Когнитивная лингвистика как одно из направлений языкознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:13, реферат

Краткое описание

Когнитивная лингвистика - одна из новых когнитивных наук, объектом исследования которых является природа и сущность знания и познания, результаты восприятия действительности и познавательной деятельности человека, накопленных в виде осмысленной и приведенной в определенную систему информации. Когнитивизм - это направление в науке, объектом изучения которого является человеческий разум, мышление и те ментальные процессы и состояния, которые с ними связаны. Это наука о знании и познании, о восприятии мира в процессе деятельности людей.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 39.22 Кб (Скачать)

Когнитивная лингвистика  как одно из направлений языкознания.

 

Когнитивная лингвистика - одна из новых когнитивных наук, объектом исследования которых является природа  и сущность знания и познания, результаты восприятия действительности и познавательной деятельности человека, накопленных  в виде осмысленной и приведенной  в определенную систему информации.

Когнитивизм - это направление  в науке, объектом изучения которого является человеческий разум, мышление и те ментальные процессы и состояния, которые с ними связаны. Это наука о знании и познании, о восприятии мира в процессе деятельности людей.

Процессы, связанные со знанием  и информацией, называются когнитивными, или когниция. Их синонимами также являются слова «интеллектуальный», «ментальный», «рассудочный». Согласно когнитивизму, человек должен изучаться как система переработки информации, а поведение человека - описываться и объясняться в терминах его внутренних состояний. Эти состояния физически проявлены, наблюдаемы и интерпретируются как получение, переработка, хранение, а затем и мобилизация информации для рационального решения задач. Поскольку решение этих задач непосредственно связано с использованием языка, вполне естественно, что язык оказался центре внимания когнитивистов.

Кроме того, термином «когнитивизм»  сегодня называют:

• программу исследований человеческого «мыслительного механизма»;

• изучение процессов переработки  информации, приходящей к человеку по разным каналам;

• построение ментальных моделей  мира;

• устройство систем, обеспечивающих разного рода когнитивные акты;

• понимание и формирование человеком и компьютерной программой мыслей, изложенных на естественном языке; создание модели компьютерной программы, способной понимать и продуцировать текст;

• широкий спектр психических  процессов, обслуживающих мыслительные акты.

До когнитивистов ученые стремились открыть общие логические законы, которые «работали» бы во всех областях науки и практики. То есть у когнитивизма огромная традиция, начало которой - в античности. Человеческим интеллектом, закономерностями мышления издавна занимались логика, философия, физиология, психология. Так, в философии существует целый раздел - гносеология - занимающийся теорией познания. Но в рамках когнитивистики старые вопросы зазвучали по-новому. Например, оказалось, что разная природа реалий (вещей, явлений, событий) обусловливает их различное отображение в сознании: одни представлены в виде наглядных образов, другие - в виде наивных понятий, третьи - в виде символов.

В когнитивистике главное  внимание уделяется человеческой когниции, исследуются не просто наблюдаемые действия, а их ментальные репрезентации (внутренние представления, модели), символы, стратегии человека, которые и порождают действия на основе знаний; т.е. когнитивный мир человека изучается по его поведению и деятельности, которые протекают при активном

участии языка, образующего  речемыслительную основу любой человеческой деятельности - формируя ее мотивы и установки, прогнозируя результат.

Когнитивная наука стала рассматриваться как наука об общих принципах, управляющих ментальными процессами в человеческом мозгу. С точки зрения специальной литературы в когнитивизм включаются несколько наук - когнитивная психология, культурная антропология, моделирование искусственного интеллекта, философия, нейронауки, лингвистика и др.

«Днем рождения» когнитивистики Дж.Миллер называет симпозиум по теории информации, проходивший в середине 50-х гг. XX в. Другой американский профессор, Дж.Бруннер, впервые начинает читать лекции о природе когнитивных процессов. Вместе с Дж.Миллером они организовывают в Гарвардском университете в 1960 г. первый центр когнитивных исследований.

В середине XX века появилась  перспектива объяснить некоторые  мыслительные процессы через наблюдения над усвоением языка детьми: складывалось впечатление, что дети каким-то единообразным способом приходят к овладению своим родным языком и что этот универсальный «алгоритм» овладения языком состоит во введении новых правил во «внутреннюю грамматику» ребёнка.

Обобщая эти наблюдения, исследователи пришли к выводу о том, что эти правила очень похожи на всё, что управляет и неречевыми видами деятельности и выглядит иногда как непроизвольное, неконтролируемое поведение, отражаясь на структуре восприятия, памяти и даже на эмоциях. Основанная на подобных соображениях когнитивистская методика близка по духу деятельности лингвиста, когда тот, интерпретируя текст, анализирует причины правильности и осмысленности предложений.

Исследование того, как  человек оперирует символами, осмысляя

и мир, и себя в мире, объединило лингвистику с другими дисциплинами, изучающими человека и общество, создало  когнитивную

лингвистику.

Итак, когнитивная лингвистика возникает на базе когнитивизма в рамках современной антропоцентрической парадигмы, существенно расширяющей горизонты лингвистических исследований. Некоторые исследователи характеризуют когнитивную лингвистику как новую научную парадигму. Когниция - основное понятие когнитивной лингвистики, оно охватывает знание и мышление в их языковом воплощении, а потому когниция, когнитивизм

оказались тесно связанны с лингвистикой.

Язык даже в большей степени, чем культура и общество, даёт когнитивистам ключ к пониманию человеческого поведения. Именно язык обеспечивает наиболее естественный доступ к сознанию и мыслительным процессам, причем вовсе не потому, что многие результаты мыслительной деятельности оказываются вербализованными, а потому что «мы знаем о структурах сознания только благодаря языку, который позволяет сообщить об этих структурах и описать их на любом естественном языке.

Когнитивная лингвистика  сформировалась в преодолении структурного языкознания, но она не противоречит структурному подходу, более того, она его предполагает и в некоторой степени использует.

Среди дисциплин, возникших  на стыке с лингвистикой, оказались  психолингвистика, этнолингвистика, социолингвистика, когнитивная лингвистика и лингвокультурология. Это оказало влияние и на саму лингвистику: в ней произошла смена ценностных ориентации, наметилось стремление к изучению мыслительных процессов и социально значимых действий человека, лингвистика гуманизировалась.

Инструментом оперирования в когнитивной лингвистике становятся оперативные единицы памяти - фреймы (стереотипные ситуации, сценарии), концепты (совокупность всех смыслов, схваченных словом), гештальты (целостные допонятийные образы фрагментов мира) и т.д. Следовательно, когнитивная лингвистика нацелена на моделирование картины мира, на моделирование устройства языкового сознания. Формирование определенных представлений о мире является результатом взаимодействия трех уровней психического отражения - уровня чувственного восприятия, уровня формирования представлений (элементарные обобщения и абстракции), уровня

речемыслительных процессов. Вся эта суммарная информация составляет суть системы концептов.

Решение мыслительных задач непосредственно связано с использованием языка, ибо язык оказался наиболее мощной в семиотическом плане из всех систем коммуникации. Он не только опосредствует передачу и прием информации, знаний, сообщений, но и обрабатывает получаемую индивидом извне информацию, т. е. строит специфические языковые фреймы. Тем самым

язык создает возможности  для упорядочения и систематизации в памяти множества знаний для построения характерной для каждого данного этнокультурного коллектива языковой картины мира.

С когнитивной лингвистикой связаны новые акценты в понимании  языка, открывающие широкие перспективы  его видения во всех разнообразных и многообразных связях с человеком, его интеллектом, со всеми познавательными процессами. Когнитивная лингвистика выходит за рамки собственно лингвистики. В сферу ее интересов входят логика, психология, социология, философия, а это создает чрезвычайную привлекательность работы в этой

области. Когнитивная лингвистика и традиционное,структурно-семантическое языкознание не являются альтернативными течениями научной мысли, это разные стороны познания лингвистической реальности.

Когнитивная лингвистика  - это «лингвистическое направление, в центре внимания которого находится язык как общий когнитивный механизм, как когнитивный инструмент - система знаков, играющих роль в репрезентации (кодировании) и трансормировании информации». Следовательно, центральная

проблема когнитивной  лингвистики - построение модели языковой коммуникации как основы обмена знаниями. В.Гумбольдт считал, что язык - главнейшая деятельность человеческого духа, пронизывающая собой все сферы человеческого бытия и познания. Наконец, именно в когнитивной лингвистике внимание лингвистов переключается на выявление роли языка как условия и орудия познания. Всякий язык, обозначая нечто в мире, созидает, ибо формирует для говорящего на нем картину мира.

Построенные посредством  языка концептуальные структуры скорее относятся к возможному, чем к актуальному опыту индивида. Одним и тем же словесным выражением могут называться разные концепты одной концептуальной системы, что отражает неоднозначность языковых выражений. Мы говорим,

что человек и лошадь бегут, бегут часы, бегут мысли, бежит жизнь, бежит ручей. Но языковые выражения в любом случае соотносятся с определенным концептом (или их структурой).

Всю познавательную деятельность человека (когницию) можно рассматривать как развивающую умение ориентироваться в мире, а эта деятельность сопряжена с необходимостью отождествлять и различать объекты: концепты возникают для обеспечения операций этого рода. Для выделения концепта необходимы и выделимость некоторых признаков, и предметные действия с объектами, и их конечные цели, и оценка таких действий, но зная роль всех этих факторов, когнитологи тем не менее еще не могут ответить на вопрос о том, как возникают концепты, кроме как указав на процесс образования смыслов в самом общем виде.

Если говорить о становлении  когнитивной лингвистики как самостоятельной научной дисциплины, то нужно формировать ее категориально-понятийный аппарат, потому что выработка мета-языка описания - первоочередная и важная задача науки. Ключевые термины когнитивной лингвистики: разум, знания, концептуализация, концептуальная система, когниция, языковое видение мира, когнитивная база, ментальные репрезентации, когнитивная модель, категоризация, вербализация, ментальность, константы культуры, концепт, картина мира, концептосфера, национальное культурное пространство прочие. Все эти понятия связаны с когнитивной-деятельностью человека, т.е. деятельностью, в результате которой человек ходит к определенному решению или знанию. Когнитивная тельность относится к процессам, которые сопровождают обработку информации, и

 

заключается в создании особых структур сознания. Тогда языковая (речевая) деятельность - один из видов когнитивной деятельности.

Рассмотрим некоторые  важные для когнитивной лингвистики понятия.

Разум - это способность  человека к причинному познанию, также  к познанию ценностей, универсальной  связи вещей и явлений, способность  к целенаправленной деятельности внутри связи. Это механизм порождения знаний и целенаправленной реализации их во взаимодействии данного организма со средой.

Знание - обладание опытом и пониманием, которое является правильным и в субъективном и в объективном отношениях основании которых можно строить суждения и выводы, обеспечивающие целенаправленное поведение. Знания – динамическое функциональное образовавние - продукт переработки вербального и невербального опыта, формирующих «образ мира».

Концептуализация интерпретируется в современной лингвистике как  «некоторый «сквозной» для разных форм познания процесс стуктурации знаний и возникновения разных структур представления знаний из неких минимальных концептуальных единиц».

Под концептуальной системой мы понимаем тот ментальный уровень или ту ментальную (психическую) организацию, где сосредоточена совокупность всех концептов, данных уму человека, их упорядоченное объединение. Тогда концептуальная система - это система мнений и знаний о мире, отражающая опыт человека. Категоризация - это когнитивное расчленение реальности, сущность которой заключается в делении всего онтологического пространства на различные категориальные области. Это структурирование мира, акт отнесения слова/объекта к той или иной группе, способ установления иерархических отношений типа «класс - член класса».

Ментальность - совокупность мыслительных процессов, включающих построение особой картины мира.

Понятие когниции сегодня  включает в себя не только составляющие человеческого духа (знание, сознание, разум, мышление, представление, творчество, разработка планов, размышление, логический вывод, решение проблем, соотнесение, фантазирование, мечты), но и такие процессы, как восприятие, мысленные образы, воспоминание, внимание и узнавание.

Когнитивная база - это определенным образом структурированная совокупность обязательных знаний того или иного лингвокультурного общества, которыми обладают все говорящие на данном языке. Когнитивная база формируется когнитивными структурами, которые в свою очередь формируют нашу компетенцию и лежат в ее основе. Информация, кодируемая и хранимая в виде когнитивной структуры, включает в себя не только сведения о мире, но и знание языка и знание о языке.

Информация о работе Когнитивная лингвистика как одно из направлений языкознания