Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:28, доклад
Родился в селе Багдади Кутаисской губернии. Отец — дворянин, служил лесничим, предки — из казаков Запорожской Сечи; мать из рода кубанских казаков. В 1902—1906 гг. Маяковский учился в Кутаисской гимназии, в июле 1906 г., после смерти отца, вместе с матерью и двумя сестрами переезжает в Москву, где поступает в IV класс 5-й классической гимназии (за неуплату денег за обучение был исключен из V класса в марте 1908 г.).
(19.07.1893
— 14.04.1930).
Родился в селе Багдади Кутаисской губернии.
Отец — дворянин, служил лесничим, предки
— из казаков Запорожской Сечи; мать из
рода кубанских казаков. В 1902—1906 гг. Маяковский
учился в Кутаисской гимназии, в июле 1906
г., после смерти отца, вместе с матерью
и двумя сестрами переезжает в Москву,
где поступает в IV класс 5-й классической
гимназии (за неуплату денег за обучение
был исключен из V класса в марте 1908 г.).
В Москве Маяковский знакомится с революционно
настроенными студентами, увлекается
марксистской литературой, вступает в
начале 1908 г. в партию большевиков, подвергается
арестам, 11 месяцев проводит в Бутырской
тюрьме, откуда освобождается в январе
1910 г. как несовершеннолетний. В тюрьме
Маяковский написал тетрадь стихов (1909),
которая была отобрана надзирателями;
с нее поэт исчислял начало своего творчества.
После освобождения из тюрьмы он прерывает
партийную работу, чтобы "делать социалистическое
искусство". В 1911 г. Маяковский поступает
в Училище живописи, ваяния и зодчества,
где знакомится с Д. Д. Бурлюком, организатором
футуристической группы "Гилея",
который открывает в нем "гениального
поэта". Через три года, в феврале 1914,
Маяковский вместе с Бурлюком был исключен
из училища за публичные выступления.
В декабре 1912 г. Маяковский дебютирует
как поэт в альманахе "Пощечина общественному
вкусу", где были напечатаны его стихотворения
"Ночь" и "Утро". В нем же был
опубликован и манифест русских кубо-футуристов,
подписанный Д. Бурлюком, А. Крученых, В.
Маяковским и В. Хлебниковым. В манифесте
провозглашалось нигилистическое отношение
к русской литературе настоящего и прошлого:
"Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого
и проч. и проч. с Парохода современности.
(...) Всем этим Максимам Горьким, Куприным,
Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам,
Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч.
нужна лишь дача на реке. Такую награду
дает судьба портным". Однако вопреки
декларациям Маяковский высоко ценил
Гоголя, Достоевского, Блока, и других
писателей, которые оказали глубокое влияние
на его творчество. Творчески плодотворным
стал для Маяковского 1913 г., когда вышел
его первый сборник "Я" (цикл из четырех
стихотворений), написана и поставлена
программная трагедия "Владимир Маяковский"
и было совершено вместе с другими футуристами
большое турне по городам России. Сборник
"Я" был написан от руки, снабжен рисунками
В. Н. Чекрыгина и Л. Шехтеля и размножен
литографическим способом в количестве
300 экземпляров. В качестве первого раздела
этот сборник вошел в книгу стихов поэта
"Простое как мычание" (1916).
В 1915—1917 гг. Маяковский проходит военную
службу в Петрограде в автошколе. 17 декабря
1918 г. поэт впервые прочел со сцены Матросского
театра стихи "Левый марш (Матросам)".
В марте 1919 г. он переезжает в Москву, начинает
активно сотрудничать в РОСТА (Российское
телеграфное агентство), оформляет (как
поэт и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические
плакаты ("Окна РОСТА"). В 1919 г. вышло
первое собрание сочинений поэта — "Все
сочиненное Владимиром Маяковским. 1909-1919".
В конце 10-х гг. Маяковский связывает свои
творческие замыслы с "левым искусством",
выступает в "Газете футуристов",
в газете "Искусство коммуны".
Футуризм Маяковского с самого начала
и до конца дней поэта имел романтический
характер. Маяковский и в советское время
оставался футуристом, хотя и с новыми
свойствами: "комфутом", то есть коммунистическим
футуристом, а также руководителем ЛЕФа
(Левого фронта искусств) (1922—1928). В 1922—1924
гг. Маяковский совершает несколько поездок
за границу — Латвия, Франция, Германия;
пишет очерки и стихи о европейских впечатлениях:
"Как работает республика демократическая?"
(1922); "Париж (Разговорчики с Эйфелевой
башней)" (1923) и ряд других. В Париже поэт
будет и в 1925, 1927, 1928, 1929 гг. (лирический
цикл "Париж"); в 1925 г. состоится поездка
Маяковского по Америке ("Мое открытие
Америки"). В 1925—1928 гг. он много ездит
по Советскому Союзу, выступает в самых
разных аудиториях. В эти годы поэт публикует
многие из тех своих произведений: "Товарищу
Нетте, пароходу и человеку" (1926); "По
городам Союза" (1927); "Рассказ литейщика
Ивана Козырева..." (1928).
Исследователи творческого развития Маяковского
уподобляют его поэтическую жизнь пятиактному
действу с прологом и эпилогом. Роль своего
рода пролога в творческом пути поэта
сыграла трагедия "Владимир Маяковский"
(1913), первым актом стали поэмы "Облако
в штанах" (1914—1915) и "Флейта-позвоночник"
(1915), вторым актом—поэмы "Война и мир"
(1915— 1916) и "Человек" (1916—1917), третьим
актом — пьеса "Мистерия-буфф" (первый
вариант—1918, второй—1920— 1921) и поэма "150
000 000" (1919— 1920), четвертым актом—поэмы
"Люблю" (1922), "Про это" (1923) и "Владимир
Ильич Ленин" (1924), пятым актом—поэма
"Хорошо!" (1927) и пьесы "Клоп"
(1928—1929) и "Баня" (1929—1930), эпилогом—первое
и второе вступления в поэму "Во весь
голос" (1928—1930) и предсмертное письмо
поэта "Всем" (12 апреля 1930 г.). Остальные
произведения Маяковского, в том числе
многочисленные стихотворения, тяготеют
к тем или иным частям этой общей картины,
основу которой составляют крупные произведения
поэта.
Художественный мир Маяковского являет
собою синтетическую драму, которая включает
в себя свойства разных драматургических
жанров: трагедии, мистерии, эпико-героической
драмы, комедии, райка, кинематографа,
феерии и т. д., подчиненных основному у
Маяковского — трагическому характеру
его главного героя и трагедийной структуре
всего его творчества. Следует заметить,
что не только его пьесы, но и поэмы по-своему
драматургичны и чаще всего трагедийны.
В трагедии "Владимир Маяковский"
поэт видит свой жизненный долг и назначение
своего искусства в том, чтобы способствовать
достижению человеческого счастья. Искусство
для него с самого начала было не просто
отражением жизни, а средством ее переделки,
орудием жизнестроительства.
Маяковский стремится поставить своего
лирико-трагедийного героя, выражающего
устремления всего человечества, на место
Бога — одряхлевшего, беспомощного, не
способного на какие-либо деяния ради
людей. Этот герой из-за своей неразделенной
любви к женщине и к людям в целом становится
богоборцем с сердцем Христа. Однако, для
того чтобы стать Человеко-богом, герой
и все остальные люди должны быть свободными,
раскрыть свои лучшие возможности, сбросить
с себя всякое рабство. Отсюда революционный
нигилизм Маяковского, нашедший свое выражение
в определении программного смысла поэмы
"Облако в штанах": ""Долой вашу
любовь", "долой ваше искусство",
"долой ваш строй", "долой вашу
религию" — четыре крика четырех частей".
Любви, искусству, социальному строю и
религии старого мира Маяковский противопоставляет
свою любовь, свое искусство, свое представление
о социальном устройстве будущего, свою
веру в идеал нового, во всех отношениях
прекрасного человека. Попытка реализации
этой программы после революции оказалась
для поэта трагической. В "Облаке"
Маяковский выходит к людям "безъязыкой"
улицы в роли поэта-пророка, "тринадцатого
апостола", "сегодняшнего дня крикогубого
Заратустры", чтобы произнести перед
ними новую Нагорную проповедь. Называя
себя "сегодняшнего дня крикогубым
Заратустрой", Маяковский хотел сказать,
что и он, подобно Заратустре, является
пророком грядущего — но не сверхчеловека,
а освобожденного от рабства человечества.
В поэмах-трагедиях "Облако в штанах",
"Флейта-позвоночник", "Война и
мир", "Человек" и "Про это"
у героя Маяковского, выступающего в роли
богоборца, "тринадцатого апостола",
Демона и воителя, появляются трагические
двойники, похожие на Христа. В изображении
этой трагической двойственности Маяковский
развивает традиции Гоголя, Лермонтова,
Достоевского и Блока, становится богоборцем
с сердцем Христа. Его богоборчество начинается
с мук неразделенной любви к женщине и
только потом приобретает социальный
и бытийный смысл. В поэме "Флейта-позвоночник"
он показал грядущий праздник взаимной,
разделенной любви, а в поэме "Война
и мир" — праздник братского единения
всех стран, народов и материков. Маяковский
хотел разделенной любви не только для
себя, но "чтоб всей вселенной шла любовь".
Его идеалы трагически разбивались о реальную
действительность. В поэме "Человек"
показан крах всех усилий и устремлений
героя, направленных на достижение личных
и общественных идеалов. Этот крах обусловлен
косностью человеческого естества, трагическим
дефицитом любви, рабской покорностью
людей Повелителю Всего — этому всесильному
наместнику Бога на земле, символу власти
денег, власти буржуазии, способной купить
любовь и искусство, подчинить себе волю
и разум людей.
В пьесе "Мистерия-буфф" и поэме "150
000 000" поэт ставит революционные массы
народа на место Бога и Христа. При этом,
в отличие от "Двенадцати" Блока,
Маяковский односторонне идеализирует
социальное сознание и творческие возможности
революционных масс, которые еще недавно
изображались поэтом как безликие толпы
людей, покорные Повелителю Всего, а теперь,
по подсказке автора, самоуверенно заявляющие:
"Мы сами себе и Христос и Спаситель!"
В гениальной поэме-трагедии "Про это"
Маяковский показал борьбу лирического
героя за идеальную, разделенную любовь,
без которой нет жизни. В ходе этого трагического
поединка с героем происходят фантастические
метаморфозы, его природное естество под
воздействием "громады любви" развоплощается,
превращается в творческую и духовную
энергию, символами которой являются стих,
поэзия и страдающий Христос. Гиперболический
процесс метаморфоз выражен поэтом в сложной
системе трагических двойников поэта:
медведя, комсомольца-самоубийцы, похожего
одновременно и на Иисуса, и на самого
Маяковского, и других. В целом этот трагедийный
метаморфический процесс обретает форму
поэмы-мистерии о любви, страданиях, смерти
и грядущем воскресении Всечеловека, Человека
природного, стремящегося занять место
Бога.
В поэме "Хорошо!" и сатирической
дилогии "Клоп" и "Баня" Маяковский
изображает, как в революционной борьбе
рождается советская Россия, славит "отечество...
которое есть,/но трижды — которое будет",
внимательно следит за ростками новой
жизни, стремясь как поэт романтико-футуристического
склада помочь их быстрому развитию. Вместе
с тем он обнаруживает в зародыше раковые
опухоли советского общества, грозящие
ему смертельными болезнями.
После поэмы "Хорошо!" Маяковский
хотел написать поэму "Плохо", но
вместо нее написал сатирические пьесы
"Клоп" и "Баня", в которых показал
самые опасные тенденции в молодом советском
обществе: перерождение рабочих и партийцев
в мещан — любителей красивой, "аристократической"
жизни за чужой счет (Присыпкин) и усиление
власти невежественных и некомпетентных
партийно-советских бюрократов вроде
Победоносикова. Сатирическая дилогия
поэта показала, что основная масса людей
оказалась не готова занять место Бога
и приступить к реализации высоких идеалов
и потенциальных возможностей человека.
В поэме "Во весь голос" Маяковский
называет настоящее "окаменевшим говном",
а реализацию своего идеала Человека переносит
в неопределенно далекое "коммунистическое
далеко".
Сатира поэта, особенно "Баня", вызвала
травлю со стороны рапповской критики.
В феврале 1930 г. поэт вступает в РАПП (Российская
Ассоциация пролетарских писателей). Этот
поступок Маяковского был осужден его
друзьями. Отчуждение и общественная травля
усугублялись личной драмой ("любовная
лодка разбилась о быт"). Маяковскому
упорно стали отказывать в выезде за границу,
где у него должна была состояться встреча
с женщиной (стихотворение "Письмо Татьяне
Яковлевой", 1928), с которой намеревался
связать свою жизнь. Все это привело Маяковского
к самоубийству, предсказанному еще в
трагедии "Владимир Маяковский".