‹‹Снегурочка›› А. Н. Островского и народная сказка

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 19:11, реферат

Краткое описание

Произведение Островского "Снегурочка" - это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Произведение основано на народных сказках, песнях, преданиях и легендах. Островский только соединил сказки, легенды и песни воедино и придал народному творчеству весьма своеобразный колорит. В "Снегурочке" главное место занимают человеческие отношения. На первый взгляд, сюжет выглядит совершенно фантастичным. Но потом оказывается, что в этой фантасмагории просматриваются живые человеческие характеры.

Файлы: 1 файл

реферат на тему снегурочка.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

    ТАБЛИЦА НОВАТОРСТВА ОСТРОВСКОГО:

Обряд Пример  из текста Новаторство
1. Масленица (проводы зимы)

Ярилино празднество (победа Лета)

Миф: сказка о Снегурочке, которую положил в основу сюжета А.Н.Островский, отражает древний ритуал принесения весенним богам в жертву девушки. Своеобразной жертвой огненному богу Солнца является Снегурочка.

Вдали крики: “Честная Масленица!”

“На вершине горы на несколько  мгновений рассеивается туман, показывается Ярило …”

Стилизация  мифа. Вместо сюжета об умирающем боге, со смертью которого силы хаоса торжествуют, и его воскресении, восстанавлива-

ющем упорядоченный  и благоприятный людям космос (порядок вещей), А.Н.Островский создает  свой вариант мифа: Бог (Ярило) не умирает, а гневается. Природа приходит в  упадок, бог мстит, восстанавливает угодный ему порядок и возвращает свою милость людям (сходен с античным мифом о Деметре).

2. Свадебный  обряд.

Девичник

Действие 1 Явление 6 Ноты тоски, безысходного горя отсутствуют: “Свободный брак не терпит принужденья”. В “Снегурочке” мы видим радость невесты, самостоятельно выбравшей себе жениха. Невеста (Купава), поступками которой должны руководить другие участники обряда, сама ведет обряд.
 
 

     А.Н.Островский назвал свою пьесу “весенней сказкой”. Н.Римский-Корсаков также называет свою оперу “Снегурочка” весенней сказкой. Пьеса построена по законам сказки (по картам В.Я.Проппа). Прослеживаются сказочные мотивы в пьесе. 

Элементы  сказки Пример  из текста
1. Чудесное  рождение. Снегурочка  – дочь Мороза и Весны.
2. Волшебные  дети спрятаны в темнице, тереме. “Ни пешему, ни конному  дороги и следу  нет в ее терем”.
3. Запрет (предписание). “Ярило  сожжет ее, испепелит, растопит,

Не  знаю, как, но умертвит. Доколе ж

Младенчески чиста ее душа,

Не  властен он вредить  Снегурке”.

“Снегурочка, беги от Леля!”

4. Нарушение  запрета. Снегурочка  уходит в мир людей
5. Свой  – чужой мир. Лес (свой мир) –  Слобода (чужой мир)
6. Испытания. На долю Снегурочки выпадает испытание людским равнодушием (старик Бобыль, старуха Бобылиха, жители Слободы).

Испытание Снегурочки любовью.

7. Волшебный  даритель.

Волшебный подарок.

Весна (мать) дарит  Снегурочке венок из “привораживающих чарующих цветов”. Согласно сказочному мотиву, Снегурочка полюбила первого  встречного – Мизгиря.
8. “Спаситель”. Мизгирь: он должен вырвать Снегурочку из плена Мороза и, очевидно, спасти от угрозы Ярилы и его жестоких лучей. Но цель Мизгиря – не избавление Снегурочки, а обладание ею и спасение себя самого. Брак спасет Мизгиря от царского гнева.
9. Свадьба. Свадьба не состоялась. Снегурочка погибает. В Снегурочке забилось горячее сердце, но это стоило ей жизни.
 

        В «Снегурочке» присутствуют все композиционно-стилистические элементы народной сказки: зачин (мотив чудесного рождения, мотив заточения царских детей в тереме, запрет на Солнце, отлучка, нарушение запрета)  испытание героя - развязка (наказание ложного героя и награда/брак истинного) и

     Все типы героев, действующие в народной сказке: герой-искатель (Снегурочка), даритель (Весна), герой-спаситель (Мизгирь). Однако, Островский, не нарушая композиционно-стилистических функций, переосмысляет их, наполняет современным содержание, подчиняет решению эстетических и нравственных задач.

     А.Н. Островский, таким образом, в отличие  от народной сказки переводит конфликт произведения во внутренний психологический план. Если в народной сказке испытание героя заключается в борьбе с темными силами, с силами зла, то в «весенней сказке» Островский показывает противоборство «горячих» и «холодных» чувств в душе Снегурочки 

  Связь народной сказки Снегурочка и пьесой Островского:

   1. В «Снегурочке» характерной приметой фантастического хода, как и в народной сказке, является зависимость вымышленных ситуаций и образов от идеи, которая лежит в основе сказки.

      Островский, стремясь воплотить поэтический замысел, полностью переносит действие в созданный им фантастический сказочный мир, в Берендеево царство. Причем, смешение реального и фантастического плана в изображении жизни не приводит в «Снегурочке» к уходу ^действительности. Глубокая истина сказки органично соединяется с конкретными художественными формами, в которых и выражена главная мысль сказки - мысль о победе новых нравственных норм.

     2. В сказке Островского, как и  в народной, четко противопоставлены  действующие лица: с одной стороны  Снегурочка и Мизгирь, с другой - Купава и Лель. В фантастическом плане противопоставлены Мороз и Весна. В отличие от народной сказки Островский на противопоставлении персонажей выстраивает конфликт пьесы, углубляя мысль о противоборстве тепля и холода, переводит конфликт в область нравственных отношений.

     3. Остатки обрядовой магии, совпадающие  с характером волшебных действий  в сказке, воспроизводятся в «Снегурочке»  Островского, как и во многих  волшебных сказках. Если в народной  сказке нарушаются строгая регламентация  народного праздника, перестает ощущаться магическая сторона действий и слов, то Островский воспринимает обряды во всей их значимости, и, перенося их идеи в современный мир, оставляет за обрядами их изначальную функцию: с помощью магических действий и слов-заклинаний влиять на силы природы. Островский использует обряд не как фон или источник цитирования, а придает обряду самостоятельное, действиеобразующее значение ^более того, драматург подвергает обряд сложной художественной переработке и, не разрушая целостности обряда, вводит в ткань произведения, подчиняет решению злободневных вопросов, задаче утверждения идеалов. Такое использование обряда отличается от употребления обрядов в народной сказке и в известных литературных сказках на фольклорной основе (В. Шекспир, А. Пушкин, Н. Гоголь).

  Необычна развязка в сказке А.Н. Островского. Драматург видоизменяет функцию героя-спасителя, подчинив её задаче произведения: показать торжество истинных и поражение ложных норм морали. Цель Мизгиря - не избавление девушки, как обычно бывает в сказках, а спасение самого себя. Поняв, что оказался виновником гибели возлюбленной, Мизгирь бросается в озеро. Свершился праведный суд. Дарованная богами любовь сожгла, испепелила Снегурочку и уничтожила Мизгиря.

 

  Наполнив заимствованный из народной сказки центральный мотив гибели Снегурочки новым содержанием, Островскому удалось перенести из сказки то жизнеутверждающее начало, которое обусловило весеннюю тональность пьесы, связанную с возрождением природы и горячих чувств берендеев и выразилось в создании нового оригинального жанра - «весенняя сказка». 

   Весеннюю сказку А.Н. Островского высоко оценили А.И. Гончаров и И.С. Тургенев, однако многие отклики современников были резко отрицательными. Драматурга упрекали за отход от социальных проблем и «прогрессивных идеалов». Так, язвительный критик В.П. Буренин сетовал по поводу обозначившегося тяготения А.Н. Островского к фальшивым, «призрачно-бессмысленным» образам Снегурочек, Лелей, Мизгирей. В великом русском драматурге критика желала видеть прежде всего обличителя «темного царства».

    Нет ничего удивительного в том, что театральная постановка «Снегурочки» московским Малым театром (11 мая 1873 г.) фактически провалилась. Несмотря на то, что в спектакле были задействованы все три труппы: драматическая, оперная и балетная, а музыку к нему написал сам П.И. Чайковский, несмотря на использование технических диковинок: движущихся облаков, электрической подсветки, бьющих фонтанов, скрывающих исчезновение «тающей» Снегурочки в люке, – пьесу большей частью ругали. Публика, как и критика, оказалась не готова к поэтическому пируэту автора «Грозы» и «Пучины». Лишь в начале ХХ века драматургический замысел А.Н. Островского был оценен по достоинству. А.П. Ленский, поставивший «Снегурочку» в сентябре 1900 г. в Москве, замечал: «У Островского с избытком хватило бы фантазии для того, чтобы переполнить свою сказку до краев родной чертовщиной. Но он, видимо, намеренно экономил фантастические элементы, экономил для того, чтобы не заслонять фееричностью другого, более сложного элемента – поэтического». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. А.Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1994. Т. I. С. 439
  2. Б.Рыбаков. Язычество древних славян. М., 2002. С. 382
  3. Народные русские сказки А.Н.Афанасьева. М., 1984
  4. Островский. Собрание сочинений. М., 1992.
 

     ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:

   Для подготовки  данной работы были использованы  материалы с сайта       http://www.coolsoch.ru/

Информация о работе ‹‹Снегурочка›› А. Н. Островского и народная сказка