Биография Лермонтова Михаила Юрьевича

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 22:12, реферат

Краткое описание

Герб рода Лермонтов в России находится в 4-й части "Общего гербовника дворянских родов Российской империи". Зарегистрирован в 1798 году. Герб русских Лермонтовых такой: В щите, имеющем золотое поле, находится черное стропило с тремя на нем золотыми четвероугольниками, а под стропилом черный цветок.

Файлы: 1 файл

Биография Лермонтова Михаила Юрьевича.doc

— 1.25 Мб (Скачать)

МОУ «Пустошкинская средняя общеобразовательная школа» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Биография Лермонтова Михаила  Юрьевича 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Подготовила:

                                                Соловьёва Светлана

                                                ученица 6 «А» класса 
 
 
 
 
 
 

Пустошка.  2009

     Биография Лермонтова Михаила  Юрьевича 

 

     Лермонтов Михаил Юрьевич [3 (15) октября 1814, Москва 15 (27) июля 1841, подножье горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в селе Тарханы Пензенской области], русский поэт.  

 
 

     Герб  рода Лермонтов в России находится  в 4-й части "Общего гербовника дворянских родов Российской империи". Зарегистрирован в 1798 году. Герб русских Лермонтовых такой: В щите, имеющем золотое поле, находится черное стропило с тремя на нем золотыми четвероугольниками, а под стропилом черный цветок. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою короною. Намет на щите золотой, подложенный красным; внизу щита девиз: "Sors mea - Jesus" (Судьба моя - Иисус). 
 

Юрий  Петрович Лермонтов (1787-1831) 
 
 

      Отец поэта. Окончил Первый кадетский корпус в Петербурге, в 1804г. в чине прапорщика выпущен в Кексгольмский пехотный полк, служил в том же корпусе воспитателем; в 1811г. по болезни вышел в отставку в чине капитана; в 1812г. вступил в тульское дворянское ополчение; в 1813г. находился на излечении в Витебске. Бывая в с.Васильевском, родовом имении Арсеньевых, познакомился с М.М.Арсеньевой и женился на ней. После свадьбы жил в Тарханах. Семейная жизнь родителей поэта не была счастливой. После смерти юной жены в 1817г. отношения Юрия Петровича с тещей обострились. Он уехал в свое имение Кропотово (Тульской губ.), а сына оставил на воспитание бабушке согласно условию, поставленному ею в завещании.

     С сыном Юрий Петрович виделся в  Кропотове в 1827г., а также в  Москве. Переписка Лермонтова с отцом  не сохранилась. Известно завещание  Юрия Петровича, в котором он впервые отметил поэтический талант сына: "... ты одарен способностями ума, - не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять оные на что-либо вредное или бесполезное: это талант, в котором ты должен будешь дать отчет Бory! .. Ты имеешь, любезнейший сын мой, доброе сердце ..."

     Лермонтов выразил свои чувства к отцу в  стихотворениях "Ужасная судьба отца и сына", "Эпитафия" ("Прости! Увидимся ль мы снова?"), "Я видел  тень блаженства; но вполне ...", " Пусть  я кого-нибудь люблю...".

     Умер  Ю.П.Лермонтов 1 октября 1831 года, был похоронен в с.Шипово Тульской губернии. В 1974г. Его прах был перевезен в Тарханы и перезахоронен рядом с церковью Михаила Архистратига. 
 

Мария Михайловна Лермонтова (1795-1817) 

     

     Мать  поэта. Единственная дочь Михаила Васильевича  и Елизаветы Алексеевны Арсеньевых. Получила домашнее образование и воспитание.

     Мария Михайловна, родилась "ребенком слабым и болезненным, и взрослою все  еще глядела хрупким, нервным  созданием... Была одарена душою музыкальною". Познакомившись у родственников в с.Васильевском с Юрием Петровичем Лермонтовым, Мария Михайловна горячо полюбила его и вышла замуж, несмотря на неодобрение матери. После свадьбы жила с мужем и матерью в Тарханах, но на время рождения сына уезжала с мужем в Москву. Семейные отношения сложились неблагополучно.  
 

     Современники  рассказывали о доброте Марии  Михайловны, лечившей крестьян, вспоминали, что нередко она играла на фортепьяно и пела, взяв на колени сына. "Когда  я был трех лет, - вспоминал Лермонтов, - то была песня, от которой я плакал... Ее певала мне покойная мать". Нежность к матери и тоска по ней нашли отражение во многих произведениях поэта.

     Мария Михайловна умерла от чахотки в феврале 1817г. Похоронена в Тарханах. На ее надгробном камне высечено: "Под камнем сим  лежит тело М.М.Лермонтовой, урожденной Арсеньевой. Скончавшейся 1817 года февраля 24 дня в субботу. Житие ей было 21 год 11 месяцев и 7 дней". 
 

Арсеньева Елизавета Алексеевна (1773-1845) 

      Бабушка Лермонтова по матери. Урожденная Столыпина. Обладала способностями и природным умом, развитию которых благоприятствовали культурные интересы семьи. Пользовалась уважением многочисленных родственников и знакомых. В 1794г. вышла замуж за Михаила Васильевича Арсеньева. Получила домашнее образование.

     От  брака с М.В.Арсеньевым имела единственную дочь, которая умерла в 1817г. С этого времени всю свою любовь Арсеньева перенесла на внука, в чем признавалась: "...он один свет очей моих, все мое блаженство в нем". Любовь к внуку была одновременно самоотверженной и властной; ради Лермонтова бабушка готова была на любые жертвы, но с тем, чтобы распоряжаться судьбой внука безраздельно. По завещанию 1817г. внук остался у нее.

     Арсеньева не жалела средств для воспитания и образования Лермонтова, постоянно  заботилась о его здоровье: несколько раз возила его на Кавказ. В конце лета 1827г. Арсеньева переехала с внуком в Москву для подготовки его к поступлению в Пансион и до 1832г. жила с ним в Москве. 

Неведомый избранник 

     Брак  родителей Лермонтова богатой наследницы М. М. Арсеньевой (1795-1817) и армейского капитана Ю. П. Лермонтова (1773-1831) был неудачным. Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой Е. А. Арсеньевой тяжело сказались на формировании личности поэта. Лермонтов воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование (иностранные языки, рисование, музыка). Романтический культ отца и соответствующая трактовка семейного конфликта отразились позднее в драмах Menschen und Leidenschaften ("Люди и страсти", 1830), "Странный человек" (1831). Значимы для формирования Лермонтова и предания о легендарном основоположнике его рода шотландском поэте Томасе Лермонте. К сильным впечатлениям детства относятся поездки на Кавказ (1820, 1825).

     С 1827 Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском университетском благородном пансионе (сентябрь 1828 март 1830), позднее в Московском университете (сентябрь 1830 июнь 1832) на нравственно-политическом, затем словесном отделении.

     Ранние  поэтические опыты Лермонтова свидетельствуют  об азартном и бессистемном чтении предромантической и романтической словесности: наряду с Дж. Г. Байроном и А. С. Пушкиным для него важны Ф. Шиллер, В. Гюго, К. Н. Батюшков, философская лирика любомудров; в стихах масса заимствованных строк (фрагментов) из сочинений самых разных авторов от М. В. Ломоносова до современных ему поэтов. Не мысля себя профессиональным литератором и не стремясь печататься, Лермонтов ведет потаенный лирический дневник, где чужие, иногда контрастные формулы служат выражением сокровенной правды о великой и непонятой душе. Пережитые в 1830-32 увлечения Е. А. Сушковой, Н. Ф. Ивановой, В. А. Лопухиной становятся материалом для соответствующих лирико-исповедальных циклов, где за конкретными обстоятельствами скрывается вечный, трагический конфликт.  

      

     

         
 
 

     Одновременно  идет работа над романтическими поэмами  от откровенно подражательных "Черкесов" (1828) до вполне профессиональных "Измаил-бея" и "Литвинки" (обе 1832), свидетельствующих  об усвоении Лермонтовым жанрового (байроновско-пушкинского) канона (исключительность главного героя, "вершинность" композиции, "недосказанность" сюжета, экзотический или исторический колорит). К началу 1830-х гг. обретены "магистральные" герои поэтической системы Лермонтова, соотнесенные с двумя разными жизненными и творческими стратегиями, с двумя трактовками собственной личности: падший дух, сознательно проклявший мир и избравший зло (первая редакция поэмы "Демон", 1829), и безвинный, чистый душой страдалец, мечтающий о свободе и естественной гармонии (поэма "Исповедь", 1831, явившаяся прообразом поэмы "Мцыри"). Контрастность этих трактовок не исключает внутреннего родства, обеспечивающего напряженную антитетичность характеров всех главных лермонтовских героев и сложность авторской оценки.  

Смутное время 

     Оставив по не совсем ясным причинам университет, Лермонтов в 1832 переезжает в Петербург  и поступает в Школу гвардейских  подпрапорщиков и кавалерийских  юнкеров; выпущен корнетом Лейб-гвардии  гусарского полка в 1834. Место высокой поэзии занимает непечатное стихотворство ("Юнкерские поэмы"), место трагического избранника циничный бретер, сниженный двойник "демона". В то же время идет работа над романом "Вадим" (не закончен), где ультраромантические мотивы и стилистические ходы (родство "ангела" и "демона", "поэзия безобразности", языковая экспрессия) сопутствуют тщательной обрисовке исторического фона (восстание Пугачева). "Демоническая" линия продолжается в неоконченном романе из современной жизни "Княгиня Лиговская" (1836) и драме "Маскарад". Последней Лермонтов придавал особое значение: он трижды подает ее в цензуру и дважды переделывает.  

Поэт  поколения 

     К началу 1837 у Лермонтова нет литературного  статуса: многочисленные стихотворения (среди них признанные в будущем шедеврами "Ангел", 1831; "Парус", 1831; "Русалка", 1832; "Умирающий гладиатор", 1836; поэма "Боярин Орша", 1835-36) в печать не отданы, романы не закончены, "Маскарад" не пропущен цензурой, опубликованная (по неподтвержденным сведениям без ведома автора) поэма "Хаджи Абрек" (1834) резонанса не вызвала, связей в литературном мире нет (значима "невстреча" с Пушкиным). Слава к Лермонтову приходит в одночасье со стихотворением "Смерть поэта" (1937), откликом на последнюю дуэль Пушкина. Текст широко распространяется в списках, получает высокую оценку как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих стихах собственную боль и возмущение. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I. 18 февраля Лермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.  
 

 

     Ссылка  продлилась до октября 1837: Лермонтов  изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился на водах (здесь произошло  знакомство со ссыльными декабристами, в том числе поэтом А. И. Одоевским, а также с В. Г. Белинским); изучал восточный фольклор (запись сказки "Ашик-Кериб"). Публикация в 1837 стихотворения "Бородино" упрочила славу поэта.  

     С апреля 1838 по апрель 1840 Лермонтов служит в Лейб-гвардии гусарском полку, уверенно завоевывая "большой свет" и мир литературы. Устанавливаются связи с пушкинским кругом семейством Карамзиных, П. А. Вяземским, В. А. Жуковским (благодаря посредничеству последнего в "Современнике" в 1838 печатается поэма "Тамбовская казначейша") и А. А. Краевским (публикация "Песни про царя Ивана Васильевича..." в редактируемых Краевским "Литературных прибавлениях к "Русскому инвалиду", 1838; систематическое сотрудничество с возглавленным Краевским в 1839 журналом "Отечественные записки"). Лермонтов входит в фрондерско-аристократический "кружок шестнадцати".

     В зрелой лирике Лермонтова доминирует тема современного ему общества безвольного, рефлексирующего, не способного на деяние, страсть, творчество. Не отделяя себя от больного поколения ("Дума", 1838), высказывая сомнения в возможности существования поэзии здесь и сейчас ("Поэт", 1838; "Не верь себе", 1839; "Журналист, читатель и писатель", 1840), скептически оценивая жизнь как таковую ("И скучно, и грустно...", 1840), Лермонтов ищет гармонию в эпическом прошлом ("Бородино", "Песня про царя Ивана Васильевича...", где демонический герой-опричник терпит поражение от хранителя нравственных устоев), в народной культуре ("Казачья колыбельная песня", 1838), в чувствах ребенка ("Как часто пестрою толпою окружен...", 1840) или человека, сохранившего детское мировосприятие ("Памяти А. И. О<доевского>", 1839; <М. А. Щербатовой>, 1840). Богоборчество ("Благодарность", 1840), мотивы невозможности любви и губительной красоты ("Три пальмы", 1839; "Утес", "Тамара", "Листок", "Морская царевна", все 1841) соседствуют с поиском душевной умиротворенности, связываемой то с деидеологизированной национальной традицией ("Родина", "Спор", оба 1841), то с мистическим выходом за пределы земной обреченности ("Выхожу один я на дорогу...", 1841). То же напряженное колебание между полюсами мироотрицания и любви к бытию, между земным и небесным, проклятьем и благословением присуще вершинным поэмам Лермонтова последней редакции "Демона" и "Мцыри" (обе 1839).

     В 1838-40 написан роман "Герой нашего времени": первоначально составившие его разножанровые новеллы печатались в "Отечественных записках" и, возможно, не предполагали циклизации. В романе пристально исследуется феномен современного человека; тщательно анализируются антиномии, присущие и поэтическому миру Лермонтова. Появление отдельного издания романа (апрель 1840) и единственного прижизненного сборника "Стихотворения М. Лермонтова" (октябрь 1840; включены "Мцыри", "Песня про царя Ивана Васильевича...", 26 стихотворений) стали ключевыми литературными событиями эпохи, вызвали критическую полемику, особое место в которой принадлежит статьям Белинского.  

Неожиданный финал 

     Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом (февраль 1840) привела  к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк. Через Москву (встречи со славянофилами и Н. В. Гоголем на его именинном обеде) поэт отбывает на Кавказ, где принимает участие в боевых действиях (сражение на речке Валерик, описанное в стихотворении "Я к вам пишу случайно, право..."), за что представляется к наградам (вычеркнут из списков императором Николаем I).

Информация о работе Биография Лермонтова Михаила Юрьевича