Эссе по произведению Виктора Пелевина: «Generation «П»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 08:19, сочинение

Краткое описание

Виктор Пелевин – один из самых ярких и неоднозначных современных
писателей, произведения которого вызывают бурную полемику на страницах
журналов и на сайтах сети Internet. Это связано, очевидно, не только с тем,
что «Пелевин – фигура культовая» [Немзер 2003, 392], но главным образом с
тем, что писатель «работает» в очень актуальной сегодня области - в области
художественного анализа процессов, «совершающихся в сфере сознания и
коллективного бессознательного, индивидуальной психике, их воздействия
на ход истории, социальное поведение людей».

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 21.62 Кб (Скачать)

Омский государственный  университет им. Ф.М.Достоевского

 

 

 

 

 

Эссе по произведению Виктора Пелевина:

«Generation «П».

 

 

 

                                                                                               Студентка группы: ЯОБ-241-У

                                                                                                                                Таранова Дарья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2013

Виктор Пелевин  – один из самых ярких и неоднозначных  современных 

писателей, произведения которого вызывают бурную полемику на страницах

журналов и на сайтах сети Internet. Это связано, очевидно, не только с тем,

что «Пелевин – фигура культовая» [Немзер 2003, 392], но главным образом с

тем, что писатель «работает» в  очень актуальной сегодня области - в области 

художественного анализа процессов, «совершающихся в сфере сознания и 

коллективного бессознательного, индивидуальной психике, их воздействия 

на ход истории, социальное поведение людей».

Практически все критики, говорившие о Пелевине, отмечают, что основное

содержание большинства его  произведений составляет описание различных 

состояний сознания, в которых достоверными становятся самые 

причудливые и фантастические картины  реальности .

Отсюда – внимание автора к феномену идеологии, рекламы,

возможностям информационно-коммуникационных технологий,

целенаправленно «переформатирующих» сознание людей. 

В центре романа «Generation ―П‖» (1999) – проблема манипуляции

сознанием людей с помощью телевизионной  рекламы. Особая эпохальная

знаковость этой проблемы привлекает читателей, «перекормленных»

рекламой, но не всегда четко представляющих себе ее суть и степень 

воздействия на собственное сознание и – что значительно страшнее – на

подсознательную и бессознательную  сферы.

В ХХ столетии появляются средства массовой информации (периодические

издания, радио, телевидение, Internet), которые оказываются проводниками

различных идеологий власти. К электронной  «Энциклопедии методов 

пропаганды», в которой подробно описаны современные технологии

манипуляции сознанием, приводятся два  показательных эпиграфа. Первый из

них – «СМИ сегодня есть инструмент идеологии, а не информации. Главное 

в их сообщениях - идеи, внедряемые в  наше сознание контрабандой» (С. 

Кара-Мурза). Второй – «Чем лучше люди узнают сущность влияющих на

сознание технологий, тем больше вероятность, что они поймут их

назначение, и тем менее вероятность, что эти технологии будут 

использованы» (Дж. Маркс). Оба высказывания носят

предостерегающий характер, выявляя  подводные рифы современного

мировосприятия людей, оказывающихся  беззащитными и несвободными (т.е.

кем-то управляемыми) в своих нравственных, социально-политических

оценках и поступках.

Начиная примерно со второй четверти ХХ века, помимо СМИ огромное

значение приобретает искусство (кино, фотографии, театр, литература и  т.д.),

которое в условиях любого режима (демократического или тоталитарного)

оказывается проводником авторского мировоззрения, в свою очередь 

могущего оказаться ангажированным идеологией господствующей власти.

При этом знаковая природа искусства  способствует созданию в сознании

людей такой модели реальности, которая  закрывает им глаза на процессы в

действительной жизни.

«А в будущем ни одного произведения искусства не

будет создаваться просто так; не за горами появление книг и фильмов,

главным содержанием которых будет скрытое воспевание «кока-колы» и

нападки на «пепси-колу» – или  наоборот», – заявляет, пусть и  в утрированной форме, герой-автор из «Generation ―П‖» копирайтер Вавилен Татарский.

В отечественной  культуре рекламный бум пришелся на 90-е годы,

которые и стали объектом анализа  В. Пелевина в романе «Generation ―П‖».

Отдельные характеристики эпохи, рассеянные по всему произведению,

позволяют реконструировать авторскую  оценку переходного периода.

«Почти незаметно произошло  одно существенное для его будущего

событие. СССР, который начали обновлять, <…> улучшился настолько,

что перестал существовать (если государство  способно попасть в нирвану,

это был как раз такой случай)». «Антирусский заговор, безусловно,

существует — проблема только в  том, что в нем участвует все  взрослое

население России». Или такое почти  афористическое высказывание,

лаконично констатирующее новую характерную черту России - смычку

бизнеса и преступности: «...основной экономический закон 

постсоциалистической формации: первоначальное накопление капитала

является в ней также и  окончательным» (Пелевин, 2002). 

В таком историческом контексте невозможно не видеть прямой

взаимосвязи между социально-политическим кризисом и взлетом  манипуляционнно-рекламных технологий, которые заняли очень

значительное место в социально-психологическом и ценностном

пространстве культуры, переформатируемой на потребление. «Через

посредство рекламы потребитель, интериоризирует социальную инстанцию и

ее нормы в самом жесте  потребления» (Бодрияр).

Таким образом, в отечественной культуре конца  ХХ (начиная с 90-х гг.)

резко обострился кризис ценностных установок сознания постсоветского

человека, который находит отражение  в романе Пелевина «Generation ―П‖».

Расцвет технологий и форм манипуляции  сознанием (в частности, телевизионной рекламы) как характерная черта переходно-критического

периода становится ведущей темой  произведения, раскрывая которую  автор 

ставит проблему сущности манипуляции  сознанием в современном социуме,

а также в журналистике и литературе, создающих интерпретационные

модели действительности.

 


Информация о работе Эссе по произведению Виктора Пелевина: «Generation «П»