Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 13:01, реферат
Родился в Нью-Йорке. С 18 лет плавал юнгой на корабле, затем небольшой промежуток времени был учителем и в 1842 ушел на китоловном судне в южные моря. Через полтора года вследствие жестокого обращения капитана судна Мелвилл сбежал у Маркизских островов и попал в плен к туземцам, откуда был освобождён экипажем австралийского китоловного судна. В 1860 Мелвилл совершил кругосветное путешествие.
Мелвилл – Моби Дик
Родился в Нью-Йорке. С 18 лет плавал юнгой на корабле, затем небольшой промежуток времени был учителем и в 1842 ушел на китоловном судне в южные моря. Через полтора года вследствие жестокого обращения капитана судна Мелвилл сбежал у Маркизских островов и попал в плен к туземцам, откуда был освобождён экипажем австралийского китоловного судна. В 1860 Мелвилл совершил кругосветное путешествие. С 1866 по 1885 был чиновником в таможне.
История
изучения творчества Германа Мелвилла
насчитывает сотни научных
Одной из таких проблем является проблема эсхатологических мотивов в творчестве Мелвилла. Эта проблема рассматривалась в библейском аспекте, мифологический же исследован не был.
Произведения Германа Мелвилла отличаются художественной многоплановостью повествования, благодаря которой он достиг наивысшей оригинальности и самобытности прозы. В них присутствуют такие аспекты, как философский, библейский, научный, приключенческий, мифологический, но степень изученности каждого из них не одинакова. Так, например, категория мифологии - эсхатология, в произведениях Мелвилла не исследована.
«Моби Дик» — самый известный роман Германа Мелвилла. Роман в некотором роде является автобиографическим и основан на личном опыте автора, включая в себя при этом элементы как сатиры, так и символизма.
“Моби Дик, или Белый Кит” (1851) - произведение уникальное, написанное вопреки всем существующим понятиям о законах жанра. Американские критики середины XIX века сочли эту книгу “странной”. Ощущение “странности”, возникающее при чтении мелвиллского шедевра, сохраняется и сегодня.
Роман о Белом Ките - трудная книга и не поддается беглому чтению. Тому есть две причины. Первая связана с тем, что каждая из 135 глав романа побуждает к размышлению и это, вероятно, высшая похвала, какую можно воздать любимому произведению искусства. Мысли, возникающие у читателя в процессе чтения, касаются не только содержания романа, но также собственной жизни, своего времени, предназначения на земле, закономерностей в поведении людей, общих принципов бытия человечества.
Вторая причина заключается в качестве самого романа, его организации, структуре, способе изложения материала. Последовательность расположения глав и даже форма характеризуется своего рода, пересказами, разрушающими инерцию повествования. Стоит, например, читателю увлечься описанием морской стихии, как автор “подсовывает” ему классификацию китов, эпическое повествование о корабельной жизни перебивается монологами, диалогами и даже целыми сценами в духе трагедии, за которыми следуют отвлеченные рассуждения. Череда сюжетов и форм течет непрерывными потоками: диалоги, монологи, суховатые научные рассуждения, описание деталей китобойного промысла, размышление о человеческой судьбе, об истории народов и государств, исследования религиозных систем - все это идет по видимости бессмысленно, в сущности, продиктовано особой глубиной логики авторской мысли.
“Моби Дик” - произведение своеобразное, необычное. В американской литературе трудно сыскать что-нибудь похожее на него. При всей сложности и многоплановости, основным его элементом, которому подчинены и действия, и авторское описание, и характер, является мысль. Глубокая философская мысль, с помощью которой автор пытается выделить мифологическое начало своего произведения. Мысль непрестанно ищущая, пульсирующая, взлетающая от тривиальностей будничной жизни к звездным мирам, воплощается то в не хитрых словах матросов, то в головоломных символах, трагически каменеющая перед осмысленностью и пустой вселенной, проникающая под поверхность явлений; мысль, стремящаяся к своей единственной и главной цели - к постижению универсальной истины, есть главный герой “Моби Дика”.
Мелвилл отлично отдавал себе отчет, что не у всякого читателя найдутся достаточные запасы “строительного материала”, и никогда об этом не забывал. Фантазия писателя не должна уходить произвольным путем, в сторону. Она должна работать самостоятельно, но в то же время подчиняться авторскому замыслу. Авторский же замысел заключался в том, что читатель, перечитывая “Моби Дика” вновь и вновь, находит в нем все больше информации для размышления.
Такой аспект, как мифология, а именно ее категория - эсхатология, имеет не малое место в романе. Если философия объединяет всю многоплановость, то мифология, пронизывая все произведение, идет с ней параллельно.
Эсхатоло́гия
(от греч. ἔσχατον — «конечный», «последний»
+ λόγος — «слово», «знание») — система
религиозных взглядов и представлений
о конце света, искуплении и загробной
жизни, о судьбе Вселенной или её переходе
в качественно новое состояние. Также
отрасль богословия, их изучающая в рамках
той или иной религиозной доктрины. В религии
различается индивидуальная эсхатология,
то есть учение о загробной жизни индивидуальной
человеческой души, и всемирная эсхатология,
то есть учение о целях космоса и истории
и их конце.
Образы романа и эсхатологические мотивы.
Система образов “Моби Дика” дает достаточно отчетливое представление об основных эсхатологических мотивах, присутствующих в романе Мелвилла. Эсхатологическим катастрофам часто предшествуют нарушение права и морали, распри, преступления людей, а мир погибает в огне, потопе, от холода, жары, голода. Все это мы видим в романе “Моби Дик”, который показывает жизнь американского общества начала XIX века.
Своеобразие
“Моби Дика” заключается в
том, что общественная жизнь представлена
здесь в непривычной и
Характер общественного развития Америки в тридцатые и сороковые годы XIX века вызывал у Мелвилла, как, впрочем, и у других романтиков, чувство глубокого разочарования и резкий внутренний протест. Отсюда резкие выпады против “цивилизации”.
Ахав.
Образ капитана Ахава вызывает к себе глубокий интерес. Он исследован Мелвиллом наиболее подробно и обстоятельно, ибо ему писатель придавал особо важное значение. Ему он выделяет
Образ Ахава - таинственный и непостижимый, как всякое будущее. Он из нантакетских квакеров. Он идет к своей цели, не смущая себя и других христианскими заповедями. Что ему христианское писание! Он готов вышвырнуть его за борт и заключить союз с самим дьяволом. Нет таких препятствий, через которые он не мог бы перешагнуть. Его не смутят ни гибель, ни слезы сирот, ни рассуждения о справедливости и свободе. Учитывая такие проявления характера, этот образ можно смело назвать эсхатологическим. В своем чудовищном эгоцентризме Ахав не видит человека в человеке, ибо человек для него не более, чем инструмент, которым он пользуется для осуществления своих замыслов. Недаром он стоит в отдалении от команды и даже своих ближайших помощников, недосягаемый в своем величии диктатора. Для Ахава не существует иных целей, кроме его собственных. Им он подчиняет все, что подвластно ему. В нем нет ни страха, ни жалости, ни чувства симпатии. Он дерзок, предприимчив и отважен. В его действиях ощущаются размах и железная хватка.
Образ эсхатологии, воплощенный в Ахаве, раскрывается в конфликте между Ахавом и Белым Китом.
Мелвилл не оставляет сомнений относительно того, как Ахав воспринимает Белого Кита:
Ахаву безразлично, что представляет собой Моби Дик на самом деле. Ему важны лишь те черты, которыми он сам наделяет Белого Кита. Это он превращает кита в воплощение Зла, в средоточие ненавистных ему сил. Он проецирует свои представления, явления своего сознания на предметы высшего мира. Он превращает безликость (facelessness) кита в “нестерпимую аллегорию”. Трагичность такого образа, с точки зрения Мелвилла, заключается в том, что для него единственным и возможным средством уничтожения зла оказывается самоуничтожение. Но вся беда в том, что такой тип людей, как Ахав, не уходит сам, он ведет к гибели и окружающих.
Охотясь за Белым Китом, Ахав желает его смерти, но смерть Моби Дика, навящевая идея в сознании Ахава, оказывается его (Ахава) смертью в действительности.
Моби
Дик, по замыслу Мелвилла, не является
каким-либо инструментом высших сил
или их олицетворением. Все Зло, которое
видит в Белом Ките Ахав, - проекция
какой-то части его сознания. И, стало
быть, если и можно говорить о
Зле, то лишь как об элементе сознания
самого Ахава. Сознание Ахава формируется
под воздействием внешнего мира, и
понятие, рождающиеся в этом сознании,
есть отражение явлений внешнего
мира. Жизнь Америки с ее социальным
неравенством, неправедным распределением
богатства, всеобщей зависимостью от непонятных
большинству современников законов, управляющих
капиталистическим обществом, узаконенное
рабство негров и фактическое рабство
всех тружеников, истребление индейцев,
политический авантюризм, захватнические
войны, стремление к наживе, объявленное
высшей добродетелью, безграничное ханжество
и лицемерие людей, совершающие неблаговидные
деяния под маской благочестия, тупой
фанатизм, человекоубийство и растление
души, ставшие будничной нормой, - вот что
стоит за условным понятием Зла у Ахава
и является человеческим пороком. Таким
образом, мысль Мелвилла имеет двойной
ход: от действительности к сознанию и
затем от сознания к действительности,
то есть все Зло, окружающее Ахава аккумулируется
в нем, а затем выплескивается с новой
силой из сознания Ахава на окружающих.
И, следовательно, те образы и идеи, которые
сознание Ахава проецирует на Белого Кита,
в конечном счете, имеют своим источником
объективную реальность.