Новаторский характер лирики Франсуа Вийона

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 22:31, реферат

Краткое описание

Вийон занимает уникальное место в литературе, потому что он — единственный поэт, лишенный каких бы то ни было иллюзий. Его Подлинное новаторство Вийона в том, что на самый "кодекс" средневековой культуры он сумел взглянуть с точки зрения реальной жизни, кодекс проверить жизнью.

Оглавление

1. Введение
2. Биография Франсуа Вийона
3. Характеристика творчества
4. Новаторство автора
5. Вывод
6. Использованная литература.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 25.59 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Украины 
Луганский национальний университет имени Тараса Шевченка 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по зарубежной литературе 
на тему:

«Новаторский характер лирики Франсуа Вийона» 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Студентка второго курса

Чивиль Ирина

Группа 2-Г 
Факультета иностранных языков 

 

 

 

 

 

Луганск 2011

План:

 

  1. Введение
  2. Биография Франсуа Вийона
  3. Характеристика творчества
  4. Новаторство автора
  5. Вывод
  6. Использованная литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

 

В XIII в. культура Франции, благодаря  поэзии гениальных провансальских трубадуров и творчеству труверов, среди которых  блистала ярчайшая звезда Кретьена де Труа, благодаря великолепной готической архитектуре и университетской  науке, была ведущей среди западных культур. В немалой степени этому, разумеется, способствовала и деятельность выдающихся мыслителей Сигера Брабантского и Жана де Мена, антипапская политика французских королей, проводником  которой в Италии был Брунетто Латини, учитель Данте.

В XIV - первой половине XV в. развитие французской культуры проходило  в обстановке Столетней войны (1337 - 1453), острых социальных потрясений, что, однако, не привело к быстрому качественному  скачку: слишком сильны были во Франции  средневековые литературные традиции. Поэтому можно сказать, что в  данный период здесь развертывался  новый тип эволюции средневековой  культуры, с ее аллегоризмом и морализмом. Но жизнь все же развивалась, росли  города, а вместе с ними и удельный вес городской словесности, оттесняющей  куртуазную литературу, видоизменяющей ее и приобретающей таким образом  новое качество.

Усилиями ученых и философов  Иоанна Буридана (1300 - 1359), Николая Ортекура, Николая Орезмского (1320 - 1382) во Франции  усилился интерес к античности, который  рассматривается специалистами  как первые ростки гуманизма. Проповедник  Жан Жерсон (1362 - 1429) одним из первых принялся за изучение классической латыни. Филипп де Мезьер (1327 - 1405) стал первым переводчиком Петрарки на французский язык.

Оплотом новой культуры были круги городской интеллигенции, отчасти связанные с двором, но главным образом - с вышедшими  из-под жесткой опеки церкви "молодыми" университетами в Орлеане, Лионе, Гренобле, Перпиньяне, Анжере. Возникают и  светские городские школы, прообразы  коллежей. Начинается время публицистики, и теперь уже не Франция на Италию, а Италия на Францию начинает оказывать  просвещенное влияние. Новая литература начинается, собственно, с театра, с  мистерий, то есть полупрофессиональных представлений, в которых обыкновенно  принимают участие и зрители, зачастую идущих неделями: многие из них  насчитывали по 50 и более тысяч  стихотворных строк. Сперва они были, конечно, чисто религиозными, но быстро обмирщались. Наиболее популярные авторы мистерий: Арнуль Гребан (1420 - 1471) с его "Мистерией страстей" и "Мистерией  деяний апостолов"; Жан Мишель, а  также Жак Миле (1428 - 1466) с "Мистерией  о разрушении Трои" и "Мистерией  об осаде Орлеана", в которой  была выведена Жанна д' Арк. Помимо мистерий очень популярны были небольшие  аллегорические пьесы - моралите, изображавшие такие понятия и страсти, как, например, Скупость, Вожделение и т.п. Наиболее значительные авторы: Андре  де ла Винь, Жорж Шателен (1403 - 1475). Самым  же популярным жанром во Франции тех  времен был, что совершенно естественно, фарс с его духом веселья, грубой буффонады, идущей от масленичных игр и карнавалов. И, тем не менее ведущее положение было все-таки за лирикой. Школа искусства поэзии Гийома де Машо превратила поэзию в науку, так называемую "вторую риторику". Скоро поэзия сильно сблизилась с музыкой (впрочем, они были неразлучны еще со времен трубадуров), и многие поэты составляли музыкальные трактаты: Жан де Мюри, Жан де Груши, тот же Николай Орезмский ("О конфигурации качества", "О разделении монохорда").

Знаменитый везде Петрарка (помните, его собирались увенчать лавровым венком короля поэтов сразу в нескольких городах, в том числе и в  Париже, но поэт выбрал Рим?..) лучшим французским  поэтом считал Филиппа де Вентри (1291 - 1361). Трактаты последнего "Новое  искусство" и "Искусство контрапункта" оказали большое влияние на искусства  поэзии и музыки. Автора называли даже "цветом музыкантов всего мира".  Наиболее значительным поэтом был Гийом  де Машо (1300 - 1377), сочинявший баллады, рондо, верелэ, мотеты. Его поэма "Взятие Александрии" считалась самым  виртуозным произведением времени. Продолжателем Машо был Эсташ  Дешан (1346 - 1406) - ученый-клирик, воспевавший  Париж и в поздних стихах в  чем-то предвосхитивший первого  гения новой французской литературы Франсуа Вийона. Наиболее яркий историк  эпохи - Жан Фруассар (1337 - 1414). Его  многотомные "Хроники" охватывают историю Франции с 1328 по 1400 г. К началу XV в. относится творчество очень талантливого поэта Алена Шартье (1385 - 1434). Славу ему принесли поэмы "Книга четырех дам" и "Безжалостная красавица".

Творческим итогом развития средневековой французской литературы и одновременно предвестником Ренессанса стала поэзия Франсуа Вийона,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Биография

 

Франсуа Вийон (фр. François Villon) (настоящая  фамилия — де Монкорбье (de Montcorbier), Монкорбье (Montcorbier) или де Лож (des Loges)); родился между 1 апреля 1431 и 19 апреля 1432, Париж, — год и место смерти неизвестны (после 1463, но не позднее 1491)) — последний и величайший из поэтов французского средневековья.

Bийон —  его псевдоним — фамилия воспитавшего  его родственника, парижского священника. Рождённый и воспитанный в  среде парижского мещанства в  эпоху обнищания и кризиса  Франции после «Столетней войны», Вийон оказался среди «деклассированных». Будучи студентом Парижского  университета и получив в 1452 звание магистра, Вийон принимал  участие в разгульной жизни  школяров; вскоре Вийон оказался  замешанным в уголовных преступлениях.

В 1456, вследствие участия в крупном грабеже, Вийон  бежал из Парижа; в это время  им написано первое крупное произведение — шуточное послание к друзьям  «Les legs» («legs» — «статьи», «пункты»), впоследствии названное «Le petit testament» (Малое завещание). Вся последующая  жизнь Вийона проходит в бесконечных  скитаниях по Франции в компании подонков общества. Изредка он находил  убежище при дворах феодалов (в  том числе и герцога Карла  Орлеанского — талантливого поэта). В 1461, приговорённый к смертной казни, от которой его спасла лишь амнистия, Вийон создаёт свои лучшие произведения: «Epitaphe» (Эпитафия), вошедшую в лирический цикл «Codicille», и «Testament» (Завещание), впоследствии названное «Le grand testament» (Большое завещание).

Кроме этих произведений Вийону принадлежит ряд  отдельных баллад, не дошедшая до нас  поэма «Le Romant de Pêt-au-Deable», баллады  на воровском жаргоне. Поэт был изгнан из Парижа в 1463, далее его следы  теряются. Вийон умер не позднее 1491, когда вышло первое издание его  произведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика творчества

 

Биография и творчество более тесно  связаны у Вийона, чем у какого бы то ни было иного поэта Франции. Большинство его произведений сочинены «на случай». Таково и крупнейшее его произведение «Testament» (к которому примыкают и его мелкие вещи), представляющее синтез всех основных моментов творчества Вийона. Таковыми являются прежде всего контрастность  и ирония, лирический субъективизм и крайний сенсуализм (тяготение  к чувственной стороне жизни); вся поэтика Вийона построена  на этих моментах, и соответственно им можно различить несколько  оттенков в лирических излияниях  Вийона.

Он — реалист в том смысле, что в его поэзии — большое  количество бытовых образов, контрастирующих  друг с другом. Ирония и пародийность лежат в основе замысла «Testament»; здесь традиционная форма «поэтического  завещания» даётся в бурлескном преломлении: предметом завещания являются безделицы, вроде вывески кабака, кружки пива, пустого кошелька, а также баллады, вставленные в текст; эта канва  прерывается более или менее  обособленными лирическими отрывками.

Традиционная, характерная для формалистической и аллегорической поэзии XIV-XV веков  баллада у Вийона также часто  пародийно снижена; в виде пародии  даёт он и ультранатуралистические  картинки попоек, притонов Парижа, говоря от лица кутилы (баллада «Père Noé» из «Testament»), вышибалы («Ballade, de Villon et de la grosse Margot», там же) и т. п.; в эпизоде  с «Прекрасной оружейницей» поэт детально описывает «увядшие прелести»  и сравнивает их с былыми; наконец  в «Epitaphe» реальность переходит  в гротескную утрировку: говорят  повешенные, тела которых гниют, глаза  которых выклевали птицы, и т. п.; к этому присоединено обращение  к «людям-братьям», просьба молиться за их души; стираются границы гротеска, пародии и философского размышления (последнее — особенно характерно для Вийона; оно носит чисто  субъективный характер).

Вийон почти  не выражает в своей поэзии социального  протеста (за исключением эпизода  с Александром Македонским в  «Testament»), и социальная значимость его  творчества, ультрасубъективного по своему характеру, — в картинах нищеты, порока, которых так много в  его произведениях («Legs», «Testament», а  также в воровских балладах).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Новаторство автора

 

Оригинальность Вийона - в первую очередь в его отношении ко всей (как серьезной, так и комической) культурно-поэтической традиции зрелого  Средневековья, в той критической  дистанции, которую он сумел установить по отношению к этой традиции, ощутив свое превосходство над нею и  превратив ее в материал для иронической  игры.

Вийон - поэт прежде всего, и по преимуществу пародирующий. Однако его пародирование  имеет совершенно иное, нежели средневековый  комизм, содержание и направленность. Хотя Вийон охотно прибегает к  приемам "вывороченной поэзии", эти  приемы либо сами являются объектом насмешки, либо служат целям глубоко чуждым, даже враждебным духу веселого "снижения" и "удвоения". Его смех основан  не на таком - буффонном - удвоении пародируемых норм, произведений и т. п., а на их ироническом и безжалостном разрушении, прежде всего на разрушении и обесценении  канонов традиционной поэзии. Если творчество Вйиона и можно сравнить с вершиной средневековой поэзии, то лишь с такой, откуда он с откровенной  насмешкой оглядывает почву, его  породившую.

Тому есть свои причины. С одной стороны, сама поэтическая культура зрелого Средневековья, пережив начиная с XII века эпоху  возвышения и расцвета, в XV столетии вступила в период если не упадка, то, во всяком случае, определенного застоя: ее каноны все больше и больше превращались в штампы, в "общие места", вызывавшие недоверчивое к себе отношение: во времена  Вийона уже встречалось немало поэтов, заподозривших, например, каноническую трактовку темы любви в жизненной  неадекватности; они по всем правилам описывали невероятные мучения "отвергнутого влюбленного", с тем, однако, чтобы  в последней строчке заявить: "Так принято говорить, но в  жизни так никогда не бывает".

Вийон же распространил свое недоверие практически  на всю поэтическую (и не только поэтическую) культуру Средневековья, превратив  это недоверие в принцип своего творчества. В значительной мере этому  способствовало и социальное положение  Вийона - преступника и бродяги. И  как гражданское лицо, и как  поэт, не находившийся на службе ни у  кого из владетельных особ, не являвшийся также членом никаких поэтических  корпораций, Вийон оказался как бы на периферии средневекового общества, едва ли не полностью отрешенным от его норм и ценностей, что и  позволило ему увидеть мир  этих ценностей не изнутри, а как  бы извне, со стороны. Отсюда - самобытность поэзии Вийона, отсюда же и ее исключительный внутренний драматизм, основанный на разладе  между каноническими способами  экспрессии, существовавшими в ту эпоху, и "неканоническим" взглядом на жизнь самого Вийона.

Принцип его  поэзии - ироническая игра со всем твердым, общепринятым, раз навсегда установленным. Излюбленные средства этой игры - антифразис (употребление слов в противоположном  значении) и двусмысленность.

 

  1. Вывод

 

Вийон занимает уникальное место в литературе, потому что  он — единственный поэт, лишенный каких  бы то ни было иллюзий. Его Подлинное  новаторство Вийона в том, что  на самый "кодекс" средневековой  культуры он сумел взглянуть с  точки зрения реальной жизни, кодекс проверить жизнью. Хороша эта жизнь  или плоха, жестока или добра, правильна или нет, для Вийона несомненно, что она безнадежно ускользает из-под власти любых заранее заданных категорий, любой - теологической, юридической, житейской, воровской - "мудрости", которая пытается навязать себя жизни  и закрепляется в том или ином социально-языковом стиле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Новаторский характер лирики Франсуа Вийона