Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 04:57, доклад
Повесть «Собачье сердце» (1925) вызвала целый шквал нападок на
писателя со стороны официальных властей и критики. В марте 1926 г. МХАТ
подписал с Булгаковым договор на инсценировку «Собачьего сердца», однако в
связи с вмешательством партийно-государственной цензуры в дела театра
договор был расторгнут в апреле 1972 г. В конце 1927 г. вышел в свет
стенографический отчет майского партсовещания по вопросам театра при
Агитпропе ЦК ВКП (б) «Пути развития театра». В архиве Булгакова сохранился
машинисточка получает по девятому разряду четыре с половиной червонца... Ей
и на кинематограф не хватает... Дрожит, морщится, а лопает... Жаль мне ее,
жаль Но самого себя мне еще больше жаль (6). Как видим, голос Шарикова-
собаки вполне «разумен», нормален. Его высказывания «по-человечески»
рациональны, в них есть определенная логика:. «Показался гражданин. Именно
гражданин, а не товарищ, и даже — вернее всего — господин. - Ближе —яснее —
господин. Вы думаете я сужу по пальто? Вздор. Пальто теперь очень многие из
пролетариев носят. А вот по глазам —тут уж и вблизи и издали не спутаешь...
Все видно —у кого великая сушь в душе, кто ни за что ни про что не может
ткнуть носком сапога в ребра, а кто сам всякого боится».
Когда Шарик становится человеком, его первые фразы представляют собой
бессвязные непристойности, обрывки разговоров. Примечательно первое слово
Шарикова — «Абыр-валг», то есть название «Главрыба», перевернутое наоборот.
Сознание Шарикова также представляет собой перевернутое восприятие мира. Не
случайно поэтому описание операции Булгаков сопровождает фразой: «Весь мир
перевернулся дном кверху».
Несмотря на то,
что Шарик превратился в
скорее лай собаки. Постепенно его голос становится все больше похожим на
человеческий. Но поскольку собаке были пересажены органы типичного
пролетария Клима Чугункина, речь Шарикова после операции изобилует
вульгаризмами и жаргонными словечками. Профессор пытается воспитать
Шарикова, причем категорически отрицательно относится ко всякому насилию:
«Террором ничего нельзя поделать с животным, на какой бы ступени развития
оно ни стояло». Однако все попытки привить Шарикову элементарные культурные
привычки встречают сопротивление с его стороны. В процесс воспитания
вмешивается Швондер, который не отягощает Шарикова никакими культурными
программами, за исключением революционной — кто был ничем, тот станет всем.
Шариков усваивает это очень быстро. В его речи появились советские штампы,
политическая лексика, лозунги: «Я не господин, господа все в Париже»; «А то
пишут, пишут... конгресс, немцы какие-то... голова пухнет. Взять все да и
поделить»; «Энгельса приказал своей социалприслужнице Зинаиде Прокофьевне
Буниной спалить в печке, как явный меньшевик». Кульминацией повести
становится получение Шариковым прописки, должности, а затем и его
доносительство на профессора Преображенского. Трагический пафос повести
сосредоточен в словах Преображенского: «Весь ужас в том, что у него уже не
собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые
существуют в природе". Название повести «Собачье сердце» отражает
стремление писателя заглянуть в глубины человеческой души, выявить духовные
метаморфозы личности в условиях нового времени.
Прием вербальной трансформации помогает раскрыть главную тему
произведения — изображение нравственной и социальной трансформации человека
и общества. Эта тема не получила бы такого широкого социального звучания,
если бы у Шарикова не было многочисленных двойников. Швондер, «товарищи из
домнома» являются как бы реальным отражением Шарикова.
«Собачий монолог» сконтаминирован с голосом всеведущего автора,
говорящего от третьего лица. И поэтому не случайно повествование Шарика
пронизано информацией, могущей быть известной только «третьему лицу», — имя
и отчество Преображенского, то, что он величина мирового значения и т. п.
Голос Шарикова, в свою очередь, соединяется с голосом Швондера. В его
высказываниях Преображенский и Борменталь без труда узнают «воспитание»
председателя домкома. Шариков фактически излагает не свои мысли, в
утрированном виде доносит до слушателей
швондеровское понимание
социализма . Повествовательные позиции Преображенского и Борменталя
противопоставлены Шарикову и Швондеру.
Шарик-рассказчик стоит ступенью ниже, чем профессор Преображенский и
Борменталь, но он, безусловно, оказывается выше «по уровню развития»
Швондера и Шарикова. Такое промежуточное положение Шарика-собаки в
повествовательной структуре произведения подчеркивает драматическое
положение «массовидного» человека в обществе, который стоял перед выбором —
либо следовать законам
пойти по пути нравственной деградации. У Шарикова, героя произведения,
возможно, и не было такого выбора: все-таки он существо, искусственно
созданное и имеющее наследственность собаки и пролетария. Но такой выбор
был у всего общества и только от человека зависело, какой путь он изберет.
В биографии М.
Булгакова, написанной Э.
сердце» рассматривается как «аллегория революционной трансформации
советского общества, рассказ-предостережение об опасности вмешательства в
дела природы».
Это история не только превращений Шарикова, но прежде всего — история
общества. развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если
фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский
остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и
утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается.
Трагические прогнозы Булгакова, к сожалению, оправдались, что подтвердилось
в 30—50-е годы, в период формирования сталинщины, и позднее.
Проблема «нового
человека» и устройства «
из центральных проблем
наших дней является человек из «массы», чернорабочий культуры, рядовой
партиец, рабселькор, военврач, выдвиженец, сельский учитель, молодой врач и
агроном, работающий в деревне крестьянин-опытник и активист, рабочий-
изобретатель, вообще — человек массы! На массу, на воспитание таких героев
и должно быть обращено главное внимание» .
Главной особенностью литературы 20-х годов было то, что в ней
доминировала идея коллектива.
Идеи коллективизма обосновывались в эстетических программах
футуристов, Пролеткульта, конструктивизма, РАППа.
Образ Щарикова можно воспринимать как полемику с теоретиками,
обосновывающими идею о «новом человеке» советского общества. «Вот какой ваш
«новый человек». — словно говорил Булгаков в своей повести. И писатель в
своем произведении, с одной стороны, раскрывает психологию массовидного
героя (Шариков) и психологию массы (домком во главе со Швондером). С другой
стороны, им противопоставлен герой-личность (профессор Преображенский).
Движущей силой конфликта в повести является постоянное столкновение
разумных представлений об обществе профессора Преображенского и
иррациональности воззрений
Повесть «Собачье сердце» воспринимается как антиутопия,
осуществившаяся в реальной действительности. Здесь присутствует
традиционное изображение государственной системы, а также
противопоставление ей индивидуального начала. Преображенский представлен
как человек высокой культуры, независимого ума, обладающий глобальными
знаниями в области науки. К. М. Симонов писал, что Булгаков в повести
«Собачье сердце» с наибольшей силой «отстаивал свой взгляд на
интеллигенцию, на ее права, на ее обязанности, на то, что интеллигенция —
это цвет общества. Для меня профессор Булгакова... фигура положительная,
фигура павловского типа. Такой человек может придти к социализму и придет,
если увидит, что социализм дает простор для работы в науке. Тогда для него
проблема восьми или двух комнат не будет играть роли. Он отстаивает свои
восемь комнат потому, что он рассматривает покушение на них не как
покушение на свой быт, а как покушение на свои права в обществе."
Филипп Филиппович
Преображенский критически
происходит в стране с 1917 года. Он отвергает революционную теорию и
практику. Он имел возможность проверить это в ходе своего медицинского
эксперимента. Опыт создания «нового человека» не удался. Переделать натуру
Шарикова невозможно, как невозможно изменить и наклонности чугункиных,
швондеров и им подобных. .Доктор Борменталь спрашивает профессора о том,
что было бы, если бы Шарикову пересадили мозг Спинозы. Но Преображенский
уже убедился в бесперспективности вмешательства в эволюцию природы: «Вот,
доктор, что получается когда исследователь вместо того, чтобы идти ощупью и
параллельно с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу! На, получай
Шарикова... Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать
Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно» (10). Этот вывод
важен также и для понимания социального подтекста повести: нельзя
искусственно вмешиваться не только в природную, но и социальную эволюцию.
Нарушение нравственного равновесия в обществе может привести к страшным
последствиям.
Нельзя винить и профессора Преображенского в том, что он создал
Шарикова, натворившего в повести много безобразий. Кто же виноват в том,
что случилось в России? Булгаков подводит читателя к мысли, что все дело в
человеке, в том, какой выбор он совершает, в его нравственной сущности, в
том, какое у него сердце. Профессор Преображенский заявляет: «Разруха не в
клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат: «Бей разруху!» —
я смеюсь... Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку!
И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой
сараев — своим прямым делом, разруха исчезнет сама собой»
Таким образом, центральной проблемой повести «Собачье сердце»
становится изображение состояния человека и мира в сложную переходную
эпоху.
Информация о работе Художественное своеобразие повести Булгакова "Собачье сердце"