Приватизация как понятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:07, доклад

Краткое описание

Приватизация — процесс многоступенчатый, имеющий в своем развитии несколько периодов, в каждом из которых были и есть свои методы ее организации. Уже давно завершена чековая приватизация, основным инструментом которой был “ваучер” — приватизационный чек. Сейчас проходит второй этап приватизации — денежный. Суть его заключается в том, что крупные сторонние инвесторы, а иногда и директор предприятия вступают в борьбу за обладание контрольным пакетом акций, скупая по мере возможности акции у трудового коллектива и у мелких сторонних акционеров. Именно организационно-правовые аспекты этого этапа приватизации в плане обеспечения доходов государства и будут рассмотрены.

Файлы: 1 файл

Приватизация.docx

— 23.50 Кб (Скачать)

Приватизация — процесс  многоступенчатый, имеющий в своем  развитии несколько периодов, в каждом из которых были и есть свои методы ее организации. Уже давно завершена  чековая приватизация, основным инструментом которой был “ваучер” — приватизационный чек. Сейчас проходит второй этап приватизации — денежный. Суть его заключается  в том, что крупные сторонние  инвесторы, а иногда и директор предприятия  вступают в борьбу за обладание контрольным  пакетом акций, скупая по мере возможности  акции у трудового коллектива и у мелких сторонних акционеров. Именно организационно-правовые аспекты  этого этапа приватизации  в  плане обеспечения доходов государства  и будут рассмотрены.

 

В случае принятия решения  о приватизации всегда встает вопрос о способах ее проведения. Способы  проведения приватизации предприятия  зависят от организационно-правовой формы, в которую преобразуется  предприятие в процессе приватизации.

 

Объекты приватизации. Под  объектами государственной собственности, подлежащими приватизации, понимаются предприятия (объединения), организации, структурные единицы объединений, производства, цехи, иные подразделения  предприятий, организаций как единые имущественные комплексы производственных фондов и иных ценностей.

 

Приобретение предприятия  как целостного хозяйственного комплекса  и приобретение отдельных видов  имущества предприятий принципиально  отличаются. В первом случае покупателю предоставляется право приобрести титул собственности на работающее предприятие (с определенными хозяйственными связями, сложившимся трудовым коллективом  и т.д.). Во втором - покупатель приобретает  имущество либо ликвидируемого предприятия, либо предприятия, которое коренным образом перепрофилируется или  реорганизуется.

 

 Продавцы. В качестве  продавцов объектов государственной  собственности признаются специальные  исполнительные органы (республиканские  комитеты по управлению государственным  имуществом и аналогичные им  органы), в функции которых входит  непосредственная организационная  работа по приватизации государственной  собственности и оперативно-хозяйственное  управление предприятиями, передаваемыми  в их ведение. Это обусловлено  следующими причинами: 

 

а) общественный, по существу, характер государственной собственности  предопределяет, что распоряжаться  ее продажей может только представитель  всего общества - государство. Недопустимо  передавать процесс приватизации на откуп органам отраслевого и  регионального управления, так как  их специфические интересы состоят  в стремлении взять на себя не только управление вверенной им собственностью, но и полное распоряжение ею.

 

б) государство является единственным продавцом государственной  собственности, т.е. монополистом. Между  тем за деятельностью любой монополии  необходим широкий общественный контроль. Распыление полномочий по приватизации между многочисленными органами государственной власти и управления крайне осложнит и без того непростую  процедуру контроля со стороны компетентных государственных органов, народных депутатов и всех граждан.

 

Покупатели. Правами покупателей  объектов приватизации по процедурам, предусмотренным концепцией приватизации, пользуются только граждане и негосударственные  юридические лица. Дело в том, что  покупка государственными юридическими лицами государственной же собственности лишь усложняет формы владения, распоряжения и пользования имуществом предприятий, но не меняет формы собственности на предприятии в целом.

 

Предоставление всем гражданам  и негосударственным юридическим  лицам прав покупателей объектом государственной собственности  не исключает приобретения этих объектов непосредственно членами трудовых коллективов.

 

При таком подходе становится возможным, с одной стороны, поддержать стремление работников приватизируемых  предприятий стать предпринимателями  и существенно облегчить для  них конкурентную борьбу с посторонними покупателями, а с другой - ввести процесс этой конкуренции в законные рамки и установить ее правила.

 

Выбор между формами приватизации. Приватизация может осуществляться в форме приобретения покупателями акций государственного предприятия, предварительно преобразованного в  государственное акционерное общество; в форме приобретения объекта  государственной собственности  по конкурсу и в форме приобретения объекта приватизации или его  имущества на аукционе.

 

Выбор между формами приватизации конкретного государственного предприятия (объединения) осуществляется на основе предложений специально создаваемых  комиссий по приватизации, в функции  которых входит также реорганизация  предприятия, оценка его стоимости  и выработка рекомендаций по способам платежа.

 

Выбор одной из этих трех форм приватизации государственной  собственности увязывается с  социальными приоритетами. В частности, предусматривается, что основной формой продажи небольших объектов государственной  собственности местного подчинения и предприятий-монополистов является конкурс.

 

Аукционная форма приватизации рассматривается как форма, дополняющая  в случае необходимости форму  конкурса. Аукционы по продаже объектов государственной собственности  могут проводиться в случае отсутствия предложений об иных формах их приобретения, а также при безрезультатном  завершении конкурсов и в случаях  банкротства и ликвидации предприятий.

 

Преобразование государственных  предприятий в акционерные общества имеет существенные особенности  по сравнению с продажей объектов государственной собственности  по конкурсу или на аукционах, а также  с созданием новых акционерных  обществ. В процессе приватизации путем  продажи акций государственных  акционерных обществ главная задача состоит в создании реального и ответственного собственника и скорейшей передачи акций в руки граждан и негосударственных юридических лиц. Деятельность государственных акционерных обществ, где преобладающая доля акций принадлежит государственным организациям, должна подлежать более строгой регламентации. Это необходимо для того, чтобы у государственных акционерных обществ не было возможности покрытия недостатка собственных оборотных средств и прямых убытков за счет выпуска облигаций, привилегированных акций и т.п. По мере превращения государственного акционерного общества в негосударственное, где другие акционеры (граждане и негосударственные юридические лица) получат возможность принимать самостоятельные решения по всем вопросах функционирования общества, эти ограничения отменяются.

 

Оценка стоимости объектов приватизации. Оценка стоимости объектов приватизации должна осуществляеться комиссией по приватизации по одному из двух вариантов: на основе рыночной оценки или определения его балансовой стоимости.

 

Приобретение государственной  собственности - это приобретение покупателем  права на получение дохода от использования  всего имущества предприятия. Покупатель должен оплачивать не номинальную стоимость  имущества (часто символическую), а  должен выплатить доход, который  могло бы получить государство от использования целостного имущественного комплекса. Покупатель, поэтому может  рассчитывать не на весь доход, приносимый объектом государственной собственности, а только на его прирост за счет более эффективного использования  ресурсов. К сожалению в российской практике это не соблюдалось. И причина здесь кроется не в ошибке законодательных органов, а в конкретной заинтересованности отдельного круга лиц в занижении рыночной стоимости предприятий. 

 

Приватизация государственных  предприятий не должна преследовать чисто фискальные цели: главная задача - коренное преобразование отношений  собственности. Тем не менее недопустима  продажа предприятий по заниженным ценам, так как государство может  потерять даже тот доход, который  оно получает в настоящее время: как собственник предприятий, что  крайне осложнит и без того тяжелое  финансовое положение страны. Поэтому  необходимо исходить по меньшей мере из минимальных требований государства к стоимости объектов приватизации. Эти требования - получение от продажи государственных предприятий суммы не меньшей, чем капитализированный доход, получаемый государством при сохранении государственной формы собственности.

 

Распределение выручки от приватизации. Выручка от приватизации является собственностью государства  и распределяется в зависимости  от приоритетов, установленных в  законодательстве. Причем эти приоритеты должны определяться не на отдаленное будущее, а на относительно небольшой  период времени. Поэтому предусматривается, что определение порядка и  направлений расходования выручки  от приватизации осуществляется ежегодно.

 

Состояние глубокого экономического кризиса в стране диктовало необходимость  направления значительной части  выручки на погашение государственного долга. Оставшаяся часть направлялась во внебюджетные фонды местных Советов  народных депутатов.

 

Приватизация  государственной и муниципальной  собственности на аукционе.

 Под приватизацией  на аукционе понимается приобретение  у государства и местных Советов  народных депутатов физическими  и юридическими лицами в частную  собственность объекта приватизации  на торгах в случаях, когда  от покупателей не требуется  выполнение каких-либо условий  по отношению к объекту приватизации. В этом случае право собственности  передается покупателю, предложившему  в ходе торгов максимальную  цену.

 

 Решение о приватизации  государственной собственности  на аукционе принимается соответствующими  комитетами по управлению имуществом, а продавцами выступают соответствующие  фонды имущества.

 

 Объектами приватизации на аукционе могут быть: предприятия, цехи, производства, участки и иные подразделения этих предприятий, выделяемые в самостоятельные предприятия, оборудования, здания, сооружения, активы ликвидированных предприятий; объекты незавершенного строительства; доли, паи, акции акционерных обществ, создаваемых при преобразовании государственных и муниципальных предприятий. К проведению аукциона

 “продавцами” проводится  определенная работа согласно  установленным требованиям. Важное  место отводится информационному  сообщению, которое должно содержать  полную характеристику предприятия, (иного имущества), предлагаемого  к продаже на аукционе, в том  числе начальную цену, форму платежа,  дату, место и время проведения  аукциона. Одновременно определяются  условия участия в аукционе  покупателей. К участию в нем  допускаются юридические и физические  лица, своевременно подавшие заявку  на участие и другие необходимые  документы, внесшие залог в  сумме 10% от начальной цены  объекта приватизации. Заявителю  может быть отказано в участии  на аукционе, если он не может  быть признан покупателем в  законодательном порядке, если  не представил в срок все  необходимые документы.

 

 Аукционы проводятся  в двух формах: открытый аукцион  — как правило, при продаже  активов ликвидируемого и ликвидированного  предприятия, небольших предприятий  (с численностью до 200 человек), акций  акционерных обществ; закрытый  аукцион (закрытый тендер) — как  правило, при продаже крупных  предприятий и пакетов акций  акционерных обществ. Аукцион  проводит аукционист, который дает  краткую характеристику объекта  приватизации, определяет шаг аукциона  в пределах от 5 до 15% начальной  цены, который является единым  на весь период аукциона. Торги  завершаются, когда после троекратного  объявления цены ни один из  покупателей не поднял билет.  Цена покупки предприятия на  аукционе, определяемая в ходе  торгов, не может быть снижена  более чем на 30% от начальной. Если объект не продан, то он снимается с аукциона.

 

 Закрытый тендер проводит  постоянно действующая тендерная  комиссия. В основе такого аукциона  лежит вскрытие конвертов с  предложениями участников о цене  приватизируемого объекта, если  заявка поступила в указанные  сроки.

 Победителем закрытого  тендера становится покупатель, предложивший наибольшую цену. Если  предложенная цена совпадает  у нескольких покупателей, покупателем  становится тот, чья заявка  была подана раньше.

 Если и это совпадает,  то проводится жеребьевка для  заявления победителя.

 

 Результаты аукциона  оформляются протоколом в двух  экземплярах и подписываются  покупателем или его представителем  и организаторами аукциона.

 Если победитель в  течение 10 дней не подписал  протокол, результаты аукциона аннулируются, залог ему не возвращается, объект возвращается продавцу. Всем остальным участникам аукциона залог возвращается не позднее 10 дней после подписания протокола. При проведении закрытого тендера право на приобретение в этом случае предоставляется участнику, предложившему предыдщую цену. Информация об аукционе публикуется в течение 30 календарных дней со дня проведения аукциона. Оформление прав собственности и расчеты с участниками аукциона, подписание договора купли-продажи осуществляются в соответствии с установленным порядком и в предусмотренные сроки. Все споры, если они возникнут, о признании сделок недействительными решаются в суде или арбитражном суде в установленном законом порядке.

 

Приватизация  государственной и муниципальной собственности по конкурсу

 Под приватизацией  по конкурсу понимается приобретение  у государства и местных Советов  народных депутатов физическими  или юридическими лицами в  частную собственность объектов  приватизации (государственных и  муниципальных предприятий, активов  ликвидированных и находящихся  в стадии ликвидации предприятий)  в случаях, когда от покупателей требуется выполнение определенных условий по отношению к объекту приватизации. К числу таких условий могут быть отнесены: сохранение обязательств по производству конкретных видов продукции; сохранение профиля предприятия на определенный период; обеспечение сложившихся социальных гарантий работникам предприятий; финансирование и порядок использования объектов социальной сферы и др.

Информация о работе Приватизация как понятие