Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 23:47, доклад
С первых дней войны жанры публицистики, призванные раскрывать жизнь людей на фронте и в тылу, мир их духовных переживаний и чувств, их отношение к различным фактам войны, заняли прочное место на страницах периодической печати, передачах радио.. Вся система советской прессы в 1941-1945 гг. была ориентирована на решение общих задач: поднятие народного духа и поднятие трудоспособности, укрепление веры в победу. В связи с новыми задачами и изменением структуры печати новая роль отводилась и репортажу. Бурное развитие репортажа военного времени – яркое проявление закономерности, заключающейся в зависимости черт жанра от объективных обстоятельств: общественной потребности, обусловленной ей цели, а также от специфики восприятия. Возросла потребность в сообщениях о ходе борьбы с врагом, которые ответили бы на главный военный вопрос: кто кого? Перед репортажем встала цель: “высветить в конкретных событиях то, что составляло залог неизбежной победы советского народа”.
Публицисты
и публицистика периода
Великой Отечественной
войны.
С первых
дней войны жанры публицистики, призванные
раскрывать жизнь людей на фронте и в тылу,
мир их духовных переживаний и чувств, их
отношение к различным фактам войны, заняли
прочное место на страницах периодической
Публицистика стала основной формой творчества крупнейших мастеров художественного слова Алексей Толстой, Николай Тихонов, Илья Эренбург, Михаил Шолохов, Константин Симонов, Борис Горбатов, Леонид Соболев, Всеволод Вишневский, Леонид Леонов, Мариэтта Шагинян, Алексей Сурков, Владимир Величко – это известные поэты и писатели, которые в период Великой Отечественной войны работали в жанре публицистики.
Главная тема их произведений - тема Родины. В тяжелых условиях войны, когда решалась судьба страны, не могли оставлять равнодушной читательскую аудиторию произведения, звавшие к ее защите, к преодолению всех препятствий и лишений. Так воспринимались статьи “Родина” А.Толстого, “Сила России” Н.Тихонова, “Размышления у Киева” Л.Леонова, “Украина в огне” А.Довженко, “Душа России” И.Эренбурга, “Уроки истории” Вс. Вишневского.
Тема Родины
занимает главное место в
Если событие показывается с точки зрения ведения боя, то важным для репортажного отображения становится использование людьми военной техники, творческое применения тактики. Изображение военных будней отличалось деловитостью, насыщением военной терминологией, своеобразной фразеологией и лексикой. Репортажи, раскрывавшие мотивы героических поступков, характеризуются тонким лиризмом, пафосом жизнеутверждения и веры в победу.
Один из известнейших литераторов Василий Гроссман в период Великой Отечественной войны основной своей задачей считал работу в жанре публицистики.
Сохранившиеся записные книжки свидетельствуют, что Гроссман не раз бывал во многих вошедших в историю местах ожесточенных боев за Сталинград: на Мамаевом кургане и на Тракторном, на «Баррикадах» и СталГРЭСе, на командном пункте В. И. Чуйкова, в дивизиях А. И. Родимцева, Батюка, Гуртьева, встречался и подолгу беседовал — и не после, когда все было кончено, а тогда же, в разгар боев, — со многими участниками сражения и прославившимися военачальниками, и оставшимися безвестными офицерами и солдатами, а нередко видел их в деле.
Сталинградские очерки Гроссмана («Волга — Сталинград», «Душа красноармейца», «Сталинградская битва», «Глазами Чехова», «Направление главного удара» и др.) и сейчас читаются с интересом. И дело не только в том, что в них четко прослеживается хроника военных действий на переломе в ходе войны. Эти очерки — отличная работа публициста, упругая, динамичная, передающая напряжение битвы невероятным разнообразием красок и звуков.
Особенно знаменит был очерк «Направление главного удара», в котором слышался вопль воздуха, раскаленного авиабомбами, грохот, которым «можно было оглушить человечество», горел огонь, которым «можно было сжечь и уничтожить государство». Сталин приказал «Правде» перепечатать очерк из «Красной звезды», несмотря на то, что газета не любила Гроссмана. Хотя было известно, что Сталин еще до войны самолично вычеркнул «Степана Кольчугина»(еще одно произведение Гроссмана) из списка произведений, представленных на соискание Сталинской премии, единогласно утвержденного комитетом по этим премиям. Сталин назвал роман меньшевистским. Между тем в ночь накануне опубликования списка лауреатов Гроссману звонили из главных газет страны, поздравляли.
«Направление главного удара» привлекло к себе всю страну. Точность деталей, пылающая правда сражения рождали мысль о том, что «героизм сделался будничной, каждодневной привычкой».
В многочисленных корреспонденциях он вводил читателя в атмосферу борющегося Сталинграда……Никогда еще не приходилось вести таких боев, — писал Василий Гроссман в очерке "Сталинградская битва". — Здесь все общепринятые понятия сдвинулись, сместились, словно в город над Волгой шагнули леса, степные овраги, горные кручи и ущелья, равнины и холмы. Здесь словно воедино собрались особенности всех театров войны — от Белого моря до Кавказских гор. Одно отделение в течение дня переходило из-за кустарников и деревьев, напоминавших рощи Белоруссии, в горную расщелину, где в полумраке нависающих над узким переулком стен приходилось пробираться по каменным глыбам обвалившегося брандмауэра, еще через час оно выходило на залитую асфальтом огромную площадь, во стократ более ровную, чем Донская степь, а к вечеру ему приходилось ползти по огородам среди вскопанной земли и полуобгоревших поваленных заборов, совсем как в дальней курской деревеньке. И эта резкая смена требовала постоянного напряжения командирской мысли, быстрой перестройки всех приемов боя. А иногда часами длились упорные штурмы домов, бои происходили у стен дома, в заваленных кирпичом, полуразрушенных [49]комнатах и коридорах, где сражающиеся путались ногами в сорванных проводах, среди измятых остовов железных кроватей, кухонной и домашней утвари. И эти бои не были похожи ни на один театр от Белого моря до Кавказа".«...В Сталинграде войны была заключена душа. Его душой была свобода», — это Гроссман почувствовал в Сталинграде еще тогда, когда там шли ожесточенные уличные бои.
Наряду
с Гроссманом в жанре публицистики
во время Сталинградской битвы работали
такие великолепные писатели как: Е.Кригер
“Огонь Сталинграда”, П.Шебунин “Дом
Павлова”, Б.Полевой “Город-герой”, Вас.Коротеева
“Сталинградское кольцо” и другие.
Главное в публицистике периода Сталинградской битвы заключалось в том, что она выражала силу духа и чаяния сражающегося народа.
После Сталинградской битвы начался новый этап войны. На всех фронтах шло наступление наших войск на запад, освобождение оккупированных территорий Советского Союза и стран Европы от фашистских агрессоров. Исход войны был предрешен в нашу пользу.
Во многом это победа публицистов Сталинграда. Их активная пропагандическая деятельность вела народный дух вперед не давая сломаться, пойти на поводу у страха.
Информация о работе Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны