Биография Мелвилл – Моби Дик

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 13:01, реферат

Краткое описание

Родился в Нью-Йорке. С 18 лет плавал юнгой на корабле, затем небольшой промежуток времени был учителем и в 1842 ушел на китоловном судне в южные моря. Через полтора года вследствие жестокого обращения капитана судна Мелвилл сбежал у Маркизских островов и попал в плен к туземцам, откуда был освобождён экипажем австралийского китоловного судна. В 1860 Мелвилл совершил кругосветное путешествие.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 20.97 Кб (Скачать)

  Мелвилл – Моби Дик

  Родился в Нью-Йорке. С 18 лет плавал юнгой  на корабле, затем небольшой промежуток времени был учителем и в 1842 ушел на китоловном судне в южные моря. Через полтора года вследствие жестокого  обращения капитана судна Мелвилл  сбежал у Маркизских островов и попал в плен к туземцам, откуда был освобождён экипажем австралийского китоловного судна. В 1860 Мелвилл совершил кругосветное путешествие. С 1866 по 1885 был чиновником в таможне.

  История изучения творчества Германа Мелвилла насчитывает сотни научных работ, исследующих различные грани  и периоды творчества писателя. Однако ряд проблем на определенных этапах остается малоисследованным или  вовсе неисследованным.

  Одной из таких проблем является проблема эсхатологических мотивов в творчестве Мелвилла. Эта проблема рассматривалась  в библейском аспекте, мифологический же исследован не был.

  Произведения  Германа Мелвилла отличаются художественной многоплановостью повествования, благодаря которой он достиг наивысшей оригинальности и самобытности прозы. В них присутствуют такие аспекты, как философский, библейский, научный, приключенческий, мифологический, но степень изученности каждого из них не одинакова. Так, например, категория мифологии - эсхатология, в произведениях Мелвилла не исследована.

  «Моби Дик» — самый известный роман  Германа Мелвилла. Роман в некотором  роде является автобиографическим и  основан на личном опыте автора, включая в себя при этом элементы как сатиры, так и символизма.

  “Моби Дик, или Белый Кит” (1851) - произведение уникальное, написанное вопреки всем существующим понятиям о законах  жанра. Американские критики середины XIX века сочли эту книгу “странной”. Ощущение “странности”, возникающее при чтении мелвиллского шедевра, сохраняется и сегодня.

  Роман о Белом Ките - трудная книга  и не поддается беглому чтению. Тому есть две причины. Первая связана  с тем, что каждая из 135 глав романа побуждает к размышлению и  это, вероятно, высшая похвала, какую  можно воздать любимому произведению искусства. Мысли, возникающие у читателя в процессе чтения, касаются не только содержания романа, но также собственной жизни, своего времени, предназначения на земле, закономерностей в поведении людей, общих принципов бытия человечества.

  Вторая  причина заключается в качестве самого романа, его организации, структуре, способе изложения материала. Последовательность расположения глав и даже форма характеризуется своего рода, пересказами, разрушающими инерцию повествования. Стоит, например, читателю увлечься описанием морской стихии, как автор “подсовывает” ему классификацию китов, эпическое повествование о корабельной жизни перебивается монологами, диалогами и даже целыми сценами в духе трагедии, за которыми следуют отвлеченные рассуждения. Череда сюжетов и форм течет непрерывными потоками: диалоги, монологи, суховатые научные рассуждения, описание деталей китобойного промысла, размышление о человеческой судьбе, об истории народов и государств, исследования религиозных систем - все это идет по видимости бессмысленно, в сущности, продиктовано особой глубиной логики авторской мысли.

  “Моби Дик” - произведение своеобразное, необычное. В американской литературе трудно сыскать  что-нибудь похожее на него. При всей сложности и многоплановости, основным его элементом, которому подчинены и действия, и авторское описание, и характер, является мысль. Глубокая философская мысль, с помощью которой автор пытается выделить мифологическое начало своего произведения. Мысль непрестанно ищущая, пульсирующая, взлетающая от тривиальностей будничной жизни к звездным мирам, воплощается то в не хитрых словах матросов, то в головоломных символах, трагически каменеющая перед осмысленностью и пустой вселенной, проникающая под поверхность явлений; мысль, стремящаяся к своей единственной и главной цели - к постижению универсальной истины, есть главный герой “Моби Дика”.

  Мелвилл отлично отдавал себе отчет, что  не у всякого читателя найдутся достаточные  запасы “строительного материала”, и  никогда об этом не забывал. Фантазия писателя не должна уходить произвольным путем, в сторону. Она должна работать самостоятельно, но в то же время  подчиняться авторскому замыслу. Авторский  же замысел заключался в том, что  читатель, перечитывая “Моби Дика”  вновь и вновь, находит в нем  все больше информации для размышления.

  Такой аспект, как мифология, а именно ее категория - эсхатология, имеет не малое  место в романе. Если философия объединяет всю многоплановость, то мифология, пронизывая все произведение, идет с ней параллельно.

  Эсхатоло́гия (от греч. ἔσχατον — «конечный», «последний» + λόγος — «слово», «знание») — система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной или её переходе в качественно новое состояние. Также отрасль богословия, их изучающая в рамках той или иной религиозной доктрины. В религии различается индивидуальная эсхатология, то есть учение о загробной жизни индивидуальной человеческой души, и всемирная эсхатология, то есть учение о целях космоса и истории и их конце. 

  Образы  романа и эсхатологические мотивы.

  Система образов “Моби Дика” дает достаточно отчетливое представление об основных эсхатологических мотивах, присутствующих в романе Мелвилла. Эсхатологическим катастрофам часто предшествуют нарушение права и морали, распри, преступления людей, а мир погибает в огне, потопе, от холода, жары, голода. Все это мы видим в романе “Моби Дик”, который показывает жизнь американского общества начала XIX века.

  Своеобразие “Моби Дика” заключается в  том, что общественная жизнь представлена здесь в непривычной и усложненной  форме. В крайне редких случаях она  проявляется непосредственно в поворотах сюжета, в словах и поступках действующих лиц. Как правило, она входит в повествование мощным потоком ассоциаций. Кроме того, размышления героев о важнейших проблемах социального характера составляют питательную среду, на которой вырастают крупнейшие символические и аллегорические образы обобщающего характера.

  Характер  общественного развития Америки  в тридцатые и сороковые годы XIX века вызывал у Мелвилла, как, впрочем, и у других романтиков, чувство глубокого разочарования и резкий внутренний протест. Отсюда резкие выпады против “цивилизации”.

  Ахав.

  Образ капитана Ахава вызывает к себе глубокий интерес. Он исследован Мелвиллом наиболее подробно и обстоятельно, ибо ему  писатель придавал особо важное значение. Ему он выделяет

  Образ Ахава - таинственный и непостижимый, как всякое будущее. Он из нантакетских квакеров. Он идет к своей цели, не смущая себя и других христианскими  заповедями. Что ему христианское писание! Он готов вышвырнуть его  за борт и заключить союз с самим  дьяволом. Нет таких препятствий, через которые он не мог бы перешагнуть. Его не смутят ни гибель, ни слезы  сирот, ни рассуждения о справедливости и свободе. Учитывая такие проявления характера, этот образ можно смело  назвать эсхатологическим. В своем  чудовищном эгоцентризме Ахав не видит человека в человеке, ибо человек для него не более, чем инструмент, которым он пользуется для осуществления своих замыслов. Недаром он стоит в отдалении от команды и даже своих ближайших помощников, недосягаемый в своем величии диктатора. Для Ахава не существует иных целей, кроме его собственных. Им он подчиняет все, что подвластно ему. В нем нет ни страха, ни жалости, ни чувства симпатии. Он дерзок, предприимчив и отважен. В его действиях ощущаются размах и железная хватка.

  Образ эсхатологии, воплощенный в Ахаве, раскрывается в конфликте между  Ахавом и Белым Китом.

  Мелвилл не оставляет сомнений относительно того, как Ахав воспринимает Белого Кита:

  Ахаву безразлично, что представляет собой  Моби Дик на самом деле. Ему важны  лишь те черты, которыми он сам наделяет Белого Кита. Это он превращает кита в воплощение Зла, в средоточие ненавистных  ему сил. Он проецирует свои представления, явления своего сознания на предметы высшего мира. Он превращает безликость (facelessness) кита в “нестерпимую аллегорию”. Трагичность такого образа, с точки зрения Мелвилла, заключается в том, что для него единственным и возможным средством уничтожения зла оказывается самоуничтожение. Но вся беда в том, что такой тип людей, как Ахав, не уходит сам, он ведет к гибели и окружающих.

  Охотясь за Белым Китом, Ахав желает его смерти, но смерть Моби Дика, навящевая идея в сознании Ахава, оказывается его (Ахава) смертью в действительности.

  Моби  Дик, по замыслу Мелвилла, не является каким-либо инструментом высших сил  или их олицетворением. Все Зло, которое  видит в Белом Ките Ахав, - проекция какой-то части его сознания. И, стало  быть, если и можно говорить о  Зле, то лишь как об элементе сознания самого Ахава. Сознание Ахава формируется  под воздействием внешнего мира, и  понятие, рождающиеся в этом сознании, есть отражение явлений внешнего мира. Жизнь Америки с ее социальным неравенством, неправедным распределением богатства, всеобщей зависимостью от непонятных большинству современников законов, управляющих капиталистическим обществом, узаконенное рабство негров и фактическое рабство всех тружеников, истребление индейцев, политический авантюризм, захватнические войны, стремление к наживе, объявленное высшей добродетелью, безграничное ханжество и лицемерие людей, совершающие неблаговидные деяния под маской благочестия, тупой фанатизм, человекоубийство и растление души, ставшие будничной нормой, - вот что стоит за условным понятием Зла у Ахава и является человеческим пороком. Таким образом, мысль Мелвилла имеет двойной ход: от действительности к сознанию и затем от сознания к действительности, то есть все Зло, окружающее Ахава аккумулируется в нем, а затем выплескивается с новой силой из сознания Ахава на окружающих. И, следовательно, те образы и идеи, которые сознание Ахава проецирует на Белого Кита, в конечном счете, имеют своим источником объективную реальность. 

Информация о работе Биография Мелвилл – Моби Дик