Маяковский Владимир Владимирович

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:16, биография

Краткое описание

Родился в селе Багдади Кутаисской губернии. Отец — дворянин, служил лесничим, предки — из казаков Запорожской Сечи; мать из рода кубанских казаков. В 1902—1906 гг. Маяковский учился в Кутаисской гимназии, в июле 1906 г., после смерти отца, вместе с матерью и двумя сестрами переезжает в Москву, где поступает в IV класс 5-й классической гимназии (за неуплату денег за обучение был исключен из V класса в марте 1908 г.).

Файлы: 1 файл

Маяковский Владимир Владимирович.docx

— 288.06 Кб (Скачать)

Маяковский  Владимир Владимирович

(19.07.1893 - 14.04.1930).

Биография 

Родился в селе Багдади  Кутаисской губернии. Отец — дворянин, служил лесничим, предки — из казаков  Запорожской Сечи; мать из рода кубанских  казаков. В 1902—1906 гг. Маяковский учился в Кутаисской гимназии, в июле 1906 г., после смерти отца, вместе с матерью  и двумя сестрами переезжает в  Москву, где поступает в IV класс 5-й  классической гимназии (за неуплату денег  за обучение был исключен из V класса в марте 1908 г.).

     В Москве  Маяковский знакомится с революционно  настроенными студентами, увлекается  марксистской литературой, вступает  в начале 1908 г. в партию большевиков,  подвергается арестам, 11 месяцев  проводит в Бутырской тюрьме, откуда освобождается в январе 1910 г. как несовершеннолетний. В  тюрьме Маяковский написал тетрадь  стихов (1909), которая была отобрана  надзирателями; с нее поэт исчислял  начало своего творчества. После  освобождения из тюрьмы он  прерывает партийную работу, чтобы  "делать социалистическое искусство". В 1911 г. Маяковский поступает  в Училище живописи, ваяния и  зодчества, где знакомится с  Д. Д. Бурлюком, организатором  футуристической группы "Гилея", который открывает в нем "гениального  поэта". Через три года, в феврале  1914, Маяковский вместе с Бурлюком  был исключен из училища за  публичные выступления.

     В декабре  1912 г. Маяковский дебютирует как  поэт в альманахе "Пощечина  общественному вкусу", где были  напечатаны его стихотворения  "Ночь" и "Утро". В нем же был опубликован и манифест русских кубо-футуристов, подписанный Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым. В манифесте провозглашалось нигилистическое отношение к русской литературе настоящего и прошлого: "Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности. (...) Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным". Однако вопреки декларациям Маяковский высоко ценил Гоголя, Достоевского, Блока, и других писателей, которые оказали глубокое влияние на его творчество. Творчески плодотворным стал для Маяковского 1913 г., когда вышел его первый сборник "Я" (цикл из четырех стихотворений), написана и поставлена программная трагедия "Владимир Маяковский" и было совершено вместе с другими футуристами большое турне по городам России. Сборник "Я" был написан от руки, снабжен рисунками В. Н. Чекрыгина и Л. Шехтеля и размножен литографическим способом в количестве 300 экземпляров. В качестве первого раздела этот сборник вошел в книгу стихов поэта "Простое как мычание" (1916).

     В 1915—1917 гг. Маяковский проходит военную  службу в Петрограде в автошколе. 17 декабря 1918 г. поэт впервые  прочел со сцены Матросского  театра стихи "Левый марш (Матросам)". В марте 1919 г. он переезжает  в Москву, начинает активно сотрудничать  в РОСТА (Российское телеграфное  агентство), оформляет (как поэт  и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические  плакаты ("Окна РОСТА"). В  1919 г. вышло первое собрание  сочинений поэта — "Все сочиненное  Владимиром Маяковским. 1909-1919". В  конце 10-х гг. Маяковский связывает  свои творческие замыслы с  "левым искусством", выступает  в "Газете футуристов", в  газете "Искусство коммуны".

     Футуризм  Маяковского с самого начала  и до конца дней поэта имел  романтический характер. Маяковский  и в советское время оставался  футуристом, хотя и с новыми  свойствами: "комфутом", то есть  коммунистическим футуристом, а  также руководителем ЛЕФа (Левого  фронта искусств) (1922—1928). В 1922—1924 гг. Маяковский совершает несколько  поездок за границу — Латвия, Франция, Германия; пишет очерки  и стихи о европейских впечатлениях: "Как работает республика демократическая?" (1922); "Париж (Разговорчики с  Эйфелевой башней)" (1923) и ряд  других. В Париже поэт будет  и в 1925, 1927, 1928, 1929 гг. (лирический  цикл "Париж"); в 1925 г. состоится  поездка Маяковского по Америке  ("Мое открытие Америки"). В  1925—1928 гг. он много ездит по  Советскому Союзу, выступает в  самых разных аудиториях. В эти  годы поэт публикует многие  из тех своих произведений: "Товарищу  Нетте, пароходу и человеку" (1926); "По городам Союза" (1927); "Рассказ литейщика Ивана Козырева..." (1928).

     Исследователи  творческого развития Маяковского  уподобляют его поэтическую жизнь  пятиактному действу с прологом  и эпилогом. Роль своего рода пролога в творческом пути поэта сыграла трагедия "Владимир Маяковский" (1913), первым актом стали поэмы "Облако в штанах" (1914—1915) и "Флейта-позвоночник" (1915), вторым актом—поэмы "Война и мир" (1915— 1916) и "Человек" (1916—1917), третьим актом — пьеса "Мистерия-буфф" (первый вариант—1918, второй—1920— 1921) и поэма "150 000 000" (1919— 1920), четвертым актом—поэмы "Люблю" (1922), "Про это" (1923) и "Владимир Ильич Ленин" (1924), пятым актом—поэма "Хорошо!" (1927) и пьесы "Клоп" (1928—1929) и "Баня" (1929—1930), эпилогом—первое и второе вступления в поэму "Во весь голос" (1928—1930) и предсмертное письмо поэта "Всем" (12 апреля 1930 г.). Остальные произведения Маяковского, в том числе многочисленные стихотворения, тяготеют к тем или иным частям этой общей картины, основу которой составляют крупные произведения поэта.

     Художественный  мир Маяковского являет собою  синтетическую драму, которая  включает в себя свойства разных  драматургических жанров: трагедии, мистерии, эпико-героической драмы,  комедии, райка, кинематографа,  феерии и т. д., подчиненных  основному у Маяковского —  трагическому характеру его главного  героя и трагедийной структуре  всего его творчества. Следует  заметить, что не только его  пьесы, но и поэмы по-своему  драматургичны и чаще всего  трагедийны.

     В трагедии "Владимир Маяковский" поэт  видит свой жизненный долг  и назначение своего искусства  в том, чтобы способствовать  достижению человеческого счастья.  Искусство для него с самого начала было не просто отражением жизни, а средством ее переделки, орудием жизнестроительства.

     Маяковский  стремится поставить своего лирико-трагедийного  героя, выражающего устремления  всего человечества, на место  Бога — одряхлевшего, беспомощного, не способного на какие-либо  деяния ради людей. Этот герой  из-за своей неразделенной любви  к женщине и к людям в  целом становится богоборцем  с сердцем Христа. Однако, для  того чтобы стать Человеко-богом,  герой и все остальные люди  должны быть свободными, раскрыть  свои лучшие возможности, сбросить  с себя всякое рабство. Отсюда  революционный нигилизм Маяковского,  нашедший свое выражение в  определении программного смысла  поэмы "Облако в штанах": ""Долой вашу любовь", "долой  ваше искусство", "долой ваш  строй", "долой вашу религию"  — четыре крика четырех частей". Любви, искусству, социальному  строю и религии старого мира  Маяковский противопоставляет свою  любовь, свое искусство, свое представление  о социальном устройстве будущего, свою веру в идеал нового, во  всех отношениях прекрасного  человека. Попытка реализации этой  программы после революции оказалась  для поэта трагической. В "Облаке" Маяковский выходит к людям  "безъязыкой" улицы в роли  поэта-пророка, "тринадцатого апостола", "сегодняшнего дня крикогубого  Заратустры", чтобы произнести  перед ними новую Нагорную  проповедь. Называя себя "сегодняшнего  дня крикогубым Заратустрой", Маяковский хотел сказать, что  и он, подобно Заратустре, является  пророком грядущего — но не  сверхчеловека, а освобожденного  от рабства человечества.

     В поэмах-трагедиях "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", "Война и мир", "Человек" и "Про это" у героя Маяковского, выступающего в роли богоборца, "тринадцатого апостола", Демона и воителя, появляются трагические двойники, похожие на Христа. В изображении этой трагической двойственности Маяковский развивает традиции Гоголя, Лермонтова, Достоевского и Блока, становится богоборцем с сердцем Христа. Его богоборчество начинается с мук неразделенной любви к женщине и только потом приобретает социальный и бытийный смысл. В поэме "Флейта-позвоночник" он показал грядущий праздник взаимной, разделенной любви, а в поэме "Война и мир" — праздник братского единения всех стран, народов и материков. Маяковский хотел разделенной любви не только для себя, но "чтоб всей вселенной шла любовь". Его идеалы трагически разбивались о реальную действительность. В поэме "Человек" показан крах всех усилий и устремлений героя, направленных на достижение личных и общественных идеалов. Этот крах обусловлен косностью человеческого естества, трагическим дефицитом любви, рабской покорностью людей Повелителю Всего — этому всесильному наместнику Бога на земле, символу власти денег, власти буржуазии, способной купить любовь и искусство, подчинить себе волю и разум людей.

     В пьесе  "Мистерия-буфф" и поэме "150 000 000" поэт ставит революционные  массы народа на место Бога  и Христа. При этом, в отличие  от "Двенадцати" Блока, Маяковский  односторонне идеализирует социальное  сознание и творческие возможности  революционных масс, которые еще  недавно изображались поэтом  как безликие толпы людей, покорные Повелителю Всего, а теперь, по подсказке автора, самоуверенно заявляющие: "Мы сами себе и Христос и Спаситель!"

     В гениальной  поэме-трагедии "Про это" Маяковский  показал борьбу лирического героя  за идеальную, разделенную любовь, без которой нет жизни. В  ходе этого трагического поединка  с героем происходят фантастические  метаморфозы, его природное естество  под воздействием "громады любви"  развоплощается, превращается в  творческую и духовную энергию,  символами которой являются стих, поэзия и страдающий Христос.  Гиперболический процесс метаморфоз  выражен поэтом в сложной системе  трагических двойников поэта:  медведя, комсомольца-самоубийцы, похожего  одновременно и на Иисуса, и  на самого Маяковского, и других. В целом этот трагедийный метаморфический  процесс обретает форму поэмы-мистерии  о любви, страданиях, смерти и  грядущем воскресении Всечеловека,  Человека природного, стремящегося  занять место Бога.

     В поэме  "Хорошо!" и сатирической дилогии  "Клоп" и "Баня" Маяковский  изображает, как в революционной  борьбе рождается советская Россия, славит "отечество... которое есть,/но трижды — которое будет", внимательно следит за ростками новой жизни, стремясь как поэт романтико-футуристического склада помочь их быстрому развитию. Вместе с тем он обнаруживает в зародыше раковые опухоли советского общества, грозящие ему смертельными болезнями.

     После  поэмы "Хорошо!" Маяковский  хотел написать поэму "Плохо", но вместо нее написал сатирические  пьесы "Клоп" и "Баня", в  которых показал самые опасные  тенденции в молодом советском  обществе: перерождение рабочих  и партийцев в мещан — любителей  красивой, "аристократической"  жизни за чужой счет (Присыпкин)  и усиление власти невежественных  и некомпетентных партийно-советских  бюрократов вроде Победоносикова. Сатирическая дилогия поэта показала, что основная масса людей оказалась  не готова занять место Бога  и приступить к реализации  высоких идеалов и потенциальных  возможностей человека. В поэме  "Во весь голос" Маяковский  называет настоящее "окаменевшим  говном", а реализацию своего  идеала Человека переносит в неопределенно далекое "коммунистическое далеко".

     Сатира  поэта, особенно "Баня", вызвала  травлю со стороны рапповской  критики.

     В феврале  1930 г. поэт вступает в РАПП (Российская  Ассоциация пролетарских писателей). Этот поступок Маяковского был  осужден его друзьями. Отчуждение  и общественная травля усугублялись  личной драмой ("любовная лодка  разбилась о быт"). Маяковскому  упорно стали отказывать в  выезде за границу, где у  него должна была состояться  встреча с женщиной (стихотворение  "Письмо Татьяне Яковлевой", 1928), с которой намеревался связать  свою жизнь. Все это привело  Маяковского к самоубийству, предсказанному  еще в трагедии "Владимир Маяковский". 
 

         МАЯКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

 
 

В стихотворении  «Прозаседавшиеся» тело также распадается  на части, пополам: «В день / заседаний  на двадцать / надо поспеть нам. / Поневоле приходится раздвояться. / До пояса  здесь, / а остальное / там» [Маяковский, 4, 7]. Здесь распадение тела — не насильственное, а самопроизвольное, причем даже половина бюрократа сохраняет способность  «заседать». Сходный случай — стихотворение  «Гомперс». Здесь тело также распадается  пополам, но не по горизонтали, а по вертикали: «Нога одна, / хотя и длинная, / грудь одна, / хотя и бравая. / Лысина — / половинная, / всего половина, / и  то — правая» [Маяковский, 5, 142].

Показательно, что  Гомперс лишается именно ноги, и  от этого «плетется он / у рабочего движения в хвосте» [Маяковский, 5, 145]. Он не способен к быстрому движению, поэтому будущее для него недоступно.

Неясно, какой части  тела лишаются персонажи «Прозаседавшихся». Если от них убегает нижняя часть, то это случай, близкий стихотворению  «Гомперс»: тело теряет способность  к движению. Однако М.А. Александрова в ходе обсуждения данного доклада  высказала мысль о том, что  бюрократы, напротив, лишаются верхней  половины, и в этом случае мы имеем  дело с характерной для карнавала  заменой головы на зад.

На наш взгляд, текст не дает оснований для однозначного истолкования этого образа. Однако в творчестве Маяковского есть пример непосредственной связи мотива заседания  с образом зада — стихотворение  «Нагрузка по макушку»: «Просидел / собраний двести. / Дни летят, / недели тают… / Аж мозоль / натер / на месте, / на котором заседают» [Маяковский, 9, 75]. Кроме того, в поэме «Владимир Ильич Ленин» также встречается замена лица на зад (но без разъятия тела): «Вокруг, / с лицом, / что равно годится, /  быть и лицом, / и ягодицей, / задолицая / полиция» [Маяковский, 6, 247].

Информация о работе Маяковский Владимир Владимирович