Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:34, творческая работа
Живя в Крыму с самого рождения, не часто задумываешься о тех людях, которые сделали и продолжают делать Крым таким, каким он есть. Светлым, родным, справедливым, чистым. Ведь каждый год в Крыму, что - то меняется, чаще всего в лучшую сторону, а самое интересное в том, кто его меняет.
В моей научно исследовательской работе я попытаюсь рассказать о выдающихся людях Крыма, о тех личностях, которые из года в год меняли и продолжают менять мою родину. Познакомится с их биографией, творческим путем, узнать, что они сделали для Крыма и какими наградами были удостоены.
А. И. Катык умер в 1942 году от истощения на шестидесятом году жизни в блокадном Ленинграде.
7.2. Крымское творчество
В 1911 году для журнала «Караимская жизнь» он написал свои «Записки мидрашника» и рассказ «Учитель». Его шуточное стихотворение «Султан Тота» («Тетушка Султан», («Караимская жизнь», 3-4 кн., 35-36 стр., 1911 г., Москва) пользовалось особой популярностью в Евпатории — тогдашнем культурном центре караимов. А. И. Катык был автором неопубликованной повести «Муса Бурма», которая являлась продолжением «Записок мидрашника». Им написано прекрасное стихотворение памяти И. И. Казаса.
На смешанном караимском с русским языком под псевдонимом «Мы» Арон Ильич издал «Песню евпаторийского пирожника Кара-Мошу» // «Караимская жизнь», кн.8-9, 58 стр., 1912 г., Москва.
В 1912 году он написал свою первую пьесу — драму «Кто прав». В ней он отобразил проблемы борьбы двух поколений: отцов и детей. Первоначально пьеса была написана на русском языке и издана в Феодосии, а впоследствии была переведена на караимский язык.
В пьесе «Алышмаган башка калпак ярашмаз» («На непривычную голову шапка не лезет») он высмеивал тех людей, которые стремятся лишь к чисто внешним европейским манерам и костюму. В 1913 году в журнале «Караимское слово» им были опубликованы «Записки жениха», полные сатиры и юмора.
В 1918 году он написал свою знаменитую комедию «Яддес» (в 2-х актах, издана в Евпатории в русской транскрипции в 1919 году). Впервые она была поставлена в зале Александровского караимского духовного училища и с того времени пользовалась большим успехом среди караимов. В ней было много караимского фольклора: пословиц и поговорок, песен и танцев. А. И. Катык так писал о своей пьесе:
blockquoteВ
настоящее время, когда среди
нас так быстро умирает любовь
к произведениям родной
Борьбе молодых караимских учителей за новые, европейские способы воспитания была посвящена одноактная пьеса Яны яка секи тон («Новый воротник к старой шубе»), написанная им в 1918 году.
Тяжелые последствия неравного брака представлены в его пьесе «Меттанасыз» («Бесприданница», 1920, в 3-х действиях). Проблеме брака посвящены также комедии А. И. Катыка: «Амма да киюв» («Вот так жених», 1923, в 1-м действии), «Дынсызнын хакындан имансыз келыр» («От безбожия приходит неверие» или «Нашла коса на камень», 1924 г.). Две последние пьесы были написаны автором уже в Москве.
В 1923 году им написана пьеса «Ачлык» («Голод»), в которой описывается картина голодной смерти семьи караима-учителя в Евпатории. Впоследствии и эта пьеса была переведена на караимский язык.
Трагедии молодого караима, решившего взять в жены иноверку, посвящена пьеса А. И. Катыка «Донме» («Отступник»). В 1926 году он написал комедию «Поезд». В 1927 году из под его пера в Москве вышла его последняя пьеса «Санки-пролетар» («Лжепролетарий»), которая изображает дельцов, под маской пролетарского происхождения обделывающих свои грязные дела. А. И. Катык пытался показать жизнь караимов «такой, какова она есть, со всеми ее положительными и отрицательными сторонами, не становясь ни на сторону фанатичных ультра-националистов, ни на сторону непримиримых хулителей караимов» (Заметка «Краткий обзор моей литературной деятельности» // Журнал «Бизим Йол» («Наш путь») — 77 стр., 1927 г., Симферополь).
Пьесы А. И. Катыка ставились в Крыму не только караимами, но и крымчаками, и крымскими татарами. Он был автором ряда юмористических стихотворений, одно из которых — «Айырув тюркюсы» («Ода в честь развода») — было помещено в 1927 г. в симферопольском журнале «Бизым ёл» («Наш путь»), стр. 70-72. Им написана пьеса «Бахчи-базырганы» («Торговец фруктами»), а также множество статей и речей. Остался в рукописи его замечательный доклад «Поэтические и философские произведения И. И. Казаса как отражение его светлой личности».
Кроме того, перу А. И. Катыка принадлежит исторический очерк для юношества «Римский цирк», посвященный своему учителю И. И. Казасу (издано в 1909 г. в Одессе), ряд статей, передовиц, речей, оригинальных стихотворений на русском языке а также рассказ «Записки караимского школьника».
Свои
труды Катык помещал в журналах
«Караимская жизнь», «Караимское
слово», «Бизим Йол», «Известиях Таврического
и Одесского караимского духовного
правления», издававшихся под фактической
редакцией А. И. Катыка в 1917—1919 г.г. в Евпатории,
и других крымских периодических изданиях.
Но не все его произведения изданы. Многие
из них, главным образом его пьесы и стихи,
остались в рукописях. Остался не напечатанным
и доклад Катыка «Поэтические и философские
произведения Ильи Ильича Казаса как отражении
его светлой личности», сделанный им 15 января 1917 г. в актовом зале АКДУ в честь И. И. Казаса,
по случаю пятилетия со дня его кончины.
Список литературы:
8.Заключение
В ходе моей научно исследовательской работе я узнала о выдающихся людях Крыма, Познакомилась с их биографией, творческим путем, узнала, что они сделали для Крыма и какими наградами были удостоены.