Особенности автора гипержанра «поздравление» как явления народной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 22:42, реферат

Краткое описание

Целью настоящей статьи является описание основных (типовых) характеристик автора одной из разновидностей естественной письменной русской речи (далее - ЕПРР) – гипержанра «поздравление». Под гипержанром в рамках настоящей статьи понимается совокупность различных жанров, объединенных общей интенцией – поздравить. Так, гипержанр «поздравление» составляют такие жанры как поздравительная открытка, валентинка, поздравительная записка, поздравительный альбом, поздравительный плакат и др.

Файлы: 1 файл

жанр.docx

— 22.07 Кб (Скачать)

Особенности автора гипержанра «поздравление» как явления народной культуры 

 
 
 
Целью настоящей статьи является описание основных (типовых) характеристик автора одной из разновидностей естественной письменной русской речи (далее - ЕПРР) – гипержанра «поздравление». Под  гипержанром в рамках настоящей  статьи понимается совокупность различных  жанров, объединенных общей интенцией  – поздравить. Так, гипержанр «поздравление» составляют такие жанры как поздравительная  открытка, валентинка, поздравительная  записка, поздравительный альбом, поздравительный  плакат и др. «Поздравление» как  разновидность естественной письменной русской речи представляет собой  многоплановый объект, который может  быть исследован в различных аспектах, одним из которых является лингвокультурологический, предполагающий антропоцентрическое  описание, то есть описание исследуемого материала относительно обобщенного  среднего русского человека (рядового носителя языка), а также рассмотрение особенностей жанра как явления  народной культуры.  
 
Рассмотрение жанровых характеристик любого жанра невозможно без учета той среды, в которой находятся продуценты текстов. «Поздравление» является проявлением культуры общества, которую можно рассматривать как реализацию человеческого творчества и свободы, причем культуры народной, а не элитарной. 
 
Авторами жанров ЕПРР являются люди - носители национального языка, который включает в себя литературный язык, разговорный, просторечие и др. Автор – создатель письменно-речевого знака (текста). Данный фациент занимает одно из важнейших мест среди параметров модели ЕПРР. «Автор – субъект текстообразования, создавая текст определенного жанра, выступает в прагматически обусловленной роли или ролях – таких, которых требует этот вид текста» [3, 31]. Дружеское письмо, научная статья, записка, мемуары (воспоминания), «поздравление», объявление, девичий альбом могут быть написаны одним лицом, однако его прагматический статус при создании этих видов текстов не может быть идентичным. Именно индивидуальные особенности автора, которые отражаются в высказывании, как устном, так и письменном в любой сфере речевого взаимодействия, играют большую роль в процессе создания того или иного вида текста. 
 
Рассматривая авторские характеристики жанров ЕПРР, исследователи предполагают существование некоторого типичного автора, пишущего тот или иной текст, создающего какой-либо жанр. Под типом автора в данном случае понимается некоторый пучок признаков, «который позволяет отсекать неактуальную для жанра информацию об авторе и направлять ее в ядерную зону жанра» [7, 11], а также позволяет разграничивать особенности авторов одного жанра от другого. По мнению М.М. Бахтина, тип автора выступает как организующий момент любого речевого жанра, как «изображающее начало» [1, 304]. Предполагается возможным выделение некоторых характеристик, присущих авторам того или иного жанра.  
 
Рассмотрим типовой образ автора гипержанра «поздравление». «Поздравление» представляет собой этикетный, праздничный речевой жанр, в котором часто используются клишированные фразы, следовательно, автор поздравления – это лицо, соблюдающее ритуалы, этикетные формулы поведения, признающее фатическую функцию языка, поэтому говорить о типовых характеристиках автора гипержанра «поздравление» мы можем говорить условно, в отличие, например, от автора девичьего альбома. 
 
Концепция автора «поздравления» предполагает, что пишущий правильно оценивает некоторые события из жизни адресата как положительные и согласно этикету поздравляет его. Прагматическая интенция автора обуславливает законченность поздравительной открытки, поздравительной записки и т.д.  
 
Этикетные формулы, составляющие важную часть «поздравления», являясь часто стандартизированными, выполняют иногда лишь социальную функцию соответствия социальным ожиданиям данной ситуации общения. Наличие этикетных формул в рассматриваемом жанре связано с социальными нормами поведения в ситуации поздравления, позволяют поддерживать контакт в нужной тональности. Этикетные формулы поздравления имеют устойчивый план выражения и необходимы автору для реализации основной интенции – поздравляя, выразить собственное эмоциональное состояние и вызвать у адресата положительный эмоциональный отклик. Автор «поздравления» владеет определенными этикетными формулами, чтобы отразить в своем речевом поведении прагматические установки и добиться желаемого эффекта воздействия на адресата. Поздравительная открытка, поздравительная записка, плакат, альбом являются отражением мира пишущего, что реализуется при помощи эмотивных средств языка. Категория эмотивности воплощается во всех этикетных формулах, входящих в рассматриваемый дискурс.  
 
Порождение текста носит сложный характер по сравнению с процессом порождения устной речи. Текст должен обладать законченностью в плане выражения замысла. Различные личностные особенности автора могут оказывать влияние на содержание и форму текста. Личность автора проявляется в тексте в выборе темы, языка, композиции, в сюжете текста. Так, каждый автор «поздравлений» выбирает определенную форму «поздравления», наполняет текст поздравления таким содержанием, которое, по его мнению, лучше всего отразит его эмоциональное состояние и наилучшим образом повлияет на состояние адресата.  
 
Поздравительный альбом, поздравительная газета как разновидности гипержанра «поздравление» представляют собой конгломерат текстов чаще всего разных авторов, объединенных одним субстратом (красочно оформленная тетрадь, большого размера лист бумаги и др.). Тексты поздравлений, имеющие другой тип субстрата (обложка книги, листок бумаги небольшого размера, открытка и проч.) чаще моноавторские, что обусловлено ограниченным пространственным фактором (размером субстрата).  
 
Гипержанр «поздравление» понимается как типовая модель построения речевого целого; «поэтому при условии, что ответственность за успешную реализацию жанра лежит на авторе, он и отвечает за реализацию его модели, дающую в результате речевое целое. Это положение обязывает автора знать типовую модель создаваемого жанра, реализовывать его социальный статус» [4, 56]. Описание автора «поздравления» ведется с учетом хода коммуникации, то есть условий, в которых создается данный гипержанр, формирующий цельный образ автора.  
 
Авторами «поздравлений» являются лица, неоднородные по социальным параметрам, профессиональной принадлежности, уровню образования, статусному, общественному положению. «Поздравления» пишут люди разных социальных слоев, разных профессий, разного уровня образованности, то есть любой носитель языка может оказаться автором «поздравления». «Поздравления» создаются людьми, которые соблюдают этикетную функцию, следуют традициям социума. Образ автора «поздравления» формируется посредством определенной стратегии письменно-речевого поведения, выбранной автором в обстановке праздника на различных материальных носителях. Разные языковые личности придерживаются неодинаковых речевых стратегий, а «выбор этих стратегий коррелирует с типами индивидуальных стилей говорящих» [6, 192]. Понятие об авторе «поздравления» складывается из анализа поздравительных текстов, созданных им.  
 
Особенности речевого поведения авторов «поздравления» могут быть рассмотрены по таким параметрам, как характер эксплицированности; эмоционально-смысловая характеристика; степень креолизованности; характер креативности; гендерный параметр; возрастной параметр. Остановимся на рассмотрении некоторых из перечисленных параметров. 
 
Так, по характеру эксплицированности / неэксплицированности в «поздравлениях» представлено преимущественно эксплицированное или частично эксплицированное авторство, однако имеются тексты с неэксплицированным автором. Неэксплицированное авторство представлено в анонимных «поздравлениях», «поздравлениях» без подписи автора. Эксплицированность автора предполагает номинацию, которая выводится из подписи. Подпись в «поздравлении» имеет две функции: 1) функция идентификации; 2) статусно-прагматическая, устанавливает взаимоотношения.  
 
Эксплицированность авторов поздравлений свидетельствует об открытости, определенном доверии и искренности продуцента в ходе коммуникации. В зависимости от характера взаимоотношений автора и адресата в гипержанре «поздравление» выделяются следующие виды подписей: 
 
имя – характерно для поздравительных открыток, поздравительных записок, надписей на подарочных вещах: Ирина 2000 год; Ульяна; Надя и др. 
 
имя-отчество – употребляется в официальных поздравительных открытках или неофициальных текстах пожилых людей: Ваша Евдокия Ивановна; С Уважением, Елена Петровна и др. 
 
наименование родства – в поздравительных открытках, поздравительных газетах: Тетя; баба Маша; Баба и Деда; Твоя сестра; мама и др. 
 
подпись друга: Твоя подруга Светлана; Твои друзья и др.  
 
5. инициалы или личные местоимения – в поздравлениях близких друг другу коммуникантов – в поздравительной открытке, поздравительном альбоме, в поздравительной записке, в надписях на подарочных вещах: Н.Т.; Мы; Я и др. 
 
коллективные, идентифицирующие коллектив, организацию и т.д. – в поздравительном альбоме, поздравительном «плакате», поздравительной открытке: Группа 261; Коллектив ООО «Заря»; Участок 223, Бухгалтерия администрации Залесовского района и др. 
 
6. подписи шуточного характера – в поздравительных открытках, поздравительных газетах, стихах по поводу праздничной даты: Филемон; Твои друзья-пчелы; Лисенок и др.  
 
Эмоционально-смысловая характеристика автора предполагает типичное эксплицитное или имплицитное состояние авторов «поздравления». В рамках этого параметра можно обозначить несколько характеристик авторов: веселый, радостный, лирический.  
 
В текстах «поздравлений» автор предстает веселым, радостным, что связано с атмосферой праздника, в которой создается, функционирует гипержанр «поздравление». Тексты поздравлений содержат особое эмоциональное напряжение: лирический, веселый, радостный, заботливый, милый автор находится в позиции передающего собственное эмоциональное состояние, которое должно влиять на эмоциональное состояние адресата. Такой образ автора актуализирует событие, происходящее в жизни адресата, соблюдает стиль поздравления, красивый, экспрессивно-эмоциональный, праздничный: Милая, любимая моя мамулечка! / В этот праздничный солнечный день / Хочу поздравить тебя с Днем рождения!!! / Желаю тебе всего самого-самого-самого!!!/ Сильно любящая и нежно обнимающая тебя дочь Ульяна. 
 
Авторы стараются использовать стихотворные тексты, иногда отрывки из песен, произведений художественной литературы и проч.: ... На изломе лета, в середине лета,/ В половодье красок, в краткости ночей/ По-июньски щедро дарит пусть природа/Все тепло и радость этих светлых дней! ... 
 
Эмоциональный образ автора появляется в текстах поздравлений, в которых употребляется эмоционально-экспрессивная лексика, креолизация, параграфемные знаки: особая графическая сегментация текста, подчеркивания, разные шрифты, выделения и проч.: ! Танечка! С днем рождения! Поздравляю тебя с Днем рождения! ... 
 
Или:  
 
Ксюша, жаль, что ты не киска, 
 
Говорить с тобой бы мог,  
 
С днем рожденья поздравляю. 
 
Кузя, котик, твой дружок. 
 
По степени креолизованности считаем возможным выделить следующие группы авторов «поздравлений»: а) «креолист»; б) «скриптор», соблюдающий стандарт (стереотипный).  
 
Образ автора «креолист» характеризуется использованием в речевом поведении, в текстах поздравлений паравербальной семиотики. В «поздравлениях» автор реализует художественно-творческий потенциал, самовыражается. В различных видах «поздравлений» рисунки носят неодинаковый характер. Так, например, рисунки в поздравительных открытках, автором которых является заключенный, отличаются тщательным прорисовыванием деталей, выведением каждой линии. Такие рисунки можно сравнить с профессиональным художественным творчеством, они представляют собой своего рода шедевры изобразительного искусства. Рисунки в таких «поздравлениях» выполняют эстетическую, экспрессивную (выражает чувства адресанта и воздействует на эмоции адресата) функции.  
 
Автор-«креолист» в своем речевом поведении пользуется разными семиотическими кодами: вербальными и паравербальными. Такой тип речевого поведения характеризуется повышенной семиотичностью, полисемиотичностью. Для автора «поздравления» типичными являются изображения различного характера, часто носящими символический характер (цветы, сердечки, карикатуры и проч.). Авторы пишут тексты поздравлений с использованием разнообразных пишущих материалов различных цветов (маркеры, фломастеры, краски и проч.). Для креолизации используются рисунки, параграфемные элементы, разнообразная цветовая гамма пишущих средств. 
 
Для автора-«скриптора» характерно использование только вербальных знаков. Такой автор в «поздравлении» представляется как стереотипный, соблюдающий стандартное написание поздравления: только вербальный текст и никаких отступлений от этого правила. 
 
По содержанию текстов поздравлений можно выделить различные психологические характеристики авторов. 
 
«Экспрессивный» автор характеризуется повышенными эмоциональными выплесками в текстах, например, в обращении к адресату, в наименовании праздников, с которым поздравляют, в пожеланиях: Милая, родная / внучка Таня.// Поздравляю с / Днем рождения / Желаю здоровья,/ успехов в учебе и / большого человеческого /счастья в жизни /Будь всегда такой же / доброй, ласковой, красивой / и будь счастлива.//Всех благ тебе земных.// С Днем Ангела! // Храни тебя господь Таня.// Баба Маша. 
 
«Радостный», «веселый» автор репрезентируется в «поздравлении» «светлыми» и «красивыми» текстами (согласно терминологии Белянина) [2, 163], содержащими высказывания, вызывающие относительно приятное чувство. Тексты поздравлений не могут быть жестокими, печальными, это противоречит гипержанру «поздравление», который более чем какой-либо другой жанр ЕПРР связан с праздником, с праздничным, светлым, радостным настроением. «Веселый» автор проявляется в текстах, где продуцент представляется веселым, играющим: «Ну, наконец-то, и ты стала «умудренной опытом», можно даже сказать сделалась «прожженной» девахой. С чем я тебя и поздравляю, правда, несколько раньше, чем это вменяется сделать по паспорту, ну ничего, будем считать, что сегодня у тебя день рождения души....»; «С днем Варенья!»; «Дорогая Лариска-ириска!!!» и проч. 
 
Таким образом, концепция автора гипержанра «поздравления» предполагает, что пишущий правильно оценивает некоторые события из жизни адресата как положительное и согласно этикету поздравляет его в соответствии с нормами данного социума; гипержанр «поздравление» является специфическим знаком, показателем отношений между автором и адресатом. Прагматическая интенция автора обусловливает законченность поздравительной открытки, поздравительной записки, поздравительного плаката и др. Параметр автора не является релевантным для гипержанра «поздравление». Жанровым типом автора гипержанра «поздравление» представляется продуцент, соблюдающий этикетную формулу языка. Тип автора «соблюдающий этикетную функцию» обусловливает психологические, коммуникативные проявления, креолизацию, стиль. 
 

ЛИТЕРАТУРА

 
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – М.: Искусство,1979. – 423 с.  
 
Белянин В. П. Основы психолингвистической диагностики: модели мира в литературе / В. П. Белянин. – М.: Тривола, 2000. – 248 с. 
 
Будагов Р. А. Человек и его язык / Р.А. Будагов. – М.: Изд-во Московского университета, 1974. – 264с. 
 
Карасик В. И. Язык социального статуса / В. И. Карасик. – М.: Интекс, 1992. – 322с. 
 
Лебедева Н. Б. Некоторые аспекты исследования естественной письменной русской речи / Н. Б. Лебедева // Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты. Ч.1. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2002. – 348с. 
 
Седов К. Ф. Внутрижанровые стратегии речевого поведения: «ссора», «комплимент», «колкость» / К. Ф. Седов // Жанры речи. – Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. - Вып. 1. - С. 188-195. 
 
Тюкаева Н. И. Граффити как жанр естественной письменной русской речи. Автореф. дис. … канд. филол. Наук / Н. И. Тюкаева. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. – 22с.

Информация о работе Особенности автора гипержанра «поздравление» как явления народной культуры