Функциональные стили речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:45, реферат

Краткое описание

Функциональные стили речи — используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

Файлы: 1 файл

Функциональные стили речи.doc

— 46.00 Кб (Скачать)

Функциональные  стили речи — используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

Функциональные  стили во избежание путаницы с  языковыми стилями иногда называют языковыми жанрами, функциональными разновидностями языка. Каждый функциональный стиль обладает своими особенностями использования общелитературной нормы, он может существовать как в письменной, так и в устной форме. Выделяют пять основных разновидностей функциональных стилей речи, различающихся условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный. 
 

Ле́ксика (от др.-греч. τ λεξικός — «относящийся к слову», от λέξις — «слово», «оборот речи») — совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания об объектах реальной действительности. Например, лексика современного русского языка состоит более чем из полумиллиона слов. 

По социальному  употреблению, происхождению и функциональной направленности лексика разделяется  на пласты, между которыми нет жёстких  границ. Все социальные преобразования в жизни общества отражены в лексике языка. 

Словарный состав языка — наиболее открытая и подвижная сфера языка. В  него непрерывно входят новые слова  и постепенно уходят старые. Нарастающая  сфера человеческих знаний прежде всего  закрепляется в словах и их значениях, благодаря чему лексических приобретений в языке становится все больше. Образование, наука, новейшие технологии, сведения из других культур — всё это формирует новый тип современного общества (информационное), в котором формируется новый языковой стиль — стиль эпохи информационного развития. 

Лексика — весь словарный запас языка, в котором выделяют активную и  пассивную составляющие.

Архаизмы  — устаревшие слова.

Неологизмы  — новые слова.

Омонимы — одно слово, имеющее несколько  значений.

Антонимы — противоположные по значению.

Паронимы  — частичное звуковое сходство, разные по значению.

Однозначные слова — слова, имеющие одно значение.

Многозначные  слова — слова, имеющие два  и более значений. 

Морфе́мика — морфемный строй языка (совокупность и типы вычленяемых в словах морфем), а также раздел языкознания, изучающий морфологические модели языка типы и структуру морфем, их формальные разновидности (морфы) и закономерности расположения морфем в более протяжённых языковых единицах (основах, словоформах). Поскольку аффиксы — грамматические морфемы — относятся к сфере грамматики, морфемика может рассматриваться как часть грамматики, охватывающая аспекты морфологии и словообразования, описывающие аффиксы и выражаемые ими грамматические и словообразовательные значения. 

Си́нтаксис (от др.-греч. σύνταξις — «построение, порядок, составление») — раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний. 

В синтаксисе решаются следующие основные вопросы:

связь слов в словосочетаниях и предложениях;

рассмотрение видов синтаксической связи;

определение типов словосочетаний и предложений;

определение значения словосочетаний и предложений;

соединение  простых предложений в сложные. 

Синтаксис текста

Объектами изучения которого являются структурные  схемы словосочетания, простого и сложного предложения, сложного синтаксического целого, а различного рода высказывания, связанные с ситуацией речи, а также строение текста, выходящего за пределы сложного синтаксического целого. Изучение этих явлений имеет большое значение для лингвостилистического и психолингвистического анализа текста. 
 

Разговорный стиль — функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.

Особенности 

Обычная форма реализации разговорного стиля  — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует  предварительный отбор языкового материала. 

В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые  факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка. 

Для разговорного стиля характерны эмоциональность, образность, конкретность, простота речи. Например, в булочной не кажется  странной фраза: «Пожалуйста, с отрубями, один». 

Непринуждённая  обстановка общения обусловливает  большую свободу в выборе эмоциональных  слов и выражений: шире употребляются  слова разговорные (глупить, ротозей, говорильня, хихикать, гоготать), просторечные (заржать, рохля, аховый, растрёпа), жаргонные (родители — предки, железно, мирово). 

В разговорном  стиле речи, особенно при быстром  её темпе, возможна меньшая редукция гласных, вплоть до полного их выпадения  и упрощения групп согласных. Словообразовательные особенности: широко употребляются суффиксы субъективной оценки. Для усиления экспрессивности употребляется удвоение слов. 

Ограничена: абстрактная лексика, иноязычные слова, книжные слова. 

В качестве примера можно привести высказывание одного из персонажей рассказа А. П. Чехова «Месть»: 

— Отворите же, черт возьми! Долго ли ещё мне  придется коченеть на этом сквозном ветру? Если б вы знали, что в вашем коридоре двадцать градусов мороза, вы не заставили бы меня ждать так долго! Или, быть может, у вас нет сердца? 

В этом небольшом отрывке нашли отражение  следующие черты разговорного стиля: — вопросительные и восклицательные предложения, — междометие разговорного стиля черт возьми, — личные местоимения 1 и 2 лица, глаголы в этой же форме. 

Ещё один пример — отрывок из письма А. С. Пушкина к жене, Н. Н. Пушкиной, от 3 августа 1834 года: 

Стыдно, женка. Ты на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущен, что не знал, что и подумать. Письмо твое успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актеров, скверно играющих старую, скверную оперу? <…> Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура. 

В этом отрывке проявились следующие языковые признаки разговорного стиля: — использование разговорной и просторечной лексики: женка, таскаться, скверный, разъезжать, что за охота, союз да в значении ‘но’, частицы уж и вовсе не, вводное слово видно, — слово с оценочным словообразовательным суффиксом городишко, — инверсионный порядок слов в некоторых предложениях, — лексический повтор слова скверный, — обращение, — наличие вопросительного предложения, — употребление личных местоимений 1 и 2 лица единственного числа, — употребление глаголов в настоящем времени, — употребление отсутствующей в языке формы множественного числа слова Калуга (по Калугам разъезжать) для обозначения всех маленьких провинциальных городов. 

Лексические средства 

Разговорные слова и фразеологизмы: вымахал (вырос), электричка (электропоезд), лексика с эмоционально-экспрессивной окраской (классный, умница, ужасный), уменьшительно-ласкательные суффиксы (серенький). 

Публицистический  стиль — функциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, памфлет, ораторская речь. 

Публицистический  стиль служит для воздействия  на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется  наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др. На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы. 

Для публицистического  стиля характерно использование  оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис). 

Этот  стиль употребляется в сфере  политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга  специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата. 

Функции публицистического стиля:

Информационная - стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях

Воздействующая - стремление повлиять на мнение людей 

Задача  речи:

воздействовать  на массовое сознание

призывать к действию

сообщать  информацию 

Лексика имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную  окраску, включает разговорные, просторечные и жаргонные элементы. Лексика, характерная  для публицистического стиля, может употребляться и в других стилях: в официально–деловом, научном. Но в публицистическом стиле она приобретает особую функцию – создать картину событий и передать адресату впечатления журналиста от этих событий. 
 
 

Это очень  важный стиль, с помощью него можно передать то, что нельзя передать другими стилями речи.

Информация о работе Функциональные стили речи