Горький – романтик: что он прославляет, а что осуждает в персонажах своих ранних произведений

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 12:28, реферат

Краткое описание

Вряд ли кто-то станет спорить, что Горький — романтик и великий писатель, прошедший большую школу жизни. Его произведения написаны не в угоду читающей публике — в них отражены, правда жизни, внимание и любовь к человеку. Наиболее известны его ранние рассказы - "Макар Чудра", "Старуха Изергиль", "Челкаш". Писатель по всем законам романтического направления рисует образы красивых, смелых и сильных людей. Опираясь на традицию русской литературы, М.Горький обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных страстей. В произведении возникает романтический конфликт между чувством любви и стремлением к воле. Разрешается он гибелью героев, но эта гибель не воспринимается как трагедия, а скорее, как торжество жизни и воли.

Файлы: 1 файл

3.Горький.docx

— 18.01 Кб (Скачать)

]Горький – романтик: что он прославляет, а что осуждает в персонажах своих ранних произведений (2)  
 

            Писателя должно лихорадить

от волнения и восторга.

Р. Брэдбери

     Вряд  ли кто-то станет спорить, что  Горький — романтик и великий  писатель, прошедший большую школу  жизни. Его произведения написаны  не в угоду читающей публике  — в них отражены, правда жизни,  внимание и любовь к человеку. Наиболее известны его ранние  рассказы - "Макар Чудра", "Старуха  Изергиль", "Челкаш". Писатель  по всем законам романтического  направления рисует образы красивых, смелых и сильных людей. Опираясь  на традицию русской литературы, М.Горький обращается к образам  цыган, ставших символом воли  и безудержных страстей. В произведении  возникает романтический конфликт  между чувством любви и стремлением  к воле. Разрешается он гибелью  героев, но эта гибель не воспринимается  как трагедия, а скорее, как торжество  жизни и воли.

     Центральным  образом романтических произведений  Горького раннего периода является  образ героического человека, готового  к самоотверженному подвигу во  имя блага народа. Огромное значение  в раскрытии этого образа имеет  рассказ "Старуха Изергиль", написанный в 1895 году. В образ  Данко Горький вложил гуманистическую  идею о человеке, который все  силы отдает служению народу. Данко - "молодой красавец", смелый и решительный. Чтобы  вывести свой народ к свету  и счастью, Данко приносит в  жертву самого себя. Он любит  людей. И вот его молодое  и горячее сердце вспыхнуло  огнем желания спасти их, вывести  их из мрака. "Что сделаю  я для людей!?" - сильнее грома  крикнул Данко. И вдруг он  руками разорвал себе грудь  и вырвал из нее свое сердце  и высоко поднял его над  головой. Освещая путь людям  ярким светом своего горящего  сердца, Данко смело повел их  вперед. И тьма была побеждена. "Кинул взор вперед себя  на ширь степи гордый смельчак  Данко,- кинул он радостный взор  на свободную землю и засмеялся  гордо. А потом упал и умер". Умирает Данко, гаснет его смелое  сердце, но образ юного героя  жив, как образ героя-освободителя. Мне больно, когда я читаю это  место. Я вижу этих людей,  их грубую натуру, не способную  понять истинное благородство, подчиняющуюся  диким, животным инстинктам. Вот  они пляшут у костра, радуясь,  что опасность миновала, а трудности  позади. Но все забыли, кому обязаны  спасением. А тот лежит бездыханный,  и на его благородное сердце  наступают грязной ногой. Я  думаю, можно умереть, пожертвовать  собой лишь для тех людей,  которые сами способны на это,  для настоящих людей. Здесь  не жалко ничего!

     Подвиг... А как часто жизнь не похожа  на представления некоторых о  подвиге. Подвиг чаще незаметен.  Иногда нужно отказаться от  сотни важных, необходимых дел,  чтобы закончить одно - самое важное, которое можешь сделать только  ты. Иногда - отказать в помощи, если  нужно сохранить здоровье для  завершения твоего дела. Не всегда  это понимается. Да, жизнь сложна, и смысл ее найти не просто. Но как все-таки прекрасно,  что есть символы, как Данко!

     "В  жизни всегда есть место подвигам",- говорит старуха Изергиль. Идею  подвига, возвышенного и облагораживающего,  Горький вложил в свою знаменитую "Песнь о Соколе", написанную в 1895 году. Сокол - олицетворение борца за народное счастье: "О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам моей груди и... захлебнулся б моей он кровью! О счастье битвы!.." Соколу присущи презрение к смерти, храбрость, ненависть к врагу. В образе Сокола Горький воспевает "безумство храбрых". "Безумство, храбрость - вот мудрость жизни! О, смелый Сокол. В бою с врагами истек ты кровью. Но будет время - и капли крови твоей гор как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!"

     В 1901 году Горький написал "Песню  о Буревестнике", в которой  с необычайной силой выразил  свое предчувствие нарастающей  революции. Горький воспевал близкую,  несомненную революционную бурю: "Буря! Скоро грянет буря!". Буревестник  - воплощение героизма. Он противопоставлен  глупому пингвину, и гагарам, и  чайкам, которые стонут и мечутся  перед бурей: "Только гордый  Буревестник реет смело и свободно  над ревущим гневно морем".

     В рассказе "Челкаш" рассказывается о жизни  босяков, оказавшихся вне социальных  классов. "Челкаш" несет в себе  идею свободы, равенства. Горький  очень тонко дает понять, что  босяки - это люди со своими  ценностями, мыслями, чувствами,  может даже более светлыми, чем  у иных, более благополучных слоев  общества. В отличие от многих  романтических героев писателя, горьковский Челкаш более приближен реальной жизни, но в душе такой же романтик, широкой души и мысли человек. Главной мыслью, которой отдал Челкаш всю свою жизнь, стала мысль о свободе. Он готов бросить крепкое крестьянское хозяйство из ненависти к собственности, которая порабощает людей, из-за любви к свободе, свободе от всего: денег, обязанностей и даже морали.

     Горьковскому  романтизму присуще антитеза: Сокол  – Уж, Данко – Лара, Буревестник  – буря, Девушка – смерть. Но  и пейзажи, гиперболические изобретения  – не бесплодные фантазии автора, они заставляют идти на подвиг, идти с еще большей решимостью. Как просто, но исторически справедливо,  актуально прозвучало: «В жизни,  знаешь ли ты, всегда есть место  подвигам» - все герои горьковского  романтизма определяются этой  мыслью; одни ее принимают, другим  она не по душе.

     Все  герои ранних произведений Горького  свободные и вольнолюбивые люди, Наверное, именно поэтому Горький  создал такие разные образы  свободных людей. Но любовь  и свобода, с точки зрения  автора, не совместимые вещи. Именно  это заставляет задумываться  современного читателя. Ведь не  каждый способен приблизиться  к своей мечте.

     Значение  ранних произведений Горького  огромно. Читатель поневоле начинает  задумываться о сложнейших философских  вопросах, которые зачастую бывают, скрыты за гранью повседневности. 

jjjjjjjjjjjjjjjjjjjj

Для меня в Горьком  — вся Россия.

Как я не могу представить  себе

Россию без Волги, так не могу

подумать, что в  ней нет Горького.

К. Паустовский

Горький занимает большое  место в жизни каждого из нас. Он является представителем бесконечно талантливого русского народа. Он любил  и досконально знал Россию, язык своего народа, потому что общался  с людьми разных профессий и мировоззрений.

Не было ничего, чем  бы писатель пренебрегал в этой стране и что бы не увидел по-своему, по-горьковски.

В своих произведениях  Горький отразил эпоху, в которую  жил. Писатель говорил, что главный  источник его творчества — это  наблюдение над окружающей жизнью. Он обладал несокрушимой выносливостью, силой и богатырским здоровьем. Будущий писатель не гнушался никакой  работы. Природная чуткость и общительность, добрый нрав помогали ему легко сближаться с людьми. Чтобы лучше понять жизнь, людей, молодой Горький исходил  всю Россию. Он сменил множество  профессий: рыбак на промыслах, ночной сторож, грузчик... Выполняя различные  работы, встречая людей, будущий писатель пропускает через себя полученные впечатления, размышляет. Его волнует вопрос, почему в мире так много бессмысленной  жестокости. Юноша, будучи неравнодушным  человеком, пытается разобраться в  этой круговерти жизни.

Молодой Горький  понимает, что он “призван для того, чтобы распутать узлы всех заблуждений  и ошибок”. Он ощущает в себе призвание  литератора и начинает писать. Интересны  его ранние романтические произведения, где Горький выступает как  автор и оригинальный рассказчик.

В рассказах “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, “Песня о Буревестнике” песни и легенды  о смелости, силе духа, свободолюбии представлены в виде повествования  старого, умудренного жизненным  опытом человека: цыгана Макара Чудры, молдаванки Изергиль, крымского чабана Надыр-Рагимоглы. И рядом с ними мы видим образ еще одного героя — “проходящего”, слушателя, от лица которого ведется повествование. Назовем его условно автобиографическим героем, так как в его судьбе много общего с судьбой “нижегородского цехового” Алексея Пешкова. Этот герой занимает в рассказе не так уж много места, но для понимания авторской позиции, замысла и творческого метода значимость его велика.

Информация о работе Горький – романтик: что он прославляет, а что осуждает в персонажах своих ранних произведений