"Психологический отчет
одного преступления" стал сюжетной
канвой романа, главную мысль
которого Достоевский контурно
очертил так: "Неразрешимые вопросы
восстают перед убийцею, неподозреваемые
и неожиданные чувства мучают
его сердце. Божия правда, земной
закон берет свое, и он —
кончает тем, что принужден
сам на себя донести. Принужден,
чтобы хотя погибнуть в каторге,
но примкнуть опять к людям...".
Точно и многогранно изображены
в романе Петербург и "текущая
действительность", богатство социальных
характеров, "целый мир сословных
и профессиональных типов", но это
действительность преображенная и открытая
художником, взгляд которого проникает
до самой сути вещей. Напряженные философские
диспуты, пророческие сны, исповеди и кошмары,
гротескно-карикатурные сцены, естественно
переходящие в трагические, символические
встречи героев, апокалиптический образ
призрачного города органично сцеплены
в романе Достоевского. Роман, по словам
самого автора, "удался чрезвычайно"
и поднял его "репутацию как писателя".
В 1866 истекающий срок
контракта с издателем вынудил
Достоевского одновременно работать
над двумя романами — "Преступление
и наказание" и "Игрок".
Достоевский прибегает к необычному
способу работы: 4 октября 1866 к
нему приходит стенографистка
А.Г. Сниткина; он начал диктовать
ей роман "Игрок", в котором
отразились впечатления писателя
от знакомства с Западной Европой.
В центре романа столкновение
"многоразвитого, но во всем
недоконченного, изверившегося и
не смеющего не верить, восстающего
на авторитеты и боящегося
их" "заграничного русского"
с "законченными" европейскими
типами. Главный герой — "поэт
в своем роде, но дело в том,
что он сам стыдится этой
поэзии, ибо глубоко чувствует
ее низость, хотя потребность
риска и облагораживает его
в глазах самого себя".
Зимой 1867 Сниткина становится
женой Достоевского. Новый брак
был более удачен. С апреля 1867
до июля 1871 Достоевский с женой
живет за границей (Берлин, Дрезден,
Баден-Баден, Женева, Милан, Флоренция).
Там 22 февраля 1868 родилась дочь
Софья, внезапную смерть которой
(май того же года) Достоевский
тяжело переживал. 14 сентябре 1869 родилась
дочь Любовь; позже в России 16
июля 1871 — сын Фёдор; 12 авг. 1875 —
сын Алексей, умерший в трехлетнем
возрасте от припадка эпилепсии.
В 1867—1868 Достоевский
работал над романом "Идиот".
"Идея романа,—указывал автор,—
моя старинная и любимая, но
до того трудная, что я долго
не смел браться за нее. Главная
мысль романа — изобразить
положительно прекрасного человека.
Труднее этого нет ничего на
свете, а особенно теперь ..."
К роману "Бесы" Достоевский
приступил, прервав работу над
широко задуманными эпопеями "Атеизм"
и "Житие великого грешника"
и наскоро сочинив "повестушку"
"Вечный муж". Непосредственным
толчком к созданию романа
послужило "нечаевское дело".
Деятельность тайного общества "Народная
расправа", убийство пятью членами
организации слушателя Петровской
земледельческой академии И.И.
Иванова — вот события, легшие
в основу "Бесов" и получившие
в романе философско-психологическую
интерпретацию. Внимание писателя
привлекли обстоятельства убийства,
идеологические и организационные
принципы террористов ("Катехизис
революционера"), фигуры соучастников
преступления, личность руководителя
общества С.Г. Нечаева. В процессе
работы над романом замысел
многократно видоизменялся. Первоначально
— это непосредственный отклик
на события. Рамки памфлета
в дальнейшем значительно расширились,
не только нечаевцы, но и деятели
1860-х, либералы 1840-х гг., Т.Н. Грановский,
петрашевцы, Белинский, В.С. Печерин,
А.И. Герцен, даже декабристы и
П.Я. Чаадаев попадают в гротескно-трагическое
пространство романа.
Постепенно роман перерастает
в критическое изображение общей
"болезни", переживаемой Россией
и Европой, ярким симптомом
которой являются "бесовство"
Нечаева и нечаевцев. В центре
романа, в его философско-идеологическом
фокусе помещаются не зловещий
"мошенник" Пётр Верховенский
(Нечаев), а загадочная и демоническая
фигура "все позволившего" себе
Николая Ставрогина.
В июле 1871 Достоевский
с женой и дочерью возвратились
в Петербург. Лето 1872 года писатель
с семьей провел в Старой
Руссе; этот город стал постоянным
местом летнего пребывания семьи.
В 1876 Достоевский приобрел здесь
дом.
В 1872 писатель посещает
"среды" князя В. П. Мещерского,
сторонника контрреформ и издателя
газеты-журнала "Гражданин". По
просьбе издателя, поддержанный
А. Майковым и Тютчевым, Достоевский
в декабре 1872 соглашается принять
на себя редакторство "Гражданина",
заранее оговорив, что берет на
себя эти обязанности временно.
В "Гражданине" (1873) Достоевский
осуществил давно задуманную
идею "Дневника писателя" (цикл
очерков политического, литературного
и мемуарного характера, объединенных
замыслом непосредственного, личного
общения с читателем), опубликовал
ряд статей и заметок (в том
числе политические обзоры "Иностранные
события"). Скоро Достоевский начал
тяготиться ред. работой, все
более резкий характер принимали
и столкновения с Мещерским,
очевиднее стала невозможность
превратить еженедельник в "орган
людей с независимым убеждением".
Весной 1874 писатель отказался от
редакторства, хотя эпизодически
сотрудничал в "Гражданине"
и позднее. В связи с ухудшением
здоровья (усилившейся эмфиземой
легких) в июне 1847 он уезжает для
лечения в Эмс и повторяет
поездки туда в 1875, 1876 и 1879.
В середине 1870-х гг.
возобновились отношения Достоевского
с Салтыковым-Щедриным, прервавшиеся
в разгар полемики между "Эпохой"
и "Современником", и с Некрасовым,
по предложению которого (1874) писатель
печатает в "Отечественных
записках" свой новый роман
"Подросток" — "роман воспитания",
своего рода "Отцы и дети"
Достоевского.
Личность и мировоззрение
героя формируются в обстановке
"всеобщего разложения" и распада
устоев общества, в борьбе с
соблазнами века. В исповеди подростка
анализируется сложный, противоречивый,
хаотичный процесс становления
личности в "безобразном"
и утратившем "нравственный центр"
мире, медленное вызревание новой
"идеи" под мощным влиянием
"великой мысли" скитальца
Версилова и философии жизни
"благообразного" странника Макара
Долгорукого.
В кон. 1875 Достоевский
вновь возвращается к публицистической
работе — "моножурналу" "Дневник
писателя" (1876 и 1877), имевшему большой
успех и позволивший писателю
вступить в прямой диалог с
читателями-корреспондентами. Автор
так определял характер издания:
"„Дневник писателя" будет
похож на фельетон, но с тою
разницею, что фельетон за месяц
естественно не может быть
похож на фельетон за неделю.
Я не летописец: это, напротив,
совершенный дневник в полном
смысле слова, то есть отчет
о том, что наиболее меня
заинтересовало лично". "Дневник"
1876—1877 — сплав публицистических
статей, очерков, фельетонов, "антикритик",
мемуаров и художественных произведений.
В "Дневнике" преломились непосредственные,
по горячим следам, впечатления
и мнения Достоевского о важнейших
явлениях европейской и русской
общественно-политической и культурной
жизни, волновавшие Достоевского
юридические, социальные, этико-педагогические,
эстетические и политические
проблемы. Большое место в "Дневнике"
занимают попытки писателя увидеть
в современном хаосе контуры
"нового создания", основы "складывающейся"
жизни, предугадать облик "наступающей
будущей России честных людей,
которым нужна лишь одна правда".
Критика буржуазной
Европы, глубокий анализ состояния
пореформенной России парадоксальным
образом сочетаются в "Дневнике"
с полемикой против различных
течений социальной мысли 1870-х
гг., от консервативных утопий
— до народнических и социалистических
идей.
В последние годы
жизни возрастает популярность
Достоевского. В 1877 он был избран
членом-корреспондентом Петербургской
АН. В мае 1879 писателя пригласили
на Международный литературный
конгресс в Лондон, на сессии
которого он был избран членом
почетного комитета международной
литературной ассоциации. Активно
участвует Достоевский в деятельности
Петербургского Фребелевского общества.
Часто выступает на литературно-музыкальных
вечерах и утренниках с чтением
отрывков из своих произведений
и стихотворений Пушкина. В
январе 1877 Достоевский под впечатлением
"Последних песен" Некрасова
навещает умирающего поэта, часто
видится с ним в ноябре; 30 декабре
произносит речь на похоронах
Некрасова.
Деятельность Достоевского
требовала непосредственного знакомства
с "живой жизнью". Он посещает
(при содействии А. Ф. Кони) колонии
малолетних преступников (1875) и Воспитательный
дом (1876). В 1878 после смерти любимого
сына Алёши совершает поездку
в Оптину пустынь, где беседует
со старцем Амвросием. Особенно
волнуют писателя события в
России. В марте 1878 Достоевский
находится на процессе Веры
Засулич в зале Петербургского
окружного суда, а в апреле
отвечает на письмо студентов,
просивших высказаться по поводу
избиения лавочниками участников
студенческой демонстрации; В феврале
1880 присутствует на казни И.
О. Млодецкого, стрелявшего в М.
Т. Лорис-Меликова. Интенсивные, многообразные
контакты с окружающей действительностью,
активная публицистическая и
общественная деятельность служили
многосторонней подготовкой к
новому этапу творчества писателя.
В "Дневнике писателя" вызревали
и опробовались идеи и сюжет
его последнего романа. В конце
1877 Достоевский объявил о прекращении
"Дневника" в связи с намерением
заняться "одной художнической
работой, сложившейся ... в эти
два года издания „Дневника"
неприметно и невольно".
"Братья Карамазовы"
— итоговое произведение писателя,
в котором художественное воплощение
получили многие идеи его творчества.
История Карамазовых, как писал
автор,— это не просто семейная
хроника, а типизированное и
обобщенное "изображение нашей
современной действительности, нашей
современной интеллигентской России".
Философия и психология "преступления
и наказания", дилемма "социализма
и христианства", извечная борьба
"божьего" и "дьявольского"
в душах людей, традиционная
для классической русской литературы
тема "отцов и детей" —
такова проблематика романа.
В "Братьях Карамазовых"
уголовное преступление связано
с великими мировыми "вопросами"
и вечными художественно-философскими
темами.
В январе 1881 Достоевский
выступает на заседании совета
Славянского благотворительного
общества, работает над первым
выпуском возобновленного "Дневника
писателя", разучивает роль схимника
в "Смерти Иоанна Грозного"
А. К. Толстого для домашнего
спектакля в салоне С. А.
Толстой, принимает решение "непременно
участвовать в пушкинском вечере"
29 января. Он собирался "издавать
„Дневник писателя" ... в течение
двух лет, а затем мечтал
написать вторую часть „Братьев
Карамазовых", где появились бы
почти все прежние герои...".
В ночь с 25 на 26 января у Достоевского
пошла горлом кровь. Днем 28 января
Достоевский попрощался с детьми,
в 8 ч. 38 мин. вечера он скончался.
31 января 1881 при огромном
стечении народа состоялись похороны
писателя. Он похоронен в Александро-Невской
лавре в Петербурге.