Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:12, контрольная работа
Сопоставительный анализ произведений А.А.Фета «Уж верба вся пушистая» и «Весенние мысли»
Контрольная работа по истории русской литературы XIX века на тему
«Тема природы в творчестве А.А. Фета»
(на основе произведений «Уж верба вся пушистая» и «Весенние мысли»)
«Уж верба вся пушистая»
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…
Какой-то тайной жаждою
«Весенние мысли»
Снова птицы летят издалека
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
Снова в сердце ничем не умеришь
До ланит восходящую кровь
И душою подкупленной веришь,
Что, как мир, бесконечна любовь.
Но сойдемся ли снова так близко
Средь природы разнеженной мы,
Как видало ходившее низко
Нас холодное солнце зимы?
(1848)
Мечта распалена –
И над душою каждою
Проносится весна.
(1844)
Тема природы в творчестве А.А. Фета (на основе сопоставления произведений «Весенние мысли» и «Уж верба вся пушистая»)
«Фет — без сомнения один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. В его стихах предстает перед нами русская весна — с пушистыми вербами, с первым ландышем, просящим солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, с пчелами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени», с журавлями, кричащими в степи. И русское лето со сверкающим жгучим воздухом, с синим, подернутым дымкой небом, с золотыми переливами зреющей ржи под ветром, с лиловым дымом заката, с ароматом скошенных цветов над меркнущей степью. И русская осень пестрыми лесными косогорами, с птицами, потянувшими вдаль или порхающими в безлиственных кустах, со стадами на вытоптанных жнивьях. И русская зима бегом далеких саней на блестящем снегу, с игрой зари на занесенной снегом березе, с узорами мороза на двойном оконном стекле».
Б. Бухштаб
Большинство произведений А.А Фета посвящено описанию природы. Именно в природе, в ее обворожительной непосредственности он находит единственное разрешение всех вопросов. Природа для поэта – вечный источник красоты, красоты божественной, неиссякаемый в своем разнообразии и вечном обновлении.
В лирике А.А. Фета природа неотделима от переживаний человека, жизнь природы и жизнь души неразрывно связаны.
В стихах Фета во всей своей
красоте предстает русская
Стихотворения, выбранные для анализа, посвящены весне. Это еще не весна в полном ее разгаре, а только первоначальные признаки приближающегося тепла, наступающего оживления. Именно поэтому эти произведения вселяют в душу читателей неподдельную нежность ко всему, что происходит в природе весной. Кажется, что можно самому почувствовать уже начинающее пригревать солнце, ощутить запахи весны, запахи таявшей земли. В произведениях А.А. Фета обонятельные образы играют важную роль – поэт делает акцент на весенних запахах, тем самым возможность читателям почувствовать их.
Неслучайно автор в этих двух произведениях употребляет слова «опять, снова». Употребление данных слов указывает на регулярность и неотменимость прихода весны, и в то же время эти слова выражают его личную радость оттого, что все в природе закономерно, и весна каждый раз, каждый год приходит новая и ободряет людей, оживляет чувства, желания, мечты.
Значительное место у Фета занимают образы птиц, цветов, деревьев. Ему близко все гибкое, нежное, летучее, «трепещущее» – природа предстает в отблесках, тенях, сгущениях, отражениях.
Название стихотворения «Уж верба вся пушистая» является подтверждением того, что поэт практически всегда использовал в своих произведениях, связанных с природой, образы деревьев, цветов; в стихотворении «Весенние мысли» появляется ландыш, ждущий солнечного тепла.
В произведениях А.А. Фета все то, что он относит к категории «прекрасного» и «возвышенного», наделяется крыльями. В стихотворении «Уж верба вся пушистая» крыльями «одарена» весна: «весна повеяла крылом». Эта метафора раскрывает нам значение весны для поэта, его отношение к этому периоду: весна окрыляет всех живущих на земле, она дает новые силы, жажду жизни; она словно накрывает все своим покрывалом тепла, нежности и, конечно, любви.
Даже в отношении к «тучкам» проявляется нежность: это уже не тучи, нависшие над землей, несущие с собой непогоду и уныние, нет, это всего лишь маленькие тучки, которые быстро пролетают по небу, будто резвясь на нем. «Тучки носятся», «проносится весна» в стихотворении «Уж верба вся пушистая» и «солнце ходит высоко» в стихотворении «Весенние мысли» – это движение придает стихотворению некую динамику, которая также связана с приходом весны, то есть пробуждением всего, ожиданием чего-то нового.
В стихотворениях употребляются сочетания «тепло озарены», «разнеженная природа», благодаря которым у читателей сразу возникает представление о чем-то чистом, теплом, светлом, добром. Автором в произведения вложено столько личных эмоций, в особенности чувства радости, что невозможно прочесть их и остаться абсолютно равнодушным.
В своих стихотворениях о природе Фет также использовал прием образного параллелизма: «человеческое» и «природное» в картинах Фета слиты воедино, и, безусловно, с приходом весны меняется и настроение лирического героя. Он, как и природа, словно просыпается от долгой зимы:
«И в душу снова просятся пленительные сны» («Уж верба вся пушистая»);
«Снова в сердце ничем не умеришь до ланит восходящую кровь» («Весенние мысли»);
«Веришь, что, как мир, бесконечна любовь» («Весенние мысли»).
«Сны просятся» – олицетворение, введенное автором с определенной целью. Сны – это источник вдохновения поэта, это его тайные мечты, желания. Приход весны способствует оживлению мечт, желаний, волнений, будоражит человека, находящегося в предвкушении чего-то нового, светлого, радостного.
Весна заходит на улицы, украшая их: «Везде разнообразною картиной занят взгляд». И вроде все, как обычно, но в то же время ново, непривычно – в мире все меняется, обновляется, смывается с земли картина зимы, застывшая, неинтересная: «снова птицы летят издалека к берегам, расторгающим лед». А весной все наоборот: появляются яркие, красочные пятна на фоне общей зимней серости, которые привлекают взгляд и радуют лирического героя.
В стихотворении «Уж верба вся пушистая» есть интересная деталь, которая не отмечалась в других произведениях:
«Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…» – мы видим состояние и ощущения не только лирического героя, но здесь появляется собирательный образ – народ, изображенный как праздная толпа. И это вполне естественно для поэта, ведь приход весны воодушевляет, бодрит дух, и поэтому люди радуются наступающей весне, как празднику, которого давно ждали!
«Какой-то тайной жаждою душа распалена» – эта метафора очень точно передает нам состояние лирического героя, демонстрирует столь бурную фантазию, столь «яростное» ожидание чего-то чудесного, что читатель может представить себе ту изнывающую тоску, ту жажду весеннего обновления, которая переполняет героя, практически «сжигает» его.
«И над душою каждою проносится весна» - автор так заканчивает стихотворение «Уж верба вся пушистая» для того, чтобы еще раз подчеркнуть, выделить, что весна не может никого обойти стороной, в каждого человека она вселяет радость, каждого «обнимает» своим теплом и каждому приносит светлую надежду на счастье.
Стихотворение «Весенние мысли» в большей степени раскрывает мысли, переживания лирического героя:
«Но сойдемся ли снова так близко
Средь природы изнеженной мы…?» – автор передает состояние души героя, мучающий его вопрос, ведь весна – время любви, время сладких грез. Заканчивая стихотворение вопросом, автор дает понять, что лирический герой хочет испытывать настоящее чувство любви, желает жить весной.
«И душою подкупленной веришь, что, как мир, бесконечна любовь…» – поэт еще раз указывает на то, что приход весны сулит радость, надежду, с ее приходом в душу каждого человека вселяется вера в неизбежность счастья, а когда человек живет таким радостным ожиданием, находится в предвкушении его – он живет полной жизнью!
***
"Всесильная природа" - несомненно, центральный образ поэзии Фета. Это не пейзажи, не картины природы, не "фон", на котором возникает лирическая исповедь героя, не "оболочка зримая". Жизнь самой природы и все, что происходит в душе человека при ее непосредственном участии, - постоянные мотивы Фета, его главное художественное открытие.
Природа для А.А. Фета прежде всего вечный источник божественной красоты, неиссякаемый в своем разнообразии и вечном обновлении. Созерцание природы – высшее состояние души лирического героя, придающее его существованию смысл.
Лирический герой не чувствует "равнодушия" природы, напротив - ощущает живую связь с ней. Герой Фета воспринимает отношения человека с природой всегда гармонически. Ему неведомы ни "хаос", ни "бездны", столь значительные для «природных» произведений Тютчева.
Герой не знает чувства покинутости человека, отданного природой на волю рока. Красота природы вливает в душу, при всех невзгодах, ощущение полноты и радости бытия.
Читая стихотворения А.А. Фета, можно с уверенностью сказать, что он - поэт природы в более широком смысле, чем просто лирик-пейзажист. Сама природа в лирике Фета социально обусловлена, и не только потому, что поэт отгораживался от жизни во всей ее полноте, уходя в природу. Фет более, чем кто-либо, выразил в русской лирике свободное отношение к природе. Поэт ощущает себя органичной частью природы, и поэтому в его произведениях передается чувственное, эмоциональное восприятие мира.