Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:01, контрольная работа
Культура речи - это сложившаяся в процессе длительного развития человеческого общества дисциплина, определяющая возможность и правила употребления языковых средств с учётом конкретной обстановки и в соответствии с задачей, поставленной говорящим
7вариант.
1.Культура речи. Качества хорошей речи.
Культура речи - это сложившаяся в процессе длительного развития человеческого общества дисциплина, определяющая возможность и правила употребления языковых средств с учётом конкретной обстановки и в соответствии с задачей, поставленной говорящим
В наше время общение является одним из основных факторов взаимопонимания между людьми. Для правильного и грамотного общения существует специальный предмет, как русский язык и культура речи. Постигнув эту дисциплину человек начинает правильно самовыражаться в жизни как индивид-личность. Язык со временем становился все более развитым и обширным в литературе, а значит культурнее. В культурной речи существует сохранение и более развитое совершенствование литературного языка. С помощью литературного языка люди накапливают знания и двигаются дальше. Культурная речь всегда помогала человеку найти взаимопонимание между людьми, как в производственных видах деятельности, так и в духовном общении. Общаясь культурно люди делают правильный выбор в направлении достижения своей цели (коммуникативных задач). В нашем обществе существует такая проблема, как неправильное общение между людьми (нет взаимопонимания). Она возникает от того, что человек не возлагает на себя существующее культурное общение. Чтобы исправить эту ситуацию человеку необходимо проникновенно изучить культуру речи. Поняв культуру речи, человек становится более общительным, открытым и предприимчивым в своих дальнейших задачах. Мышление человека формируется от его познаний культурной речи, проблема культурной речи зависит от неправильного расположения человека к обществу. Пример, неправильное поведение в общественных местах, неуважение старших, надругательства над младшими, воровство и многое другое. Чтобы предотвратить эту проблему человек должен духовно осознать себя. В моем понимании культурная речь является, во-первых, изучением литературного языка, т.к. он дает правильное продвижение в общении между людьми. Во-вторых, новое познание для самого себя (для своего внутреннего мира). В-третьих, помогает более продуктивнее решать жизненные ситуации. В-четвертых, узнавать о самой культуре, благодаря которой, я духовно становлюсь самокритичнее и требовательнее к самому себе. Такой предмет как культура речи помогает людям быть общительнее, более правильными в своих поступках, действиях, речи. Я считаю, что культурную речь должны знать все, т.к. с ней легко идти по жизненному пути и с легкостью преодолевать все поставленные задачи. ВЫВОД: Общаясь культурно человек преподносит свою индивидуальную натуру с лучшей стороны.
Качества хорошей речи:
Целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения обеспечивают качество “хорошей” речи: точность, чистота, логичность, выразительность,
богатство, уместность.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая
лежит в её основе. Точность речи связывается с точностью словоупотребления, с
правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов.
Важнейшее условие точности речи – это соблюдение лексических норм. Речь
является точной, если говорящий отбирает те слова и конструкции которые точнее
других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания.
Чистота означает отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов
(диалектных, профессиональных, жаргонных и др.)
Логичность – это выражение в смысловых связях компонентов речи связей и
отношений между частями компонентами мысли.
Выразительностью речи называется качество, возникающее в результате
реализации заложенных в языке выразительных возможностей. Выразительность может
создаваться языковыми единицами всех уровней. Кроме того, существуют
специфические изобразительные свойства языка (тропы, стилистические фигуры),
делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным. Экспрессия создаёт также
употреблением крылатых слов, пословиц и поговорок. Речевой опыт каждого из нас
говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова.
Две лекции, прочтенные на одну и ту же тему, оказывают на человека совершенно
разный эффект. Эффект зависит от степени выразительности речи.
Богатство – это широкое и свободное использование языковых единиц в речи,
позволяющие оптимально выразить информацию.
Уместность – это употребление в речи языковых единиц, соответствующих
целям, ситуации, условиям, содержанию общения.
Представление о том, что такое хорошая речь, исторически изменчиво, обусловлено социально, а иногда и территориально. Поэтому встает вопрос о допустимости или недопустимости каких-то профессиональных нарушений норм. Оценки речи зависят от функционально-стилевой принадлежности, формы (устная / письменная) и условий ее осуществления. Е. Н. Ширяев дал очень емкое определение культуры речи: «Культура речи – это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач». Таким образом, хорошая речь – это прежде всего речь целесообразная (касающаяся не только формы выражения мысли, но и самого содержания сказанного или написанного). Безусловные качества хорошей речи – ее соответствие этике общения, ее понятность адресату, отсутствие стереотипности, проявляющая большой словарный запас. Речь носителей среднелитературного типа речевой культуры вполне может быть хорошей не только в дружеском общении, но и в профессиональной деятельности, однако за пределами указанных ситуаций их речь может быть беспомощна. По-настоящему хорошая речь в любой ситуации встречается только у носителей элитарного типа речевой культуры, хотя какие-то погрешности могут быть и у них. Еще один параметр хорошей речи – допустимость и недопустимость тех или иных отклонений от норм.
2.Объясните различия в значении следующих паронимов.
Абонемент-абонент:
Абонемент-документ, удостоверяющий право
пользования чем-л., посещения или покупки
чего-л. в течение определенного срока.
Абонент - тот, кто обладает
правом пользования чем-л., обычно имея
абонемент. Восприятие-восприимчивость:
Восприятие- познавательный
процесс,
формирующий субъективную картину мира.
Восприимчивость- впечатлительность,
переимчивость, чувствительность. Дельный-деловой-деловитый:
Дельный-способный к работе, основательный,серьезный,
деловой, существенный.Деловой-связанный
со служебной деятельностью, с работой,знающий
дело.Деловитый-толковый и серьёзный,
предприимчивый. Демонстративный-
3.Раскройте скобки,выберите подходящий,с вашей точки зрения,вариант. Мотивируйте свой выбор.
1)Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифицированные лекторы.(Для этого предложения больше подходит слово лекторы из нормотивной формы слов,а лектора являются просторечием из-за этого я посчитала, что это слово тут не уместно)
2)Важнейшие отделы и секторы института были реорганизованы.(Слово сектора произносится в разговорной форме и считается ошибкой)
3)Пастух приложил к губам свою дудочку,и медленно стали разноситься тихие,переливчатые тоны свирели.(Слово тона произносятся,когда мы имеем ввиду цвет чего либо,поэтому здесь правильно тоны)
4)Яркая луна взошла над горизонтом,небо и море окрасились в мягкие темно-синие тона.(Слово тоны произносятся,когда мы имеем ввиду звучание или музыку чего либо,поэтому здесь правильно тона)
5)Многочисленные прожектора ярко освещали площади и улицы города.(Здесь оба варианта правельные)
6)В
доме отдыха оказались представители
самых разнообразных профессий:врачи,учителя,
4.Отметьте,форма какого рода является в данное время принятой,а какого -устаревшей.
1)бакенбард(устар.)-
бот(устар.)-бота(прин.)
клипс(устар.)-клипса(прин.)
ласт(устар.)-ласта(прин.)
банкнот(устар.)-банкнота(прин.
желатин(прин.)-желатина(устар.
скирд(устар.)-скирда(прин.)
2)арабеск(прин.)-арабеска(
зал(прин.)-зала(устар.)
катафалк(устар.)-катафалка(
рельс(устар.)-рельса(прин.)
статуй(устар.)-статуя(прин.)
занавес(прин.)-занавесь(устар.
3)Контральто(м.р.,Устар.)-
мозоль(м.р.,устар.)-мозоль(ж.
рояль(м.р.,прин.)-рояль(ж.р.,
табель(м.р.,прин.)-табель(ж.р.
толь(м.р.,прин.)-толь(ж.р.,
туннель(м.р.,прин.)-туннель(ж.
5.Выполните упражнение,раскрывая скобки,вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
Степь становилась все прекраснее. Никогда еще не проходил плуг по этим необыкновенным волнам диких растений.Вся поверхность земли казалась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие стебли травы просвечивали головки,желтый дрок выскакивал вверх пирамидальной верхушкой; белая кашка зонтиками пестрела на поверхности; занесенный откуда -то колос пшеницы наливался в гуще травы. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи.
В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и устремив глаза в траву. Воздух был наполнен тысячами разных птичьих свистов.
6.Замените цифры словами.
Главный Кавказский хребет имеет протяженность тысячу пятьсот километров.
7.Раскройте скобки.
Полночь, пол лагеря, путепровод, золотисто-желтый, многоуважаемый, необходим, внешнеполитический, нечто иное,как, не смотря на то,вверх, до завтра, послезавтра.
8.В произведениях
А.И. Солженицына широко используется
диалектная лексика. В данных ниже предложения
из произведений писателя определите
целесообразность употребления диалектных
слов.