Публицистический стиль в системе функциональных стилей русского языка. Его основные признаки и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 12:25, реферат

Краткое описание

Целью работы является описание публицистического стиля как одного из функциональных стилей русского языка и его жанров.
Задачи, поставленные в данном исследовании:
1. Дать общую лингвистическую характеристику публицистического стиля речи, его функций, жанров, языковых особенностей.
2. Рассмотреть применение публицистического стиля на примере статьи

Оглавление

Введение 3
§1. Публицистический стиль как функциональный стиль
русского языка 5
§2. Жанровые разновидности публицистического стиля 12
§3. Применение публицистического стиля на примере статьи «Слишком много оружия на планете и слишком мало выделяется средств на обеспечение мира» 17
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

REFERAT_PO_RUSSKOMU.docx

— 43.06 Кб (Скачать)

В этом тексте пять вопросительных предложений. Последнее предложение разделено на два коммуникативно-самостоятельных предложения, неполное предложение (Мечтали о свободе...), повтор сказуемого в третьем предложении (не было). Кроме того, здесь присутствует экспрессивная и эмоционально-оценочная лексика, имеющая разговорную окраску (пакостные, испоганивший), прецедентная фраза брались за руки... (сразу вспоминается «Возьмемся за руки, друзья» Б. Окуджавы). Все эти средства служат автору для создания эмоционального, образного текста [9, c.98].

 

§2. Жанровые разновидности публицистического стиля

Существует значительное число определений жанра, и ни одно из них нельзя признать вполне универсальным - применимым ко всем категориям публицистических текстов.

Журналист, готовящий материал для СМИ, всегда руководствуется неким изначально заданным - иногда в форме конкретных инструкций, а иногда в виде негласного кодекса - набором требований к стилю, форме, содержанию и объему своего материала.

Без учета этих требований материал не может быть опубликован или выпущен в эфир, ибо любое отклонение от некоей заданной нормы (которая, кстати, важна тем, что она привлекает определенные категории читателей) выбивает этот материал из тонкой ниши жанра и неизбежно переводит его в другой разряд. В этом смысле безжанрового материала не бывает.

Оно не позволяет с достаточной очевидностью выявлять типы текстов, которые публикуют СМИ и нуждается в уточнении. Достаточно взглянуть лишь на общий перечень публицистических жанров, приводимый в книге А.А. Тертычного «Жанры периодической печати»: [16, c.103]

Жанры периодической печати:

Аналитический отчет, журналистское расследование, аналитическая корреспонденция, обозрение, аналитическое интервью, обзор СМИ, аналитический опрос, прогноз, беседа, версия, комментарий, эксперимент, социологическое резюме, письмо, анкета, исповедь, мониторинг, рекомендация (совет), рейтинг, аналитический пресс-релиз, рецензия, очерк, статья, фельетон, памфлет, эпиграф, пародия, эпитафия, сатирический комментарий, анекдот, житейская история, шутка, легенда, игра.

Эти жанры, в свою очередь, подразделяются исследователем на информационные, аналитические, художественно-публицистические.

Следуя этой же логике, другие ученые выявляют почти 400 газетных жанров. Однако ученые все же пытаются поделить их по уже упомянутому выше чрезвычайно широкому основанию понятия и формы:

1) собственно информационные  жанры;

2) собственно публицистические;

3) информационно-публицистические;

4) художественно-публицистические;

5) собственно художественные;

6) рекламные;

7) официально-деловые;

8) остальные.

В большинстве существующих классификаций жанров отсутствует единое основание для деления. В одних случаях во внимание принимаются языковые характеристики текста, в других - понятийные. Однако, как правило, в конце концов, все они оказываются в едином списке жанров, выделяемых по разным основаниям. В упомянутом выше делении публицистических жанров на информационные, аналитические и художественно-публицистические исследователи руководствуются абстрактным принципом доминанты (в одних доминирует чистая информация, в других анализ информации, а в третьих образность).

Различные способы освещения фактов и приводят к созданию разных жанров. Посмотрим, как подается факт в конкретных информационных жанрах.

Хроника - факт без подробностей. Небольшие (порой из одной-двух фраз) сообщения, не имеющие заголовка. Чаще публикуются подборками.

Информация - короткая информация или заметка. Содержит сам факт и некоторые подробности. Состоит из десяти-тридцати строк, имеет собственный заголовок. Чаще публикуется в подборке.

Расширенная информация предполагает более широкое и подробное изложение событий. Возможны: историческая справка, сравнение, характеристика героев и т.д. Включает в себя вступление и концовку. Содержит 40-150 строк, заголовок. Допустим подзаголовок.

Интервью - изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией. Необходимо указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение), тему разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по факсу и т.д.).

Отчет - по заданию редакции журналист рассказывает о том, что видел и слышал. Размер материала зависит от значимости события.

Зарисовка - обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.

Обозрение - важнейшие события жизни города, завода, школы и т.п. за определенный период (сводки, итоги).

Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками. Репортаж бывает: событийный, тематический, постановочный.

Аналитические жанры - это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. К аналитическим жанрам относятся: корреспонденция, статья, обзорная рецензия. Корреспонденция анализирует группу фактов. Это делается с помощью описания фактов, их анализа и соответствующих выводов. Здесь очень важны примеры, оперативность, конкретность темы, четкий адрес. Статья - это обобщение и анализ фактов и явлений. Если в корреспонденции события рассматриваются от частного к общему, то в статье все происходит наоборот - от общего к частному. Статья берет факты в глобальных масштабах, анализирует их, поднимая до научно обоснованных выводов.

Художественно-публицистические жанры - здесь конкретный документальный факт отходит на второй план. Главным становится авторское впечатление от факта, события, авторская мысль. Сам факт типизируется. Дается его образная трактовка.

В очерке факты преломляются в свете личности автора. Важен не факт сам по себе, а его восприятие и трактовка героем или автором. Факт переосмыслен в образ, близок к малым формам художественной литературы, конкретен, построен на фактическом материале. Цель очерка - дать образное представление о людях, показать их в действии, раскрыть существо явления.

Очерк бывает сюжетным (портрет, проблема) и описательным (событийный, путевой).

Фельетон - это литературный материал, проникнутый духом острой злободневной критики, с особыми приемами изложения. Для фельетона обязательны: живость, легкость, образность, юмор, ирония, насмешка.

Памфлет - злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого - конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое обличение».

В описанной выше классификации понятны и достаточно очевидны лишь традиционные названия жанров, но не критерии их выделения, и многие из них с успехом могут быть применены друг к другу. Здесь, к сожалению, также отсутствует строго научный подход, хотя в повседневном обиходе начинающим журналистам такие научно-популярные объяснения могут

Таким образом, публицистический стиль представлен разнообразными жанрами, которые имеют разные задачи в процессе общения и функционируют в разных условиях. Так, к публицистическим жанрам относятся газетные политические информации, передовые статьи, заметки, фельетоны, памфлеты, лирико-публицистические статьи, а также лозунги, призывы, обращения к гражданам страны, рецензии на фильмы и спектакли, сатирические заметки, очерки, обзоры, т.е. все жанры массовой коммуникации (язык газет, журналов, теле- и радиопередач), а также устная форма речи - публичные выступления на общественно-политические темы.

 

 

 

§3. Применение публицистического стиля на примере статьи                 «Слишком много оружия на планете и слишком мало выделяется          средств на обеспечение мира»                                                                  

Газета «Новые Известия», 29 августа 2012 года

«В прошлом месяце из-за столкновений интересов не удалось достичь договоренности о столь необходимом договоре, который уменьшил бы чудовищные людские потери, являющиеся следствием слабого регулирования международной торговли оружием. Тем временем застопорилась работа по ядерному разоружению, несмотря на то, что во всем мире ощущается активная и растущая поддержка этих усилий.

Безрезультатное завершение этих переговоров и отмечаемая в этом месяце годовщина атомных бомбардировок в Хиросиме и Нагасаки дают нам прекрасную возможность подумать над тем, что пошло не так, почему оказалось так трудно обеспечить разоружение и контроль над вооружениями и каким образом международное сообщество может вернуться на правильный путь для того, чтобы достичь этих жизненно важных целей.

Многие военные ведомства сейчас признают, что безопасность — это гораздо больше, чем просто защита границ. Серьезные проблемы в области безопасности могут возникнуть в результате демографических тенденций, хронической нищеты, экономического неравенства, ухудшения состояния окружающей среды, пандемий, организованной преступности, репрессивных форм правления и других явлений, которые ни одно государство не может в одиночку поставить полностью под свой контроль. Оружие не способно решить такие проблемы.

И тем не менее, признав эти новые вызовы для безопасности, мы допустили опасную задержку с разработкой новой политики, направленной на решение этих проблем. Приоритеты национальных бюджетов до сих пор обычно отражают старые парадигмы. В результате огромных военных расходов и новых инвестиций в модернизацию ядерных арсеналов на планете скопилось слишком много оружия, тогда как на обеспечение мира выделяется недостаточно финансовых средств.

Согласно имеющимся данным, в прошлом году мировые военные расходы превысили 1,7 трлн. долл. США — это более 4,6 млрд. долл. США в день, то есть расходы за один день почти в два раза больше, чем бюджет Организации Объединенных Наций на целый год. Эти щедрые вливания включают миллиарды долларов на модернизацию ядерных арсеналов в течение нескольких предстоящих десятилетий.

Трудно объяснить такой уровень военных расходов после окончания «холодной войны», причем в период мирового финансового кризиса. Экономисты называют это «издержками упущенных возможностей». Я называю это упущенными возможностями удовлетворения потребностей человека. Ассигнования на ядерные вооружения больше всего созрели для глубоких сокращений.

Такие вооружения бесполезны при нынешних угрозах для международного мира и безопасности. Само их существование является дестабилизирующим фактором: чем чаще их провозглашают незаменимыми, тем больше стимул к их распространению. Дополнительные риски возникают вследствие возможности несчастных случаев, а также в результате медицинских и экологических последствий сохранения и совершенствования таких видов оружия.

Пришло время подтвердить свою приверженность ядерному разоружению и обеспечить, чтобы эта общая цель была отражена в национальных бюджетах и планах и в деятельности учреждений.

Четыре года назад я выступил с предложением по разоружению из четырех пунктов, в котором была особо подчеркнута необходимость разработки конвенции по ядерному оружию или ряда базовых документов для достижения этой цели.

И тем не менее застой в области разоружения продолжается. Ясно, что выход заключается в активизации усилий государств по согласованию своих действий ради достижения общих целей. Ниже излагаются некоторые конкретные меры, которые следует принять всем государствам и гражданскому обществу для выхода из нынешней тупиковой ситуации.

Поддержать усилия Российской Федерации и Соединенных Штатов по согласованию глубоких и поддающихся контролю сокращений их ядерных арсеналов — как развернутых, так и неразвернутых.

Добиться того, чтобы другие стороны, обладающие таким оружием, взяли на себя обязательство присоединиться к процессу разоружения.

Ввести мораторий на разработку и производство ядерного оружия и новых систем доставки.

Согласовать многосторонний договор о запрете расщепляющихся материалов, которые могут быть использованы в ядерном оружии.

Прекратить ядерные взрывы и обеспечить вступление в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

Положить конец базированию ядерного оружия на иностранных территориях и вывести это оружие из боевого состава.

Принять меры к тому, чтобы государства, обладающие ядерным оружием, представляли данные для публичного реестра Организации Объединенных Наций по ядерному разоружению, включая данные о размерах арсеналов, расщепляющихся материалах, систем доставки и о продвижении к целям разоружения.

Создать зону, свободную от ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, на Ближнем Востоке.

Обеспечить всеобщее участие в договорах о запрете химического и биологического оружия.

Параллельно осуществлять усилия по контролю за обычными вооружениями, включая договор о торговле оружием, усиление контроля за незаконной торговлей стрелковым оружием и легкими вооружениями, всеобщее присоединение к Конвенции о запрещении мин, Конвенции по кассетным боеприпасам и Конвенции о негуманном оружии и расширение круга государств, представляющих данные для доклада Организации Объединенных Наций о военных расходах и для Регистра обычных вооружений Организации Объединенных Наций.

Предпринять дипломатические и военные инициативы по поддержанию международного мира и безопасности на планете, свободной от ядерного оружия, и в том числе предпринять новые усилия в целях урегулирования региональных споров.

Но прежде всего мы должны удовлетворить основные потребности человека и достичь целей развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. Хроническая нищета подрывает безопасность. Давайте резко сократим расходы на ядерные вооружения и вместо этого будем делать инвестиции в социально-экономическое развитие, которое отвечает интересам всех, расширяя рынки, устраняя причины вооруженных конфликтов и поступая таким образом, чтобы граждане были заинтересованы в своем общем будущем.      Как и ядерное разоружение и нераспространение, такие цели абсолютно необходимы для обеспечения безопасности человека и международного мира для будущих поколений.

Информация о работе Публицистический стиль в системе функциональных стилей русского языка. Его основные признаки и функции