Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 08:19, сочинение
Виктор Пелевин – один из самых ярких и неоднозначных современных
писателей, произведения которого вызывают бурную полемику на страницах
журналов и на сайтах сети Internet. Это связано, очевидно, не только с тем,
что «Пелевин – фигура культовая» [Немзер 2003, 392], но главным образом с
тем, что писатель «работает» в очень актуальной сегодня области - в области
художественного анализа процессов, «совершающихся в сфере сознания и
коллективного бессознательного, индивидуальной психике, их воздействия
на ход истории, социальное поведение людей».
Омский государственный университет им. Ф.М.Достоевского
Эссе по произведению Виктора Пелевина:
«Generation «П».
Омск 2013
Виктор Пелевин – один из самых ярких и неоднозначных современных
писателей, произведения которого вызывают бурную полемику на страницах
журналов и на сайтах сети Internet. Это связано, очевидно, не только с тем,
что «Пелевин – фигура культовая» [Немзер 2003, 392], но главным образом с
тем, что писатель «работает» в очень актуальной сегодня области - в области
художественного анализа процессов, «совершающихся в сфере сознания и
коллективного бессознательного, индивидуальной психике, их воздействия
на ход истории, социальное поведение людей».
Практически все критики, говорившие о Пелевине, отмечают, что основное
содержание большинства его произведений составляет описание различных
состояний сознания, в которых достоверными становятся самые
причудливые и фантастические картины реальности .
Отсюда – внимание автора к феномену идеологии, рекламы,
возможностям информационно-
целенаправленно «переформатирующих» сознание людей.
В центре романа «Generation ―П‖» (1999) – проблема манипуляции
сознанием людей с помощью телевизионной рекламы. Особая эпохальная
знаковость этой проблемы привлекает читателей, «перекормленных»
рекламой, но не всегда четко представляющих себе ее суть и степень
воздействия на собственное сознание и – что значительно страшнее – на
подсознательную и бессознательную сферы.
В ХХ столетии появляются средства массовой информации (периодические
издания, радио, телевидение, Internet), которые оказываются проводниками
различных идеологий власти. К электронной «Энциклопедии методов
пропаганды», в которой подробно описаны современные технологии
манипуляции сознанием, приводятся два показательных эпиграфа. Первый из
них – «СМИ сегодня есть инструмент идеологии, а не информации. Главное
в их сообщениях - идеи, внедряемые в наше сознание контрабандой» (С.
Кара-Мурза). Второй – «Чем лучше люди узнают сущность влияющих на
сознание технологий, тем больше вероятность, что они поймут их
назначение, и тем менее вероятность, что эти технологии будут
использованы» (Дж. Маркс). Оба высказывания носят
предостерегающий характер, выявляя подводные рифы современного
мировосприятия людей, оказывающихся беззащитными и несвободными (т.е.
кем-то управляемыми) в своих нравственных, социально-политических
оценках и поступках.
Начиная примерно со второй четверти ХХ века, помимо СМИ огромное
значение приобретает искусство (кино, фотографии, театр, литература и т.д.),
которое в условиях любого режима (демократического или тоталитарного)
оказывается проводником авторского мировоззрения, в свою очередь
могущего оказаться ангажированным идеологией господствующей власти.
При этом знаковая природа искусства способствует созданию в сознании
людей такой модели реальности, которая закрывает им глаза на процессы в
действительной жизни.
«А в будущем ни одного произведения искусства не
будет создаваться просто так; не за горами появление книг и фильмов,
главным содержанием которых будет скрытое воспевание «кока-колы» и
нападки на «пепси-колу» – или наоборот», – заявляет, пусть и в утрированной форме, герой-автор из «Generation ―П‖» копирайтер Вавилен Татарский.
В отечественной культуре рекламный бум пришелся на 90-е годы,
которые и стали объектом анализа В. Пелевина в романе «Generation ―П‖».
Отдельные характеристики эпохи, рассеянные по всему произведению,
позволяют реконструировать авторскую оценку переходного периода.
«Почти незаметно произошло одно существенное для его будущего
событие. СССР, который начали обновлять, <…> улучшился настолько,
что перестал существовать (если государство способно попасть в нирвану,
это был как раз такой случай)». «Антирусский заговор, безусловно,
существует — проблема только в том, что в нем участвует все взрослое
население России». Или такое почти афористическое высказывание,
лаконично констатирующее новую характерную черту России - смычку
бизнеса и преступности: «...основной экономический закон
постсоциалистической формации: первоначальное накопление капитала
является в ней также и окончательным» (Пелевин, 2002).
В таком историческом контексте невозможно не видеть прямой
взаимосвязи между социально-политическим кризисом и взлетом манипуляционнно-рекламных технологий, которые заняли очень
значительное место в
пространстве культуры, переформатируемой на потребление. «Через
посредство рекламы
ее нормы в самом жесте потребления» (Бодрияр).
Таким образом, в отечественной культуре конца ХХ (начиная с 90-х гг.)
резко обострился кризис ценностных установок сознания постсоветского
человека, который находит отражение в романе Пелевина «Generation ―П‖».
Расцвет технологий и форм манипуляции сознанием (в частности, телевизионной рекламы) как характерная черта переходно-критического
периода становится ведущей темой произведения, раскрывая которую автор
ставит проблему сущности манипуляции
сознанием в современном
а также в журналистике и литературе, создающих интерпретационные
модели действительности.
Информация о работе Эссе по произведению Виктора Пелевина: «Generation «П»