Биография Н.А. Некрасова

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 12:35, реферат

Краткое описание

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года (по новому стилю) в местечке Немирове, Каменец-Подольской губернии.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 48.50 Кб (Скачать)


 

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Профессиональное училище №51 п.Акбулак

Оренбургской области

 

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

 

Биография Н.А. Некрасова

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

учащийся группы №13

«Слесарь по ремонту автомобилей»

Косьяненко С.С.

Проверила:

преподаватель литературы

Хайдар С.Н.

 

 

 

 

 

Акбулак - 2007

 

 

 

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года (по новому стилю) в местечке Немирове, Каменец-Подольской губернии.

Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, служил в то время в армии в чине капитана. Через три года после рождения сына он, выйдя в отставку майором, навсегда поселился в своем родовом ярославском имении Грешневе.

Грешнево находится неподалеку от Волги, на равнине, среди бесконечных полей и лугов. Здесь, в деревне, поэт провел все свое детство.

При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врыва­лись в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишни. Но стоило няньке крикнуть: «Барин, барин идет!» — как они мгно­венно  исчезали.

Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке Самарке, делал «грибные набеги».

Барский дом стоял у семой дороги, а дорога была в ту пору многолюдной и бойкой — столбовая ярославско-костромская доро­га. Мальчик, выбравшись тайком за ограду усадьбы, знакомился на дороге со всяким рабочим народом — с печниками, малярами, кузнецами, землекопами, плотниками, переходившими из деревни в деревню, из города в город в поисках работы. Ребята жадно слу­шали рассказы этих бывалых людей.

Няня поэта была крепостная. Она рассказывала ему старинные русские народные сказки, те самые, что в течение многих столетий сказывались в каждой крестьянской семье, каждому крестьянскому ребенку.

Так народная жизнь и богатая, меткая народная речь стали близки Некрасову с самого раннего детства. И разве мог бы он написать «Коробейников», «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо», если бы не провел все свое детство в такой бли­зости к родному  народу.

Любовь к полям и лесам своей родины, к ее весеннему «зеле­ному шуму» тоже впервые зародилась у него в те ранние детские годы. Некрасов горячо восхищался родной ярославской природой, красотой ее зеленых просторов. Впоследствии, вернувшись из за­граничной поездки, он отметил в одной из черновых своих рукопи­сей, что природа Грешнева ему милее всех прославленных замор­ских краев. И едва ли поэт создал бы свои бессмертные песни о русской природе, если бы не сроднился с нею с первых же лет ' своей жизни.

Детские воспоминания Некрасова связаны с великой русской рекой Волгой, которой он потом посвятил столько восторженных и нежных стихов. «Благословенная река, кормилица народа!» — говорил   он  о   ней.

Но здесь, на этой «благословенной реке», ему довелось испытать первое глубокое горе. Он бродил по берегу в жаркую пору и вдруг услышал какие-то стоны и вслед за тем увидел бурлаков, которые брели  вдоль реки.

Елена Андреевна хорошо знала мировую поэзию и часто пере­сказывала малолетнему сыну те отрывки из творений великих писателей, которые были доступны его пониманию. Через много лет, уже пожилым человеком, он вспоминал в стихотворении «Мать»:

 

«И голос твой мне слышался впотьмах,

Исполненный мелодии и ласки,

Которым ты мне сказывала сказки

О рыцарях, монахах, королях.

 

Потом, когда читал я Данте и Шекспира,

Казалось, я встречал знакомые черты:

То образы из их живого  мира

В моем уме напечатлела ты».

 

Добиться своего ценою любого подвига, любого труда стало с детства для Некрасова законом. Но настоящее свое призвание на­шел он не скоро. Много пришлось ему испытать неудач и тревог, прежде чем он вышел на прямую дорогу.

В 1832 году будущий поэт вместе со своим братом Андреем по­ступил в первый класс ярославской гимназии. Единственное вос­поминание, которое осталось в его поэзии от этих гимназических лет, вместилось в две стихотворные строчки:

«...Придешь, бывало, в класс

И знаешь:  сечь начнут сейчас».

Отец не хотел платить за обучение сипа, ссорился с его учи­телями. Учителя были плохие, невежественные и требовали толь­ко тупой зубрежки. Естественно, что мальчик пе любил своей школы и посещал ее с большой неохотой. К счастью, в эти годы он пристрастился к чтению. Читал он что придется, главным обра­зом тогдашние журналы. Большое впечатление произвела на него в ту пору революционная ода Пушкина «Вольность», а также поэма Байрона о свободолюбивом и храбром корсаре (в изложении од­ного из литераторов того времени). Там же, в гимназии, впервые обнаружилось в нем призвание сатирика: мальчик стал писать эпиграммы на учителей, на товарищей.

В июле 1837  года Некрасов ушел из гимназии.

Отец решил отправить его в Петербург, в Дворянский полк — так называлась тогда военная школа, славившаяся бессмысленной и жестокой муштрой. Возможность поездки в столицу привлекала Некрасова, так как он уже несколько лет тайно писал стихи и мечтал напечатать их в  столичных журналах.

В конце июля 1838 года шестнадцатилетний подросток после многодневного путешествия в ямщицкой телеге приехал в Петер­бург с тетрадью стихов и несколькими рублями. «За славой я в столицу торопился»,— шутя вспоминал он в позднейших стихах, так как с детства решил сделаться во что бы то ни стало писателем. В Петербурге Некрасов разыскал земляков, учившихся вместе с ним в ярославской гимназии, и те советовали ему исполнить же­лание матери. Некрасов стал готовиться к университетским экза­менам и даже не сделал попытки поступить в то военное училище, куда направил его отец. Узнав об этом, отец рассердился и при­слал грозное письмо, где извещал, что не будет высылать ему де­нег, если он нарушит отцовскую волю.

Свою угрозу отец привел в исполнение. Юноша остался в сто­лице без всяких средств. Он часто голодал, не имел пристанища, спал в ночлежных домах, целую зиму ходил без теплого пальто. Но его влекла литературная работа, и ради нее он обрек себя на полуголодную  жизнь.

В 1840 году Некрасов с помощью друзей напечатал книжку сво­их юношеских стихов под заглавием  «Мечты и звуки».

Книжка не имела успеха. Она была не хуже и не лучше других книжек такого же рода, появлявшихся тогда в несметном количе­стве. Стихи были очень далеки от тогдашней действительности. Как и все очень молодые поэты, Некрасов подражал другим стихо­творцам. «Кого, бывало, прочту, тому и подражаю»,— вспоминал он впоследствии.

В 1840 и 1841 годах от написал столько стихотво­рений, рассказов, сказок, фельетонов, критических заметок, рецен­зий, комедий, водевилей и т. д., сколько другому не написать за всю жизнь. Не разгибая спины, исписывал он десятки страниц сво­им стремительным почерком. Недаром он сказал перед смертью, вспоминая свою раннюю юность: «Уму непостижимо, сколько я работал! Господи, сколько я работал!»

Но так мало платили поэту за его колоссальный труд, что и тогда он не спасся от нужды, хотя, казалось бы, одни его пьесы, которые часто ставились в столичных и провинциальных театрах, должны были давать ему изрядный доход.

В конце 1846 года Некрасов раздобыл взаймы денег и взял вместе с писателем Иваном Панаевым в аренду журнал «Современ­ник», основанный Пушкиным. В «Современник» перешел из друго­го журнала Белинский со всеми своими приверженцами — моло­дыми передовыми писателями. Таким образом, в журнале Некрасо­ва сосредоточились лучшие литературные силы, объединенные не­навистью к крепостническому рабству.

Некрасов стоял во главе «Современника» без малого двадцать лет (1847—1866), и если бы он не написал ни одного стихотворе­ния, он и тогда заслужил бы благодарную память потомства как величайший  журналист своей эпохи.

Начиная с 1855 года наступил наивысший расцвет творчества Некрасова. Он закончил поэму «Саша», где заклеймил презрением так называемых «лишних людей», то есть либеральных дворян, вы­ражавших свои чувства к народу не делами, а громкими фразами. Тогда же написаны им «Забытая деревня», «Школьник», «Несчаст­ные», «Поэт и гражданин». Эти произведения обнаружили в Не­красове могучие силы народного певца. Он стал любимейшим поэтом демократической интеллигенции, которая именно в то вре­мя сделалась влиятельной общественной силой в стране.

Когда вышло первое собрание стихотворений Некрасова, кни­га имела грандиозный успех — такой же, как в свое время «Евге­ний Онегин» и «Мертвые души». Царская цензура, испугавшись ее популярности, запретила газетам и журналам печатать о ней хва­лебные отзывы.

Приближалась эпоха 60-х годов. К тому времени, как был об­народован царский манифест о так называемом «раскрепощении» крестьян (1861), революционные демократы окончательно отмеже­вались от дворян либерального лагеря и стали разоблачать реак­ционный характер их деятельности. «Современник» стал бое­вым органом революционной демократии.

В 1861 году умер Добролюбов. Через год был арестован и сослан в Сибирь Чернышевский. Пра­вительство, вступившее на путь мстительной расправы со своими врагами, решило уничтожить ненавистный журнал. Вначале оно приостановило издание «Современника» на несколько месяцев (1862), а потом запретило навсегда (1866).

Долго существовать без журнала Некрасов не мог. Не прошло и двух лет, как он взял в аренду журнал «Отечественные записки»; в  качестве соредактора  он пригласил М. Е.  Салтыкова-Щедрина.

Под руководством Некрасова «Отечественные записки» стали та­ким  же боевым  журналом, как и  «Современник».

В 1876 году Некрасов тяжело заболел. Болезнь была смертель­на. Некрасов знал, что его дни сочтены, и потому трудился, пре­возмогая болезнь. «Ведь каждый день может оказаться послед­ним»,— говорил он. Кроме поэмы «Кому на Руси жить хорошо», над которой поэт работал во время болезни, Некрасов, буквально на' смертном одре, создал цикл лирических стихов, где слышится та же боль, та же тревога о народе.

Особенно растрогал больного прощальный привет Чернышев­ского, присланный из далекой Сибири в августе 1877 года. «Ска­жи ему,— писал Чернышевский одному литератору,— что я горячо любил его как человека, что я благодарю его за доброе расположе­ние ко мне, что я целую его, что я убежден: его слава будет бес­смертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и бла­городнейшему из всех русских поэтов. Я рыдаю о нем. Он действиительно был человек очень высокого благородства души и человек великого ума».

Умер Некрасов 27 декабря 1877 года (по новому стилю 8 января 1878 года). Его гроб, несмотря на сильный мороз, провожало мно­жество народа. Перед гробом несли венки: «От русских женщин», «Некрасову — студенты», «Бессмертному певцу народа» и другие. В процессии участвовали члены революционных партий (земле-вольцы и южнорусские «бунтари»), проживавшие в столице неле­гально. Они несли венок «От социалистов». Вместе с ними вокруг этого венка тесным кольцом сомкнулись и многочисленные члены рабочих революционных кружков, которых к тому времени уже было немало на петербургских заводах и фабриках. Революционе­ры захватили с собой оружие, твердо вознамерившись пустить его в дело, если полиция вздумает отнять венок силой. Над гробом по­эта говорили речи Ф. М. Достоевский, В. А. Панаев (друг поэта) и — от лица землевольцев — молодой Г. В. Плеханов, который, не стес­няясь присутствием тайной н явной полиции, подчеркнул револю­ционное значение поэзии Некрасова. Это были первые похороны писателя с участием революционных организаций передовых ра­бочих.

Все разнообразное свое поэтическое мастерство Некрасов пол­ностью отдал на служение народу. Его стихами впервые в истории заговорило о своих муках и нуждах трудовое крестьянство, про­буждающееся к революционной борьбе.

Добролюбов писал в 1860 году от лица революционной демо­кратии:

«Нам нужен был бы теперь поэт, который бы с красотою Пуш­кина и силою Лермонтова умел продолжить и расширить реальную, здоровую сторону стихотворений Кольцова».

Из дальнейших его статей можно было понять, что этот поэт уже есть и что этот поэт — Некрасов. В одном из своих писем Добро­любов говорил о Некрасове:

«Любимейший русский поэт, представитель добрых начал в на­шей поэзии, единственный талант, в котором теперь есть жизнь и сила».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

1. Н.А. Некрасов. Лирика. Москва «Детская литература» 1979.

 



Информация о работе Биография Н.А. Некрасова