Комедии Шекспира

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 11:39, реферат

Краткое описание

Комедии Шекспира принадлежат к числу самых замечательных образцов европейской комедиографии эпохи Возрождения. Шекспир прежде всего обращался к древнеримской комедиографии и к испытавшей значительное влияние ее итальянской «ученой комедии» 16 в. Герои комедий, преодолевая трудности на жизненном пути, с присущим им оптимизмом строят свое счастье, чем утверждается вера в человека и его возможности. Герои – энергичны, веселы, находчивы и остроумны. Молодые люди – влюбленные, борющиеся за свою любовь, вокгру множество персонажей – людей разного происхождения. Тема любви и верной дружбы.; атмосфреа праздника, смеющиеся комедии. Синтез традиций народа и ренессансно-итальянские комедии. Дух молодости.

Файлы: 1 файл

Комедии Шекспира принадлежат к числу самых замечательных образцов европейской комедиографии эпохи Возрождения.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

 

Первой из ранних комедий  Шекспира является “Комедия ошибок.” Комедии  Шекспира сочетают в себе и ситуации и характеры. Одна из заслуг Шекспира, как драматурга, состоит в том, что он как бы взорвал изнутри старинный примитивный фарс и близкую к нему английскую комедию XVI века,  представив живые, реалистические характеры и, вместе с тем, сохранив  остроту комедийных ситуаций. В “Комедии ошибок”, однако, преобладает еще комизм положений.  Заимствовав свой сюжет у Плавта, Шекспир еще резче подчеркнул комедийную ситуацию тем, что к двум поразительно схожим братьям, Антифолу Сиракузскому и Антифолу Эфесскому, прибавил еще двух не отличимых друг от друга близнецов - Дромио Сиракузского и Дромио Эфесского. “Комедия ошибок” - повесть о вытекающих отсюда забавных недоразумениях. В событиях можно уже различить контуры характеров, но еще слабо очерченных. Вспыльчивая, ревнивая Адриана и смиренница Луциана - образы скорее комедийные.  В следующей своей комедии - “Укрощение строптивой” - Шекспир снова вернулся к этим образам и гораздо глубже раскрыл их, противопоставив прямую, резкую и озлобленную, но не злую Катарину скромной с виду, но по существу эгоистичной и лицемерной Бьянке. Совсем в духе Бьянки думает и чувствует Луциана, когда не столько возмущается тем, что Антифол изменяет своей жене, сколько советует ему “поступать тайком” и “научить грех казаться святым”. Во  всех  этих   постановках   комическое   предстает   как   результат сознательной игры персонажей. Жизнь для них  -  праздник,  и  они  стремятся сделать  его  как  можно  более  веселым,  поэтому  они  без  конца   шутят, разыгрывают  друг  друга.  Но это не  бессмысленно, розыгрыши весьма  целенаправленны.  Смех,  веселье,  шутки  бьют  по  ханжам, лицемерам, сторонникам аскетизма, по тем,  кто  хотел  бы  отнять  у людей радость.

 

  Комедия “Укрощение строптивой”,  как и “Комедия ошибок”, на первый взгляд может показаться всего лишь гротеском, легкой шуткой.  Шекспир заимствовал свой сюжет из пьесы неизвестного автора, которая была напечатана в 1594 г. под заглавием “Укрощение одной строптивой”,  а написана, вероятно, несколькими годами раньше. “Укрощение одной строптивой” произведение, насквозь проникнутое проповедью “домостроевского” послушания. Грубый и тупой, но решительный Ферандо “укрощает” строптивую Катарину, пока та, окончательно сломленная, не только становится послушной рабой мужа, но и произносит в назидание другим женам утомительную и бесцветную проповедь о необходимости полного повиновения мужьям. Шекспир использовал этот примитивный фарс как материал для своей комедии. В противопоставлении двух сестер раскрывается основная, и притом чисто шекспировская, мысль. Бьянка с виду “нежная голубка”. “Скромной девушкой” называет ее, простодушный Лученцио, “покровительницей небесной гармонии” - Гортензио. Стоит ей, однако, выйти замуж, как эта смиренница “показывает свои коготки”. Она не только не приходит на зов мужа, но при всех называет его дураком. Катарина же, этот “дьявол”, к всеобщему удивлению, является любящей женой. Обе оказываются не теми, кем кажутся.  Внешность и существо, на языке Шекспира - “одежда” и “природа”, не только не соответствуют, но в данном случае прямо противоположны друг другу. Петручио делает совсем не то, что делал его прототип Ферандо: он не “укрощает” жену, он только открывает истинную “природу” Катарины. Ей душно в той среде, в которой ей приходится жить. Она возмущена тем, что отец относится к ней как к вещи, как к товару. Она “строптива” потому, что все кругом издеваются над ней. Обаяние горячей, вспыльчивой Катарины в ее искренности. Правда, ее протест принимает необузданные формы.  Катарина - сильный, полнокровный человек Возрождения. Ее характер типичен именно для Англии того времени. Едва встретившись с Катариной, Петручио сразу же разгадал, и “побеждает её, её же прихотью”, как говорит слуга Питер. Поведение Петручио - своего рода пародия на “причуды” Катарины. Она видит в поведении Петручио свой собственный характер. От строптивости Катарины не остается и следа, и в конце пьесы она произносит монолог, как будто проповедующий закон беспрекословного подчинения воле мужа. 

 

Действующие лица Шекспира говорят и действуют от себя. Финальный монолог произносит не Шекспир, а Катарина. Этот монолог - не проповедь, а выражение чувства. Катарина говорит не в общем о мужьях и женах, а о себе и о Петручио. “Я люблю тебя”, - вот подтекст этого монолога. Господин, король, повелитель - это только самые ласковые, самые восторженные слова, которые Катарина нашла в своем лексиконе. Все дело в том, что у “дьявола” Катарины, а не у чувствительной “смиренницы” Бьянки оказалось горячее сердце. Слушая взволнованную речь Катарины, Петручио до конца разгадал это сердце. “Вот это девка! Пойди сюда и поцелуй меня, Кэт”, - восклицает он в восторге. Он не только победитель, он сам побежден любовью.

 

 История Петручио не  менее  удивительна, чем история  Катарины. Он прибыл в Падую  с откровенным намерением жениться  на богатой невесте. Но, встретившись  с Катариной, он сразу понял,  что под строптивым нравом скрыт человек, который на голову выше окружающей среды. Он поставил себе задачей найти настоящую Катарину и для осуществления своей цели прибегнул к разным причудам. Подлинный смысл его намерений выражается лишь в аллегорическом иносказании. Он является на свадьбу в гротескных лохмотьях. Это не просто прихоть. Он сам поясняет смысл своего поступка: “Ведь она выходит замуж за меня, а не за мою одежду”. Тот же мотив повторяется и в загородном доме, когда Петручио отнимает у Катарины новое нарядное платье. “Ум обогащает тело, - говорит он ей. - И подобно тому, как солнце пробивается сквозь самые темные тучи, достоинство сквозит из-под самых темных одежд... О нет, добрая Кэт. Ты не стала хуже оттого, что на тебе бедные украшения и жалкая одежда”. Победа “природы” над “одеждой” является лейтмотивом комедии.

 

2.2 Особенности  творчества Уильяма  Шекспира.

 

Характерная черта для  Шекспира - счастливая развязка не является слепой случайностью. Она завершает долгие и деятельные поиски. Люди должны сами добиваться своего счастья,- таков лейтмотив, который впоследствии не один раз прозвучит у Шекспира. Здесь, в сущности, он тоже обращается к идеалам гармонии - но гармонии именно государственной, которую видит в победе монархии над средневековой феодальной междоусобицей. В финале пьес торжествует добро. Таким образом, в первый период творчества Шекспира присутствует идея - достижение гармонии и гуманистических идеалов. Однако уже в первый период появились две пьесы, в которых возникает предвестие будущих шекспировских трагедий - “Ромео и Джульетта” и “Юлий Цезарь”. В них впервые слышны ноты сомнения в том, что всеобщая гармония может стать реальностью.

 

Второй период творчества Шекспира 1601-1607г.г. - посвящен преимущественно  трагедиям. За эти годы он пишет лишь две комедии “Конец - делу венец” и “Мера за меру”. Именно в этот период драматург достигает вершины  своего творчества - “Гамлет”, “Отелло”, “Король Лир”, “Макбет”, “Антоний и Клеопатра”. В них уже нет и следа гармоничного ощущения мира, здесь раскрываются конфликты вечные и неразрешимые. Здесь трагедия заключена не только в столкновении личности и общества, но и во внутренних противоречиях в душе героя. Проблема выводится на общий философский уровень, причем характеры остаются необычайно многогранными и психологически объемными.  Главный акцент, как и прежде, ставится на личности героя, формирующего свою судьбу и судьбы окружающих.

 

Несравненной мировой  популярности пьес Шекспира способствовало отличное знание драматургом театра. Практически  вся лондонская жизнь Шекспира была так или иначе связана с  театром, причем с 1599г. - с театром  “Глобус”, бывшим одним из важнейших  центров культурной жизни Англии. Именно сюда в только что отстроенное здание переселилась труппа Р.Бербеджа “Слуги лорда-камергера”, как раз в то время, когда Шекспир стал одним из пайщиков труппы. Шекспир играл на сцене примерно до 1603г.- во всяком случае, после этого времени упоминаний о его участии в спектаклях нет. По-видимому, как актер Шекспир не пользовался особой популярностью - сохранились сведения о том, что он исполнял второстепенные и эпизодические роли. Тем не менее, сценическая школа была пройдена - работа на сцене,  помогла Шекспиру точнее понять механизмы взаимодействия актера со зрителем и секреты зрительского успеха. Зрительский успех был очень важен для Шекспира и как для театрального пайщика, и как для драматурга - и после 1603г. он оставался крепко связанным с “Глобусом”, на сцене которого ставились практически все написанные им пьесы. Устройство зала “Глобуса” предопределяло совмещение на одном спектакле зрителей самых разных социальных и имущественных слоев, при этом театр вмещал не менее 1500 зрителей. Перед драматургом и актерами вставала сложнейшая задача удерживать внимание разнородной аудитории. Пьесы Шекспира в максимальной степени отвечали этой задаче, пользуясь успехом у зрителей всех категорий. Среди великих писателей прошлого века Шекспир занимает одно из самых первых мест. Хотя с тех пор как он жил и писал, прошло более трех столетий, его произведения и теперь сохраняют для нас свою свежесть и непосредственную убедительность. Мы читаем его пьесы, мы смотрим их в театре с чувством огромного художественного наслаждения [Смирнов, 1963, с. 83].

 

           Юмор  у Шекспира чрезвычайно разнообразен  по своему характеру и по  своей направленности. В его комедиях  можно найти целый ряд оттенков  комизма - от тонкого юмора  до балаганных, иногда грубоватых, но всегда ярких и забавных острот. Очень часто шутки Шекспира выражают просто избыток жизнерадостности. Но нередко его смех служит целям обличения человеческой глупости или пошлости.

 

Шекспировские пьесы во многом обусловили и особенности театральной техники 16 века. Открытая сцена без занавеса, минимум реквизита, крайняя условность сценического оформления. Это заставляло концентрировать внимание на актере и его сценическом мастерстве. Каждая роль в шекспировских пьесах психологически объемна и предоставляет огромные возможности ее сценической интерпретации. Недаром множество актеров с мировыми именами блистали в ролях шекспировского репертуара.


Информация о работе Комедии Шекспира