]Горький – романтик:
что он прославляет, а что осуждает в персонажах
своих ранних произведений (2)
Писателя должно лихорадить
от волнения
и восторга.
Р. Брэдбери
Вряд
ли кто-то станет спорить, что
Горький — романтик и великий
писатель, прошедший большую школу
жизни. Его произведения написаны
не в угоду читающей публике
— в них отражены, правда жизни,
внимание и любовь к человеку.
Наиболее известны его ранние
рассказы - "Макар Чудра", "Старуха
Изергиль", "Челкаш". Писатель
по всем законам романтического
направления рисует образы красивых,
смелых и сильных людей. Опираясь
на традицию русской литературы,
М.Горький обращается к образам
цыган, ставших символом воли
и безудержных страстей. В произведении
возникает романтический конфликт
между чувством любви и стремлением
к воле. Разрешается он гибелью
героев, но эта гибель не воспринимается
как трагедия, а скорее, как торжество
жизни и воли.
Центральным
образом романтических произведений
Горького раннего периода является
образ героического человека, готового
к самоотверженному подвигу во
имя блага народа. Огромное значение
в раскрытии этого образа имеет
рассказ "Старуха Изергиль",
написанный в 1895 году. В образ
Данко Горький вложил гуманистическую
идею о человеке, который все
силы отдает служению народу.
Данко - "молодой красавец",
смелый и решительный. Чтобы
вывести свой народ к свету
и счастью, Данко приносит в
жертву самого себя. Он любит
людей. И вот его молодое
и горячее сердце вспыхнуло
огнем желания спасти их, вывести
их из мрака. "Что сделаю
я для людей!?" - сильнее грома
крикнул Данко. И вдруг он
руками разорвал себе грудь
и вырвал из нее свое сердце
и высоко поднял его над
головой. Освещая путь людям
ярким светом своего горящего
сердца, Данко смело повел их
вперед. И тьма была побеждена.
"Кинул взор вперед себя
на ширь степи гордый смельчак
Данко,- кинул он радостный взор
на свободную землю и засмеялся
гордо. А потом упал и умер".
Умирает Данко, гаснет его смелое
сердце, но образ юного героя
жив, как образ героя-освободителя.
Мне больно, когда я читаю это
место. Я вижу этих людей,
их грубую натуру, не способную
понять истинное благородство, подчиняющуюся
диким, животным инстинктам. Вот
они пляшут у костра, радуясь,
что опасность миновала, а трудности
позади. Но все забыли, кому обязаны
спасением. А тот лежит бездыханный,
и на его благородное сердце
наступают грязной ногой. Я
думаю, можно умереть, пожертвовать
собой лишь для тех людей,
которые сами способны на это,
для настоящих людей. Здесь
не жалко ничего!
Подвиг...
А как часто жизнь не похожа
на представления некоторых о
подвиге. Подвиг чаще незаметен.
Иногда нужно отказаться от
сотни важных, необходимых дел,
чтобы закончить одно - самое важное,
которое можешь сделать только
ты. Иногда - отказать в помощи, если
нужно сохранить здоровье для
завершения твоего дела. Не всегда
это понимается. Да, жизнь сложна,
и смысл ее найти не просто.
Но как все-таки прекрасно,
что есть символы, как Данко!
"В
жизни всегда есть место подвигам",-
говорит старуха Изергиль. Идею
подвига, возвышенного и облагораживающего,
Горький вложил в свою знаменитую
"Песнь о Соколе", написанную
в 1895 году. Сокол - олицетворение борца
за народное счастье: "О, если б в небо
хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я...
к ранам моей груди и... захлебнулся б моей
он кровью! О счастье битвы!.." Соколу
присущи презрение к смерти, храбрость,
ненависть к врагу. В образе Сокола Горький
воспевает "безумство храбрых". "Безумство,
храбрость - вот мудрость жизни! О, смелый
Сокол. В бою с врагами истек ты кровью.
Но будет время - и капли крови твоей гор
как искры, вспыхнут во мраке жизни и много
смелых сердец зажгут безумной жаждой
свободы, света!"
В 1901
году Горький написал "Песню
о Буревестнике", в которой
с необычайной силой выразил
свое предчувствие нарастающей
революции. Горький воспевал близкую,
несомненную революционную бурю:
"Буря! Скоро грянет буря!". Буревестник
- воплощение героизма. Он противопоставлен
глупому пингвину, и гагарам, и
чайкам, которые стонут и мечутся
перед бурей: "Только гордый
Буревестник реет смело и свободно
над ревущим гневно морем".
В рассказе
"Челкаш" рассказывается о жизни
босяков, оказавшихся вне социальных
классов. "Челкаш" несет в себе
идею свободы, равенства. Горький
очень тонко дает понять, что
босяки - это люди со своими
ценностями, мыслями, чувствами,
может даже более светлыми, чем
у иных, более благополучных слоев
общества. В отличие от многих
романтических героев писателя,
горьковский Челкаш более приближен
реальной жизни, но в душе такой же романтик,
широкой души и мысли человек. Главной
мыслью, которой отдал Челкаш всю свою
жизнь, стала мысль о свободе. Он готов
бросить крепкое крестьянское хозяйство
из ненависти к собственности, которая
порабощает людей, из-за любви к свободе,
свободе от всего: денег, обязанностей
и даже морали.
Горьковскому
романтизму присуще антитеза: Сокол
– Уж, Данко – Лара, Буревестник
– буря, Девушка – смерть. Но
и пейзажи, гиперболические изобретения
– не бесплодные фантазии автора,
они заставляют идти на подвиг,
идти с еще большей решимостью.
Как просто, но исторически справедливо,
актуально прозвучало: «В жизни,
знаешь ли ты, всегда есть место
подвигам» - все герои горьковского
романтизма определяются этой
мыслью; одни ее принимают, другим
она не по душе.
Все
герои ранних произведений Горького
свободные и вольнолюбивые люди,
Наверное, именно поэтому Горький
создал такие разные образы
свободных людей. Но любовь
и свобода, с точки зрения
автора, не совместимые вещи. Именно
это заставляет задумываться
современного читателя. Ведь не
каждый способен приблизиться
к своей мечте.
Значение
ранних произведений Горького
огромно. Читатель поневоле начинает
задумываться о сложнейших философских
вопросах, которые зачастую бывают,
скрыты за гранью повседневности.
jjjjjjjjjjjjjjjjjjjj
Для меня в Горьком
— вся Россия.
Как я не могу представить
себе
Россию без Волги,
так не могу
подумать, что в
ней нет Горького.
К. Паустовский
Горький занимает большое
место в жизни каждого из нас.
Он является представителем бесконечно
талантливого русского народа. Он любил
и досконально знал Россию, язык
своего народа, потому что общался
с людьми разных профессий и мировоззрений.
Не было ничего, чем
бы писатель пренебрегал в этой стране
и что бы не увидел по-своему, по-горьковски.
В своих произведениях
Горький отразил эпоху, в которую
жил. Писатель говорил, что главный
источник его творчества — это
наблюдение над окружающей жизнью.
Он обладал несокрушимой выносливостью,
силой и богатырским здоровьем.
Будущий писатель не гнушался никакой
работы. Природная чуткость и общительность,
добрый нрав помогали ему легко сближаться
с людьми. Чтобы лучше понять жизнь,
людей, молодой Горький исходил
всю Россию. Он сменил множество
профессий: рыбак на промыслах, ночной
сторож, грузчик... Выполняя различные
работы, встречая людей, будущий писатель
пропускает через себя полученные впечатления,
размышляет. Его волнует вопрос,
почему в мире так много бессмысленной
жестокости. Юноша, будучи неравнодушным
человеком, пытается разобраться в
этой круговерти жизни.
Молодой Горький
понимает, что он “призван для того,
чтобы распутать узлы всех заблуждений
и ошибок”. Он ощущает в себе призвание
литератора и начинает писать. Интересны
его ранние романтические произведения,
где Горький выступает как
автор и оригинальный рассказчик.
В рассказах “Макар
Чудра”, “Старуха Изергиль”, “Песня
о Буревестнике” песни и легенды
о смелости, силе духа, свободолюбии
представлены в виде повествования
старого, умудренного жизненным
опытом человека: цыгана Макара Чудры,
молдаванки Изергиль, крымского чабана
Надыр-Рагимоглы. И рядом с ними мы видим
образ еще одного героя — “проходящего”,
слушателя, от лица которого ведется повествование.
Назовем его условно автобиографическим
героем, так как в его судьбе много общего
с судьбой “нижегородского цехового”
Алексея Пешкова. Этот герой занимает
в рассказе не так уж много места, но для
понимания авторской позиции, замысла
и творческого метода значимость его велика.