Маяковский
Владимир Владимирович
(19.07.1893 - 14.04.1930).
Биография
Родился в селе Багдади
Кутаисской губернии. Отец — дворянин,
служил лесничим, предки — из казаков
Запорожской Сечи; мать из рода кубанских
казаков. В 1902—1906 гг. Маяковский учился
в Кутаисской гимназии, в июле 1906
г., после смерти отца, вместе с матерью
и двумя сестрами переезжает в
Москву, где поступает в IV класс 5-й
классической гимназии (за неуплату денег
за обучение был исключен из V класса
в марте 1908 г.).
В Москве
Маяковский знакомится с революционно
настроенными студентами, увлекается
марксистской литературой, вступает
в начале 1908 г. в партию большевиков,
подвергается арестам, 11 месяцев
проводит в Бутырской тюрьме,
откуда освобождается в январе
1910 г. как несовершеннолетний. В
тюрьме Маяковский написал тетрадь
стихов (1909), которая была отобрана
надзирателями; с нее поэт исчислял
начало своего творчества. После
освобождения из тюрьмы он
прерывает партийную работу, чтобы
"делать социалистическое искусство".
В 1911 г. Маяковский поступает
в Училище живописи, ваяния и
зодчества, где знакомится с
Д. Д. Бурлюком, организатором
футуристической группы "Гилея",
который открывает в нем "гениального
поэта". Через три года, в феврале
1914, Маяковский вместе с Бурлюком
был исключен из училища за
публичные выступления.
В декабре
1912 г. Маяковский дебютирует как
поэт в альманахе "Пощечина
общественному вкусу", где были
напечатаны его стихотворения
"Ночь" и "Утро". В нем же был
опубликован и манифест русских кубо-футуристов,
подписанный Д. Бурлюком, А. Крученых, В.
Маяковским и В. Хлебниковым. В манифесте
провозглашалось нигилистическое отношение
к русской литературе настоящего и прошлого:
"Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого
и проч. и проч. с Парохода современности.
(...) Всем этим Максимам Горьким, Куприным,
Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам,
Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч.
нужна лишь дача на реке. Такую награду
дает судьба портным". Однако вопреки
декларациям Маяковский высоко ценил
Гоголя, Достоевского, Блока, и других
писателей, которые оказали глубокое влияние
на его творчество. Творчески плодотворным
стал для Маяковского 1913 г., когда вышел
его первый сборник "Я" (цикл из четырех
стихотворений), написана и поставлена
программная трагедия "Владимир Маяковский"
и было совершено вместе с другими футуристами
большое турне по городам России. Сборник
"Я" был написан от руки, снабжен рисунками
В. Н. Чекрыгина и Л. Шехтеля и размножен
литографическим способом в количестве
300 экземпляров. В качестве первого раздела
этот сборник вошел в книгу стихов поэта
"Простое как мычание" (1916).
В 1915—1917
гг. Маяковский проходит военную
службу в Петрограде в автошколе.
17 декабря 1918 г. поэт впервые
прочел со сцены Матросского
театра стихи "Левый марш (Матросам)".
В марте 1919 г. он переезжает
в Москву, начинает активно сотрудничать
в РОСТА (Российское телеграфное
агентство), оформляет (как поэт
и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические
плакаты ("Окна РОСТА"). В
1919 г. вышло первое собрание
сочинений поэта — "Все сочиненное
Владимиром Маяковским. 1909-1919". В
конце 10-х гг. Маяковский связывает
свои творческие замыслы с
"левым искусством", выступает
в "Газете футуристов", в
газете "Искусство коммуны".
Футуризм
Маяковского с самого начала
и до конца дней поэта имел
романтический характер. Маяковский
и в советское время оставался
футуристом, хотя и с новыми
свойствами: "комфутом", то есть
коммунистическим футуристом, а
также руководителем ЛЕФа (Левого
фронта искусств) (1922—1928). В 1922—1924
гг. Маяковский совершает несколько
поездок за границу — Латвия,
Франция, Германия; пишет очерки
и стихи о европейских впечатлениях:
"Как работает республика демократическая?"
(1922); "Париж (Разговорчики с
Эйфелевой башней)" (1923) и ряд
других. В Париже поэт будет
и в 1925, 1927, 1928, 1929 гг. (лирический
цикл "Париж"); в 1925 г. состоится
поездка Маяковского по Америке
("Мое открытие Америки"). В
1925—1928 гг. он много ездит по
Советскому Союзу, выступает в
самых разных аудиториях. В эти
годы поэт публикует многие
из тех своих произведений: "Товарищу
Нетте, пароходу и человеку"
(1926); "По городам Союза" (1927);
"Рассказ литейщика Ивана Козырева..."
(1928).
Исследователи
творческого развития Маяковского
уподобляют его поэтическую жизнь
пятиактному действу с прологом
и эпилогом. Роль своего рода пролога
в творческом пути поэта сыграла трагедия
"Владимир Маяковский" (1913), первым
актом стали поэмы "Облако в штанах"
(1914—1915) и "Флейта-позвоночник" (1915),
вторым актом—поэмы "Война и мир"
(1915— 1916) и "Человек" (1916—1917), третьим
актом — пьеса "Мистерия-буфф" (первый
вариант—1918, второй—1920— 1921) и поэма "150
000 000" (1919— 1920), четвертым актом—поэмы
"Люблю" (1922), "Про это" (1923) и "Владимир
Ильич Ленин" (1924), пятым актом—поэма
"Хорошо!" (1927) и пьесы "Клоп"
(1928—1929) и "Баня" (1929—1930), эпилогом—первое
и второе вступления в поэму "Во весь
голос" (1928—1930) и предсмертное письмо
поэта "Всем" (12 апреля 1930 г.). Остальные
произведения Маяковского, в том числе
многочисленные стихотворения, тяготеют
к тем или иным частям этой общей картины,
основу которой составляют крупные произведения
поэта.
Художественный
мир Маяковского являет собою
синтетическую драму, которая
включает в себя свойства разных
драматургических жанров: трагедии,
мистерии, эпико-героической драмы,
комедии, райка, кинематографа,
феерии и т. д., подчиненных
основному у Маяковского —
трагическому характеру его главного
героя и трагедийной структуре
всего его творчества. Следует
заметить, что не только его
пьесы, но и поэмы по-своему
драматургичны и чаще всего
трагедийны.
В трагедии
"Владимир Маяковский" поэт
видит свой жизненный долг
и назначение своего искусства
в том, чтобы способствовать
достижению человеческого счастья.
Искусство для него с самого начала было
не просто отражением жизни, а средством
ее переделки, орудием жизнестроительства.
Маяковский
стремится поставить своего лирико-трагедийного
героя, выражающего устремления
всего человечества, на место
Бога — одряхлевшего, беспомощного,
не способного на какие-либо
деяния ради людей. Этот герой
из-за своей неразделенной любви
к женщине и к людям в
целом становится богоборцем
с сердцем Христа. Однако, для
того чтобы стать Человеко-богом,
герой и все остальные люди
должны быть свободными, раскрыть
свои лучшие возможности, сбросить
с себя всякое рабство. Отсюда
революционный нигилизм Маяковского,
нашедший свое выражение в
определении программного смысла
поэмы "Облако в штанах":
""Долой вашу любовь", "долой
ваше искусство", "долой ваш
строй", "долой вашу религию"
— четыре крика четырех частей".
Любви, искусству, социальному
строю и религии старого мира
Маяковский противопоставляет свою
любовь, свое искусство, свое представление
о социальном устройстве будущего,
свою веру в идеал нового, во
всех отношениях прекрасного
человека. Попытка реализации этой
программы после революции оказалась
для поэта трагической. В "Облаке"
Маяковский выходит к людям
"безъязыкой" улицы в роли
поэта-пророка, "тринадцатого апостола",
"сегодняшнего дня крикогубого
Заратустры", чтобы произнести
перед ними новую Нагорную
проповедь. Называя себя "сегодняшнего
дня крикогубым Заратустрой",
Маяковский хотел сказать, что
и он, подобно Заратустре, является
пророком грядущего — но не
сверхчеловека, а освобожденного
от рабства человечества.
В поэмах-трагедиях
"Облако в штанах", "Флейта-позвоночник",
"Война и мир", "Человек" и "Про
это" у героя Маяковского, выступающего
в роли богоборца, "тринадцатого апостола",
Демона и воителя, появляются трагические
двойники, похожие на Христа. В изображении
этой трагической двойственности Маяковский
развивает традиции Гоголя, Лермонтова,
Достоевского и Блока, становится богоборцем
с сердцем Христа. Его богоборчество начинается
с мук неразделенной любви к женщине и
только потом приобретает социальный
и бытийный смысл. В поэме "Флейта-позвоночник"
он показал грядущий праздник взаимной,
разделенной любви, а в поэме "Война
и мир" — праздник братского единения
всех стран, народов и материков. Маяковский
хотел разделенной любви не только для
себя, но "чтоб всей вселенной шла любовь".
Его идеалы трагически разбивались о реальную
действительность. В поэме "Человек"
показан крах всех усилий и устремлений
героя, направленных на достижение личных
и общественных идеалов. Этот крах обусловлен
косностью человеческого естества, трагическим
дефицитом любви, рабской покорностью
людей Повелителю Всего — этому всесильному
наместнику Бога на земле, символу власти
денег, власти буржуазии, способной купить
любовь и искусство, подчинить себе волю
и разум людей.
В пьесе
"Мистерия-буфф" и поэме "150
000 000" поэт ставит революционные
массы народа на место Бога
и Христа. При этом, в отличие
от "Двенадцати" Блока, Маяковский
односторонне идеализирует социальное
сознание и творческие возможности
революционных масс, которые еще
недавно изображались поэтом
как безликие толпы людей, покорные
Повелителю Всего, а теперь, по подсказке
автора, самоуверенно заявляющие: "Мы
сами себе и Христос и Спаситель!"
В гениальной
поэме-трагедии "Про это" Маяковский
показал борьбу лирического героя
за идеальную, разделенную любовь,
без которой нет жизни. В
ходе этого трагического поединка
с героем происходят фантастические
метаморфозы, его природное естество
под воздействием "громады любви"
развоплощается, превращается в
творческую и духовную энергию,
символами которой являются стих,
поэзия и страдающий Христос.
Гиперболический процесс метаморфоз
выражен поэтом в сложной системе
трагических двойников поэта:
медведя, комсомольца-самоубийцы, похожего
одновременно и на Иисуса, и
на самого Маяковского, и других.
В целом этот трагедийный метаморфический
процесс обретает форму поэмы-мистерии
о любви, страданиях, смерти и
грядущем воскресении Всечеловека,
Человека природного, стремящегося
занять место Бога.
В поэме
"Хорошо!" и сатирической дилогии
"Клоп" и "Баня" Маяковский
изображает, как в революционной
борьбе рождается советская Россия,
славит "отечество... которое есть,/но
трижды — которое будет", внимательно
следит за ростками новой жизни, стремясь
как поэт романтико-футуристического
склада помочь их быстрому развитию. Вместе
с тем он обнаруживает в зародыше раковые
опухоли советского общества, грозящие
ему смертельными болезнями.
После
поэмы "Хорошо!" Маяковский
хотел написать поэму "Плохо",
но вместо нее написал сатирические
пьесы "Клоп" и "Баня", в
которых показал самые опасные
тенденции в молодом советском
обществе: перерождение рабочих
и партийцев в мещан — любителей
красивой, "аристократической"
жизни за чужой счет (Присыпкин)
и усиление власти невежественных
и некомпетентных партийно-советских
бюрократов вроде Победоносикова.
Сатирическая дилогия поэта показала,
что основная масса людей оказалась
не готова занять место Бога
и приступить к реализации
высоких идеалов и потенциальных
возможностей человека. В поэме
"Во весь голос" Маяковский
называет настоящее "окаменевшим
говном", а реализацию своего
идеала Человека переносит в неопределенно
далекое "коммунистическое далеко".
Сатира
поэта, особенно "Баня", вызвала
травлю со стороны рапповской
критики.
В феврале
1930 г. поэт вступает в РАПП (Российская
Ассоциация пролетарских писателей).
Этот поступок Маяковского был
осужден его друзьями. Отчуждение
и общественная травля усугублялись
личной драмой ("любовная лодка
разбилась о быт"). Маяковскому
упорно стали отказывать в
выезде за границу, где у
него должна была состояться
встреча с женщиной (стихотворение
"Письмо Татьяне Яковлевой",
1928), с которой намеревался связать
свою жизнь. Все это привело
Маяковского к самоубийству, предсказанному
еще в трагедии "Владимир Маяковский".
МАЯКОВСКИЙ ВЛАДИМИР
ВЛАДИМИРОВИЧ
В стихотворении
«Прозаседавшиеся» тело также распадается
на части, пополам: «В день / заседаний
на двадцать / надо поспеть нам. / Поневоле
приходится раздвояться. / До пояса
здесь, / а остальное / там» [Маяковский,
4, 7]. Здесь распадение тела — не насильственное,
а самопроизвольное, причем даже половина
бюрократа сохраняет способность
«заседать». Сходный случай — стихотворение
«Гомперс». Здесь тело также распадается
пополам, но не по горизонтали, а по
вертикали: «Нога одна, / хотя и длинная,
/ грудь одна, / хотя и бравая. / Лысина
— / половинная, / всего половина, / и
то — правая» [Маяковский, 5, 142].
Показательно, что
Гомперс лишается именно ноги, и
от этого «плетется он / у рабочего
движения в хвосте» [Маяковский, 5, 145].
Он не способен к быстрому движению,
поэтому будущее для него недоступно.
Неясно, какой части
тела лишаются персонажи «Прозаседавшихся».
Если от них убегает нижняя часть,
то это случай, близкий стихотворению
«Гомперс»: тело теряет способность
к движению. Однако М.А. Александрова
в ходе обсуждения данного доклада
высказала мысль о том, что
бюрократы, напротив, лишаются верхней
половины, и в этом случае мы имеем
дело с характерной для карнавала
заменой головы на зад.
На наш взгляд,
текст не дает оснований для однозначного
истолкования этого образа. Однако
в творчестве Маяковского есть пример
непосредственной связи мотива заседания
с образом зада — стихотворение
«Нагрузка по макушку»: «Просидел /
собраний двести. / Дни летят, / недели
тают… / Аж мозоль / натер / на месте, / на
котором заседают» [Маяковский, 9, 75]. Кроме
того, в поэме «Владимир Ильич Ленин» также
встречается замена лица на зад (но без
разъятия тела): «Вокруг, / с лицом, / что
равно годится, / быть и лицом, / и ягодицей,
/ задолицая / полиция» [Маяковский, 6, 247].