Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 22:04, реферат
Понятие и виды звукопись.
Звукопись – это художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.)
Звукопись создаётся
самыми разными приёмами. Один из таких
приёмов – аллитерация. Аллитерацией
называется повторение одинаковых или
сходных согласных. Аллитерация - древнейший
стилистический прием усиления выразительности
стиха повторами согласных
Более сложный приём звукописи - каламбурная рифма. Каламбурные рифмы, это рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве. Часто они используются с целью достижения комического эффекта. Пример такой рифмы есть у разных авторов таких, как, например, А. С. Пушкин, Д. Д. Минаев, В. В. Маяковский и другие. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.
Ещё один прием звукописи анафора и эпифора. Так называют подраздел звукописи, различающий её по местоположению в стихе. Эпифора - повторение конца стиха. Анафора, или единоначатие, — стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.
Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, в котором должно быть равное количество логически сильных ударных слов в определённых местах, но она встречается иногда и в метрических стихах, построенных на основе метра, т. е. на периодической повторности определенной элементной группы ритмических долей:
Грозой снесенные
мосты,
Гроба с размытого кладбища.
Лексическая анафора, повторение одинаковых слов:
Приутихло,
приуныло море синее,
Приутихли, приуныли
реки быстрые,
Приутихли, приуныли
облака ходячие, —
Благоверная царица преставлялася...
(Народная историческая песня «Смерть
Настасьи Романовны»)
Создаётся эффект грусти, плача.
Синтаксическая анафора, (анафорический параллелизм) повторение синтаксических конструкций:
Я стою
у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей.
Строфическая анафора, повторение слов или синтаксических построений в смежных строфах: в следующем примере анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно составляет начало ямбического стиха, который заканчивается последующей строкой:
Земля!..
От влаги снеговой
Она еще
свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.
Земля!..
Она бежит, бежит
Существуют многие
другие приёмы звукописи: диссонанс, стык,
кольцо и др. Но шесть названных
выше наиболее популярны, и чаще используются
русскими поэтами.
Каковы основные функции звукописи?
Художественное
назначение звукописи может заключаться
в простом создании
гармонии, музыкального звучания речи
(У Черного моря чинара стоит молодая…
- Лермонтов М. Ю.). Такое использование
звукописи, если оно не наносит ущерба
логической стороне речи, вполне эстетически
оправдано. Стройное повторение созвучий
и отдельных согласных придает речи особую
красоту.
Однако художники
слова обычно не довольствуются красотой
звучания речи и стараются привлечь
звукопись к решению более
сложных стилистических задач. Звукопись
может выполнять серьезную смыс
Звукопись может
играть композиционную
роль: сообщать сходное звучание смысловым
отрезкам фразы и отличать фонетически
каждый новый поэтический образ. Например:
Ты рванулась
движеньем испуганной птицы,
Ты прошла,
словно сон мой легка...
И вздохнули
духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.