Понятие, структура и типология политической системы общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:53, контрольная работа

Краткое описание

Разные политические явления в обществе объединены понятием "политическая система" общества. Назначение политической системы - это обеспечение интеграции, разработка и реализация общей цели общества. Политическая система является центральной проблемой политологии.
В научной литературе бытуют разные взгляды, как на толкование понятия "политическая система" общества, так и на сущность этого феномена. Система - одно из основных понятий политологии, которое дает возможность составить представление об обществе в виде его абстрактной, упрощенной модели или отдельных элементов. Понятие это позаимствовали из электроники и кибернетики американские ученые Г. Алмонд, Д. Истон, В. Митчел, считая его универсальной категорией научного анализа, которая охватывает определенное количество взаимоувязываемых элементов, которые образуют стойкую целостность, имеют определенные интегративные особенности, присущие именно этому сообществу, касательных к выработке политических решений.

Оглавление

Введение

I. Понятие, структура и типология политической системы общества.
1. Понятие политической системы, ее функции.
2. Основные элементы политической системы.
3.Политические принципы и нормы.
4. Типология и закономерности политических систем.
Заключение

II. Тест.
Литература

Файлы: 1 файл

политолог.контрольная.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Словом, политическая система реализует функцию целеполагания  и целедостижения, обеспечивает порядок в обществе, держит под контролем процессы социальной напряженности в отношениях между людьми. Обеспечивает его единство, создает условия для безопасности (физической, правовой, профессиональной и другой), распределяет материальные и духовные ценности (прямо или косвенно) между членами общества, мобилизует ресурсы для удовлетворения социальных потребностей.

Переход на следующий - внутренний уровень функционального  анализа системы - представляет собою  рассмотрение видов ее деятельности, сопряженных с осуществлением отмеченных функций. Г. Алмонд и вместе с ним Р.-Ж. Шварценберг и П. Шаран объединяют их в группу функций конверсии (преобразующих). Речь идет о тех преобразовательных действиях, которые осуществляют институты на "входе" и "выходе" системы: а) артикуляция и агрегация интересов, что означает процесс предъявления, выражения и обобщения социальных интересов при выработке политических решений; б) нормотворчество (выработка норм и правил); в) применение норм и правил; г) контроль над соблюдением норм и правил; д) политическая коммуникация. Три последние функции - сфера деятельности институтов государственной власти. Функция "д" в значительной мере реализуется негосударственными организациями, в том числе партиями.

Что касается функционального уровня сохранения и адаптации системы, то сюда относят деятельность: а) по подготовке и отбору персонала, по формированию элиты, призванных выполнять главные политические роли; б) по осуществлению политической социализации, т.е. процесса внедрения политической культуры в сознание и поведение индивидов и масс. 

2. Основные элементы  политической системы 

Набор функций  политической системы прямо связан с составляющими ее элементами. В  зависимости от выполняемых функций  и ролей можно вычленить следующие элементы:

 Политическое  сообщество людей, включающее  большие социальные группы - несущие  социальные компоненты системы,  правящие элиты, группу государственных  служащих, различные слои избирательного  корпуса, военных и т.д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от политики и власти.

Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные  нормы, традиции, обычаи и другие регулятивы политического поведения и деятельности.

Функциональная подсистема: методы политической деятельности.

Политическая  культура и коммуникативная подсистема (средства информации).

Итак, к числу  элементов политической системы  относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы - политические структуры и сообщество людей со свойственным ему образом политической жизни; стилем политической деятельности.

Некоторые зарубежные политологи считают "основными элементами" политической системы саму власть, а также интересы и политику, понимаемую как результат взаимодействия между  властью и обществом. При таком  подходе расширено толкование понятия "основной элемент", оно отождествляется с понятиями "признак" или "специфическая черта" системы. Смысловое содержание термина "элемент" вполне определенно: это составная часть целого (системы), чем не выступают ни власть, ни интересы, ни тем более политика.

Политические  институты - один из основных элементов  политической системы. Каждый социальный институт занимает определенное место  в политической системе. Характер институтов и их взаимодействие обусловлены  свойствами системы как целого. Скажем, функции политической партии в нынешних западноевропейских странах определяются типом существующих в этих странах политических структур. В зависимости от этого те или иные институты приобретают роль господствующих. Как, например, церковь в феодальном обществе или право в современном обществе. В частности, за основной критерий принимается состояние политической культуры.

Поскольку существование  и деятельность политических институтов связаны только с присущими им функциями, ролями и нормами, то они  приобретают относительную самостоятельность в рамках системы. Таковы, например, свойства политических и идеологических аппаратов власти. Истории, в том числе отечественной, известны случаи, когда аппараты возвышались над государством, партиями и превращались в господствующую над ними бюрократическую силу. Преждевременно говорить, что такая тенденция сегодня искоренена в нашей стране. Демократические вывески над новыми аппаратами еще не означают коренного изменения содержания их деятельности и взаимоотношения с государством и обществом.

Ядро политической системы - государство. Государство  выступает орудием политического  господства определенного класса (или  классов) и управления обществом. Но это лишь одна из концепций современной  политической науки. Причем не следует  ее упрощать. К. Маркс, как известно, подчеркивал, что государство в обществе с классово-антагонистической структурой решает задачи двоякого рода: "выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающие из противоположности между правительствами и народными массами".

Государство - многофункциональный  институт. Это относительно самостоятельная  подсистема публичной власти и управления обществом, включающая совокупность иерархически взаимосвязанных и взаимодополняющих  институтов, структур. В их числе: институты законодательной, исполнительной и судебной властей, правовая система, государственная администрация, органы представительной и исполнительной власти на региональных уровнях и, наконец, институты местного самоуправления.

Являясь институциональным  механизмом выражения всеобщих интересов  или же интересов господствующих классов, «государство» тем не менее, как правило, не берет на себя функцию артикуляции групповых интересов различных слоев населения. Представление их в политическом процессе осуществляют другие организации: политические партии и иные общественно-политические объединения, которые поэтому и входят в политическую систему. Причем сюда относятся также оппозиционные партии и организации. Включение последних в систему означает факт институционализации социально-политических конфликтов и свидетельствует о демократичности общества.

Бытие государственных  и иных политических институтов невозможно без их легитимации.

Легитимационная система - неотъемлемая сторона политической системы как целого. Независимо от того, на какой основе она построена (общей воле народа, господстве большинства, консенсусе, идеологии, традиции и т.п.), в любом варианте легитимация неразрывно связана с нормативно-правовой подсистемой и вместе с нею как бы цементирует всю политическую систему, придает ей качественную специфику. В свою очередь нормативно-правовая подсистема обеспечивает реальное функционирование политических и общественных институтов власти и управления. Ее характер зависит от того, какова социальная основа институтов, кто правит в данном обществе, а сама эта подсистема определяет то, как правят, каким образом осуществляется власть. Отсюда особенности основных методов деятельности политических институтов. Они могут базироваться на прямом насилии или же на угрозе применения принуждения, действовать посредством привития членам сообществ навыков к сотрудничеству и согласию, а также путем применения вознаграждения и наказания.

Свойства политической системы, связанные как со способом ее фактического действия в данном обществе, так и с субъективной ориентацией на нее членов общества, составляет политическую культуру. Специфика  этого элемента - в его интегрированности во все другие компоненты системы, способности быть своеобразным человеческим (субъективным) критерием прогрессивности политического общества в целом.

Что касается коммуникативной  подсистемы, то без нее политическая система не может ни существовать, ни функционировать уже только потому, что она суть институционализация совместной деятельности людей, их общественных отношений.

Отмеченные элементы политической системы приобретают  свою специфическую конкретизацию  в зависимости от типа системы  и политических режимов. Неодинаков и конкретный набор элементов в различных обществах. Так, в ряде стран одним из главных элементов политической жизни выступают религиозные учреждения (Иран, Саудовская Аравия, Пакистан). В развитых же капиталистических странах церковь, как известно, отделена от государства и не играет существенной роли в политике. Качественно отличается от других политическая система в странах, где господствует одна идеология и политическая партия.

Функции политических институтов выявляются и реализуются в их взаимосвязях. Последние подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Первые означают следование одних институтов предписаниям других (скажем, местных органов власти центральному правительству страны). Централизация власти всегда основана на вертикальных связях. Вторые (горизонтальные связи) характеризуются взаимодействием институтов как равнозначных в политической системе, равноправных по своим властным функциям.

Без них не осуществима  децентрализация власти и управления.

Институциональные взаимосвязи динамичны, реализуются и воспроизводятся в форме живых противоречий, в чем, собственно, выражается диалектика политической власти и относительная самостоятельность институтов. Вертикальные связи имеют тенденцию к доминированию над «горизонтальными», поскольку власти присуще свойство централизации и концентрации. Правящие и оппозиционные институты, системные и внесистемные организации, политические, властные. И общественные учреждения, государственно-правовые и традиционные нормы - все они в структурно-организационном и в функциональном планах выступают как взаимодействующие противоположности. И могут быть объективно осмыслены лишь в контексте анализа реальных противоречий политической системы. Рассматривая, скажем, институты законодательной, исполнительной и судебной властей, надо иметь в виду их естественную, сущностную противоречивость. Политическая история стран мира свидетельствует о постоянном соперничестве субъектов законодательной и исполнительной властей, о стремлении второй занять господствующее положение в системе.

Политическая  система, будучи организованной совокупностью  взаимодействующих политических субъектов, вся соткана из политических действий и отношений. Вот почему ни то, ни другое не имеет смысла рассматривать  в качестве каких-то отдельных элементов системы. В единстве политические действия и политические отношения образуют само содержание системы. И действительно, социальные институты - это организованные формы функционирования политических отношений. Политические и правовые нормы опять-таки фиксируют образцы взаимосвязей и взаимодействий политических субъектов. Феномены политической культуры аккумулируют накопленный и интернализованный субъектами политический опыт, в том числе властеотношений. Словом, какой бы структурный элемент системы мы ни взяли, во всех случаях сталкиваемся с одной и той же материей - политическими отношениями. И всюду их стержнем выступает власть, борьба за власть или участие в ней, отрицание существующей власти или обеспечение ее стабильного функционирования.

Политические  отношения властвования выступают  в определенном аспекте как господство одних групп людей над другими. До сих пор в истории общества господство оставалось объективным  законом политической жизни. Право  одних властвовать над другими  в явном или скрытом виде было не исключением, а правилом. Социалистические революции поначалу возвестили миру о кончине отношений политического господства в обществе. Но затем они вновь возродились в лике партийно-государственной бюрократии. Антиподом господства являются идеалы демократии. Идеалы, но не деформированная демократическая реальность с ее принципом безоговорочного подчинения меньшинства большинству, с неизменной тенденцией перерастания в фактическое господство меньшинства над большинством или же, что не менее опасно для свободы, в диктатуру большинства по отношению к личности.

Вместе с тем  властвование, базирующееся на идеологической или структурно-организационной  легитимации, предполагает в первую очередь, осознанную убежденность людей в его правомочности. В первом случае властные политические отношения являются не чем иным, как господством. А во втором - прежде всего отношениями добровольного признания массами политической системы и поддержки ее институтов. 

3. Политические принципы и нормы. 

 Их назначение заключается в формировании политического поведения и сознания человека в соответствии с целями и заданиями политической системы. Закрепленные в Конституции, законах, кодексах, законодательных актах политические принципы и нормы регулируют политические отношения, определяют разрешенное и неразрешенное под углом зрения укрепления правящего режима.

Политическое  сознание и политическая культура. Будучи важными элементами политической системы, они формируются под  воздействием социальной и политической практики. Политическое сознание появляется как совокупность политических идей, представлений, традиций, отображенных в политических документах, правовых нормах, как часть общественного сознания, а политическая культура как совокупность представлений о разных аспектах политической жизни. Политическая культура способствует формированию отношения человека к окружающей среде, к главным целям и содержанию политики государства. Значимость политической культуры определяется ее интегративною ролью, которая предусматривает содействие единению всех прослоек населения, создания широкой социальной базы, для поддержки системы власти, политической системы, в целом. 

Информация о работе Понятие, структура и типология политической системы общества