Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:07, доклад
Приватизация — процесс многоступенчатый, имеющий в своем развитии несколько периодов, в каждом из которых были и есть свои методы ее организации. Уже давно завершена чековая приватизация, основным инструментом которой был “ваучер” — приватизационный чек. Сейчас проходит второй этап приватизации — денежный. Суть его заключается в том, что крупные сторонние инвесторы, а иногда и директор предприятия вступают в борьбу за обладание контрольным пакетом акций, скупая по мере возможности акции у трудового коллектива и у мелких сторонних акционеров. Именно организационно-правовые аспекты этого этапа приватизации в плане обеспечения доходов государства и будут рассмотрены.
Приватизация — процесс
многоступенчатый, имеющий в своем
развитии несколько периодов, в каждом
из которых были и есть свои методы
ее организации. Уже давно завершена
чековая приватизация, основным инструментом
которой был “ваучер” — приватизационный
чек. Сейчас проходит второй этап приватизации
— денежный. Суть его заключается
в том, что крупные сторонние
инвесторы, а иногда и директор предприятия
вступают в борьбу за обладание контрольным
пакетом акций, скупая по мере возможности
акции у трудового коллектива
и у мелких сторонних акционеров.
Именно организационно-правовые аспекты
этого этапа приватизации в
плане обеспечения доходов
В случае принятия решения о приватизации всегда встает вопрос о способах ее проведения. Способы проведения приватизации предприятия зависят от организационно-правовой формы, в которую преобразуется предприятие в процессе приватизации.
Объекты приватизации. Под
объектами государственной
Приобретение предприятия
как целостного хозяйственного комплекса
и приобретение отдельных видов
имущества предприятий
Продавцы. В качестве
продавцов объектов
а) общественный, по существу, характер государственной собственности предопределяет, что распоряжаться ее продажей может только представитель всего общества - государство. Недопустимо передавать процесс приватизации на откуп органам отраслевого и регионального управления, так как их специфические интересы состоят в стремлении взять на себя не только управление вверенной им собственностью, но и полное распоряжение ею.
б) государство является единственным продавцом государственной собственности, т.е. монополистом. Между тем за деятельностью любой монополии необходим широкий общественный контроль. Распыление полномочий по приватизации между многочисленными органами государственной власти и управления крайне осложнит и без того непростую процедуру контроля со стороны компетентных государственных органов, народных депутатов и всех граждан.
Покупатели. Правами покупателей объектов приватизации по процедурам, предусмотренным концепцией приватизации, пользуются только граждане и негосударственные юридические лица. Дело в том, что покупка государственными юридическими лицами государственной же собственности лишь усложняет формы владения, распоряжения и пользования имуществом предприятий, но не меняет формы собственности на предприятии в целом.
Предоставление всем гражданам
и негосударственным
При таком подходе становится
возможным, с одной стороны, поддержать
стремление работников приватизируемых
предприятий стать
Выбор между формами приватизации.
Приватизация может осуществляться
в форме приобретения покупателями
акций государственного предприятия,
предварительно преобразованного в
государственное акционерное
Выбор между формами приватизации конкретного государственного предприятия (объединения) осуществляется на основе предложений специально создаваемых комиссий по приватизации, в функции которых входит также реорганизация предприятия, оценка его стоимости и выработка рекомендаций по способам платежа.
Выбор одной из этих трех форм приватизации государственной собственности увязывается с социальными приоритетами. В частности, предусматривается, что основной формой продажи небольших объектов государственной собственности местного подчинения и предприятий-монополистов является конкурс.
Аукционная форма приватизации рассматривается как форма, дополняющая в случае необходимости форму конкурса. Аукционы по продаже объектов государственной собственности могут проводиться в случае отсутствия предложений об иных формах их приобретения, а также при безрезультатном завершении конкурсов и в случаях банкротства и ликвидации предприятий.
Преобразование
Оценка стоимости объектов приватизации. Оценка стоимости объектов приватизации должна осуществляеться комиссией по приватизации по одному из двух вариантов: на основе рыночной оценки или определения его балансовой стоимости.
Приобретение государственной собственности - это приобретение покупателем права на получение дохода от использования всего имущества предприятия. Покупатель должен оплачивать не номинальную стоимость имущества (часто символическую), а должен выплатить доход, который могло бы получить государство от использования целостного имущественного комплекса. Покупатель, поэтому может рассчитывать не на весь доход, приносимый объектом государственной собственности, а только на его прирост за счет более эффективного использования ресурсов. К сожалению в российской практике это не соблюдалось. И причина здесь кроется не в ошибке законодательных органов, а в конкретной заинтересованности отдельного круга лиц в занижении рыночной стоимости предприятий.
Приватизация государственных предприятий не должна преследовать чисто фискальные цели: главная задача - коренное преобразование отношений собственности. Тем не менее недопустима продажа предприятий по заниженным ценам, так как государство может потерять даже тот доход, который оно получает в настоящее время: как собственник предприятий, что крайне осложнит и без того тяжелое финансовое положение страны. Поэтому необходимо исходить по меньшей мере из минимальных требований государства к стоимости объектов приватизации. Эти требования - получение от продажи государственных предприятий суммы не меньшей, чем капитализированный доход, получаемый государством при сохранении государственной формы собственности.
Распределение выручки от приватизации. Выручка от приватизации является собственностью государства и распределяется в зависимости от приоритетов, установленных в законодательстве. Причем эти приоритеты должны определяться не на отдаленное будущее, а на относительно небольшой период времени. Поэтому предусматривается, что определение порядка и направлений расходования выручки от приватизации осуществляется ежегодно.
Состояние глубокого экономического кризиса в стране диктовало необходимость направления значительной части выручки на погашение государственного долга. Оставшаяся часть направлялась во внебюджетные фонды местных Советов народных депутатов.
Приватизация
государственной и
Под приватизацией
на аукционе понимается
Решение о приватизации
государственной собственности
на аукционе принимается
Объектами приватизации на аукционе могут быть: предприятия, цехи, производства, участки и иные подразделения этих предприятий, выделяемые в самостоятельные предприятия, оборудования, здания, сооружения, активы ликвидированных предприятий; объекты незавершенного строительства; доли, паи, акции акционерных обществ, создаваемых при преобразовании государственных и муниципальных предприятий. К проведению аукциона
“продавцами” проводится
определенная работа согласно
установленным требованиям.
Аукционы проводятся
в двух формах: открытый аукцион
— как правило, при продаже
активов ликвидируемого и
Закрытый тендер проводит
постоянно действующая
Победителем закрытого
тендера становится покупатель,
предложивший наибольшую цену. Если
предложенная цена совпадает
у нескольких покупателей,
Если и это совпадает, то проводится жеребьевка для заявления победителя.
Результаты аукциона
оформляются протоколом в двух
экземплярах и подписываются
покупателем или его
Если победитель в
течение 10 дней не подписал
протокол, результаты аукциона
Приватизация
государственной и
Под приватизацией
по конкурсу понимается