей, у которых стремление наладить жизнь странно сочеталось с внутренней аскезой, убежденностью в том, что рай ждет лишь бедняков, а богатство — прямой путь в геенну огненную», что показано и в семье Клайда Гриффитса, родители которого надеются на божественное проведение и помощь, которая будет им оказана Господом за спасение заблудших душ. [5].
В «Американской трагедии» мечта для героя обернулась иллюзией, отправившей его на электрический стул, хотя он последовательно шёл по формуле успеха.
Драйзер оставил глубокий след в литературе США своего времени.
Это подтверждается и словами его друга и последователя - писателя Шервуда Андерсона – «Ноги Теодора протаптывают дорогу, тяжёлые грубые ноги. Он продирается сквозь чащу лжи, прокладывая путь вперёд». Автору удалось раздвинуть горизонты американской реалистической литературы, «несмотря на все трудности и барьеры, которые возводила на его пути буржуазная Америка, несмотря на шантаж и угрозы, преследовавшие всю его творческую жизнь». [6].
Как писал американский критик и публицист Генри Менкен после смерти Драйзера в 1945 году, он был великим художником, «ни один другой американец его поколения не оставил такого прочного и прекрасного следа в нашей национальной словесности. Американская литература до и после его времени отличается почти так же, как биология до и после Дарвина. Он был человеком огромной оригинальности, глубокой отзывчивости и непоколебимой храбрости. Всем нам, кто пишет, легче от того, что он жил, работал и надеялся». [7].
Теодор Драйзер вернул американской литературе живое дыхание жизни, он «ворвался в спёртую и затхлую атмосферу Америки, как порыв неукротимого ветра, и впервые со времен Марка Твена и Уитмена внёс в наш пуританский обиход струю свежего воздуха», - писал Синклер Льюис в 1930 году. [8.].
Драйзер показывает, какую важную роль в жизни американца того времени играли деньги, раскрывает отношения между людьми, имеющими разный социальный статус.
Тема денег занимает в «Американской трагедии» одно из главных мест. Деньги определяют судьбу главного героя. «Поклонение культу доллара» и приводит главного героя романа к трагической гибели.
Роман «Американская трагедия» является вершиной творчества Теодора Драйзера.
Литература:
8. История зарубежной литературы XX века 1917-1945 гг., под ред. В.Н. Богословесного, - М., 1990 г. – 490 с.
.
.