Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 19:11, реферат
Произведение Островского "Снегурочка" - это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Произведение основано на народных сказках, песнях, преданиях и легендах. Островский только соединил сказки, легенды и песни воедино и придал народному творчеству весьма своеобразный колорит. В "Снегурочке" главное место занимают человеческие отношения. На первый взгляд, сюжет выглядит совершенно фантастичным. Но потом оказывается, что в этой фантасмагории просматриваются живые человеческие характеры.
ТАБЛИЦА НОВАТОРСТВА ОСТРОВСКОГО:
|
А.Н.Островский назвал
свою пьесу “весенней сказкой”. Н.Римский-Корсаков
также называет свою оперу “Снегурочка”
весенней сказкой. Пьеса построена по
законам сказки (по картам В.Я.Проппа).
Прослеживаются сказочные мотивы в пьесе.
|
В «Снегурочке» присутствуют все композиционно-стилистические элементы народной сказки: зачин (мотив чудесного рождения, мотив заточения царских детей в тереме, запрет на Солнце, отлучка, нарушение запрета) испытание героя - развязка (наказание ложного героя и награда/брак истинного) и
Все типы героев, действующие в народной сказке: герой-искатель (Снегурочка), даритель (Весна), герой-спаситель (Мизгирь). Однако, Островский, не нарушая композиционно-стилистических функций, переосмысляет их, наполняет современным содержание, подчиняет решению эстетических и нравственных задач.
А.Н.
Островский, таким образом, в отличие
от народной сказки переводит конфликт
произведения во внутренний психологический
план. Если в народной сказке испытание
героя заключается в борьбе с темными
силами, с силами зла, то в «весенней сказке»
Островский показывает противоборство
«горячих» и «холодных» чувств в душе
Снегурочки
Связь народной сказки Снегурочка и пьесой Островского:
1. В «Снегурочке» характерной приметой фантастического хода, как и в народной сказке, является зависимость вымышленных ситуаций и образов от идеи, которая лежит в основе сказки.
Островский, стремясь воплотить поэтический замысел, полностью переносит действие в созданный им фантастический сказочный мир, в Берендеево царство. Причем, смешение реального и фантастического плана в изображении жизни не приводит в «Снегурочке» к уходу ^действительности. Глубокая истина сказки органично соединяется с конкретными художественными формами, в которых и выражена главная мысль сказки - мысль о победе новых нравственных норм.
2. В сказке Островского, как и в народной, четко противопоставлены действующие лица: с одной стороны Снегурочка и Мизгирь, с другой - Купава и Лель. В фантастическом плане противопоставлены Мороз и Весна. В отличие от народной сказки Островский на противопоставлении персонажей выстраивает конфликт пьесы, углубляя мысль о противоборстве тепля и холода, переводит конфликт в область нравственных отношений.
3.
Остатки обрядовой магии,
Необычна развязка в сказке А.Н. Островского. Драматург видоизменяет функцию героя-спасителя, подчинив её задаче произведения: показать торжество истинных и поражение ложных норм морали. Цель Мизгиря - не избавление девушки, как обычно бывает в сказках, а спасение самого себя. Поняв, что оказался виновником гибели возлюбленной, Мизгирь бросается в озеро. Свершился праведный суд. Дарованная богами любовь сожгла, испепелила Снегурочку и уничтожила Мизгиря.
Наполнив заимствованный
из народной сказки центральный мотив
гибели Снегурочки новым содержанием,
Островскому удалось перенести из сказки
то жизнеутверждающее начало, которое
обусловило весеннюю тональность пьесы,
связанную с возрождением природы и горячих
чувств берендеев и выразилось в создании
нового оригинального жанра - «весенняя
сказка».
Весеннюю сказку А.Н. Островского высоко оценили А.И. Гончаров и И.С. Тургенев, однако многие отклики современников были резко отрицательными. Драматурга упрекали за отход от социальных проблем и «прогрессивных идеалов». Так, язвительный критик В.П. Буренин сетовал по поводу обозначившегося тяготения А.Н. Островского к фальшивым, «призрачно-бессмысленным» образам Снегурочек, Лелей, Мизгирей. В великом русском драматурге критика желала видеть прежде всего обличителя «темного царства».
Нет ничего
удивительного в том, что театральная
постановка «Снегурочки» московским Малым
театром (11 мая 1873 г.) фактически провалилась.
Несмотря на то, что в спектакле были задействованы
все три труппы: драматическая, оперная
и балетная, а музыку к нему написал сам
П.И. Чайковский, несмотря на использование
технических диковинок: движущихся облаков,
электрической подсветки, бьющих фонтанов,
скрывающих исчезновение «тающей» Снегурочки
в люке, – пьесу большей частью ругали.
Публика, как и критика, оказалась не готова
к поэтическому пируэту автора «Грозы»
и «Пучины». Лишь в начале ХХ века драматургический
замысел А.Н. Островского был оценен по
достоинству. А.П. Ленский, поставивший
«Снегурочку» в сентябре 1900 г. в Москве,
замечал: «У Островского с избытком хватило
бы фантазии для того, чтобы переполнить
свою сказку до краев родной чертовщиной.
Но он, видимо, намеренно экономил фантастические
элементы, экономил для того, чтобы не
заслонять фееричностью другого, более
сложного элемента – поэтического».
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:
Для подготовки
данной работы были
Информация о работе ‹‹Снегурочка›› А. Н. Островского и народная сказка