Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:44, сочинение
Рассказ Горького - размышление о смысле жизни. Произведение состоит из трех самостоятельных частей: первая – легенда о Ларре, вторая - рассказ старухи о своей жизни и третья часть - легенда о Данко. Каждая из частей целиком подчинена одной цели создать — наиболее полный образ главного героя. Поэтому все три части представляют собой единое целое, пронизанное общей идеей, которая заключается в стремлении автора выявить истинную ценность человеческой жизни
Рассказ Горького - размышление о смысле жизни. Произведение состоит из трех самостоятельных частей: первая – легенда о Ларре, вторая - рассказ старухи о своей жизни и третья часть - легенда о Данко. Каждая из частей целиком подчинена одной цели создать — наиболее полный образ главного героя. Поэтому все три части представляют собой единое целое, пронизанное общей идеей, которая заключается в стремлении автора выявить истинную ценность человеческой жизни.
Система образов полностью подчинена стремлению автора наилучшим образом раскрыть тему произведения: вопрос о свободе и несвободе человека. К наиболее ярким образам рассказа, несущим на себе основную идейную нагрузку, можно отнести образы Ларры, Данко и старухи Изергиль.
Ларра, ведущий образ первой легенды, представлен читателю в наихудшем свете. Непомерная гордыня, огромное себялюбие, крайний индивидуализм, оправдывающий любую жесткость, — все это вызывает в людях только ужас и гнев. Его непомерная свобода обернулась своей противоположностью: герой ищет смерти, но не может умереть.
Ларре противопоставлен герой второй легенды, выражающий высшую степень любви к людям. Гордость Данко — это сила его духа, уверенность в себе. Он, пожертвовав своей жизнью ради освобождения людей, заслуживает истинное бессмертие за подвиг, совершенный во имя жизни и счастья народа. Данко прекрасен как внешне, так и внутренне: “Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня”.
Отношение автора к отверженному Ларре, на мой взгляд, однозначно. Осуждая жизненную позицию этого героя, Горький показывает, к какому результату приводит человека индивидуалистическая мораль. В образе же Данко писатель воплощает свой идеал сильной личности, способной на самопожертвование.
Особое место в рассказе занимают элементы описания Изергиль, как то: “тусклые глаза”, “потрескавшиеся губы”, “сморщенный нос, загнутый, словно нос совы”, “черные ямы щек”, “прядь пепельно-седых волос”. Они повествуют о нелегкой жизни главной героини задолго до того, как она рассказывает свою историю. Только она наделена правом и возможностью в доступной форме выражать собственный взгляд на жизнь. Поэтому именно ее сознание, характер, подчас таинственные противоречия оказываются основным предметом изображения, из чего можно сделать вывод, что рассказ написан ради создания образа, именем которого и названо произведение.
Герои этого рассказа— смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни.
Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражается авторская позиция по вопросу о смысле жизни. Другими словами, весь смысл жизни, по Горькому, в жертвенном, бескорыстном служении людям.
В пьесе «На дне» М. Горький стремится не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей.
Первая правда — правда Бубнова, ее можно назвать правдой факта. Бубнов убежден, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть… Ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние». Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. Для него правда — жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств.
Правда Луки — правда сострадания и веры в Бога. Он для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду.
Третья правда — правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога. Он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и сострадании. «Какая польза тебе, если я тебя пожалею?».
Три правды в пьесе трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и для каждого правда своя.
в пьесе М. Горький заставил задуматься о человеке, его свободе.
В этой пьесе Горький раскрывает и тему маленьких людей. Все эти босяки – «маленькие» люди, потому что они бедны, забиты более влиятельными и богатыми людьми. А «лишние» они потому, что абсолютно не нужны современному обществу. Каждый живет надеждами, но сделать что-нибудь, чтобы изменить свое плачевное положение, не может или не хочет в силу трагического стечения обстоятельств. Они уже…привыкли к такому существованию и менять его не собираются.
Создавая свою пьесу, Горький стремился обратить внимание читателя на острые социальные проблемы и на то, каким мрачным и безнадёжным может быть существование человека.
Завязкой конфликта в пьесе Максима Горького «На дне» служит появление странника Луки. Он сразу объявляет о своих взглядах на жизнь: «Мне — все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все черненькие, все прыгают». Все люди для него равны.
Лука быстро находит подход к ночлежникам. Он не отвечает на грубости, умело обходит неприятные для него вопросы, вызывается мести пол, приводит Анну из кухни. О себе он ничего не сообщает, говорит только: «Мяли много, оттого и мягок...»
Для Луки важна вера в человека, он говорит: «Человека уважать надо». По Луке лучше сладкая ложь, если она дает человеку надежду, позволяет почувствовать себя личностью. С его появлением в ночлежке все меняется. Старец приносит ее обитателям веру в себя, помогает им выжить в страшных условиях «дна». «Вовремя пожалеть человека хорошо бывает».
Лука — живой образ, потому что он противоречив и неоднозначен.
Герои Горького — с Лукой или без Луки — не способны изменить ни свою жизнь, ни тем более жизнь страны. Но с приходом Луки они на миг осознали, что они люди и что они достойны счастья.