Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:35, доклад
Цветовая организация произведения удивляет. Анализируя использование цвета в романе “Преступление и наказание”, можно сказать, что все произведение создано практически на одном желтом фоне. Но гамма красок в описаниях писателя вовсе не ограничивается только желтым цветом, так как на протяжении всего романа мы встречаем белый, красный, черный и другие цвета, которые играют немаловажную роль во всех описаниях. Рассмотрим все цвета по отдельности.
Роман фёдора михайлочива Достоевского «Преступление и наказание» наполнен символами. Двойное значение имеют не только действия и портреты героев; звуки, запахи и, особенно, цвета передают атмосферу произведения, отражают главную идею автора.
Цветовая организация произведения удивляет. Анализируя использование цвета в романе “Преступление и наказание”, можно сказать, что все произведение создано практически на одном желтом фоне. Но гамма красок в описаниях писателя вовсе не ограничивается только желтым цветом, так как на протяжении всего романа мы встречаем белый, красный, черный и другие цвета, которые играют немаловажную роль во всех описаниях. Рассмотрим все цвета по отдельности.
Желтый. Психологи говорят, что жёлтый
цвет – это символ лёгкости, непринуждённости,
общительности, раскованности, смелости
и любознательности, однако в романе он
имеет совершенно другой символический
смысл, и вот почему. Сам по себе жёлтый
окрас яркий, радостный. Однако чрезмерное
его использование даёт противоположный
эффект. Обилие одного и того же действует
убивающее: желтый цвет Достоевского во
всех описаниях людей и вещей — это болезненный
цвет. К тому же в романе в основном грязно-жёлтые
тона, что тоже имеет своё значение.
Например: “Она поставила перед ним свой собственный
надтреснутый чайник, со слитым уже чаем,
и положила два желтых кусочка сахару”;
“Когда он оглянулся, то увидел, что сидит
на стуле, что его поддерживает справа
какой-то человек, что слева стоит другой
человек, с желтым стаканом, наполненным
желтою водою...”
Здесь “желтый сахар” сочетается с надтреснутым
сломанным чайником и “слитым чаем”,
который также имеет желтый цвет. Во втором
примере — “желтый стакан”, т.е. давно
не мытый, с налетом желтой ржавчины, и
желтая рисовая вода непосредственно
связаны с болезнью героя, с его обморочным
состоянием. Болезненная убогая желтизна
встречается и при описании других вещей,
например: “пожелтелая меховая кацавейка” Алены
Ивановны, “совсем рыжая, вся в дырах и
пятнах” шляпа Раскольникова и т.д.
Желтый цвет преобладает в описании и
той комнаты, в которую прошел молодой
человек, с желтыми обоями... “Мебель вся очень старая из желтого
дерева... громовые картинки в желтых рамках...” Так описывает
автор квартиру старухи процентщицы. А
вот описание жилища Раскольникова: “Это
была крошечная клетушка, шагов в б длиной,
имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими,
пыльными, всюду отставшими от стены обоями...”
Словосочетание “жёлтый билет”
тоже создаёт цветовой фон произведения.
Желтый цвет в описании предметов гармонирует
с болезненной желтизной героев романа,
окруженных этими предметами. В описании
портретов большинства героев романа
встречается тот же болезненно-желтый
цвет. Например: Мармеладов — “с отекшим от постоянного
пьянства желтым, даже зеленоватым лицом
и с припухшими веками...”; лицо Порфирия
Петровича было “цвета больного, темно-желтого”.
Весь спектр оттенков – от тёмно- до ярко-жёлтого: цвет заходящего солнца, огненное перо на Сониной шляпе, золотая медаль Катерины Ивановны.
В первой части романа синоним жёлтого – “жёлчный”. «Тяжёлая, жёлчная, злая улыбка змеилась по его губам. Он прилёг головой на свою тощую и затасканную подушку и думал, долго думал... Наконец ему стало душно и тесно в этой жёлтой каморке”. Какое назойливое жужжание слышится в этих фразах! Оно ассоциируется со зноем и сухой пылью Петербурга. “Проснулся он жёлчный, раздражительный, злой и с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко”. Здесь слышится уже и злобное шипение. Тихий, но назойливый звук больше всего раздражает наши нервы. Как не сойти с ума в такой обстановке!
Вадим Кожинов заметил, что при жизни Достоевского слова “жёлтый” и “жёлчный” писались через “о”. Вот что отмечает по этому поводу критик: “...это написание как-то грубее и выразительнее... Стоило бы и теперь восстановить это начертание: оно подчёркивало бы то особенное значение, которое вложил в эти слова Достоевский”.
Иногда в описании портретов
героев определение “желтый” уступает
место близкому по эмоциональной
и цветовой окраске определению
“бледный”. Например: “бледное, с горящими глазами лицо”
Сонечки, “... краска бросилась в бледное лицо
Дуни” и т.д. Желтизна и бледность
— неотъемлемая характеристика всех жителей
Петербурга. Это подтверждается в эпизоде
встречи Сони с незнакомым барином: “широкоскулистое
лицо его было довольно приятно, и цвет
лица был свежий, не петербургский...”
Красный.
Возможно, второй по значимости в «преступлении
и наказании» красный цвет.
Одним из самых повторяющихся является и красный цвет. В романе он имеет множество оттенков, поэтому и трактоваться может по-разному. Самым ярким примером является сцена убийства Раскольниковым старухи процентщицы. Кажется, что этот эпизод окрашен в кровавый цвет: “кровь хлынула, как из опрокинутого стакана”, “целая лужа крови”, “красный сафьян”, Прежде всего он принялся было вытирать об красный гарнитур свои запачканные в крови руки”. Красный цвет означает начало активности, агрессии. Когда Катерина Ивановна волновалась, на щеках у неё выступали красные пятна. В том, что силы пришли к Раскольникову только после первого удара топором по голове Алёны Ивановны, чувствуется какая-то животная жажда крови. Не случайно и то, что парни из первого сна Раскольникова, добивающие лошадёнку, были пьяные и тоже красные.
В романе есть оттенки красного, “скрывающиеся” в именах героев. Например, Порфирий по-гречески – багряный, пурпурный. Порфира – багряница. Т.А. Касаткина в своих комментариях к «Преступлению и наказанию» писала, что имя не случайно для человека, который будет “истязать” Раскольникова, “издеваться” над ним. Цветовым является и само имя Раскольникова. По-гречески Родион – розовый. Довольно странное определение для убийцы. В психологии розовый цвет означает нежность, порой желание уйти от действительности. И на самом деле, искренние, добрые поступки героя убеждают нас в чуткости и ранимости его богатой души, несмотря на совершённое им двойное убийство.
Зелёный. В романе встречается ещё и зелёный цвет. В этом произведении он всегда является резким контрастом по отношению к окружающей обстановке. Например, в своём первом сне Раскольников видел “серенькое время”, “удушливый день”, чернеющийся вдали лесок, чёрную дорожную пыль, пьяные и страшные рожи, а затем – яркое цветовое пятно – зелёный купол каменной церкви. Это сопоставление не случайно. Далее мы увидим, что зелёный – цвет защиты, покрова. Зелень деревьев и травы – отдых для Раскольникова: “Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к извёстке и к громадным, теснящим и давящим домам”.
После своего вынужденного грехопадения во имя близких Соня Мармеладова укуталась с головой в большой зелёный драдедамовый платок, словно желая найти покой и утешение под его покровом. Известно, что зелёный цвет – символ Богородицы.
Дочь пожилой купчихи, принявшей Раскольникова за нищего и давшей ему деньги, держала в руках зелёный зонтик. Возможно, зонт здесь сравнивается с куполом церкви из сна Раскольникова и платком Мармеладовах и является защитой и от палящего солнца.
Зелёный встречается во втором, “африканском” сне Раскольникова об оазисе, выражая неосознанную жажду душевной ясности и чистоты, наяву же это чувство подавляется.
Проснувшись после своего страшного сна, Раскольников садится под деревом, густая зелёная крона которого тоже своеобразный купол церкви, как будто перенесённой в реальность. Именно здесь герой вспоминает Бога: “Слава Богу, это только сон!” Именно здесь происходит осмысление Раскольниковым всей “безобразности” его мечты. Дерево – это храм, в котором происходит очищение души героя.
Голубой. Возможно, голубой и синий цвета – символы Сони Мармеладовой. Стоит вспомнить описание этой девушки: “Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами”. В комнате Сони, кроме “желтоватых, обшмыганных и истасканных обоев”, есть ещё одно цветовое пятно – синенькая скатерть. Говорят, что человек, предпочитающий синий цвет, отличается рассудительностью, философским настроением. Софья – значит мудрая, а синий и голубой – цвета спокойного, чистого неба – подчёркивают эту особенность Сонечки Мармеладовой, истинную глубину и необъяснимость её души. Грезившиеся Раскольникову “чудесная голубая вода” и “замечательные голубые глаза” Сонечки взаимосвязаны. Перед убийством старухи Раскольникову казалось, что он находится в пустыне и с жадностью пьёт воду из журчащего ручья. Вода в Африке – спасение. Сонечка с её бездонными голубыми глазами – спасение для Раскольникова.
У Свидригайлова тоже голубые глаза, но, по словам автора, “смотрели они холодно, пристально и вдумчиво”. Значит, Достоевский по-разному использовал всевозможные нюансы одного и того же цвета. То же самое с цветом глаз главного героя: “прекрасные темные глаза Раскольникова с горящим взглядом” на первых страницах романа и эти же глаза “с воспаленным”, а затем и “помертвевшим взглядом” после совершенного убийства. По этим примерам можно увидеть, как цвет, обозначенный даже косвенно, передает состояние души героя: от прекрасно-темного, т.е. глубокого, цвета к “воспаленному”, т.е. естественно блестящему, и затем к помертвевшему, т.е. бесцветному.
Чёрный. Чёрный цвет – загадка, неизвестность. Когда Раскольников поднимался по “чёрной” лестнице, “тёмной и узкой”, в тёмную квартиру Алёны Ивановны, он ещё не знал, решится ли в действительности на убийство. Когда герой приходит сюда во второй раз, “два вострые и недоверчивые взгляда уставились на него из темноты”. Входя в эту страшную комнату, герой как будто шагнул с порога своего дома «в тёмную, беспросветную ночь, когда совсем ничего не видно, в ночь, которая обрекает его на гибель». Фамилия Раскольникова полностью соответствует его “прекрасным тёмным глазам”.
Белый Контрастный чёрному белый цвет – символ чистоты, невинности, но в то же время скорби и печали. У кроткой Сонечки были белокурые волосы. Но у Свидригайлова волосы точно такие же, “чуть-чуть разве с проседью”. Здесь мы опять сталкиваемся с тем, что для Достоевского один и тот же цвет может означать и святость, и лишь оболочку, за которой скрывается грешная натура.
Безусловно, “белым” является сон Свидригайлова о девочке-утопленнице: светлая, прохладная лестница, белые атласные пелены, белый гроденапль, белый рюш, белое тюлевое платье, мраморные руки и профиль, светлые волосы. В этой картине присутствуют также “белые и нежные нарциссы”, склоняющиеся на ярко-зелёных стеблях.
Серый. В романе встречается и серый цвет. Например, вся одежда, купленная Разумихиным для Раскольникова, была именно такого оттенка. Почему же Раскольников упорно отказывался примерять новые вещи? “Серый” человек боится громко заявить о себе, не желает себя выдавать. А герой, конечно, не таков. Он не причисляет себя к “первой категории людей”, поэтому не хочет носить одежду их цвета. Его старая рыжая шляпа – яркий пример его индивидуальности. Может быть, уже одно нежелание надевать серую одежду раскрывает нам смысл теории Раскольникова.
Итак, можно сделать вывод о том, что использование определенных цветов в романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского играет важную роль в раскрытии содержания всего произведения. Автор использует в описании практически всю гамму цветовых обозначений (жёлтый, красный, зелёный, синий, голубой, черный, белый, серый и т. п.) и не ограничивается, как это может показаться на первый взгляд, только одной палитрой. Многие похожие цвета, как характеристики разных героев имеют отличный друг от друга символический смысл.
Информация о работе Цветовая символика в романе "Преступление и наказание Ф.М. Достоевского