Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 22:12, реферат
Герб рода Лермонтов в России находится в 4-й части "Общего гербовника дворянских родов Российской империи". Зарегистрирован в 1798 году. Герб русских Лермонтовых такой: В щите, имеющем золотое поле, находится черное стропило с тремя на нем золотыми четвероугольниками, а под стропилом черный цветок.
МОУ «Пустошкинская
средняя общеобразовательная
Биография
Лермонтова Михаила
Юрьевича
Пустошка. 2009
Биография
Лермонтова Михаила
Юрьевича
Лермонтов
Михаил Юрьевич [3 (15) октября 1814, Москва
15 (27) июля 1841, подножье горы Машук, близ
Пятигорска; похоронен в селе Тарханы
Пензенской области], русский поэт.
Герб
рода Лермонтов в России находится
в 4-й части "Общего гербовника дворянских
родов Российской империи". Зарегистрирован
в 1798 году. Герб русских Лермонтовых такой:
В щите, имеющем золотое поле, находится
черное стропило с тремя на нем золотыми
четвероугольниками, а под стропилом черный
цветок. Щит увенчан обыкновенным дворянским
шлемом с дворянскою короною. Намет на
щите золотой, подложенный красным; внизу
щита девиз: "Sors mea - Jesus" (Судьба моя
- Иисус).
Юрий
Петрович Лермонтов (1787-1831)
Отец поэта. Окончил Первый кадетский корпус в Петербурге, в 1804г. в чине прапорщика выпущен в Кексгольмский пехотный полк, служил в том же корпусе воспитателем; в 1811г. по болезни вышел в отставку в чине капитана; в 1812г. вступил в тульское дворянское ополчение; в 1813г. находился на излечении в Витебске. Бывая в с.Васильевском, родовом имении Арсеньевых, познакомился с М.М.Арсеньевой и женился на ней. После свадьбы жил в Тарханах. Семейная жизнь родителей поэта не была счастливой. После смерти юной жены в 1817г. отношения Юрия Петровича с тещей обострились. Он уехал в свое имение Кропотово (Тульской губ.), а сына оставил на воспитание бабушке согласно условию, поставленному ею в завещании.
С сыном Юрий Петрович виделся в Кропотове в 1827г., а также в Москве. Переписка Лермонтова с отцом не сохранилась. Известно завещание Юрия Петровича, в котором он впервые отметил поэтический талант сына: "... ты одарен способностями ума, - не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять оные на что-либо вредное или бесполезное: это талант, в котором ты должен будешь дать отчет Бory! .. Ты имеешь, любезнейший сын мой, доброе сердце ..."
Лермонтов выразил свои чувства к отцу в стихотворениях "Ужасная судьба отца и сына", "Эпитафия" ("Прости! Увидимся ль мы снова?"), "Я видел тень блаженства; но вполне ...", " Пусть я кого-нибудь люблю...".
Умер
Ю.П.Лермонтов 1 октября 1831 года, был похоронен
в с.Шипово Тульской губернии. В 1974г. Его
прах был перевезен в Тарханы и перезахоронен
рядом с церковью Михаила Архистратига.
Мария
Михайловна Лермонтова (1795-1817)
Мать поэта. Единственная дочь Михаила Васильевича и Елизаветы Алексеевны Арсеньевых. Получила домашнее образование и воспитание.
Мария
Михайловна, родилась "ребенком слабым
и болезненным, и взрослою все
еще глядела хрупким, нервным
созданием... Была одарена душою музыкальною".
Познакомившись у родственников в с.Васильевском
с Юрием Петровичем Лермонтовым, Мария
Михайловна горячо полюбила его и вышла
замуж, несмотря на неодобрение матери.
После свадьбы жила с мужем и матерью в
Тарханах, но на время рождения сына уезжала
с мужем в Москву. Семейные отношения сложились
неблагополучно.
Современники рассказывали о доброте Марии Михайловны, лечившей крестьян, вспоминали, что нередко она играла на фортепьяно и пела, взяв на колени сына. "Когда я был трех лет, - вспоминал Лермонтов, - то была песня, от которой я плакал... Ее певала мне покойная мать". Нежность к матери и тоска по ней нашли отражение во многих произведениях поэта.
Мария
Михайловна умерла от чахотки в феврале
1817г. Похоронена в Тарханах. На ее надгробном
камне высечено: "Под камнем сим
лежит тело М.М.Лермонтовой, урожденной
Арсеньевой. Скончавшейся 1817 года февраля
24 дня в субботу. Житие ей было 21 год 11 месяцев
и 7 дней".
Арсеньева
Елизавета Алексеевна (1773-1845)
Бабушка Лермонтова по матери. Урожденная Столыпина. Обладала способностями и природным умом, развитию которых благоприятствовали культурные интересы семьи. Пользовалась уважением многочисленных родственников и знакомых. В 1794г. вышла замуж за Михаила Васильевича Арсеньева. Получила домашнее образование.
От брака с М.В.Арсеньевым имела единственную дочь, которая умерла в 1817г. С этого времени всю свою любовь Арсеньева перенесла на внука, в чем признавалась: "...он один свет очей моих, все мое блаженство в нем". Любовь к внуку была одновременно самоотверженной и властной; ради Лермонтова бабушка готова была на любые жертвы, но с тем, чтобы распоряжаться судьбой внука безраздельно. По завещанию 1817г. внук остался у нее.
Арсеньева
не жалела средств для воспитания
и образования Лермонтова, постоянно
заботилась о его здоровье: несколько
раз возила его на Кавказ. В конце лета
1827г. Арсеньева переехала с внуком в Москву
для подготовки его к поступлению в Пансион
и до 1832г. жила с ним в Москве.
Неведомый
избранник
Брак родителей Лермонтова богатой наследницы М. М. Арсеньевой (1795-1817) и армейского капитана Ю. П. Лермонтова (1773-1831) был неудачным. Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой Е. А. Арсеньевой тяжело сказались на формировании личности поэта. Лермонтов воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование (иностранные языки, рисование, музыка). Романтический культ отца и соответствующая трактовка семейного конфликта отразились позднее в драмах Menschen und Leidenschaften ("Люди и страсти", 1830), "Странный человек" (1831). Значимы для формирования Лермонтова и предания о легендарном основоположнике его рода шотландском поэте Томасе Лермонте. К сильным впечатлениям детства относятся поездки на Кавказ (1820, 1825).
С 1827 Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском университетском благородном пансионе (сентябрь 1828 март 1830), позднее в Московском университете (сентябрь 1830 июнь 1832) на нравственно-политическом, затем словесном отделении.
Ранние
поэтические опыты Лермонтова свидетельствуют
об азартном и бессистемном чтении
предромантической и романтической словесности:
наряду с Дж. Г. Байроном и А. С. Пушкиным
для него важны Ф. Шиллер, В. Гюго, К. Н. Батюшков,
философская лирика любомудров; в стихах
масса заимствованных строк (фрагментов)
из сочинений самых разных авторов от
М. В. Ломоносова до современных ему поэтов.
Не мысля себя профессиональным литератором
и не стремясь печататься, Лермонтов ведет
потаенный лирический дневник, где чужие,
иногда контрастные формулы служат выражением
сокровенной правды о великой и непонятой
душе. Пережитые в 1830-32 увлечения Е. А. Сушковой,
Н. Ф. Ивановой, В. А. Лопухиной становятся
материалом для соответствующих лирико-исповедальных
циклов, где за конкретными обстоятельствами
скрывается вечный, трагический конфликт.
Одновременно
идет работа над романтическими поэмами
от откровенно подражательных "Черкесов"
(1828) до вполне профессиональных "Измаил-бея"
и "Литвинки" (обе 1832), свидетельствующих
об усвоении Лермонтовым жанрового (байроновско-пушкинского)
канона (исключительность главного героя,
"вершинность" композиции, "недосказанность"
сюжета, экзотический или исторический
колорит). К началу 1830-х гг. обретены "магистральные"
герои поэтической системы Лермонтова,
соотнесенные с двумя разными жизненными
и творческими стратегиями, с двумя трактовками
собственной личности: падший дух, сознательно
проклявший мир и избравший зло (первая
редакция поэмы "Демон", 1829), и безвинный,
чистый душой страдалец, мечтающий о свободе
и естественной гармонии (поэма "Исповедь",
1831, явившаяся прообразом поэмы "Мцыри").
Контрастность этих трактовок не исключает
внутреннего родства, обеспечивающего
напряженную антитетичность характеров
всех главных лермонтовских героев и сложность
авторской оценки.
Смутное
время
Оставив
по не совсем ясным причинам университет,
Лермонтов в 1832 переезжает в Петербург
и поступает в Школу
Поэт
поколения
К
началу 1837 у Лермонтова нет литературного
статуса: многочисленные стихотворения
(среди них признанные в будущем
шедеврами "Ангел", 1831; "Парус",
1831; "Русалка", 1832; "Умирающий гладиатор",
1836; поэма "Боярин Орша", 1835-36) в печать
не отданы, романы не закончены, "Маскарад"
не пропущен цензурой, опубликованная
(по неподтвержденным сведениям без ведома
автора) поэма "Хаджи Абрек" (1834) резонанса
не вызвала, связей в литературном мире
нет (значима "невстреча" с Пушкиным).
Слава к Лермонтову приходит в одночасье
со стихотворением "Смерть поэта"
(1937), откликом на последнюю дуэль Пушкина.
Текст широко распространяется в списках,
получает высокую оценку как в пушкинском
кругу, так и у публики, расслышавшей в
этих стихах собственную боль и возмущение.
Заключительные строки стихотворения
с резкими выпадами против высшей аристократии
вызвали гнев Николая I. 18 февраля Лермонтов
был арестован и вскоре переведен прапорщиком
в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.
Ссылка
продлилась до октября 1837: Лермонтов
изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе,
лечился на водах (здесь произошло
знакомство со ссыльными декабристами,
в том числе поэтом А. И. Одоевским, а также
с В. Г. Белинским); изучал восточный фольклор
(запись сказки "Ашик-Кериб"). Публикация
в 1837 стихотворения "Бородино" упрочила
славу поэта.
С апреля 1838 по апрель 1840 Лермонтов служит в Лейб-гвардии гусарском полку, уверенно завоевывая "большой свет" и мир литературы. Устанавливаются связи с пушкинским кругом семейством Карамзиных, П. А. Вяземским, В. А. Жуковским (благодаря посредничеству последнего в "Современнике" в 1838 печатается поэма "Тамбовская казначейша") и А. А. Краевским (публикация "Песни про царя Ивана Васильевича..." в редактируемых Краевским "Литературных прибавлениях к "Русскому инвалиду", 1838; систематическое сотрудничество с возглавленным Краевским в 1839 журналом "Отечественные записки"). Лермонтов входит в фрондерско-аристократический "кружок шестнадцати".
В зрелой лирике Лермонтова доминирует тема современного ему общества безвольного, рефлексирующего, не способного на деяние, страсть, творчество. Не отделяя себя от больного поколения ("Дума", 1838), высказывая сомнения в возможности существования поэзии здесь и сейчас ("Поэт", 1838; "Не верь себе", 1839; "Журналист, читатель и писатель", 1840), скептически оценивая жизнь как таковую ("И скучно, и грустно...", 1840), Лермонтов ищет гармонию в эпическом прошлом ("Бородино", "Песня про царя Ивана Васильевича...", где демонический герой-опричник терпит поражение от хранителя нравственных устоев), в народной культуре ("Казачья колыбельная песня", 1838), в чувствах ребенка ("Как часто пестрою толпою окружен...", 1840) или человека, сохранившего детское мировосприятие ("Памяти А. И. О<доевского>", 1839; <М. А. Щербатовой>, 1840). Богоборчество ("Благодарность", 1840), мотивы невозможности любви и губительной красоты ("Три пальмы", 1839; "Утес", "Тамара", "Листок", "Морская царевна", все 1841) соседствуют с поиском душевной умиротворенности, связываемой то с деидеологизированной национальной традицией ("Родина", "Спор", оба 1841), то с мистическим выходом за пределы земной обреченности ("Выхожу один я на дорогу...", 1841). То же напряженное колебание между полюсами мироотрицания и любви к бытию, между земным и небесным, проклятьем и благословением присуще вершинным поэмам Лермонтова последней редакции "Демона" и "Мцыри" (обе 1839).
В
1838-40 написан роман "Герой нашего времени":
первоначально составившие его разножанровые
новеллы печатались в "Отечественных
записках" и, возможно, не предполагали
циклизации. В романе пристально исследуется
феномен современного человека; тщательно
анализируются антиномии, присущие и поэтическому
миру Лермонтова. Появление отдельного
издания романа (апрель 1840) и единственного
прижизненного сборника "Стихотворения
М. Лермонтова" (октябрь 1840; включены
"Мцыри", "Песня про царя Ивана
Васильевича...", 26 стихотворений) стали
ключевыми литературными событиями эпохи,
вызвали критическую полемику, особое
место в которой принадлежит статьям Белинского.
Неожиданный
финал
Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом (февраль 1840) привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк. Через Москву (встречи со славянофилами и Н. В. Гоголем на его именинном обеде) поэт отбывает на Кавказ, где принимает участие в боевых действиях (сражение на речке Валерик, описанное в стихотворении "Я к вам пишу случайно, право..."), за что представляется к наградам (вычеркнут из списков императором Николаем I).