Футуризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 13:57, доклад

Краткое описание

Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого.

Файлы: 1 файл

Футуризм.doc

— 33.00 Кб (Скачать)

Футуризм

Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.

В отличие от акмеизма, футуризм как течение в  отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление целиком привнесенное с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность.

В принципе, любое  модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».

Футуристы проповедовали  разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого.

Манифест футуризма  состоял из двух частей: текста-вступления и программы, состоявшей из одиннадцати пунктов-тезисов футуристической идеи. Милена Вагнер отмечает, что «в них Маринетти утверждает радикальные изменения в принципе построения литературного текста — «разрушение общепринятого синтаксиса»; «употребление глагола в неопределенном наклонении» с целью передачи смысла непрерывности жизни и упругости интуиции; уничтожение качественных прилагательных, наречий, знаков препинания, опущение союзов, введение в литературу «восприятия по аналогии» и «максимума беспорядка «чтобы литература непосредственно входила во вселенную и сливалась с нею»…

Заключительный, одиннадцатый пункт «Технического  манифеста итальянской литературы»  провозглашал один из важнейших постулатов новой поэтической концепции: «уничтожить Я в литературе».<< Теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слеза женщины».Теперь поднимающийся на сцену поэт стал всеми возможными способами эпатировать публику: оскорблять, провоцировать, призывать к мятежу и насилию.

Футуристы писали манифесты, проводили вечера, где  манифесты эти зачитывались со сцены  и лишь затем — публиковались. Вечера эти обычно заканчивались  горячими спорами с публикой, переходившими  в драки. Так течение получало свою скандальную, однако очень широкую известность. 

Хотя прием  эпатажа широко использовался всеми  модернистскими школами, для футуристов он был самым главным, поскольку, как любое авангардное явление, футуризм нуждался в повышенном к  себе внимании. Равнодушие было для  него абсолютно неприемлемым, необходимым условием существования являлась атмосфера литературного скандала.

Русские авангардисты начала века вошли в историю культуры как новаторы, совершившие переворот  в мировом искусстве. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты.

Футуристы, конечно, были радикалами. Но деньги зарабатывать умели. Однако эта стратегия прекрасно  срабатывала и во вполне материальных целях. Цены варьировались от 25 копеек до 5 рублей. [Учитывая, что разнорабочий зарабатывал тогда 20 рублей в месяц, В прессе футуристов часто обвиняли в корыстолюбии. Например: «Нужно отдать справедливость господам футуристам, кубистам и прочим истам, они умеют устраиваться. Недавно один футурист женился на богатой московской купчихе, взяв в приданое два дома, экипажное заведение и… три трактира.

Однако в своей  основе русский футуризм был все  же течением преимущественно поэтическим: в манифестах футуристов речь шла  о реформе слова, поэзии, культуры. А в самом бунтарстве, эпатировании публики, в скандальных выкриках футуристов было больше эстетических эмоций, чем революционных.

Это понимали и  сами футуристы. Один из участников группы «Мезонин поэзии», Сергей Третьяков  писал: «В чрезвычайно трудное положение  попадают все, желающие определить футуризм (в частности литературный) как школу, как литературное направление, связанное общностью приемов обработки материала, общностью стиля. Им обычно приходится плутать беспомощно между непохожими группировками <...> и останавливаться в недоумении между «песенником-архаиком» Хлебниковым, «трибуном-урбанистом» Маяковским, «эстет-агитатором» Бурлюком, «заумь-рычалой» Крученых. А если сюда прибавить «спеца по комнатному воздухоплаванию на фоккере синтаксиса» Пастернака, то пейзаж будет полон. Еще больше недоумения внесут «отваливающиеся» от футуризма — Северянин, Шершеневич и иные… Все эти разнородные линии уживаются под общей кровлей футуризма, цепко держась друг за друга! <...>

Поэзия русского футуризма была теснейшим образом  связана с авангардизмом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками — В. Хлебников, В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.

Живописец Михаил Ларионов, к примеру, неоднократно подвергался аресту и штрафу за безобразия

В общем, очень  скоро слова «футурист» и «хулиган»  для современной умеренной публики  стали синонимами. Пресса с восторгом  следила за «подвигами» творцов  нового искусства. Это способствовало их известности в широких кругах населения, вызывало повышенный интерес, привлекало все большее внимание.

Раннее творчество Маяковского удивит любого читателя. Творчество Владимира Маяковского  стартовало в 1912 на Московском бульваре. Стихи родились в непринуждённой беседе с Давидом Бурлюком, студентом и другом поэта. Давид Бурлюк представил молодого Владимира Маяковского своим друзьям. Бурлюка считают *отцом Русского футуризма*.Поэзию Маяковского можно описать как *словесную живопись*, стихи его читаются как *кубизм в искусстве*.Второй типичный футуризм в творчестве поэта Маяковского - это урбанизм Ранние поэмы также характеризуются любовью поэта Маяковского к революции. Любовь к четырём женщинам, самой любимой и дорогой из которых, всё-таки, была Лилечка Брик, разрыв с любимой, одиночество, революционные взгляды, предательство друзей - всё это явилось слоённым пирогом из многих причин, из-за которых поэт совершил четыре попытки самоубийства.

Информация о работе Футуризм