Хронотоп рассказа В. Цоя "Романс"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть рассказ В. Цоя «Романс» в контексте авторского творческого метода, выявить закономерности функционирования пространственных и временных категорий в тексте рассказа.
Цель конкретизируется в задачах:
 Выявить специфику функционирования категорий пространства и времени
 Определить, как влияют эти категории на внутренний мир героя

Файлы: 1 файл

курсовая герасимовой.doc

— 59.50 Кб (Скачать)


Введение

Творчество Виктора Робертовича Цоя (1962 – 1990), поэта, музыканта, исполнителя собственных песен, в последнее время все больше привлекает внимание ученых, интересующихся проблемами современной поэзии. Поддержанию и углублению исследовательского интереса способствуют научные разработки темы рок-культуры, например, сборники научных трудов «Русская рок-поэзия: текст и контекст», ежегодно выпускаемые Тверским госуниверситетом.

На данный момент все научные работы, посвященные творчеству этого автора, анализируют только поэтические тексты. В качестве материала исследования мы выбрали рассказ Виктора Цоя «Романс». Наш выбор во много обусловлен тем, что эта грань творчества В. Р. Цоя еще не исследована (на данный момент нет ни одного научного исследования, посвященного прозаическому произведению Цоя).

 

Цель работы –    рассмотреть рассказ   В. Цоя «Романс» в контексте авторского творческого метода,  выявить закономерности функционирования пространственных и временных категорий в тексте рассказа.

Цель конкретизируется в задачах:

      Выявить специфику функционирования категорий пространства и времени

      Определить, как влияют эти категории на внутренний мир героя

      Выявить наличие или отсутствие связи художественного мира рассказа В. Цоя и его поэтических текстов.


      Понятие о хронотопе

 

Временные и пространственные категории имеют чрезвычайно важное значение для литературного произведения, т.к., во-первых, являются одним из компонентов организации сюжета, во-вторых, в значительной степени обеспечивают целостное восприятие художественной действительности и, в-третьих,  пространство, наряду со временем, — важнейшая характеристика художественного образа. Как пишет И.Б.Роднянская: «Литературно-поэтический образ своим содержанием воспроизводит  пространственно-временнýю картину мира, притом в ее символико-идеологическом, ценностном аспекте. <…> Традиционные пространственные ориентиры <…> издавна являются точкой приложения осмысляющих сил в литературно-художественных (и шире — культурных) моделях мира» [4, с 487-489]

При работе с понятием «хронотоп» мы опираемся на определение М.М. Бахтина.  Ученый  определяет хоронотоп как «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе».  [2, с 234-235]

«В литературно-художественной хронотопе, - пишет М.М.Бахтин, - имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории.  Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем».

Хронотоп в литературе имеет существенное жанровое значение. Бахтин отмечает, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, и, что особенно важно для нашего исследования, хронотоп как формально-содержательная категория «определяет и образ человека в литературе; этот образ всегда существенно хронотопичен». Отталкиваясь от этого утверждения, в нашем исследовании мы изучаем хронотоп рассказа В. Цоя в неразрывной связи с героем рассказа.

Не менее важным для нашего исследования является и утверждение Ю.М. Лотмана: «…художественное пространство представляет собой модель мира данного автора, выраженную на языке его пространственный представлений», и часто выражает не только пространственные, но и ценностные отношения. Соглашаясь с этой точкой зрения, мы считаем оправданным  начинать изучение неисследованного художественного текста именно с категории хронотопа.

 


2. Обзор основных исследований

Многие исследователи обращались к анализу поэтических  текстов В. Цоя. Мы считаем необходимым изучение рассказа «Романс» в тесной связи с этим пластом творческого наследия Цоя, поэтому целесообразным будет обзор основных научных исследований, посвященных творчеству этого автора.

А. В. Лексина – Цыдендамбаева в своей работе «Неоромантический импрессионизм» как основа художественного мира Виктора Цоя» отмечает следующие ключевые мотивы и образы-символы:

      Мотив войны «между землей и небом», которая воспринимается как данность, «неизбежное, но всё же не необходимое зло»;

      Мотив «Последнего героя» (этот образ соответствует романтической традиции).

      Образ звезды, которая выступает символом служения последнего героя

      Мотив одиночества, который связан с мотивом служения, долга героя

      Образ-символ книги как источника знаний

Говоря о пространственно-временной организации поэтических текстов В. Цоя, исследователь выделяет хронотоп пути, а также ночь как «особый мир, где герой может скрыться от дневных забот» и день как время активности героя.

Тему пути в творчестве В. Цоя выделяет и исследователь А.В. Яркова в работе «Мифопоэтика В. Цоя». Она считает тему пути главной в творчестве этого автора, отражающей «становление личности лирического героя, его переход от аморфного состояния <…> к осознанию своей судьбы”. В работе Ярковой мифопоэтическое прочтение текстов В. Цоя помогает увидеть развитие главной, по мнению исследователя, теме его творчества – теме пути.

Н. К. Нежданова рассматривает тексты В. Цоя в системе антиномий «верх-низ», «небо-земля», «жизнь-смерть», «я-они», «день-ночь». Это членение крестообразно. «Крестообразное деление рок-культуры (к которой принадлежит творчество В. Цоя), соответствует в целом структуре нашего сознания, воспринимающего мир в координатах пространства-времени», - отмечает исследователь. Н. К. Нежданова пишет, что такое деление мира символизирует «стремление к согласованности противоречий, к поиску гармонии». Это замечание важно для нас, поскольку поиском гармонии озабочен и герой рассказа «Романс»: «… означает ли это <Дело героя>  наличие какой-то гармонии между мной и миром? Видимо, да, но нитка этой гармонии всё-таки очень тонкая…».

Нежданова выделяет строгую фиксированность координат пространственно-временного устройства поэтического мира Цоя. Мировое пространство разделено в нем по вертикали на три плоскости – верх-середина-низ, что соответствует древнейшим мифологическим и художественным традициям. Завершающей и определяющей координатой является Звезда, связанная с Бесконечностью и Вечностью, один из ключевых образов поэзии Цоя. 

 

 


Глава II

1. Категория времени в рассказе

 

Действие рассказа происходит в течение одних  суток: ночь-утро-день-вечер-ночь. Самые существенные, переломные события в жизни героя происходят ночью. Подробнее на значении этого времени суток мы остановимся ниже. День чаще всего получает характеристику «обычный» и наполнен повторяющимися, но незначительными событиями или картинками жизни: «День прошел достаточно обычно: несколько встреч, несколько чашек кофе…»; «Был обычный летний день. Несколько пыльных тополей буквально кишели галдящими птицами. Несколько бледных детей сосредоточенно ковырялись лопатами в песочнице…». Характеристика дня по модели «обычный-несколько-несколько» создает ощущение паузы, остановившегося действия. Утро, как переход от плодотворного дня героя ночного временю к дню, дается герою нелегко: «трудно просыпаться по утрам».

Герои рассказа обращаются к  «счетчикам времени» - часам: «Он открыл глаза и взглянул на часы»; «брат, взглянув на часы, забеспокоился». Значит, время значимо и для их жизни, и для действия. Часы как беспристрастный механизм – единственное, что может быть точным в художественном мире рассказа, где всё постоянно изменяется. Отношению героя рассказа «Романс» ко времени созвучно отношению лирического героя песни В. Цоя «Город»: «В это время я не верю глазам, я верю часам». Посмотрим теперь на ту картину времени, которая сложится, если «верить глазам».

Во второй главе рассказа перед нами реалистическая картина «обычного летнего дня», но эта картина нарушается уже в следующей главе, действие которой происходит, если «верить часам», через несколько часов: «Крыльцо магазина было завалено желтыми кленовыми листьями» - золотая осень. Через несколько минут мы видим, что «пол в магазине был покрыт натасканным несчетным количеством ног раскисшим, грязным снегом» - реалии зимы. А еще через несколько часов герой «вручил шоферу <  > помятый букет ландышей». Кроме того, в самом начале рассказа герой собирается купить новую обувь: «Старая – практично подумал Он, - протянет от силы еще недели две, а скоро весна». Это обычное, бытовое размышление не настораживает нас, ведь в начале действия о времени года мы ничего не знаем. Но за сутки действия рассказа проходят последовательно все четыре времени года: лето – осень – зима – весна.        Становится непонятно, чему же всё-таки верить – глазам или часам? А главное – чему верит сам герой рассказа?

Эти наблюдения позволяют предположить, что необычное течение календарного времени  - отражение внутренней жизни героя. Время трансформируется в его сознании так, что либо за короткий период во  внутреннем мире героя происходит так много, что художественное время «сжимается», либо обычное,  календарное течение времени не насыщенно какими-то значимыми событиями, однообразно, и его можно искусственно сократить – и так три месяца укладываются в несколько часов.

 

 


2. Значение ночи в жизни героя

 

Ночь – самое плодотворное для героя рассказа время суток. Именно ночью, еще до того, как мы видим героя в действии перед нами посредством внутреннего монолога раскрывается  его внутренний мир - сокровенные размышления героя, попытки осмыслить свое место в мире, взаимоотношения с ним. Как характеризует героя его внутренний монолог?

«Нитка этой гармонии <между героем и миром> очень тонкая, иначе не было бы так трудно просыпаться по утрам, мысли о смерти и вечности и собственном ничтожестве не повергали бы в такую глубокую депрессию». Итак, герой страдающий, глубоко задумывающийся, анализирующий себя. Эти качества не проявляются внешне «в светлое время суток», когда герой встречается с другими людьми. Для размышлений ему нужно одиночество, ночь, замкнутость в уютном пространстве.

Пространством  размышления становится обстановка городской квартиры, которую мы узнаем по точным приметам: «неровности давно небеленого потолка», кухня. Кухня и папиросы становятся неотъемлемыми атрибутами этого состояния героя, близкого к медитации: «…Он встал, набросил свой старых потрепанный халат, и сунув ноги в тапки, побрел на кухню. Закурив, Он некоторое время сидел нога на ногу, жмурился от яркого света и внимательно смотрел на дым папиросы. Со стороны мундштука дым шел слегка желтоватый, а с другой – синеватый. Переплетаясь, дым тягуче поднимался вверх и рассеивался у закопченной вентиляционной решетки. Тут Он поймал себя на мысли, что минуту назад вообще ни о чем не думал, а был всецело поглощен созерцанием поднимающегося вверх дыма. <…> Видимо, в этот неуловимый момент Он как раз и находился в состоянии полной гармонии с миром».

Герой рассказа «Романс», ощутивший гармонию в этой точке времени и пространства, безусловно, близок лирическому герою поэтических текстов В. Цоя:

 

Я люблю ночь за то,

Что в ней меньше машин.

Я люблю дым и пепел своих папирос.

Я люблю кухни за то, что они хранят тайны.

Эти наблюдения позволяют нам сделать вывод о том, что ночь, наиболее плодотворное для героя рассказа время суток, связана с пространством дома героя, который может ощутить гармонию между собой и миром именно в этой точке пространственно-временных координат. Однако гармония эта возможна лишь в короткий момент времени, а дом сам по себе не способствует её созданию.


3. Категория пространства в рассказе

 

В художественном пространстве рассказа «Романс» отчетливо выделяются два основных локуса. Это пространство Дома героя и пространство города – всё, что находится за стенами Дома.

Герой рассказа «Романс», так же, как и лирический герой песен Цоя, существует в пространстве современного города, не нуждаясь в альтернативе ему. Однако, не собираясь менять пространство города на какое-то другое, герой, тем не менее, стремится обрести гармонию там, где ему выпало жить. Это справедливо и для героя песен Цоя: «Я знаю, что здесь пройдет моя жизнь, / Жизнь в стеклах витрин / Я растворяюсь в стеклах витрин…».

С пространством дома неразрывно связан мотив одиночества. Дом не становится крепостью для героя. В нем герой предается важным размышлениям, которые не приносят радости, а только ставят перед ним вопросы, легко ответить на которые герой не может. Именно в своем доме герой расстается со своим сердцем, начиная путь духовному перерождению. Для обретения  нового сердца ему предстоит пройти некие духовные испытания, но раньше всего ему нужно будет покинуть Дом.

За стенами Дома  героя ждет улица, заполненная людьми. Но люди в большинстве своем безличны: «лица были довольно одинаковые»; «людская масса»; «несколько бледных детей», «мамаши». У них нет лиц и имён – даже у тех, с кем герой вступает в непосредственное общение.

Впрочем, герой не испытывает по отношению к другим обитателям пространства каких-то негативных эмоций, он внутренне готов к единению с ними: «лица <…> в конце концов слились в одно большое детское лицо, в котором Он с удивлением узнал себя в возрасте двенадцати лет, каким Он был запечатлен на одной из старых фотографий. Несколько секунд Он рассматривал себя, потом слегка толкнул лицо ладонью, и оно рассыпалось на тысячу лиц…».

Обезличенность толпы – результат специфики жизни города, организма, функционирующего по своим собственным законам и вынуждающего людей подчиняться им. Обостренное восприятие героя трансформирует обычные картины жизни в нечто хаотическое. Границы реальности размываются – брат по пояс вязнет в асфальте, люди бегут, спасаясь от неведомой опасности, и герой тоже вынужден спасаться от нее, не понимая её природы.

«Я люблю этот город, но так страшно здесь быть одному», - вторит герою «Романса» лирический герой песен Цоя. Поэтому то, что герой обретает новое сердце и надежду на искомую гармонию с миром после встречи с родственной душой, любящей его девушкой, вовсе не случайно. Возможно, вся беда героя «Романса» в том, что «на улицах люди, и каждый идёт один».


Заключение

Целью нашего исследования было изучение функционирования категорий пространства и времени в рассказе В.Р. Цоя «Романс», а  также влияния этих категорий на внутренний мир героя. в результате мы пришли к следующим выводам:

Информация о работе Хронотоп рассказа В. Цоя "Романс"