Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:29, реферат
В сказках Бианки просматривается связь с народной сказкой. Наверное, из народных сказок пришли в его произведения простота, естественность речи, необходимая для понимания их детьми, добрый юмор, динамичность действий. Сказки писателя – это «сказки – несказки», в которых скрываются огромные знания, поэтому они считаются научно-познавательными. Сказки вводят ребенка в мир живой природы, помогают понять его.
В сказках Бианки был настоящим мастером литературной сказки. Начиная с «Теремка» и «лесного колобка – Колючего Бока». Это явный намек на устное народное творчество. Только жители теремка Бианки – звери или птицы в их природной среде обитания, а колобок – ежик, спасающийся от лисы.
1.Вступление
2.Основные жанры в творчестве писателя:
а) сказки;
б) рассказы и циклы рассказов;
в) повести;
г) «Лесная газета» - энциклопедия русской природы
3.Значение творчества В.В.Бианки: познавательный и воспитательный характер, современность
4.Библиографический список
Лекция
ТЕМА В. БИАНКИ В ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
План
1.Вступление
2.Основные жанры в творчестве писателя:
а) сказки;
б) рассказы и циклы рассказов;
в) повести;
г) «Лесная газета» - энциклопедия русской природы
3.Значение творчества
В.В.Бианки: познавательный и
4.Библиографический список
1.Вступление
«Во мне живет некая жизнерадостная сила. Вижу: все, что у меня было и есть хорошего, светлого в жизни... — от этой силы. Благословенна она и во мне и в других — в людях, птицах, цветах и деревьях, в земле и в воде» В.Бианки |
Одним из детских писателей был Виталий Валентинович Бианки. Биолог по призванию и образованию, сын учёного энтомологического отделения Зоологического музея Академии наук, Валентина Львовича Бианки (1857—1920). Род Бианки появился в России в начале XIX века. Одна его ветвь имела швейцарские корни, другая - немецкие. Прадед Виталия Бианки был известным оперным певцом, который перед турне по Италии по настойчивым просьбам импресарио поменял расхожую немецкую фамилию Вайс на Бианки.
Родился Виталий Валентинович
30 января (11 февраля) 1894 в С.-Петербурге.
С детства писал стихи. Отец Бианки,
которого писатель называл своим
первым и главным «лесным учителем»,
приобщал его к биологической
науке – водил в Зоологический
музей, поручал ведение
В течение четырех лет Бианки участвовал в научных экспедициях по Волге, Уралу, Алтаю и Казахстану. В 1916 году был призван в армию и после окончания ускоренного курса Владимирского военного училища в чине прапорщика направлен в артиллерийскую бригаду. В феврале 1917 года был избран солдатами в Совет солдатских и рабочих депутатов и в это же время примкнул к партии эсеров. Работал в комиссии по охране художественных памятников Царского Села. Ранней весной 1918 года его часть была отправлена на Волгу. Летом 1918 года Бианки работал в Самаре в газете «Народ».
Затем Бианки переехал в Уфу, Екатеринбург, снова в Уфу, в Томск и, наконец, в Бийск. Где был мобилизован в колчаковскую армию, но вскоре дезертировал оттуда и был вынужден жить под чужой фамилией. По документам он значился Виталием Беляниным, студентом Петроградского университета и орнитологом-коллектором Зоологического музея Российской Академии наук. Настоящую свою фамилию скрывал вплоть до изгнания колчаковцев. Двойная фамилия Бианки-Белянин осталась в его паспорте до конца жизни.
С установлением Советской власти в Бийске В. Бианки работал в отделе народного образования по музейной части. Затем в дополнение к этой должности был назначен заведующим музеем, а позднее утвержден еще и преподавателем школы имени III Коминтерна. Активно участвовал в работе Бийского общества любителей природы, читал лекции по орнитологии в Алтайском народном университете, организовал две научные экспедиции на Телецкое озеро.
В 1921 году Виталий Валентинович был дважды арестован ЧК в Бийске, а кроме того, он ещё отсидел 3 недели в тюрьме в качестве заложника.
В сентябре 1922 года кто-то из знакомых предупредил В. Бианки об угрозе нового ареста, и он, быстро собрав вещи, выправил командировку на родину и отправился с семьей в Петроград.
К этому времени у него
накопились «целые тома записок», о
которых он писал: «Они лежали мертвым
грузом у меня на душе. В них –
как в Зоологическом музее
– было собрание множества неживых
животных в сухой записи фактов,
лес был нем, звери застыли
в неподвижности, птицы не летали
и не пели. Тогда опять, как в
детстве, мучительно захотелось найти
слово, которое бы расколдовало их,
волшебным образом заставило
ожить». Потребность художественного
воплощения знаний о живой природе
сделала Бианки писателем. В 1923 он начал
публиковать фенологический календарь
в ленинградском журнале «
В конце 1925 года Бианки был арестован и приговорен за участие в несуществующей подпольной организации к трём годам ссылки в Уральск. В 1928 году (благодаря многочисленным ходатайствам, в том числе М. Горького, обратившегося к Г. Г. Ягоде) получил разрешение перебраться в Новгород, а затем и в Ленинград.
В ноябре 1932 года последовал новый арест, но через три с половиной недели Бианки был освобождён «за отсутствием улик».
В марте 1935 года Бианки, как «сын личного дворянина, бывший эсер, активный участник вооружённого восстания против советской власти», был снова арестован и подлежал ссылке на пять лет в Актюбинскую область. Благодаря заступничеству Е. П. Пешковой решение о ссылке было отменено, и Бианки был освобождён.
Бианки много путешествовал – маршруты проходили по Центральной России, Северу. В 1926–1929 жил в Уральске и в Новгороде, в 1941 вернулся в Ленинград. Из-за болезни сердца писатель не призывался в армию, был в эвакуации на Урале, по окончании войны вернулся в Ленинград. Большую часть года, с ранней весны до поздней осени, жил за городом.
В последние годы жизни Бианки тяжело болел – у него были полностью парализованы ноги и частично руки. Однако у него по-прежнему собирались писатели, считавшие его своим учителем, проходили заседания редколлегии «Вести из леса». Он участвовал в написании сценариев для кинофильмов, мультфильмов и диафильмов о природе, в память о своем любимом писателе А.Грине мечтал создать клуб «Алые паруса».
За 35 лет творческой работы Бианки создал более 300 рассказов, повестей, очерков и статей. Он написал более 30 сказок о природе, в числе которых такие классические произведения, как Первая охота (1923), Кто чем поет (1923), Как Муравьишка домой спешил (1935), Сказки зверолова (1937) и др. По некоторым из них (Оранжевое горлышко (1937, и др.) сняты мультфильмы. Бианки писал также повести (Одинец, 1928, Карабаш, 1926, и др.), рассказы (сборник Прятки, 1945 и др.) и тематические циклы (Мышонок Пик, 1926, Синичкин календарь, 1945 и др).
Всю жизнь он вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира.
Незадолго до смерти Бианки писал в предисловии к одной из своих книг: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».
Умер Бианки в Ленинграде 10 июня 1956 году. Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище
2.Основные жанры в творчестве писателя.
В 1928 году вышла «Лесная газета», ставшая уникальным произведением в мировой детской литературе.
В 30-х годах вышли новые произведения В.Бианки: «Приключения муравья», «Сказки зверолова», «Маленькие рассказы». Писатель развивал в своих произведениях идеи воспитания радостью в процессе общения детей с окружающим миром животных, птиц, насекомых и растений.
Виталий Васильевич Бианки был оригинальным художником, педагогом, натуралистом. В своем творчестве он был верен, навсегда выбранной теме природы. Писатель понимал детскую душу и, обращаясь к детям, стремился передать им самое значительное из своих огромных знаний.
Его произведения – это смешные сказки, драматические повести, рассказы о животных.
В сказке-несказке «Сова» поведано, как тесно связана между собой жизнь птиц, насекомых, зверей и самого человека. Перестала Сова летать на поле: обидел ее Старик — и развелось много мышей, покинули поле шмели, некому стало опылять клевер, не стало хорошего корму и все меньше стала доиться Корова. И вот уже нечем Старику забелить чай. Человек хозяин природы, но он как никто другой и зависит от природы. Из произведения дети узнают все о сове: чем питается, какую пользу человеку приносит.
В сказках Бианки просматривается связь с народной сказкой. Наверное, из народных сказок пришли в его произведения простота, естественность речи, необходимая для понимания их детьми, добрый юмор, динамичность действий. Сказки писателя – это «сказки – несказки», в которых скрываются огромные знания, поэтому они считаются научно-познавательными. Сказки вводят ребенка в мир живой природы, помогают понять его.
В сказках Бианки
был настоящим мастером
Да и прозрачная мораль сказок связана с народной традицией. Например, праздное любопытство всегда наказывается.
В сказке «Хвосты» муха докучала и зверям, и птицам, и человеку, чтобы выпросить себе хвост. И в итоге ее корова прихлопнула своим хвостом, тем самым избавив всех от несносной мухи.
В сказке «Первая охота» писатель знакомит нас со способами борьбы за жизнь окружающего мира. Кто сливается с фоном. Подражает другим животным и растениям. Выпь в камышах – «вся в желтые и коричневые полосы раскрашена», удод – «лежит на земле пестрый лоскут, и торчит из него кривая игла». Бианки в любом живом существе ищет родственное человеку, воспитывает в детях сочувственное внимание к живому.
В сказках Бианки скрыто глубокое обощение, которое основано на научном знании. Поэтому очень велико их воспитательное значение. Они предназначены для детей как младшего, так и старшего возраста.
Рассказы и повести Бианки – следующая после сказок ступень в познании мира детьми.
В рассказах Бианки меньше выдумки, меньше игры, а роль человека совсем другая, потому что он становится охотником, наблюдателем, натуралистом.
Иногда рассказы соединяются в цепочку Образы животных более конкретны. Ведь то, что происходит в рассказах, случается и в конкретной, реальной жизни. Рассказы очень реальны, правдивы, отражают правду жизни. В рассказах Бианки появляется описание пейзажа. Но автор вводит его в произведение осторожно, зная, что описания природы привлекают не всех детей. Пейзаж дает представление о душевном состоянии и настроении героев. Понятия в описании используются знакомые детям.
– возникают циклы. Такие циклы рассказов есть и у Бианки. Например, цикл «Мой хитрый сынишка». Главный герой – маленький мальчик, который уходя с отцом на охоту, начинает постепенно познавать секреты леса.
Бианки писал свои произведения для детей всех возрастов. Сказки – для маленьких и чуть старше. Рассказы для более старшего возраста. Хотя есть среди рассказов и коротенькие рассказы – анекдоты для самых маленьких. Содержание таких рассказов построено на поучительной истории («Музыкант»).
Еще одно из замечательных произведений Бианки – это «Лесная газета». Это была его главная книга. Не только потому, что он «растил» ее из материалов небольшого раздела о природе в журнале до энциклопедической книги , рассчитанной на постепенное овладение читателем ее научного и художественного содержания, писавшейся с 1924 года до конца своей жизни. Книга много раз переиздавалась, становясь с каждым новым изданием лучше, вбирая в себя все новые и новые рассказы, она увеличивалась в объеме, расширялась географически, впитывая много нового материала о жизни деревни, открытиях ученых. В этой книге Писатель и Натуралист слились в Авторе (Бианки) воедино как ни в одной другой его книге. Первая книга вышла в 1928 году и семь раз издавалась при жизни автора. Она переведена на многие языки и издана во многих странах.
В чем же заключалась популярность этого произведения? Прежде всего идея такой книги была совершенной находкой, выдумка автора была остроумной. Материал в ней расположен как в настоящей газете, со статьями, очерками, заметками, телеграммами с мест, письмами читателей, рисунками и загадками в конце номера. В ее основе – повторяющийся цикл сезонных изменений, поэтому газета не устаревает, а становится с каждым разом интересней. Эти сезонные изменения отражаются в разделах «Колхозный календарь» и «Охотник».
«Лесная газета» - это книга - игра, так автор постоянно втягивает нас в свои наблюдения. В ней много полезных советов: как читать следы зверей и птиц, практические советы по работе в саду и огороде, по охоте, рыболовству, наблюдениям за погодой. В книге много полезной информации о поисках и открытиях в науке, много головоломок, забавных рассказов, состязаний на развитие умственных способностей («Тир», «Остроглаз»). Из номера в номер печатались только написанные короткие рассказы Бианки, поэтические зарисовки, наблюдения и раздумья охотника и любителя природы. В книгу введены герои, переходящие из номера в номер: веселый, сметливый юннат Кит Великанов, умудренный опытом охотник Сысой Сысоич.
«Лесная газета» продолжает жить и сегодня. Ее читают дети, она часто используется педагогами ДОУ.
3.Значение творчества В.В.Бианки: познавательный и воспитательный характер, современность
Творчество Виталия Бианки
имело огромное значение в воспитании
детей, в становлении научно-