Трагедия капиталистического общества в романе Теодора Драйзера «Американская трагедия»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 16:29, доклад

Краткое описание

Как правило, люди, придерживающиеся такой точки зрения, часто отсылают нас к "Макдональдсу" и прочей сугубо американской атрибутике, которая уже давно стала частью массовой культуры, «а также нередко поминают старый патриотически-славянофильский миф о "нации каторжников, торгашей и европейского отребья", которая, якобы, категорически не способна к созданию своей собственной, оригинальной полноценной культурной среды, изначально подменив ее атмосферой тотального духовного стяжательства и буржуазного хамства».

Файлы: 1 файл

Трагедия капиталистического общества в романе Теодора Драйзера.doc

— 39.00 Кб (Скачать)

Трагедия капиталистического общества в романе Теодора Драйзера «Американская трагедия».

 

А.А. Тимофеева

 

     В современном обществе повсеместно принято полагать, что США не

имеют собственной, богатой и развитой культуры, которая бы могла

обогатить поколения, поспособствовать их общему культурному развитию. Как правило, люди, придерживающиеся такой точки зрения, часто отсылают нас к "Макдональдсу" и прочей сугубо американской атрибутике, которая уже давно стала частью массовой культуры, «а также нередко поминают старый патриотически-славянофильский миф о "нации каторжников, торгашей и европейского отребья", которая, якобы, категорически не способна к созданию своей собственной, оригинальной полноценной культурной среды, изначально подменив ее атмосферой тотального духовного стяжательства и буржуазного хамства». [1].

 К началу ХХ века Соединенные Штаты Америки становятся самой богатой страной капиталистического мира. Причинами тому были особенности исторического развития, военные поставки в ходе первой мировой войны и т.д. [2].

В то время в США реалистическая литература находится в стадии оформления.

 Теодор Драйзер, как один из главных представителей реалистического направления в американской романистике, полагал, «что в обществе сильна романтика наживы, преобладает уверенность, что существующая система самая лучшая, Голливуд держит мертвой хваткой не только кинематографию, но и литературу; в американской литературе никто никогда не работает, нет бедности, а трудности разрешаются при помощи разных интриг» [3].

 В таких крупных печатных изданиях, как «Успех», «Американский журнал» и «Субботняя почта» прославлялся американский образ жизни, частное предпринимательство. Америка представлялась страной равных возможностей для всех.

Характерной чертой Теодора Драйзера, как романиста, было то, что, он сохранял эстетические принципы критического реализма: умел воссоздавать типические образы представителей капиталистического общества и отражал глубоко типические для американской действительности обстоятельства их жизни, что позволяло ему изобразить жизнь как противоречивый процесс, как постоянную борьбу и действие.

  Теодор Драйзер, как и герой его романа «Американская трагедия» Клайд Гриффитс, родился в бедной многодетной семье, постоянно бродяжившей по стране в безуспешных поисках лучшей доли. Та же картина и открывает роман: Эйса Гриффитс – глава семейства, и его жена переезжают из города в город, проповедуя религиозные воззрения и работая в Миссии, весьма непрактично относятся к жизни и её благам, предпочитая таскать с собой и детей, вместо того, чтобы определить их на постоянную учебу в школу.  Во многом судьба Клайда Гриффитса напоминает судьбу и самого автора — «университеты» Драйзера (за вычетом совсем недолгого времени студенчества в Блумингтоне в штате Индиана) прошли в прачечных, ресторанах, на иной черной и низкооплачиваемой работе. [4].

 Кроме того, формированию материального успеха в семье Драйзера «препятствовала почти болезненная богобоязненность, унаследованная от истово верующих родителей, у которых стремление наладить жизнь странно сочеталось с внутренней аскезой, убежденностью в том, что рай ждет лишь бедняков, а богатство — прямой путь в геенну огненную», что показано и в семье Клайда Гриффитса, родители которого надеются на божественное проведение и помощь, которая будет им оказана Господом за спасение заблудших душ. [5].

В «Американской трагедии»  мечта для героя обернулась иллюзией, отправившей его на электрический стул, хотя он последовательно шёл по формуле успеха.

Драйзер оставил глубокий след в литературе США своего времени.

Это подтверждается и  словами его  друга и последователя - писателя Шервуда Андерсона – «Ноги Теодора протаптывают дорогу, тяжёлые грубые ноги. Он продирается сквозь чащу лжи, прокладывая путь вперёд». Автору удалось раздвинуть горизонты американской реалистической литературы, «несмотря на все трудности и барьеры, которые возводила на его пути буржуазная Америка, несмотря на шантаж и угрозы, преследовавшие всю его творческую жизнь». [6].

 Как писал американский критик и публицист Генри Менкен после смерти Драйзера в 1945 году, он был великим художником, «ни один другой американец его поколения не оставил такого прочного и прекрасного следа в нашей национальной словесности. Американская литература до и после его времени отличается почти так же, как биология до и после Дарвина. Он был человеком огромной оригинальности, глубокой отзывчивости и непоколебимой храбрости. Всем нам, кто пишет, легче от того, что он жил, работал и надеялся». [7].

 Теодор Драйзер вернул американской литературе живое дыхание жизни, он «ворвался в спёртую и затхлую атмосферу Америки, как порыв неукротимого ветра, и впервые со времен Марка Твена и Уитмена внёс в наш пуританский обиход струю свежего воздуха», - писал Синклер Льюис в 1930 году. [8.].

 

Драйзер показывает, какую важную роль  в жизни американца того времени играли деньги, раскрывает отношения между людьми, имеющими разный социальный статус.

Тема денег занимает в «Американской трагедии» одно из главных мест. Деньги определяют судьбу главного героя. «Поклонение культу доллара» и приводит главного героя романа к трагической гибели.

Роман «Американская трагедия» является вершиной творчества Теодора Драйзера.

Литература:

  1. А. Лиховод «Буревестник американского капитализма.
  2. Боброва М.И. Предисловие. В кн.: Т. Драйзер. Американская Трагедия. - М.: Гослитиздат, 1948. – 821 с.
  3. Елистратова А. Предисловие. В кн.: Т. Драйзер. Американская Трагедия. - М.: ГИХЛ, 1933, - 780 с.
  4. Засурский Я. Предисловие. В кн. Драйзер Т. Американская Трагедия. - М., 1969, - 723 с.
  5. Засурский Я. Теодор Драйзер. В кн.: Курс лекций по истории зарубежной литературы ХХ века, т. I. под редакцией Андреева Л.Г. - М.: МГУ, 1957. – 125 с.
  6. Засурский Я. Теодор Драйзер. Жизнь и творчество, - М.: МГУ, 1977. – 353 с.
  7. История зарубежной литературы XX века, под ред. Л.Г. Андреева, М.: 1980 г. – 556 с.

8. История зарубежной литературы XX века 1917-1945 гг., под ред.   В.Н. Богословесного, - М., 1990 г. – 490 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Трагедия капиталистического общества в романе Теодора Драйзера «Американская трагедия»