Что такое звукопись

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 22:04, реферат

Краткое описание

Понятие и виды звукопись.

Файлы: 1 файл

Звукопись.docx

— 14.86 Кб (Скачать)

Звукопись – это художественный приём, заключающийся  в создании образов  путём подбора  таких слов, которые  имитируют звуки  реального мира (свист  ветра, рёв мотора и т.п.) 

Звукопись создаётся  самыми разными приёмами. Один из таких  приёмов – аллитерация. Аллитерацией называется повторение одинаковых или  сходных согласных. Аллитерация - древнейший стилистический прием усиления выразительности  стиха повторами согласных звуков. Этот прием встречается в народной поэзии и в литературе всех народов  мира. Им богаты стихи Гомера, Гесиода, Горация, Вергилия и многих позднейших поэтов Европы — Данте, Петрарки, Ронсара, Шекспира. Чувство меры и художественный такт поэта определяют выбор, характер и уместность аллитерации в стихе; правил пользования ею нет и быть не может.

Более сложный  приём звукописи - каламбурная рифма. Каламбурные рифмы, это рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве. Часто они используются с целью достижения комического эффекта. Пример такой рифмы есть у разных авторов таких, как, например, А. С. Пушкин, Д. Д. Минаев, В. В. Маяковский и другие. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.

Ещё один прием  звукописи анафора и эпифора. Так называют подраздел звукописи, различающий её по местоположению в стихе. Эпифора - повторение конца стиха. Анафора, или единоначатие, — стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.

Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, в котором должно быть равное количество логически сильных ударных слов в определённых местах, но она встречается иногда и в метрических стихах, построенных на основе метра, т. е. на периодической повторности определенной элементной группы ритмических долей:

Грозой снесенные мосты, 
Гроба с размытого кладбища.

Лексическая анафора, повторение одинаковых слов:

Приутихло, приуныло море синее, 
Приутихли, приуныли реки быстрые, 
Приутихли, приуныли облака ходячие, — 
Благоверная царица преставлялася... 
(Народная историческая песня «Смерть Настасьи Романовны»)

Создаётся эффект грусти, плача.

Синтаксическая анафора, (анафорический параллелизм) повторение синтаксических конструкций:

Я стою у высоких дверей, 
Я слежу за работой твоей.

Строфическая анафора, повторение слов или синтаксических  построений в смежных строфах: в следующем примере анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно составляет начало ямбического стиха, который заканчивается последующей строкой:

Земля!.. 
От влаги снеговой

Она еще  свежа. 
Она бродит сама собой 
И дышит, как дежа.

Земля!.. 
Она бежит, бежит

Существуют многие другие приёмы звукописи: диссонанс, стык, кольцо и др. Но шесть названных  выше наиболее популярны, и чаще используются русскими поэтами. 

Каковы основные функции звукописи?

Художественное  назначение звукописи может заключаться  в простом создании гармонии, музыкального звучания речи (У Черного моря чинара стоит молодая… - Лермонтов М. Ю.). Такое использование звукописи, если оно не наносит ущерба логической стороне речи, вполне эстетически оправдано. Стройное повторение созвучий и отдельных согласных придает речи особую красоту.  

Однако художники  слова обычно не довольствуются красотой звучания речи и стараются привлечь звукопись к решению более  сложных стилистических задач. Звукопись  может выполнять серьезную смысловую функцию в поэтической речи: подчеркивать логически важные слова, художественные образы, мотивы, темы. На эту сторону звукописи обращал внимание В.В. Маяковский, рассказывая об особенностях художественного творчества. В статье «Как делать стихи?» он писал: «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова». Звуковое подобие слов часто подчеркивает смысловую близость, однородность предметов. Звуковые повторы выделяют однородные члены предложения. 

Звукопись может  играть композиционную роль: сообщать сходное звучание смысловым отрезкам фразы и отличать фонетически каждый новый поэтический образ. Например:                                

 Ты рванулась  движеньем испуганной птицы,                              

 Ты прошла, словно сон мой легка...                              

 И вздохнули  духи, задремали ресницы,                              

 Зашептались  тревожно шелка.

Информация о работе Что такое звукопись