Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:16, биография
Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году в селе Большие Сорочинцы, в семье небогатых помещиков – Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских. Отец писателя был автором нескольких комедий на украинском языке. С 1821 по 1828 год Николай Васильевич обучался в Нежинской гимназии высших наук. Интерес к литературе и живописи, а также актерский талант проявились уже в годы учебы. Большим увлечением многих воспитанников гимназии был любительский театр, одним из создателей которого был Гоголь. Он был талантливым исполнителем многих ролей, а также режиссером и художником, автором веселых комедий и сценок из народного быта.
Николай
Васильевич Гоголь жизнь и творчество.
Николай Васильевич Гоголь родился в 1809
году в селе Большие Сорочинцы, в семье
небогатых помещиков – Василия Афанасьевича
и Марии Ивановны Гоголь-Яновских. Отец
писателя был автором нескольких комедий
на украинском языке. С 1821 по 1828 год Николай
Васильевич обучался в Нежинской гимназии
высших наук. Интерес к литературе и живописи,
а также актерский талант проявились уже
в годы учебы. Большим увлечением многих
воспитанников гимназии был любительский
театр, одним из создателей которого был
Гоголь. Он был талантливым исполнителем
многих ролей, а также режиссером и художником,
автором веселых комедий и сценок из народного
быта.
В гимназии будущий писатель начал составлять
«Лексикон малороссийский» (украинско-русский
словарь) и записывать народные песни.
Замечательные памятники устного поэтического
творчества писатель собирал в течение
всей своей жизни. Первые литературные
опыты Гоголя относятся к 1823–24 годам.
Через два года после поступления в гимназию
он стал одним из активных участников
литературного кружка, члены которого
издавали сразу несколько рукописных
журналов и альманахов: «Метеор литературы»,
«Звезда», «Северная заря» и др. В этих
изданиях печатались первые повести, критические
статьи, пьесы и стихи начинающего писателя.
Окончив гимназию, Гоголь уехал в Петербург
и через год поступил на государственную
службу, а затем стал преподавать историю
в одном из учебных заведений. В этот период
Николай Васильевич познакомился с В.А.
Жуковским, П.А. Плетневым и А.С. Пушкиным,
который оказал на его творчество огромное
влияние. Гоголь считал себя учеником
и последователем великого поэта. Наряду
с Пушкиным, большое влияние на формирование
литературных вкусов будущего писателя
оказали романтическая поэзия и проза
декабристов.
В 1831–32 годы вышла книга Гоголя «Вечера
на хуторе близ Диканьки», основанная
на украинском народном творчестве –
песнях, сказках, народных поверьях и обычаях,
а также на личных впечатлениях самого
автора. Эта книга принесла Гоголю большой
успех. Появление «Вечеров на хуторе близ
Диканьки», по словам Пушкина, было необыкновенным
явлением в русской литературе. Гоголь
открыл русскому читателю удивительный
мир народной жизни, проникнутый романтикой
народных преданий и традиций, веселым
лиризмом и задорным юмором.
1832–33 годы явились переломным этапом
в жизни писателя. Это было время настойчивых
поисков новых тем и образов, подсказываемых
жизнью. В 1835 году были изданы два сборника:
«Миргород» и «Арабески», которые принесли
Гоголю еще большее признание. В сборник
«Миргород» вошли повести «Старосветские
помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть
о том, как поссорились Иван Иванович с
Иваном Никифоровичем». Одновременно
с этим продолжалась работа над «Петербургскими
повестями» – циклом произведений, посвященных
петербургской тематике. Первые наброски
цикла относятся к 1831 году. Самая значительная
из повестей петербургского цикла – «Шинель»
– была завершена в 1841 году.
В 1836 году, в Александринском театре, состоялось
первое представление комедии «Ревизор»,
в которой автор безжалостно высмеивает
чиновников и поместное дворянство. Персонажи
комедии были типичны для всей России
того времени, и многие зрители, впервые
увидевшие комедию, считали, что автор
высмеивает именно их город, их чиновников,
помещиков и полицейских. Но далеко не
все приняли комедию благожелательно.
Представители чиновничьей бюрократии
увидели в комедии угрозу. На страницах
журнала стали появляться статьи, обвинявшие
автора комедии в искажении действительности.
Те, кто узнал в героях комедии себя, утверждали,
что ее содержание сводится к старому
пустому анекдоту.
Критические отзывы глубоко травмировали
Гоголя. В последующие годы он продолжал
усиленно работать над композицией пьесы
и образами героев. В 1841 году комедия в
значительно переработанном виде была
вторично издана отдельной книгой. Но
и эта редакция показалась писателю несовершенной.
Только шестой вариант «Ревизора» Гоголь
включил в четвертый том своих «Сочинений»
1842 года. Но в этом виде комедия, из-за цензурных
препятствий, была поставлена на сцене
только через 28 лет.
Почти одновременно с первой редакцией
«Ревизора» был опубликован первый номер
журнала Пушкина «Современник», в подготовке
которого Гоголь принимал активное участие.
В одной из своих статей он выступил с
критикой редакционных изданий, после
чего нападки со стороны правящих сословий
заметно ожесточились.
Летом 1836 года Гоголь решил на время уехать
за границу, где он провел в общей сложности
более 12 лет. Писатель жил в Германии, Швейцарии,
Франции, Австрии, Чехии, но дольше всего
в Италии. В последующие годы он два раза
возвращался на родину – в 1839–40 гг. и в
1841–42 гг. Гибель А.С. Пушкина глубоко потрясла
писателя. К этому времени относится начало
его работы над поэмой "Мертвые души".
Незадолго перед дуэлью Пушкин отдал Гоголю
свой собственный сюжет, и писатель считал
свое произведение «священным завещанием»
великого поэта.
В начале октября 1841 года Гоголь приехал
в Петербург, а через несколько дней выехал
в Москву, где продолжал работать над «Мертвыми
душами». В мае 1842 года вышел в свет первый
том "Мертвых душ", а в конце мая Гоголь
вновь отправился за границу. Российские
читатели, познакомившиеся с новым творением
Гоголя, сразу же разделились на его сторонников
и противников. Вокруг книги разгорелись
горячие споры. Гоголь в это время отдыхал
и лечился в небольшом немецком городке
Гастейне. Волнения, связанные с изданием
"Мертвых душ", материальная нужда,
нападки критики стали причиной духовного
кризиса и нервной болезни.
В последующие годы писатель часто переезжал
с одного места в другое, надеясь, что перемена
обстановки поможет ему восстановить
здоровье. К середине 40-х годов духовный
кризис углубился. Под влиянием А.П. Толстого
Гоголь проникся религиозными идеями,
отказался от своих прежних убеждений
и произведений. В 1847 году был издан цикл
статей писателя в форме писем под названием
«Выбранные места из переписки с друзьями».
Главная мысль этой книги – необходимость
внутреннего христианского воспитания
и перевоспитания всех и каждого, без чего
невозможны никакие общественные улучшения.
Книга вышла в свет в сильно измененном
цензурой виде и была признана слабым
в художественном отношении произведением.
Одновременно Гоголь работал и над трудами
теологического характера, самый значительный
из которых «Размышления о Божественной
литургии» (опубликован посмертно в 1857).
Последние годы своей жизни Н.В. Гоголь
прожил одиноко. В 1848 году писатель намеревался
осуществить свою главную мечту – поездить
по России. Но на это уже не было ни средств,
ни физических сил. Он побывал в родных
местах, полгода жил в Одессе. В Петербурге
познакомился с Некрасовым, Гончаровым
и Григоровичем, в апреле 1848 года совершил
паломничество в Святую землю к гробу
Господню, но большую часть времени проводил
в Москве. Несмотря на болезнь, писатель
продолжал трудиться, так как в литературе
видел смысл своей жизни.
В последние годы все мысли Гоголя были
поглощены вторым томом "Мертвых душ".
В начале 1852 года у писателя обнаружились
признаки нового душевного кризиса, он
отказался от пищи и медицинской помощи.
Состояние его здоровья ухудшалось с каждым
днем. Однажды ночью, во время очередного
приступа, он сжег почти все свои рукописи,
в том числе и законченную редакцию второго
тома "Мертвых душ" (сохранились в
неполном виде лишь 7 глав). Вскоре после
этого писатель скончался и был погребен
в Свято-Даниловом монастыре. В 1931 году
останки писателя были перезахоронены
на Новодевичьем кладбище. Незадолго до
смерти Гоголь сказал: «Знаю, что мое имя
после меня будет счастливее меня…». И
он оказался прав. Около двухсот лет прошло
со дня смерти великого русского писателя,
но его произведения и сегодня занимают
почетное место в ряду шедевров мировой
классики.
1809, 20 марта (1 апреля) - родился в местечке
Великие Сорочинцы Миргородского уезда
Полтавской губернии.
1821-1828 - учеба в Нежинской гимназии высших
наук.
1828 - переезд в Петербург.
1830-1831 - сближение с В. А. Жуковским, А. С.
Пушкиным.
1831-1842 - созданы «Вечера на хуторе близ
Диканьки», «Миргород » , петербургские
повести («Невский проспект», «Нос», «Портрет»,
«Шинель», «Записки сумасшедшегo», «Коляска»).
1836, январь - завершение комедии «Ревизор»;
19 апреля - премъера в Петербурге в Александринском
театре;
25 мая - премьера в Малом театре в Москве.
1842 - разрешение цензуры печатать первый
том «Mepтвых душ» С изменением названия
на «Похождения Чичикова, или Мертвые
души»; печатаются первый том «Мертвых
душ», повесть «Шинель».
1842-1845 - работа над вторым томом «Мертвых
душ».
1848 - паломничество в Иерусалим.
1852, в ночь на 13 февраля - сожжена беловая
рукопись 11 тома «Мертвых душ».
1852,21 февраля (4 марта) - умер в Москве.
Очерк
жизни и творчества
Начало пути. В декабре 1828 года гоголь
оканчивает Нежинскую гимназию высших
наук и направляется в Петербург. Надо
заметить, что эта поездка планировалась
с предельной серьезностью и мечты юноши
о собственном устройстве были вполне
конкретны. Он «.. .отправлялся в столицу
с великими намерениями и вообще с общеполезными
предприятиями: во-первых - сообщить матушке
не менее 6000 р. денег, кои он получит за
свои трагедии; Bо-вторых - исходатайствовать
Малороссии увольнение от всех податей».
Так иронически описывает надежды гоголя
один из знакомых семьи.
Естественно, что мечты так и остались
мечтами, а поиски денег для пропитания
были достаточно трудными и омрачали первые
годы жизни в столице. Издание написанной
еще в Нежине поэмы-идиллии «Ганс Кюхельгартен»
под псевдонимом В. Алов не приносит успеха.
Прочитав строки: «Заплата малая моя /
За остальную жизни повесть», - рецензент
написал: «Заплатою таких стихов должно
бы быть сбережение оных под спудом». Peцeнзия
заставила автора скупить оставшиеся
экземпляры поэмы и уничтожить их.
Однако Гоголь не устает писать новые
произведения, и eгo прозаические повести
довольно быстро находят cвoeгo читателя.
Опубликованное в начале 1830 года произведение
«Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала»
замечено читателями и критиками. У Гоголя
завязываются литературные знакомства.
Ему удается поступить на службу в Департамент
уделов. Продвигаясь по служебной лестнице,
он и даже становится помощником столоначальника.
При этом начинающий писатель много работает
и aктивно печатается, избирая различные
псевдонимы. Так, для главы исторического
романа избран псевдоним: «0000» (это четыре
«о» из имени и фамилии: Николай Гоголь-ЯНОВСКИЙ)
.
Правда, жить безбедно пока нет возможности.
«О себе скажу, - пишетГоголь«любезному
другу маменьке» 10 февраля 1831года. - что
мои обстоятельства идут чем далее, лучше
и лучше, все поселяет в меня надежду, что
если не в этом, то в следующем годуя буду
уже в возможности содержать себя собственными
трудами; по крайней мере, основание положено
из самого крепкого камня. Только я вас
теперь сильно потревожу убедительной
просьбой о присылке двухсот пятидесяти
рублей».
20 мая 1831 года осуществилась самая большая
мечта Гоголя: он был представлен Пушкину.
Стремление утвepдить себя свойственно
каждому человеку, и можно понять желание
начинающего писателя доказать маменьке
и всем близким, что он с Пушкиным «на дружеской
ноге». Это породило неловкие поступки
молодого провинциала. Летом Гоголь живет
в качестве репетитора на даче Васильчиковых
в Павловске, а Пушкин снимает для своей
семьи дачу в Царском Селе. Вот Николай
Васильевич и сообщает маменьке: «Письма
адресуйте ко мне на имя Пушкина, в Царское
Село, так: «Его Высокоблагородию Александру
Сергеевичу Пушкину. А Вас прошу отдать
Н. В. Гоголю-. В следующем письме повторяет:
«Помните ли вы адрес? на имя Пушкина».
Осознав всю неловкость своего поступка,
в первом письме к Пушкину Гоголь извинится
за допущенную бестактность.
Жизнь обогащается дружескими встречами
с интересными людьми. Расширению Kpугa
знакомств способствовала и артистическая
одаренность писателя. «Кроме мимики,Гогольумел
перенимать и голос других. Во время своего
пребывания в Петербурге он любил представлять
одного старичка В., которого он знавал
в Нежине.
Один из eгo слушателей, никогда не видавший
этого Б., приходит раз к гоголю и видит
кaкoгo-тo старичка... гoлос и манеры этого
старичка тотчас напомнили ему представление
гоголя. Он отводит хозяина в сторону и
спрашивает, не Б. ли это. Действительно,
это был Б.».
«Вечера на хуторе близ Диканьки». В начале
сентября 1831 года выходит в свет первая
часть сборника «Beчера на хуторе близ
Диканьки». К январю 1832 года были закончены
все повести этого цикла. В первую часть
входят «Сорочинская ярмарка», «Вечер
накануне Ивана Купала», «Майская ночь,
или Утопленница», «Пропавшая гpaмотa»).
Во вторую - «Ночь перед Рождеством», «Страшная
месть», «Иван Федорович Шпонька и eгo тетушка»,
«3аколдованное место».
Известен отклик Пушкина на издание сборника:
«Как изумились мы русской книге, которая
заставляла нас смеяться, мы, не смеявшиеся
со времен Фонвизина!» Вот как оценил этот
сборник Белинский: Гоголь так мило прикинувшийся
Пасичником, принадлежит к числу необыкновенных
талантов. Кому не известны eгo «Вечера
на хуторе близ Диканьки»? Сколько в них
остроумия, веселости, поэзии и народности?
Позже он напишет: «Это комизм веселый,
улыбка юноши, приветствующего прекрасный
Божий мир. Тут все светло, все блестит
радостью и счастьем; мрачные духи жизни
не смущают тяжелыми предчувствиями юного
сердца, трепещущего полнотою жизни».
Необычность произведений, созданных
молодым автором, привлекает Пушкина,
Жуковского, Плетнева. В это время, пишет
современник, «важнее вceгo была в Гоголе
та мысль, которую он приносил с собой
повсюду. Мы говорим об энергическом понимании
вреда, производимого пошлостью, ленью,
потворством злу, с одной стороны, И грубым
самодовольством, кичливостью и ничтожеством
моральных оснований - с другой... В eгo преследовании
темных сторон человеческого существования
была страсть, которая и составляла истинное
нравственное выражение eгo физиономии».
Обличая, Гоголь активно черпал материал
из постоянных наблюдений за всем, что
происходило вокpyг, в том числе и из наблюдений
за собственными поступками.
Исполненному самых радужных надежд, Гоголю
казалось, что ему посильна любая сфера
деятельности. Кроме создания художественных
произведений, он peшил испробовать себя
в занятиях исторической наукой. Используя
протекцию своих друзей, писатель получает
должность профессора истории в Петербургском
университете. Однако он быстро понял
безнадежность затеи: лекционная деятельность
требовала напряженных, неустанных трудов
и больших знаний. Прочитав две прекрасные
лекции (одну из них слушал Пушкин, другую
слушал и описал Typгeнeв), гоголь стал усиленно
манкировать занятиями и, наконец, отказался
от преподавания. Своему другу М. А. Максимовичу
он откровенно сознавался в этой неудаче.
Теперь литературное творчество полностью
владеет eгo помыслами.
«Миргород». В 1835 году вышел из печати
сборник «Миргород», состоявший из двух
частей. В первую часть вошли повести «Старосветские
помещики» и «Тарас Бульба», во вторую
- «Вий» и «Повесть о том, как поссорился
Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.
Хотя Гоголь написал, что это «повести,
служащие продолжением «Вечера на хуторе
близ Диканьки», жизнерадостная романтическая
идиллия ушла в прошлое. Сатирические
зарисовки быта, трагические картины действительности,
жизненно правдивые сцены исторического
прошлого заполнили страницы этого сборника.
Читатель уже не встречает наивнoгo и благодушного
рассказчика Рудого Пасичника, перед ним
выступает автор-повествователь.
Авторская смелость и острота обличения
видны и при обращении к прошлому. «Бей
в прошедшем настоящее, и тройною силою
облечется твое слово», советовал Гоголь
Н. М. Языкову. Миру пошлости и скуки противопоставил
-
писатель в исторической повести «Тарас
Бульба» возвышенные страсти. В. Г. Белинский
в статье «О русской повести и повестях
г. Гоголя- назвал отличительные черты
творчества писателя - простоту вымысла,
совершенную истину жизни, народность,
оригинальность. «И такова жизнь наша:
сначала смешно, потом грустно-писал критик.
Первая комедия. «Ревизор». Неугомонный
нрав и беспрерывный творческий поиск
часто порождали забавные бытовые решения.
Так, по пути в Петербург с родины (после
летнего посещения родных), как вспоминает
друг писателя А. С. Данилевский, «была
разыграна оригинальная репетиция «Ревизора»...
Гоголь хотел основательно изучить впечатление,
которое произведет на станционных смотрителей
eгo ревизия с мнимым инкогнито. Для этой
цели он просил Пащенко выезжать вперед
и распространять везде, что следом за
ним едет ревизор, тщательно скрывающий
настоящую цель своей поездки. Пащенко
выехал несколькими часами раньше и устраивал
так, что на станциях все были уже подготовлены
к приезду и к встрече мнимого ревизора.
Благодаря этому маневру, замечательно
счастливо удавшемуся, все трое катили
с необыкновенной быстротой... В подорожной
Гоголя значилось: «адъюнкт-профессор»,
что принималось обыкновенно сбитыми
с толку смотрителями, чуть ли не за адъютанта
его Императорского Величества».
Работа над пьесой «Ревизор» шла полным
ходом, и уже в январе 1836 года гоголь пишет,
что комедия готова и переписана. Один
из современников писателя вспоминал:
«При чтении ее цензура перепугалась и
строжайше запретила ее. Оставалось автору
апеллировать на такое решение в высшую
инстанцию». Благодаря хлопотам друзей,
пьеса попадает к Николаю 1, и, как сообщает
Гоголь матери, «если бы сам государь не
оказал cвoeгo высокого покровительства
и заступничества, то, вероятно, «Ревизор-
не был бы никогда игран или напечатан».
Спектакль шел с триумфом в Петербурге,
затем в Москве, но успех не радовал Гоголя.
Свои сомнения он поведал Жуковскому:
«Ревизор» сыгран, и у меня на душе так
смутно, так странно... я ожидал, я знал
наперед, как пойдет дело, и при всем том
чувство гpycтнoe и дoсадно-тягостное облекло
меня... Мой смех вначале был добродушен;
я совсем не думал осмеивать кого-либо
с какой-нибудь целью, и меня до такой степени
изумляло, когда я слышал, что обижаются
и даже сердятся на меня целиком сословия
и классы общества, что я, наконец, задумался.
Если сила смеха так велика, что ее боятся,
стало быть, ее не следует тратить по-пустому».
За рубежом. Работа над поэмой «Мертвые
души». Стремление избежать бурного обсуждения
комедии и острое чувство усталости гонит
Гоголя из столиц. Он уезжает за границу,
в поездках проводит около трех лет с июня
1836 по сентябрь 1839 года. В Париже он узнает
о гибели Пушкина, это сообщение потрясает
Гоголя. Вновь и вновь меняя место жительства,
приезжает в Рим, который очаровывает
eгo. Здесь продолжается работа над поэмой
«Мертвые души». Происходит сближение
с русскими художниками, и в частности
с А. А. Ивановым, который в те годы трудился
над картиной «Явление Христа народу».
Здесь же трагически завершается дружба
с графом И. М. Виельгорским: юноша умирает
на руках писателя. Эта смерть для Гоголя
станет прощанием с собственной молодостью.
Необходимость заниматься устройством
домашних дел возвращает писателя в Россию.
В этот приезд Гоголь пробыл на родине
меньше года: встретился с доброжелательной
и хлебосольной Москвой, со своими почитателями
в Петербурге, приобрел новые знакомства.
Состоялась встреча с В. Г. Белинским, а
на обеде, который тpaдиционно давался
в честь именин Гоголя 9 мая 1840 года в саду
дома Погодина на Девичьем поле в Москве,
он познакомился с Лермонтовым и слушал
авторское чтение поэмы «Мцыри» .
Уезжая вновь за границу, писатель обещает
друзьям через год при везти оконченную
поэму. К концу aвгустa 1841 года первый том
отделан и переписан руками добровольных
помощников. Обещание, данное друзьям
при прощании, было выполнено. гоголь возвращается
в Pocсию для тoгo, чтобы печатать первый
том «Мертвых душ». Общими усилиями преодолены
цензурные препятствия, для этого переделана
« Повесть о капитане Копейкине». Итак,
главное дело жизни уже сделано. Однако
автор считает - это лишь начало большого
труда, поскольку надеялся, что именно
он сумеет указать путь к возрождению
России. «гоголь ставит себе целью дать
«положительные образы» русских людей
- выставить их в ярко-живых, говорящих
примерах, способных -
подействовать силою... Этими показательными
образцами при мерной жизни должны были
явиться: ловкий приобретатель, помещик
Костанжогло, добродетельный винный откупщик,
миллионер Муразов, благородный генерал-губернатор,
благочестивый священник и, наконец, сам
царь Николай, милосердием своим возрождающий
к жизни раскаявшегося Чичикова» (В. Вересаев).
В сознании писателя окончательно определился
перелом. С. Т. Аксаков замечает: «...Он начал
писать «Мертвые души» как любопытный
и забавный анекдот. Только впоследствии
он узнал, говоря ero словами, «на какие
сильные и глубокие мысли и глубокие явления
может навести незначащий сюжет», что...
мало-помалу составилось это колоссальное
здание, наполнившееся болезненными явлениями
нашей общественной жизни... впоследствии
почувствовал он необходимость исхода
из этого страшного сборища человеческих
уродов. Отсюда начинается постоянное
стремление Гоголя к улучшению в себе
духовного человека и преобладание религиозного
направления, достигшего впоследствии...
Takoro высокого настроения, которое уже
несовместимо с телесным организмом человека...»
Отныне все последующие труды писателя
подчинены реализации неосуществимой
цели: гоголь ощущает себя проповедником,
он стремится научить людей жить по высоким
нравственным законам. «Когда вся утопичность,
которая была в Гоголе, когда он писал
«Ревизора», получил жестокий удар от
явного несовпадения художественной ценности
созданий искусства (в данном случае «Ревизора»)
с ее воздействием на нравы, на моральное
сознание общества. То тогда Гоголь нашел
в религиозном миропонимании иную базу
для осмысления функции искусства, подчеркивает
В.3еньковский, исследователь творчества
писателя.
«Выбранные места из переписки с друзьями».
Cнaчала гоголь ждал прямого и непосредственного
результата от «Ревизора-, затем - от «Мертвых
душ», от тех рассказов и повестей, над
которыми работал параллель, но с созданием
поэмы. 3атем eгo надежды были связаны с
«Выбранными местами из переписки с друзьями».
В предисловии к этой книге он пишет: «Сердце
мое говорит, что книга моя нужна и что
она может быть полезна... » Писатель вновь
касается тех вопросов и проблем, тех сторон
русской жизни, которые затронуты в повестях,
комедиях, поэме.
Стремление любого человека подчинить
волю окружающих тому, что он сам считает
абсолютным благом, неизбежно кончается
крахом. Попытка создать произведение,
которое покажет всем людям, как можно
и должно жить, искреннейшая уверенность,
что только ero решение верно, и невозможность
сделать это именно благодаря беспощадной
честности таланта - причина трагедии.
Гоголь поставил перед собой задачу, непосильную
для человека. Он заранее обрек себя на
поражение.
Mнoгo споров возникало и возникает вокpyг
«Вы бранных мест из переписки с друзьями».
Разочаровавшись в возможностях писателя,
гоголь решается обратиться к людям со
словом проповедника. Он говорил: «.. .На
некоторое время занятием моим стал не
русский человек и Россия, но человек и
душа вообще». Результатом появления про
изведения Гоголя станет полемика писателя
с критиком В. Г. Белинским, в которую были
вовлечены самые широкие литературные
круги. Критик утверждал: «...rope человеку,
которого сама природа создала художником,
rope ему, если, недовольный своею дорогою,
он ринется на чужой путь!&»
Гоголь пишет в «Авторской исповеди»,
созданной в мае - июне 1847 года, что решает
бросить писательство. Подавленный непониманием,
он в январе 1848 года предпринимает паломничество.
Жуковскому так объясняет свое решение:
«Мое путешествие в Палестину точно было
совершено мною затем, чтобы узнать лично
и как бы узреть собственными глазами,
как велика черствость moero сердца. Друг,
велика эта черствость! Я удостоился провести
ночь у гроба Спасителя, я удостоился приобщиться
от святых тайн, стоявших на самом гробе
вместо алтаря, и при всем том я не стал
лучшим, тогда как все земное должно бы
во мне сгореть и остаться одно небесное.
Работа над вторым томом «Мертвых душ».
Последние годы жизни. Вернувшись в Россию,
Гоголь продолжает работу над вторым томом
«Мертвых душ» Для других путешественников
возвращение на родину было и -
возвращением в родной дом. Для Гоголя
это было лишь изменением места eгo скитаний.
Как всегда, на нeгo благотвopно действовала
дорога: «Дорога - мое единственное лекарство»;
«...дорога по нашим открытым степям тотчас
сделала надо мною чудо. Близкая ему и
сочувствующая eгo духовным поискам калужская
губернаторша А. О. Смирнова замечала:
«Ему всегда надо пригреться где-нибудь,
тогда он и здоров». И он «пригревался»
у А. О. Смирновой, у В. А. Жуковского, у Виельгорских
в Ницце, у С. П. Апраксиной в Неаполе, у
М. П. Погодина и графа А. П. Толстого в Москве.
Cвoeгo дома у нeгo никогда не было. Но он
не любил и не умел быть один: в Петербурге
жил через стенку с А. С. Данилевским, И.
Г. Пащенко, в Риме соседствовал с П. В.
Анненковым, Н. М. Языковым, В. А. Пановым.
Попытка преодолеть одиночество была
им осуществлена лишь один раз. Это произошло
в семье графа Виельгорскогo, богатого
и знатного царедворца. Eгo дом был, как
пишут современники, средоточием столичной
аристократической жизни. Сам граф был
хорошим музыкантом, и Р. Шуман называл
eгo гениальнейшим из дилетантов. Виельгорский
был близок с Карамзиным, Жуковским, Пушкиным
И Гоголем. в значительной степени благодаря
нему. Ревизор - попал на сцену. Eгo сын Иосиф
Михайлович умер в 1839 году в Риме на руках
у Гоголя. С младшей дочерью, Анной Михайловной,
и произошло то, что сам Гоголь очевидно,
считал (романом,). Анна Михайловна (она
же Анолина, Нози) жадно внимала поучениям
писателя и была с ним в постоянной переписке.
Но дружба умной и доброй девушки, как
оказалось, не предполагала более близких
отношений. Попытка Гоголя предложить
свою руку и сердце осталась без ответа.
У Гоголя на протяжении всей жизни не было
близких друзей. Замкнутый и недоверчивый,
ироничный и насмешливый, он никому не
доверял свои сокровенные мысли и чувства.
Постоянная жизнь бездомного странника,
отсутствие сколько-нибудь действенной
заботы окружающих, ухудшение здоровья,
вместе с непомерностью творческих притязаний
приближали трагическую развязку. Обычно
о «Гaнce Кюхельгартене» вспоминают только
как о неудачной пробе пера, но в поэме
есть строки, в которых звучат мечты юноши,
сохранившиеся до последнего дня жизни
писателя.
...ужели Мне здесь душою погибать?
И не узнать иной мне цели?
Себя обречь бесславью в жертву?
Душой ли, к счастью не остывшей,
Волненья мира не испить?
И в нем прекрасного не встретить?
Существованья не отметить?
«Отмеченность» существования Гоголя
очевидна, но судьба сатирика всегда горька.
Информация о работе Николай Васильевич Гоголь жизнь и творчество