Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 22:25, реферат
К.Г. Паустовский писал: «Пришвин – один из своеобразнейших писателей. Он ни на кого не похож – ни у нас, ни в мировой литературе». Не имеющее предшественников и близких явлений в русской литературе, его творчество в то же время удивительно близко именно русскому сердцу, ведь темой рассказов Пришвина неизменно была русская природа. Рассуждая об уникальности творчества Пришвина, К.Г. Паустовский приходит к утверждению, что учитель писателя – русский народ.
Введение……………………………………………………………3
У тех истоков, у того порога…………………………………..4
К неизвестному будущему……………………………………6
В краю «непуганых птиц»……………………………………10
Заключение………………………………………………………..14
Список литературы……………………………………………….15
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Творчество Пришвина является загадкой русской литературы. Попытки отнести его к какому-нибудь художественному направлению до сих пор не увенчались успехом.
К.Г. Паустовский писал: «Пришвин – один из своеобразнейших писателей. Он ни на кого не похож – ни у нас, ни в мировой литературе». Не имеющее предшественников и близких явлений в русской литературе, его творчество в то же время удивительно близко именно русскому сердцу, ведь темой рассказов Пришвина неизменно была русская природа. Рассуждая об уникальности творчества Пришвина, К.Г. Паустовский приходит к утверждению, что учитель писателя – русский народ.
Сам Пришвин
указывал на то, что хотя темой
его рассказов и является
1. У тех истоков, у того порога…
Писатель родился в Орловской губернии, недалеко от Ельца. Детские годы прошли на хуторе Хрущёво-Лёвшино. Родительский дом был чем-то средним между помещичьей усадьбой и купеческим домом. Рано умершего отца он помнил мало. Михаил Дмитриевич Пришвин после семейного раздела получил во владение имение Хрущево и, видимо, немало денег. Он жил по-барски, водил орловских рысаков, брал призы на конных скачках, занимался садоводством и цветами, был страстным охотником. Несмотря на это, именно отец-кутила привил Пришвину-младшему умения видеть и ценить красоту, научил видеть мир в волшебном свете.[4 с.25]. Умирающий отец нарисовал на память семилетнему Мише голубых бобров, рисунок, которым мальчик очень гордился. С тех пор Пришвин был убежден, что сказка есть повсюду, ее нужно увидеть.
Учился Михаил сначала в Елецкой гимназии. Казалось, что к наукам у него не было ни интереса, ни способностей[3 с.28]. Уже в первом классе его оставили на второй год. Вспоминая эти годы, писатель запишет: «Я совершенно не в состоянии понимать, что от меня требуют учителя. Мучусь, что огорчаю мать единицами и за успехи, и за поведение».
Учась во втором классе, Пришвин совершает побег из гимназии в Азию. Собрав вещи и оставив записку, Михаил с единомышленниками сплавлялся по р. Сосне вниз по течению, за город. Только на другой день утром пристав привез обратно этих учеников в Елец, настигнув их в 20 верстах от города. При этом отобрал у них три револьвера, три ружья, две сабли, топор, патроны. И это не единственное приключение юного Пришвина. За ссору с учителем географии Розановым (впоследствии его другом и единомышленником) Пришвин был исключен из гимназии. Уже зрелым писателем М.М. Пришвин так оценит два важнейших происшествия своих гимназических лет: «Большое значение в моей жизни имели два события в детстве и отрочестве: первое - это побег из Елецкой гимназии в какую-то прекрасную свободную страну Азию, второе – исключение меня из Елецкой гимназии. Первое событие впоследствии определило меня как путешественника, охотника, художника слова и сказителя, второе – как искателя добрых человеческих отношений или как гражданина. В этом столкновении свободы и необходимости началась моя сознательная жизнь».
2. К неизвестному будущему
Неизвестно, как
сложилась бы дальнейшая судьба юноши,
но в Хрущево из Сибири приехал
его дядя, старший брат матери Иван
Иванович Игнатов. Он забрал племянника
с собой в Тюмень и устроил там в реальное
училище, несмотря на «волчий билет» [1 с.19].
Твердая мужская рука дяди сделала свое
дело. В 1892 году Михаил Пришвин успешно
окончил шесть классов реального училища,
а в следующем, в Елабуге, экстерном успешно
сдал экзамен за седьмой, получил аттестат.
Осенью 1893 года двадцатилетний юноша едет
в Ригу и поступает там на химико-агрономическое
отделение политехникума, считавшегося
высшим учебным заведением. Он увлекается
химией, изучает труды Менделеева, Бутлерова,
Оствальда, мечтает после окончания помогать
матери в ее хозяйстве. Судьбе было угодно
свести Михаила Пришвина в Риге с пропагандистом
марксизма В.Д. Ульрихом, действующей нелегально
«школой народных вождей». Здесь он познакомился
с модным тогда среди молодежи марксистским
учением, читал «Капитал» Маркса и спор
Энгельса с Дюрингом, переводил с немецкого
историю социализма Меринга и работу Августа
Бебеля «Женщина и социализм», стал членом
социал-демократического кружка.
В 1897 году студент Пришвин был арестован.
Его схватили с поличным при переноске
нелегальной литературы и был выдворен
на три года в Елец под надзор полиции.
Здесь он поселился в доме товарища по
гимназии Александра Коноплянцева, близко
сошелся с еще одним своим бывшим однокашником
- Николаем Семашко, так же сосланным на
родину в Елец за революционную деятельность
и участие в студенческих беспорядках.
«Высланный на родину в Елец, продолжаю
быть марксистом», - будет вспоминать писатель.
Проживание
в университетских городах
В эти годы в судьбе Пришвина произошло
событие, на всю жизнь оставившее глубокий
след в его душе, повлиявшее на его последующее
творчество. В Париже он познакомился
с Варварой Петровной Измалковой, учившейся
в Сорбонском университете. Ее отец был
крупным петербургским чиновником. Любовь
к Измалковой Пришвин пронес через всю
свою жизнь, возвращаясь к ней в своих
произведениях и дневниковых воспоминаниях.
Поначалу она ответила взаимностью, но
предложение руки и сердца не приняла.
Купеческий сын из Ельца был, видимо, женихом
не ее круга.
В 1902 году молодой агроном возвращается на родину. Он устраивается помощником Виктора Ивановича Филипьева, ученого лесовода, составлявшего лесную энциклопедию. Филипьев мудрый человек, большой ученый и крупный чиновник министерства земледелия. Он на всю жизнь запомнился Пришвину, оказал на него доброе нравственное влияние.
В 1903 году тридцатилетний Михаил
Пришвин перебрался в город Клин
под Москвой. Работал там земским
агрономом, заведовал сельскохозяйственным
складом, пропагандировал прогрессивное
землепользование, азотные удобрения,
плуг вместо допотопной сохи.
Но судьбе было угодно повернуть жизнь
Пришвина в новое русло. В том году произошло
событие, определившее его призвание.
Как-то, ожидая поезда в родной Елец, на
одной из станций под Тулой Михаил Михайлович,
коротая время, нашел бумагу и карандаш
и стал описывать свой парижский роман.[5]. «Первый раз в жизни, - записал
он потом в дневнике, – я просто от скуки
выдумал себе за чайным столом немного
пописать, и вдруг увлекся, и как!.. Это
было открытие в моей жизни великое, на
всю жизнь.., я бросил все мои образовательные
достижения и начал писать».
1903 год стал
для Пришвина определяющим
Как бы невольно оправдываясь за этот
«неравный брак». Пришвин продолжает:
«Ефросинья Павловна была настолько умна
и необразованна, что вовсе и не касалась
моего духовного мира». Она «вся состоит
из сказок и песен». «Через деревенскую
женщину я входил в природу, в народ, в
русский родной язык, в слово».
В 1904 году Пришвин работает в Москве, в вегетационной лаборатории Петровской сельскохозяйственной академии. Его научным руководителем был знаменитый ученый, профессор Д.М. Прянишников. Здесь молодой агроном и начинающий писатель впервые пробует составлять и издавать популярные агрономические статьи и брошюры.
Литературный дебют Пришвина состоялся в 1906 году, когда в журнале «Родник» был издан его рассказ «Сашок». С этого момента литературная деятельность уже навсегда стала основной в жизни Пришвина. По счастливому стечению обстоятельств Пришвин познакомился с известным фольклористом Ончуковым. С ним писатель совершает поездку на Русский Север, в Олонецкую губернию. В этой поездке Михаил Михайлович познал красоту былин, сказок, народных песен. Под влиянием этой экспедиции вышла первая книга Пришвина. Это была книга очерков «В краю непуганых птиц». Уже в ней обнаруживаются черты творческого метода Пришвина: документально точные описания природы, людей дополняются лирическими размышлениями, таким образом соединяя жанры документального очерка и лирической поэмы. Ярким примером здесь являются очерки «Вопленница», «Пловцы». С необычайной точностью и красотой описывает Пришвин все краски и оттенки северного неба. Эта книга принесла Михаилу Михайловичу широкую известность в литературных кругах. Он познакомился с А. Блоком, М. Горьким, Ремизовым.
Судьба подарила Пришвину еще одну возможность побывать в «краю непуганых птиц», и великий ценитель природы ее не упустил. Под влиянием второй поездки писателя в район Белого моря был издан замечательные сборник «За волшебным колобком». Здесь Пришвин четко следует уроку, который преподал ему отец – увидеть сказку в обычной жизни. В книге соединены реальность и сказка, встречается образ Марьи Моревны. Волшебный колобок здесь – это внутренняя побудительная сила, чувство любви к миру.
В 1909 году в результате поездки писателя на Вятку выходит еще одна его книга. Вдохновленный легендой старообрядцев о Китеже, Пришвин издает книгу «У стен града невидимого». По мнению Пришвина, невидимый град – то лучшее, что есть в душе человека. Этот город, прекрасный Китеж-град, нужно в себе сохранить, либо обрести.
С середины 1910-х годов начинается публицистический период в творчестве Пришвина. Сотрудничая М. Горьким в его газете «Новая жизнь», Пришвин пытается донести читателю свою идею – необходимо разъяснить опасность революции. Но у истории свои законы, писателю же остается лишь остро переживать то, что он видит в мире. В этот период вышли очерки «Египетские ночи», «Порождения ехидны» - о большевиках, которые хамски относятся к культурным традициям, «Убивец» - посвящен Ленину. А. Блок в это время отмечал, что все у Пришвина «беспокойно, отрывисто, достоевщина». Глубоко потрясенный окружающей действительностью, Пришвин уходит в Елецк, работает учителем в гимназии, живет случайными заработками. Уже в 1922 году он переезжает в Звенигород. Здесь им было положено начало романа «Кощеева цепь», здесь же определяется еще один характерный для творческого метода Пришвина жанр – рассказ-миниатюра. В композиционном отношении такой рассказ состоит лишь из экспозиции и кульминации, в содержательном же отношении он имеет лирико-философскую основу. В 1925 году выходит сборник миниатюр Пришвина «Родники Берендея».
В 1933 году происходят некоторые изменения в творчестве Пришвина. Автор обращается к сюжетному повествованию и создает повесть «Женьшень».
И все же жанр миниатюры доминирует в творчестве автора. Видным достижением здесь является сборник рассказов-миниатюр «Календарь природы». Этот сборник – итог творческого пути Пришвина. Взрослый, пятидесятилетний повествователь, наблюдающий за природой, понимает цикличность явлений природы. Шесть лет природа дает урожай, седьмой «отдыхает». Когда же этот цикл повторяется семь раз, наступает юбилей. Герой как охотник выражает естественную суть биологического вида homo sapiens, человек – хищник. При этом автор напоминает о том, что важно иметь разумное начало. Если цель охоты – не добывание пищи, а безумное браконьерство, то занятие превращается в медленное самоубийство.
Несомненно важное место в творчестве Пришвина занимает цикл рассказов «Фацелия». По лирическому настроению этот цикл близок к поэме. Главная тема цикла – любовь и весна. Особенность этого цикла в том, что в нем тесно переплетаются две области человеческого разума - физиология и поэзия.[3 с.24]. Ключевым символом цикла является фацелия, медоносное растение. Здесь происхождение цветка имеет поэтическое объяснение: фацелия – это перья синей птицы. К символическим образам относится также образ водного потока. Никогда он не бывает однородным. Рассуждая над этими образами об одухотворенности или неодухотворенности материи, автор приходит к выводу, что «Гёте ошибся», назвав природу безличной, бездушной. По мнению Пришвина, только человек может делать безличное.
В 1945 году было создано одно из лучших произведений М.М. Пришвина – сказка-быль «Кладовая солнца». Эта повесть написана специально на конкурс лучших сочинений для детей. Здесь и наблюдения за природой, и психологические портреты детей, и философские мысли о пути человечества.[1 с.12].
Самым крупным произведением М.М. Пришвина является автобиографический роман «Кощеева цепь», над которым автор трудился много лет. Название романа происходит от детского прозвища Пришвина. Произведение написано под явным влиянием творчества И.А. Бунина. Главный герой романа – Миша Алпатов (Алпатовы – старинное название Пришвиных в Хрущёво), образ такой же обобщенный, как и образ Арсеньева в романе Бунина «Жизнь Арсеньева».
Через наблюдение жизнью природы автор стремится понять самосознание человека. «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Таким образом, можно выделить основные идеи творчества М. М.Пришвина: