Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 17:14, реферат
Русские люди вроде Мити Карамазова были в русской действительности, но идеалом русского человека для Достоевского был Пушкин. Об этом он твердо и ясно заявил в своей речи о Пушкине. Для Достоевского русский человек прежде всего - человек, для которого родна и близка вся европейская культура.
Тема подлинного
и мнимого прогресса была
Русские люди
вроде Мити Карамазова были
в русской действительности, но
идеалом русского человека для
Достоевского был Пушкин. Об этом
он твердо и ясно заявил
в своей речи о Пушкине. Для
Достоевского русский человек
прежде всего - человек, для
которого родна и близка вся
европейская культура. Следовательно,
русский для Достоевского - человек
высокого интеллекта, высоких духовных
запросов, приемлющий все европейские
культуры, всю историю Европы
и вовсе внутренне не
Если для Достоевского идеалом русского был гений, и при этом такой гений, как Пушкин, так ведь это и понятно: самое ценное в народе - в его вершинах.
В "законных"
Карамазовых смешаны разные
Поэтому, когда
перед Достоевским встает
Нет большой литературы без определившейся руководящей идеи; истинная литература должна быть литературой дела.
Достоевский
- критик - убежденный сторонник и
страстный проповедник
"Реализм есть ум толпы, - большинства, не видящий далее носу, но хитрый и проницательный, совершенно достаточный для настоящей минуты".
Идея реализма в высшем смысле:
- изображение
всех глубин души человеческой,
то есть не только процессов
и явлений реальной, исторической
действительности, но и действительности
сознания, чувств, мыслей, настроений,
идейных, нравственных, духовных
борений, подспудных явлений и
процессов, творящихся в
Стремление
увидеть, угадать в фактах
Мысль Достоевского
о том, что русская
Идея необходимости
и возможности нового этапа
развития литературы - литературы
эпохи "возрождения в
Достоевский
- критик предвидел все
Достоевский
- критик - это тип критика - мыслителя
и поэта, на материале
Ограниченность
материалом художественного
В ранние
годы Достоевский много думал
о "назначении христианства
в искусстве". В этой обращенности
его духа к вопросам эстетики
нельзя не видеть влияния
Эта религиозная интерпретация эстетических переживаний препобеждает все соблазны мира, ослабляет всю его неправду, придает всему содержанию культуры высший, религиозный смысл. Это не есть только приятие культуры, это уже ее религиозное освящение, в котором начинается и ее преображение. До Достоевского в России так мыслил только архим. Бухарев, но после Достоевского тема религиозного осмысления культуры, выросшей из "слепого" процесса истории, тема ее освящения станет одной из важнейших тем историософских построений. И уже у Достоевского мы находим типичную для этих исканий черту, -- признание, что ключ к преображению культуры дан в ней самой, заключается в ее глубине и лишь закрыт от нас грехом. Это есть тот "христианский натурализм", соблазн которого был так силен у Достоевского.
Но у него же очень рано пробиваются и сомнения в том, что "красота спасет мир". Он сам говорит, что "эстетическая идея помутилась в человечестве". Уже Верховенский младший говорит: "я нигилист, но люблю красоту" и этим подчеркивает двусмысленность красоты. А в "Бр. Карамазовых" в известных словах Дмитрия Карамазова эти сомнения в творческой силе красоты выражены уже с чрезвычайной силой. "Красота,-- говорит он,-- это страшная и ужасная вещь... тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут... Страшно то, что то, что уму (то есть моральному сознанию. В. 3.) представляется позором, то сердцу--сплошь красотой". Эта моральная двусмысленность красоты, это отсутствие внутренней связи красоты с добром есть в то же время "таинственная" вещь, ибо тут "дьявол с Богом борется, а поле битвы--сердце человека". Борьба идет под прикрытием красоты. Уж поистине можно сказать: не красота спасет мир, но красоту в мире нужно спасать.
Мысли Достоевского
чрезвычайно присуща
Мы уже приводили цитату из "Бесов" о "тайне истории", о том, что народы движутся силой "эстетической" или "нравственной", что в последнем счете это есть "искание Бога". Каждый народ жив именно этим "исканием Бога" (притом "своего" Бога). "Почвенничество" у Достоевского есть, конечно, своеобразная форма народничества, но еще более оно связано с идеями Гердера, Шеллинга (в их русской интерпретации), о том, что каждый народ имеет свою особую "историческую миссию". Тайна этой миссии сокрыта в глубинах народного духа,-- отсюда тот мотив "самобытности", который так настойчиво проводился так наз. "молодой редакцией" журнала "Москвитянин" и который был близок Достоевскому через Ап. Григорьева. Но почвенничество у Достоевского, как справедливо подчеркнул Бердяев, гораздо глубже-- оно не пленено эмпирической историей, но идет дальше--в глубь народного духа.
Для России предопределена особая задача в истории, -- в это верили уже славянофилы и Герцен, в это верил и Достоевский, -- и высшей точкой в развитии его мыслей о России была его знаменитая "Пушкинская речь". Но и через все произведения Достоевского проходит идея всеохватывающего синтеза западного и русского духа, идея о том, что "у нас, русских, две родины--Европа и наша Русь". Это не исключало того, что Европа была для Достоевского, говоря словами Ивана Карамазова, лишь "дорогим кладбищем", что критика Европы занимает очень большое место всюду у Достоевского--достаточно, напр., вспомнить слова Версилова на эту тему. Россия же сильна своим Православием,--отсюда историософские темы у Достоевского сразу поднимаются до религиозного понимания истории. Особенно много и глубоко на эти темы писал Достоевский в своем "Дневнике Писателя",-- но вершиной его историософских размышлений, бесспорно, является "Легенда о Великом Инквизиторе". Это есть исключительный опыт вскрытия проблематики истории с христианской точки зрения. Если русская историософия начинается с Герцена, обнаруживает вообще большую склонность к алогизму, то в то же время она признает,-- как это ярче других выразил Михайловский--что смысл вносится в историю лишь человеком. Не только Гегелевский панлогизм, но и христианский провиденциализм отбрасываются здесь категорически.
У Достоевского русская историософская мысль возвращается к религиозному пониманию истории, но так, что свобода человека является, по божественному замыслу, как раз основой исторической диалектики. Внесение человеческого смысла в историю представлено в грандиозном замысле Великого Инквизитора; Достоевский здесь с особенной остротой подчеркивает то, что гармонизация исторического процесса непременно включает в себя подавление человеческой свободы,-- и это он считает глубочайше связанным со всяким историософским рационализмом. Неприемлемость такого подхода к человеку, глубокая защита христианского благовестия о свободе не бросают Достоевского в объятия христианского иррационализма. Для него выход (как и для Влад. Соловьева) заключался в свободном движении народов к "оцерковлению" всего земного порядка. Гессен справедливо критикует эту схему Достоевского, как форму утопизма, но особенность Достоевского (в отличие от ис-ториософии марксизма, а отчасти и софиологического детерминизма заключается в том, что в его утопии нет ссылки на то, что идеал по исторической необходимости осуществится в истории. Наоборот, Достоевский очень глубоко и остро вскрывает диалектику идеи свободы; фигуры Ставрогина, Кириллова зловеще освещают эту диалектику. Утопизм у Достоевского сохраняется не в элементах философского рационализма (как в указанных построениях), а в том, что он не считается с проблемой искупления; его концепция "спасения", как мы не раз подчеркивали, проходит мимо тайны Голгофы. Тем не менее, грандиозная и величавая картина, которую набрасывает Великий Инквизитор, является непревзойденной доныне по глубине попыткой понять "тайну истории". Насколько силен Достоевский в критике " католической идеи", всяческого историософского рационализма, настолько же расплывчаты его указания на положительные пути "православной культуры", но надо признать, что "метафизика истории" освещена Достоевским с такой гениальной силой, как ни у кого другого.