Картины сельской жизни в поэзии Некрасова

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 11:53, реферат

Краткое описание

Во второй половине XIX столетия в русской литературе господствовало течение под названием "натуральная школа". В ее стенах родились такие писатели, как Григорович, Некрасов. Главное, что требовалось от последователя данной школы, – это верность жизненной правде, изображение неприукрашенной действительности; в то же время, для произведений этих писателей характерен социальный оттенок, акцентирование на политических и, так сказать, политико-нравственных проблемах современного мира.

Файлы: 1 файл

Картины сельской жизни в поэзии Некрасова.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

Введение.

 

Во второй половине XIX столетия в русской литературе господствовало течение под названием "натуральная школа". В ее стенах родились такие писатели, как Григорович, Некрасов.  Главное, что требовалось от последователя данной школы, – это верность жизненной правде, изображение неприукрашенной действительности; в то же время, для произведений этих писателей характерен социальный оттенок, акцентирование на политических и, так сказать, политико-нравственных проблемах современного мира. 

Не все приверженцы "натуральной школы" стали широко известны – так, как, например, Некрасов или Гоголь (который, кстати, был своего рода учителем для них). Последний завоевал себе славу мастера детали: предметно-бытовая характеристика в его произведениях не знает равных. Некрасовская особенность – "слабость к больному и униженному" Его традиционно называют народным поэтом, и, в частности, особенно правдивы в его изображении картины деревенской жизни; тем не менее, стихотворение "Железная дорога" (1864 г.) доказывает, что внимание Некрасова было обращено и к рабочим (в данном случае – строителям железной дороги, соединившей Москву и Петербург). 

Стихи и поэмы  Н. А. Некрасова представляют собой  подлинную энциклопедию русской  жизни 50—70-х годов XIX века. В них  встают яркие картины деревенского и городского быта. Наиболее значительными поэмами Некрасова являются те, в которых он воспевает народную жизнь. Многие его стихотворения стали народными песнями.

Некрасов всегда стремился создавать произведения о народе и для народа. Для достижения своей цели он обращался к духовным сокровищам, созданным самим народом. Таким сокровищем явилось для поэта устное народное творчество, в котором, как в зеркале, отражается духовная жизнь народа, его мысли, надежды, быт. Некрасов называл народную поэзию «хранилищем русской народности». К художественному творчеству народа поэт обращался в течение всей жизни. Об этом красноречиво говорят такие его произведения, как «Коробейники» (1861), «Мороз, Красный нос» (1863), «Зеленый Шум» (1862), «Кому на Руси жить хорошо» (1863—1877) и др. Рассмотрим подробнее его произведения, в которых ярко и красочно описывает поэт картины сельской жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картины сельской жизни в поэзии Некрасова.

 

Обычно тему поэзии Некрасова определяют как "страдания народа"; это, несомненно, верное, но слишком обобщенное утверждение. Если раскрывать проблематику подробнее, то выделяется более конкретные вопросы. Во-первых, социальная база, условия для обнищания народных масс: крепостное право, после его отмены – отсутствие в целом возможности улучшить каким-либо образом собственное положение у людей, находящихся на низших ступенях общества. Отсюда вытекает вопрос, удачно сформулированный поэтом: "Кому живется весело, вольготно на Руси?". В-третьих, униженность трудящегося и находящегося в подчинении класса, которая выражается либо в рабской покорности судьбе, либо в молчаливом терпении, которое, по утверждению Некрасова, должно в конце концов лопнуть.[3, стр. 48] Немаловажной и не занимающей в такой степени никакого другого писателя или поэта темой является женская доля. Только Некрасов посвятил ей столько стихотворений. 

В произведениях  Некрасова, думается, привлекает даже не столько то, к каким вопросам в них обращается, но то, какими средствами он добивается реалистического изображения и какова в итоге получается в его трактовке народная жизнь. Для того чтобы проанализировать это, достаточно рассмотреть несколько произведений разных лет.

Одно из ранний стихотворений Некрасова – "Тройка" (1846 г.). Стихотворение Некрасова «Тройка», написанное в 1846 году и вскоре напечатанное, стало одним из первых произведений поэта, в котором его яркий и самобытный талан проявился в полную силу. Оно посвящено главной теме некрасовского творчества – народной доле, – которая находит отражение и в его стихотворениях, и в поэмах. [3, стр.52]

Оно полностью  посвящено женской судьбе, однообразной и неизбежной для всякой деревенской  девушки. Ярко изображена здесь и  сама атмосфера крестьянского дома, семьи: "от работы и черной и трудной" меняется не только девушка, но и ее муж и свекровь – они становятся беспричинно жестокими, от усталости вечно ругающимися и машущими кулаками. Здесь Некрасов впервые сформулировал "жизненное кредо" русского народа – "тупое терпенье" и "бессмысленный вечный испуг". Оно более или менее четко отражено практически во всех стихотворениях поэта. Некрасов даже намекнул на наиболее вероятную причину такого состояния: происходит не то, о чем мечтаешь, а то, что неизбежно, исторически должно случиться. Кроме того, крестьянские женщины были практически бесправны и безмолвно покорны, о чем гласят строки еще одного, более позднего, стихотворения – "Вчерашний день, часу в шестом…". 

В «Тройке» поэт впервые создает образ крестьянской девушки во всей ее первозданной красоте, но здесь же он начинает свои размышления о той тяжкой судьбе, которая выпадает на долю русской женщины. Это двойственность определяет композицию и развитие художественной мысли стихотворения.  Сюжетную основу его составляет рассказ о молодой крепостной крестьянке, которая, выйдя на дорогу, провожает взглядом бешено мчащуюся тройку. Но содержание стихотворения – это размышления поэта о судьбе, которая, возможно, ожидает эту девушку.  При этом характерно, что поэт как бы обращается на «ты» к своей героине и ведет разговор именно с ней, а она же не слышит его и, видимо, не услышит и потом: 

 

Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне  от веселых подруг? 

Знать, забило сердечко тревогу – 

Все лицо твое вспыхнуло вдруг. 

 

Эта ситуация много  позже будет одной из болезненных проблем некрасовского творчества:  Но тот, о ком пою в вечерней тишине,  Кому посвящены мечтания поэта, –  Увы! Не внемлет он – и не дает ответа, –  скажет поэт на закате своей жизни в стихотворении «Элегия». Но, понимая всю остроту этой ситуации, он никогда не изменял своей главной теме: «Я лиру посвятил народу своему», – с полным правом мог сказать о себе Некрасов. Так происходит и в стихотворении «Тройка».

 Композиционно  оно делится на две части:  первая часть (1 – 5 строфы) –  это рассказ о настоящем, описание девушки, ее красоты, чистоты и свежести, вторая часть (6 – 12 строфы) – размышления о ее возможном будущем, резко противостоящие как по настроению, так и по содержанию первой части.  В первой части стихотворения образ крестьянской девушки предстает в традициях устной народной поэзии, как воплощение жизни, любви, красоты и радости: «алая лента», «волосы черные, как ночь»; «румянец щеки», «лукавый глазок». Такой подбор красочных эпитетов создает яркий, запоминающийся облик красавицы.  Образ ее необыкновенно динамичен благодаря насыщенности текста глагольными формами (бежишь торопливо, промчавшаяся тройка, пробивается), подбору слов (бойко, зажигающих кровь, раззадорит). Поэт подчеркивает не только красоту девушки, но и ее оживленность, которая так свойственна молодости.  Казалось бы, жизнь должна улыбнуться ей в ответ:  Поживешь и попразднуешь вволю,  Будет жизнь и полна и легка…  В первой части даже пара для девушки как будто находится. Сравним 2-ю и 3-ю строфы: 

 

И зачем  ты бежишь торопливо

На  тебя заглядеться не диво 

За  промчавшейся тройкой во след?

Полюбить  тебя всякий не прочь: 

На  тебя, подбоченясь красиво,

Вьется  алая лента игриво 

Загляделся  проезжий корнет.

В волосах  твоих черных, как ночь. 

Рифмы нечетных строк 3-ей строфы перекликаются с рифмами четных строк 2-ой строфы: торопливо – красиво – диво – игриво. Получается четверное созвучие: красота девушки словно бы созвучна красоте юноши. Кажется, славная вышла бы пара!  Но в середине 6-ой строфы происходит резкий слом:  Да не то тебе пало на долю:  За неряху пойдешь мужика.

Будущее девушки, которое предвидит – не героиня! – поэт, темно и безотрадно. После  замужества ее ждут одни тяготы и заботы, преждевременная старость и смерть. О таком будущем лучше и  не знать! И, быть может, самое страшное то, что такое будущее типично для русской крестьянки – оно потом будет подробно описано в поэмах Некрасова «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо», во многих его лирических стихах. [2, стр 256] Здесь же в нескольких точных и ярких образах поэт воссоздает картину жизни замужней крестьянки.  Недаром в этой картине присутствуют традиционные образы семейно-обрядовой поэзии: муж-привередник, злая свекровь. Они подчеркивают обобщенный смысл, заложенный в рассказе о судьбе девушки. 

Вместе с рассказом  о ее жизни меняется и сам ее образ: жену неряхи мужика красавицей никак не назовешь! В описании ее внешности на смену красочным, ярким  и поэтичным эпитетам приходят прозаические детали, связанные с крестьянским бытом: 

 

Завязавши под мышки передник, 

Перетянешь  уродливо грудь… 

 

Так на смену  красавицы, «чернобровой дикарки» приходит уродливая, замученная «работой и черной и трудной», забитая мужем-привередником  и свекровью женщина. Жизнь ее похожа на тяжкий беспробудный сон, даже дети не скрашивают ее горького существования: «Погрузишься ты в сон непробудный, / Будешь нянчить, работать и есть».  Если раньше образ стремительной, порывистой девушки, весь устремленный вперед, в будущее, был необыкновенно динамичен, то во второй части стихотворения в ее портрете господствует статика:  И в лице твоем, полном движенья,  Полном жизни, – появится вдруг  Выраженье тупого терпенья  И бессмысленный, вечный испуг.  Такая перемена не удивительна – ведь это путь от жизни к смерти, то есть вечному покою. 10-я строфа звучит как похоронный плач:  И схоронят в сырую могилу,  Как пройдешь ты тяжелый свой путь,  Бесполезно угасшую силу  И ничем не согретую грудь.  Недаром здесь вновь появляются фольклорные мотивы, связанные с образом «сырой могилы» – ассоциативно он перекликается с образом матери-земли: «мать-сыра земля». Так в стихотворении начинает звучать и мотив, связанный с темой родины, ее тяжкая судьба перекликается с трагической участью русской женщины-крестьянки, тема нереализованных возможностей народа в дальнейшем станет для Некрасова одним из главных аспектов народной темы.  Мотив несбывшихся надежд и мечтаний, невозможности найти счастье для русской крестьянки звучит в последних двух строфах стихотворения, которые по смыслу связаны с двумя первыми и содержат ответ на поставленный в начале стихотворения вопрос – «Что ты жадно глядишь на дорогу?..», «И зачем ты бежишь торопливо?..»:  Не гляди же с тоской на дорогу  И за тройкой вослед не спеши,  И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши!  Не нагнать тебе бешеной тройки,  Кони крепки, и сыты, и бойки,  И ямщик под хмельком, и к другой  Мчится вихрем корнет молодой.  Развернутый ответ на вопрос о женском счастье Некрасов даст много позже – в главе «Крестьянка» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо?»  В стихотворении «Тройка», как и подобает лирическому произведению, мысль поэта получает, скорее, эмоциональное выражение.

Трагична и безнадежна концовка стихотворения не только по содержанию, но и по общему звучанию этих строк. Если во всех предыдущих строфах рифмовка была перекрестной, то здесь – в последней строфе – даются две смежные рифмы: тройки – бойки – к другой – молодой. При этом женские (первые две) рифмы созвучны мужским (в 3–4 строках), так что вся строфа пронизана четырехкратным возгласом-стоном: ой… - ой… - ой… - ой… Именно такая рифмовка заключительной строфы передает трагические, надрывные ноты, звучащие в авторском голосе, а певучесть его излюбленного размера – трехстопного анапеста – придает лирическому всплеску особую музыкальную выразительность. [2, стр.270]

Те же терпение и покорность присутствуют в стихотворении 1855 г. "Забытая деревня". Ситуация, описанная здесь, хорошо отражает "рабскую  психологию" русского крепостного  крестьянства. Долголетнее рабство  отучило крестьян от самостоятельности, и теперь повсюду можно услышать: 

 

Вот приедет барин – барин нас рассудит… 

Скажет барин слово… 

 

Ожидание изъявления воли барина ведет к несчастьям для самих же крестьян: 

 

Умерла Ненила; на чужой землице 

У соседа-плута – урожай сторицей… 

Хлебопашец вольный угодил в солдаты, 

И сама Наташа свадьбой уж не бредит… 

 

А барину-то, по сути, нет дела до своих крепостных: пока ему поступают деньги – он живет спокойно, их проблемы его  не беспокоят. С другой стороны, крестьян этот вопрос относительно их хозяина тоже не волнует, но их мнению, раз он хозяин, то обязан их защищать. Так и образуется взаимонепонимание крепостных и помещиков, из чего, в свою очередь, следует глушь и запустение в деревнях. Если помощь действительно необходима, то ее приходится вымаливать, выпрашивать у "владельцев роскошных палат" ("Размышления у парадного подъезда", 1863 г.), а те ничего знать не знают, ведать ли ведают, да и не хотят. В стихотворении символично, что тот, к кому пришли просители, спит. Действительно, меньше всего его волнуют их проблемы, он находится как бы в постоянном сне – Некрасов даже призывает его: "Пробудись!". Стихотворение навевает атмосферу полной безнадежности. И все же не остается народ безмолвным, его скорбь – "вопиющая". "Где народ, там и стон", – вот, кстати, еще одна деталь народного портрета. "Стон бесконечный" не только помогает ему жить, но и служит, в некоторой степени, проявлением недовольства: прежние "немые" работяги больше не молчат. 

Некрасов позволяет  звучать и мнению, противоположному его собственному. Выразителем такового является генерал в стихотворении "Железная дорога". В споре с попутчиком (или автором) генерал отрицает заслугу рабочих в строительстве железной дороги и приписывает ее графу Клейнмихелю (финансировавшему этот проект). По его мнению, грязное и необразованное мужичье не способно ничего создать; из его уст читатель слышит фразу: "Или для вас Аполлон Бельведерский хуже печного горшка?". Она обращена к автору-попутчику, но т.к. генерал приравнял того в силу взглядов к строителям, то это уже заключение вполне может быть отнесено и к ним. Это действительно так: народом движет практицизм, он находится не в тех условиях, когда можно любоваться произведениями искусства: 

Информация о работе Картины сельской жизни в поэзии Некрасова