Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:27, реферат
Мир произведения представляет собой систему, так или иначе соотносимую с миром реальным. Выявление, отбор и изображение тех или иных значимых с точки зрения автора компонентов являются важной составляющей творческого процесса. Воссоздать предмет (вещь, портрет, пейзаж) во всех его особенностях писатель не в состоянии, и именно деталь или совокупность деталей замещает в тексте целое, вызывая у читателя нужные автору ассоциации.
Глава1.
Деталь как литературоведческая
категория.
1.1. Изучение художественной
детали. Понятие и типология
художественной детали.
Мир произведения представляет собой
систему, так или иначе соотносимую с миром
реальным. Выявление, отбор и изображение
тех или иных значимых с точки зрения автора
компонентов являются важной составляющей
творческого процесса. Воссоздать предмет
(вещь, портрет, пейзаж) во всех его особенностях
писатель не в состоянии, и именно деталь
или совокупность деталей замещает в тексте
целое, вызывая у читателя нужные автору
ассоциации.
Показательно суждение о деталях
писателя С.Антонова: «В конечном счете,
ценность детали не в богатстве ассоциаций,
не в длине цепи представлений и образов.
Ведь вся эта цепь, если бы она была выписана
автором, служила бы только средством
для того, чтобы воссоздать в душе читателя
то же самое ощущение, которое испытывает
сам автор. Свойство счастливо найденной
детали и состоит в том, что она способна
возбудить это результативное ощущение
сразу, как бы минуя всю последовательно-логическую
цепь представлений и образов, заставляя
читателя подсознательно, с быстротой
молнии прочувствовать все промежуточные
ступени познания предмета». [1]
Художественная деталь является
объектом изучения таких разделов литературоведения,
как историческая поэтика и теоретическая
поэтика. С точки зрения исторической
поэтики подлежит литературоведческому
описанию обновление, развитие принципов
и приемов детализации - от эпохи к эпохе,
от гения к гению. Исходя из основных положений
теоретической поэтики, место детали в
структуре художественной формы определяется
в изображенном или предметном мире произведения.
Выявление выбранных писателем
деталей или системы деталей, которую
целеустремленно использует писатель,
другими словами, выявление соответствия
данного «преобразования действительности»
идее произведения – одна из актуальных
проблем современного литературоведения.
Важным шагом в ее решении является классификация
художественных деталей. Как в лингвистике,
так и в литературоведении общей классификации
деталей не сложилось.
В. Е. Хализев в пособии «Теория
литературы» пишет: «В одних случаях писатели
оперируют развернутыми характеристиками
какого-либо явления, в других - соединяют
в одних и тех же текстовых эпизодах разнородную
предметность». [19]
Е.С. Добин предложил типологию деталей, исходя из критерия: единичность/множество, и для обозначения выделенных типов использовал разные термины: «Подробность воздействует во множестве. Деталь тяготеет к единичности. Она заменяет ряд подробностей. Деталь - интенсивна. Подробности - экстенсивны». Далее исследователь оговаривается, что разница между деталью и подробностью «только в степени лаконизма и уплотненности» и что она «не абсолютна», есть «переходные формы».
Тяготение к «единичности» или к «множеству» требует объяснения, является следствием различных функций детали и подробности. Если вдуматься в приведенные им примеры «деталей», прослеживается закономерность: выделены не просто характерные черты, представляющие целое через его часть. Названо то, что намекает на некое противоречие в предмете, что совсем, казалось бы, необязательно для: него - поэтому деталь и заметна, и не теряется во множестве «подробностей». И она экспрессивна, т. е. при верном ее прочтении читатель приобщается к авторской системе ценностей.
Деталь, вносящая в образ диссонанс, или, если воспользоваться известным термином Шкловского, «остранняющая» деталь, имеет огромное познавательное значение. Она как бы приглашает читателя внимательнее присмотреться к предмету, не скользить по поверхности явлений. Выпадая из ряда, из ансамбля, она останавливает на себе внимание. Вводя «остранняющую» деталь, писатели часто прибегают к гиперболе.
Заметности детали, в той или иной степени контрастирующей с общим фоном, способствуют композиционные приемы: повторы, «крупный план», «монтаж», ретардации и др. Символическая деталь может быть вынесена в заглавие произведения. Деталь-заглавие - мощный прожектор, в свете которого видны единство художественного целого, присутствие автора в композиции.
Подробность же (в понимании Добина) ближе к знаку, чем к символу, ее появление в тексте, вызывает, прежде всего, радость узнавания, возбуждая устойчивую цепь ассоциаций. Подробности-знаки рассчитаны на определенный горизонт ожидания читателя, на его способность дешифровать тот или иной культурный код.
Нет однозначного мнения и
по вопросу о том, является
ли деталь образом. Одни
К художественной детали мы
относим преимущественно
Л.В.Чернец предлагает группировать виды
деталей, исходя из стиля произведения,
принципы выявления которого определены
А.Б. Есиным.
А.Б. Есин в классификации деталей
выделяет детали внешние и психологические.
Внешние детали рисуют внешнее, предметное
бытие людей, их наружность и среду обитания
и подразделяются на портретные, пейзажные
и вещные, а психологические - изображают
внутренний мир человека.
Ученый обращает внимание на условность
такого деления: «Внешняя деталь становится
психологической, если передает, выражает
те или иные душевные движения (в таком
случае имеется ввиду психологический
портрет) или включается в ход размышлений
и переживаний героя.
По характеру художественного воздействия различаются детали-подробности и детали-символы. Подробности действуют в массе, описывая предмет или явление со всех мыслимых сторон, символическая деталь единична, старается схватить сущность явления разом, выделяя в ней главное. Деталь-подробность создает также особую убедительность в описаниях предметного мира. С помощью детали-подробности передаются и сложные психологические состояния, здесь этот принцип использования детали незаменим. Символическая же деталь имеет свои преимущества, в ней удобно выражать общее впечатление о предмете или явлении, с ее помощью хорошо улавливается общий психологический тон. Деталь-символ часто с большой ясностью передает и авторское отношение к изображаемому.
Перейдем теперь к конкретному рассмотрению разновидностей художественных деталей:1) портрет, 2)пейзаж, 3)мир вещей, 4)психологизм.
1)Под литературным портретом понимается изображение в художественном произведении всей внешности человека, включая сюда и лицо, и телосложение, и одежду, и манеру поведения, и жестикуляцию, и мимику. С портрета обыкновенно начинается знакомство читателя с персонажем. Всякий портрет в той или иной степени характерологичен — это значит, что по внешним чертам мы можем хотя бы бегло и приблизительно судить о характере человека.
2)Пейзажем в литературе называется изображение в произведении живой и неживой природы. Пейзаж выполняет существенные функции. Первая и простейшая функция пейзажа — обозначать место действия. Пейзаж как место действия важен еще и потому, что оказывает незаметное, но, тем не менее, очень важное воспитывающее влияние на формирование характера.
3)На ранних стадиях развития мир вещей не получал широкого отражения, а сами вещные детали были мало индивидуализированы. Вещь изображалась лишь постольку, поскольку она оказывалась знаком принадлежности человека к определенной профессии или же знаком общественного положения. Непременными атрибутами царского сана были трон, корона и скипетр, вещи воина - это прежде всего его оружие, земледельца - соха, борона и т. п. Такого рода вещь, которую мы назовем аксессуарной, еще никак не соотносилась с характером конкретного персонажа, то есть здесь шел тот же процесс, что и в портретной детализации: индивидуальность человека еще не; была освоена литературой, а следовательно, не было еще надобности индивидуализировать саму вещь. С течением времени аксессуарная вещь хотя и остается в литературе, но утрачивает свое значение, не несет сколько-нибудь значимой художественной информации.
4) При анализе психологических деталей следует обязательно иметь в виду, что в разных произведениях они могут играть принципиально различную роль. В одном случае психологические детали немногочисленны, носят служебный, вспомогательный характер — тогда мы говорим об элементах психологического изображения; их анализом можно, как правило, пренебречь. В другом случае психологическое изображение занимает в тексте существенный объем, обретает относительную самостоятельность и становится чрезвычайно важным для уяснения содержания произведения. В этом случае в произведении возникает особое художественное качество, называемое психологизмом. Психологизм — это освоение и изображение средствами художественной литературы внутреннего мира героя: его мыслей, переживаний, желаний, эмоциональных состояний и т. п., причем изображение, отличающееся подробностью и глубиной.
Художественная деталь в произведении – частность, дающая представление о целом. Выбор, расстановка и соотношение деталей в произведении определяют своеобразие творческого метода, стиля писателя. Именно в детализации, прежде всего запечатляются особенности авторского видения действительности, творческая индивидуальность писателя.
Данный параграф был посвящен изучению художественной детали. Мы пришли к выводу что, как в лингвистике, так и в литературоведении общей классификации деталей не сложилось. Более подробно были рассмотрены классификации Е.С. Добина и А. Б. Есина. На эти классификации мы и будем опираться при анализе поздних повестей Л. Н. Толстого.
Информация о работе Деталь как литературоведческая категория