Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:11, реферат
Родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787—1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795—1817), урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой (1773—1845). Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца.
Лермонтов Михаил
Юрьевич
(15.10.1814 - 27.07.1841).
Биография
Родился в Москве
в семье армейского капитана Юрия
Петровича Лермонтова (1787—1831) и Марии
Михайловны Лермонтовой (1795—1817), урожденной
Арсеньевой, единственной дочери и
наследницы пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой
(1773—1845). Брак, заключенный против воли
Арсеньевой, был неравным и несчастливым;
мальчик рос в обстановке семейных несогласий.
После ранней смерти матери Лермонтова
бабушка сама занялась его воспитанием,
полностью отстранив отца.
Детство поэта прошло в имении Арсеньевой
"Тарханы" Пензенской губернии. Мальчик
получил столичное домашнее образование,
с детства свободно владел французским
и немецким языками. Летом 1825 бабушка повезла
Лермонтова на воды на Кавказ; детские
впечатления от кавказской природы и быта
горских народов остались в его раннем
творчестве ("Кавказ", 1830; "Синие
горы Кавказа, приветствую вас!..", 1832).
В 1827 семья переезжает в Москву, а в 1828
Лермонтов зачисляется полупансионером
в 4-й класс Московского университетского
благородного пансиона, где получает гуманитарное
образование. Уже в Тарханах определился
острый интерес Лермонтова к литературе
и поэтическому творчеству. Уже в пансионе
определяется преимущественная ориентация
Лермонтова на А. С. Пушкина, байроническую
поэму. Байроническая поэма становится
основой раннего творчества Лермонтова.
В 1828—1829 гг. он пишет поэмы "Корсар",
"Преступник", "Олег", "Два
брата" (опубликованы посмертно), "Последний
сын вольности", "Измаил-Бей", "Демон".
В центре байронической поэмы — герой,
изгой и бунтарь, находящийся в войне с
обществом и попирающий его социальные
и нравственные нормы; над ним тяготеет
"грех", преступление, обычно облеченное
тайной и внешне предстающее как страдание.
В марте 1830 Московский пансион по указу
Сената он был преобразован в гимназию.
В 1830 Лермонтов увольняется "по прошению"
и проводит лето в подмосковной усадьбе
Столыпиных Середниково; в том же году
после сдачи экзаменов зачислен на нравственно-политическое
отделение Московского университета.
К этому времени относится первое сильное
юношеское увлечение Лермонтова Е. А. Сушковой
(1812—1868), с которой он познакомился у своей
приятельницы А. М. Верещагиной. С Сушковой
связан лирический "цикл" 1830 ["К
Сушковой", "Нищий", "Стансы"
("Взгляни, как мой спокоен взор..."),
"Ночь", "Подражание Байрону"
("У ног твоих не забывал..."), "Я
не люблю тебя: страстей ..."].
По-видимому, несколько позднее Лермонтов
переживает еще более сильное, хотя и кратковременное
чувство к Н. Ф. Ивановой (1813—1875), дочери
драматурга Ф. Ф. Иванова.
В эти годы (1830—1832) идет формирование
личности поэта, и сменяющиеся любовные
увлечения являются во многом попыткой
личностного самоутверждения. Возникает
жанр "отрывка" — лирического размышления,
в центре которого определенный момент
непрерывно идущего самоанализа и самоосмысления.
Стихотворения 1830—1831 содержат и социальные
мотивы и темы. Политическая лирика в прямом
смысле Лермонтова редка; социально-политическая
проблематика, как правило, выступает
у него в системе философских и психологических
размышлений. Это особенно заметно в лермонтовской
лирике начала 1830-х гг. Московский университет
жил философскими и политическими интересами,
в нем функционировали студенческие кружки
и общества (И. В. Станкевича, А. И. Герцена, В.
Г. Белинского). О связи с ними Лермонтова
нет сведений, однако он, возможно, разделял
свойственный им дух политической оппозиции
и даже принял участие в студенческой
акции (изгнание из аудитории профессора
М. Я. Малова). Эти идеи нашли у него выражение
еще в "Жалобах турка" (1829) и серии
стихов, посвященных европейским революциям
1830—1831 ["30 июля. (Париж) 1830 года", "10
июля. (1830)"], событиям Великой французской
революции ("Из Андрея Шенье", 1830—1831)
и эпохе пугачёвщины ("Предсказание",
1830). Так подготавливается проблематика
первого прозаического опыта Лермонтова
— романа "Вадим" (1832—1834) с широкой
панорамой крестьянского восстания 1774—1775
гг.
Адресатом лирических стихов Лермонтова
в этот период была В. А. Лопухина (1815—1851),
в замужестве Бахметева, сестра товарища
по университету Лермонтова. Чувство к
ней Лермонтова оказалось самым сильным
и продолжительным. Лопухина была адресатом
или прототипом как в ранних стихах ["К
Лермонтов" ("У ног других не забывал...",
1831), "Она не гордой красотою...", 1832,
и другие], так и в поздних произведениях:
"Валерик", посвящение к VI редакции
"Демона"; образ ее проходит в стихотворении
"Нет, не тебя так пылко я люблю", в
"Княгине Литовской" (Вера).В 1830—1831
раннее лирическое творчество поэта достигает
вершины; далее начинается спад.
После 1832 Лермонтов обращается к балладе
("Тростник", 1832; "Желанье" —
"Отворите мне темницу", 1832; "Русалка",
1832) и прозе.
В поэмах Лермонтова в это время определяются
как бы две тематические группы: одна тяготеет
к средневековой русской истории ("Последний
сын вольности", 1831; "Литвинка",
1832), другая — к экзотическим кавказским
темам ("Измаил-Бей",1832; "Аул Бастуиджя".
1833—1834; "Хаджи-Абрек", 1833).
В 1832 Лермонтов оставляет Московский
университет и переезжает в Петербург,
надеясь продолжить образование в Петербургском
университете; однако ему отказались зачесть
прослушанные в Москве курсы. Чтобы не
начинать обучение заново, Лермонтов принимает
совет родных избрать военное поприще;
в ноябре 1832 сдает экзамены в Школу гвардейских
подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров
и проводит два года в военно-учебном заведении,
где строевая служба, дежурства, парады
почти не оставляли времени для творческой
деятельности (быт школы в грубо натуралистичном
виде отразился в так называемых юнкерских
поэмах — "Петергофский праздник",
"Уланша", "Гошпиталь" — все
1834). Она оживляется в 1835, когда Лермонтов
был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский
полк (сентябрь 1834); в этом же году выходит
поэма "Хаджи Абрек" — первое выступление
Лермонтов в печати (по преданию, рукопись
была отнесена в журнал без ведома автора).
Лермонтов отдает в цензуру первую редакцию
драмы "Маскарад", работает над поэмами
"Сашка", "Боярин Орша", начинает
роман "Княгиня Лиговская". Известно
о знакомстве Лермонтова с А. Н. Муравьёвым,
И. И. Козловым и близкими к формирующимся
славянофильским кружкам С. А. Раевским
и А. А. Краевским. В романе "Княгиня
Литовская" (1836; не окончен; опубликован
в 1882) Лермонтов впервые обращается к социальному
бытописанию, предвосхищающему "физиологии"
1840-х гг. Одновременно Лермонтов работает
над "Маскарадом" (1835—1836), первым
произведением, которое он считал достойным
обнародования, трижды подавал в драматическую
цензуру и дважды переделывал; драма, однако,
была запрещена.
В период 1836—1837 гг. Лермонтов создает
"Боярина Оршу" (1835—1836), первую оригинальную
и зрелую поэму. Орша — первая попытка
Лермонтова создать исторический характер
— феодала эпохи Грозного, живущего законами
боярской чести. Эта тема была продолжена
в "Песне про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова"
(1838). Своего рода аналогом "Песни..."
в лирике Лермонтова было "Бородино",
отклик на 25-ю годовщину Бородинского
сражения (1837) — "микро-эпос" о народной
войне 1812.
В 1835—1836 Лермонтов еще не входит в ближайший
пушкинский круг; с Пушкиным он также незнаком.
Тем более принципиальный характер получает
его стихотворение "Смерть Поэта"
(1837; опубликовано 1858), написанное сразу
же по получении известия о гибели Пушкина.
18 февраля 1837 Лермонтов был арестован;
началось политическое дело о "непозволительных
стихах". Под арестом Лермонтов пишет
несколько стихотворений: "Сосед"
("Кто б ни был ты, печальный мой сосед"),
"Узник", положивших начало блестящему
"циклу" его "тюремной лирики":
"Соседка", "Пленный рыцарь"
(оба — 1840) и другие.
В феврале 1837 был отдан высочайший приказ
о переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский
драгунский полк на Кавказ; в марте он
выехал через Москву. Простудившись в
дороге, был оставлен для лечения (в Ставрополе,
Пятигорске, Кисловодске; по пути следования
в полк он "изъездил Линию всю вдоль,
от Кизляра до Тамани, переехал горы, был
в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый
по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал
в чистом поле, засыпал под крик шакалов...",
в ноябре был в Тифлисе. В 1837 он записывает
народную сказку об Ашик-Керибе ("Ашик-Кериб"),
стремясь передать колорит восточной
речи и психологию "турецкого" сказителя;
народный характер поэт раскрыл в "Дарах
Терека", "Казачьей колыбельной песне",
"Беглеце". В Пятигорске и Ставрополе
он встречается с Н. М. Сатиным, знакомым
ему по Московскому пансиону, Белинским,
доктором Н. В. Майером (прототип доктора
Вернера в "Княжне Мери"); знакомится
со ссыльными декабристами (С. И. Кривцовым,
В. М. Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым)
и близко сходится с А. И. Одоевским ("Памяти
А. И. Одоевского", 1830).
Во время ссылки и позднее особенно раскрылось
художественное дарование Лермонтова,
с детства увлекавшегося живописью. Ему
принадлежат акварели, картины маслом,
рисунки — пейзажи, жанровые сцены, портреты
и карикатуры; лучшие из них связаны с
кавказской темой.
Кавказская ссылка была сокращена хлопотами
бабушки через А. X. Бенкендорфа. В октябре
1837 был отдан приказ о переводе Лермонтова
в Гродненский гусарский (в Новгородской
губернии), а затем в лейб-гвардии Гусарский
полк, стоявший в Царском Селе. Во 2-й пол.
января 1838 Лермонтов возвращается в Петербург.
1838—1841 — годы его литературной славы.
Он сразу же попадает в пушкинский литературный
круг, знакомится с В.А. Жуковским, П.
А. Вяземским, П. А. Плетнёвым, В. А. Соллогубом,
принят в семействе Карамзиных. У Карамзиных
Лермонтов накануне последней ссылки
читал "Тучи". В 1840 в Петербурге отдельными
изданиями выходят единственные прижизненные
сборники "Стихотворения" и "Герой
нашего времени".
Наследие Лермонтова к 1840 г. включало
уже около 400 стихотворений, около 30 поэм,
не считая драм и неоконченных прозаических
сочинений. Подавляющее большинство произведений
Лермонтова опубликовано посмертно.
В 1838—1840 поэт входит в "Кружок шестнадцати"
— аристократическое общество молодежи,
частью из военной среды, объединенное
законами корпоративного поведения и
политической оппозиционностью участников.
В этот период в его поэзии и прозе словно
оживают пушкинские начала. Однако основы
прозы (как и поэзии) Лермонтова, во многом
противоположны пушкинским; ему не свойственны
лаконизм пушкинской прозы и поэтика "гармонической
точности" в поэзии. Близких отношений
с пушкинским кругом у Лермонтова не складывается:
и Жуковский, и Вяземский, и Плетнёв далеко
не все принимают в его творчестве. Столь
же "выборочно" принимают его и формирующиеся
московские славянофильские кружки. Со
своей стороны, Лермонтов присматривался
к деятельности будущих славянофилов
(А. С. Хомякова, Ю. Ф. Самарина), сохранял
с ними личные связи, напечатал в "Москвитянине"
(1841) балладу "Спор", но остался холоден
к социально-философским основам их учения
("Родина", 1841).
Наиболее прочные отношения устанавливаются
у Лермонтова с журналом "Отечественные
записки".
Именно там появляется большинство прижизненных
и посмертных публикаций лермонтовских
стихов, а также "Бэла", "Фаталист",
"Тамань".
В феврале 1840 на балу у графини Лаваль
у Лермонтова произошло столкновение
с сыном французского посланника Э. Барантом;
непосредственным поводом было светское
соперничество — предпочтение, отданное
Лермонтову кн. М. А. Щербатовой, которой
был заинтересован Барант и в 1839—1840 увлечен
Лермонтов. Ссора, однако, переросла личные
рамки и получила значение акта защиты
национального достоинства. 18 февраля
состоялась дуэль, окончившаяся примирением.
Лермонтов тем не менее был предан военному
суду; под арестом его навещают друзья
и литературные знакомые. Под арестом
состоялось новое объяснение Лермонтов
с Барантом, ухудшившее ход дела. В апреле
1840 был отдан приказ о переводе поэта в
Тенгинский пехотный полк в действующую
армию на Кавказ. В июне он прибыл в Ставрополь,
в главную квартиру командующего войсками
Кавказской линии генерала П. X. Граббе,
а в июле уже участвует в стычках с горцами
и в кровопролитном сражении при р. Валерик.
В начале февраля 1841, получив двухмесячный
отпуск, Лермонтов приезжает в Петербург.
Его представляют к награде за храбрость,
но Николай I отклоняет представление.
Поэт проводит в столице 3 месяца окруженный
вниманием; он полон творческих планов,
рассчитывая получить отставку и отдаться
литературной деятельности. Его интересует
духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся
на Кавказе; в нескольких своих произведениях
он касается проблем "восточного миросозерцания"
("Тамара", "Спор").
14 апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов
возвращается на Кавказ. В мае он прибывает
в Пятигорск и получает разрешение задержаться
для лечения на минеральных водах. Здесь
он пишет целый ряд стихотворений: "Сон",
"Утес", "Они любили друг друга...",
"Тамара", "Свиданье", "Листок",
"Выхожу один я на дорогу...", "Морская
царевна", "Пророк".
В Пятигорске Лермонтов находит общество
прежних знакомых, и в том числе своего
товарища по Школе юнкеров Мартынова.
На одном из вечеров в пятигорском семействе
Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова.
Ссора повлекла за собой вызов; не придавая
значения размолвке, Лермонтов принял
его, не намереваясь стрелять в товарища,
и был убит наповал. Похоронен в фамильном
склепе в Тарханах.