Свободная автономная творческая личность (Поэт) в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген»

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 10:14, реферат

Краткое описание

Важное место в истории раннего немецкого романтизма занимает неоконченный роман Новалиса «Генрих фон Офтердинген».
Клингзор руководит духовным созреванием юного Генриха. Он беседует с ним о поэзии, о его внутреннем мире и о наиболее целесообразном и естественном «пользовании» своими душевными силами. Призывает его развивать разум, а также постигать закономерность происходящих в мире событий и «сущность» любого дела, любого явления, чтобы душа его в итоге стала внимательной и спокойной. Необходимо также, чтобы душа была искренней, а искренняя душа подобна свету, она столь же проникновенна, могущественна и незаметна, как свет.

Файлы: 1 файл

новалис.docx

— 20.83 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  и науки УР РФ

ФГБОУ ВПО «Удмуртский  государственный университет»

Факультет удмуртской филологии

 

 

 

 

Свободная автономная творческая личность (Поэт) в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса 332 гр

факультета удмуртской филологии

 Егорова Алена Юрьевна

Проверил: д.филол.н., проф. А.В. Лашкевич

 

 

Ижевск, 2013

Важное место в истории  раннего немецкого романтизма занимает неоконченный роман Новалиса «Генрих  фон Офтердинген». Уже с первых страниц романа «Генрих фон Офтердинген» мы можем понять, что это произведение связано с искусством и поэзией:

«…Меня умчат поэзии ручьи,

Но, муза милая, тебе открыты

Все замыслы заветные мои.

Взывает к нам, меняясь всякий час,

Поэзии таинственная сила.

Там вечным миром  мир благословила,

Здесь юность вечную струит на нас.

Она, как свет для наших слабых глаз,

Любить прекрасное сердцам судила,

Ей упоен и бодрый и унылый

В молитвенный  и опьяненный час,

И грудь ее дала мне утоленье;

Ее веленьем стал я сам собой 

И поднял взор от прежнего томленья.

Еще дремал верховный  разум мой,

Но, чуя в ангеле ее явленье,

Лечу в ее объятьях - с ней одной».

Генриху, герою романа, приснился Голубой цветок, он был очень удивлен:

«Но с наибольшей силой привлекал его голубой  цветок,  который  рос  у  ручья,  касаясь его  своими  широкими,  блестящими листьями.  Цветок окружали бесчисленные другие цветы всевозможной окраски, и в  воздухе  носилось  чарующее  благоухание.  Но  он ничего не  видел, кроме голубого цветка,  и долго разглядывал его с невыразимой нежностью.  Наконец, ему  захотелось приблизиться к цветку; но цветок вдруг зашевелился и вид его изменился; листья сделались более блестящими и прижались к растущему стеблю, цветок  склонился к  нему и лепестки образовали широкий голубой воротник, из которого выступало нежное личико».

В том сне Генрих увидел свое предназначение стать поэтом, с этого момента он не может уже забыть голубой цветок и делает все, чтобы его добиться. Здесь мы видим мотив цветка как движущей силы, которая является невидимой, но в то же время постоянно присутствует. Весь его жизненный путь представляет собой поиски Голубого цветка – поэтического символа романтического идеала. Этот символ, в свою очередь, сливается с идеальной возлюбленной, которую Генрих обретает в Матильде. Полюбив Матильду, Генрих думает:

«У меня такое чувство, как при виде голубого цветка. То лицо, которое склонялось ко мне  из чашечки цветка, было лицо Матильды».

Это означает то, что Возлюбленная задолго была предопределена ему. Таким образом, Матильда также является символом, а именно символом поэзии. Затем, потеряв ее, находит вновь в ее перевоплощении - в Циане. Но символ «голубого цветка» имеет в романе гораздо более широкий смысл, нежели ассоциация  с возлюбленной. Идеал - это не только любовь. Это тот путь познания, через который должен пройти герой Новалиса. Возлюбленная - лишь часть этого идеала. В создании Голубого цветка принимает участие устойчивая романтическая символика: сон, горы, поток - сновидение от-крывает то, что таится при дневном свете; горы всегда противостоят долине как высокая духовность обыденному существованию; поток — это вечное движение, изменение, свойственное романтическому представлению о бесконечности процесса познания. Цветок с самого начала кажется Генриху особым. Он обладает способностью вызывать к себе нежность. Генрих воспринимает голубой цветок как призыв к постижению неведомого.

Генрих  удовлетворяется рассказами о волшебной силе поэзии, о дивных временах прошлого и, наконец, встречей с поэтом Клингзором.

Клингзор руководит духовным созреванием юного Генриха. Он беседует с ним о поэзии, о его внутреннем мире и о наиболее целесообразном и естественном «пользовании» своими душевными силами. Призывает его развивать разум, а также постигать закономерность происходящих в мире событий и «сущность» любого дела, любого явления, чтобы душа его в итоге стала внимательной и спокойной. Необходимо также, чтобы душа была искренней, а искренняя душа подобна свету, она столь же проникновенна, могущественна и незаметна, как свет.

По убеждению Клингзора, в поэзии нет ничего необычного, она есть «основное свойство духа человеческого». Вечером во время пира Клингзор по просьбе Генриха рассказывает гостям символическую сказку о победе поэзии над рассудочностью и другими ее врагами. В сказке говорится о королевстве Арктура и о прекрасной Фрее, его дочери, об Эросе и его молочной сестре Басне, а также об их крестной матери Софии. Сказка Клингзора четко делит силы, управляющие миром. К созидательным относятся: Фрея, олицетворяющая мир и свободу, София - вечная истина, мудрость и любовь, Эрос - любовь, Гиннистана - фантазия и басня - сказка.  Поэтому такое важное место в романе занимает сказка Клингзора, которой заканчивается первая часть; она выражает символически суть романа, т. е. мысль о том, что любовь и поэзия «спасают» мир.

На протяжении всего романа Генрих путешествует. Движущей силой путешествия  «внешнего» является путешествие «внутреннее», духовное. Генрих познает мир и самого себя пассивно-созерцательно: процесс познания мира оказывается для Генриха процессом «узнавания», потому что все уже с самого начала заложено в его душе:

«Гейнрих   был рожден   поэтом.   Самые разнообразные   обстоятельства

соединились  для   его  развития,   и  ничто  не   нарушало  его  внутренней

отзывчивости.  Все, что  он  видел  и слышал,  как  бы отодвигало в нем  новые

засовы  и раскрывало  новые  окна.  Мир  лежал  перед  ним  в  своих великих

меняющихся судьбах. Но он еще был для него немым;  душа мира,  слово, еще не проснулось. Уже близился поэт,  держа за руку  милую девушку,  чтобы звуками родного  языка  и  прикосновением  нежных  губ  раскрыть неискусные  уста  и претворить простое созвучие в беспредельные мелодии».

Странничество влечет героя во второй мир, который приоткрывается ему  с помощью поэзии.

Роман Новалиса полон лирических песен, по песне каждого героя, - крестоносцы  поют свою, женщина с Востока свою, есть песня в атлантической сказке, есть две песни у рудокопа и  т.д. Песня – это лирическая душа. Через песни изображается жизнь каждого героя. Оф-тердинген вступает в среду профессий и призваний. Новалис открывает свою поэзию в каждой профессии, будет ли это солдат, рудокоп или купец. По поводу речей рудокопа можно было сказать, что они объясняют поэтику горного ремесла, а речи поэта Клингзора – в чем состоит ремесло поэта.

Таким образом, Офтердинген - выступает в роли мечтателя и сновидца, в нем живут впечатления. Это повествование о новой душе, которую воспринимает мир, и показывает, каково отношение этой же души, в свою очередь, к миру. Здесь много лирики. Язык романа прост и общедоступен. В нем происходит пронизывание рассказов и философских диалогов. Сам Офтердинген занимается поиском своего «Я», осмысливает рассказы иных персонажей, начинает заниматься сопоставлением услышанного к себе. Каждая профессия - словно символ новой жизни.

Страстное томление по голубому цветку, странствия Генриха, встречи  с рудокопом, с Клингзором и Матильдой, с Гогенцоллерном связаны с раскрытием идей творчества и смысла мироздания, связи музыки, поэзии, живописи и любого творческого труда, роли любви в жизни человека и в постижении мира. За весь период мы можем видеть становление из обычного человека в величайшего поэта.


Информация о работе Свободная автономная творческая личность (Поэт) в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген»