Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:12, биография
По линии отца, Достоевские — одна из ветвей рода Ртищевых, который берёт свое начало от Аслан-Челеби-мурзы, крещённого московским князем Дмитрием Донским. Ртищевы входили в ближайшее окружение князя Серпуховского и Боровского Ивана Васильевича, который в 1456 году, рассорившись с Василием Тёмным, уехал в Литву. Там Иван Васильевич стал князем Пинским. Степану Ртищеву он пожаловал сёла Калечино и Леповицу. В 1506 году сын Ивана Васильевича, Фёдор, пожаловал Даниле Ртищеву часть села Досто́ева в Пинском повете. Отсюда и «Досто́евские». Предки писателя по отцовской линии с 1577 года получили право на использование Радвана — польского дворянского герба.
1 Жизнь и творчество
1.1 Происхождение
1.2 Юность писателя
1.3 Каторга и ссылка
1.4 После ссылки
1.5 Расцвет творчества
2 Семья и окружение
3 Философия
4 Политические взгляды
4.1 Достоевский и «еврейский вопрос»
5 Оценки творчества и личности Достоевского
6 Память
6.1 Памятники
6.2 Мемориальные доски
6.3 В филателии
6.4 Достоевский в культуре
6.5 Фильмы о Достоевском
7 Другое
8 Текущие события
9 См. также
10 Примечания
11 Литература
12 Ссылки
Старший брат Достоевского Михаил также стал литератором, его творчество было отмечено влиянием брата, а работа над журналом «Время» осуществлялась братьями в значительной мере совместно. Младший брат Андрей стал архитектором, Достоевский видел в его семье достойный образец семейной жизни. А. М. Достоевский оставил ценные воспоминания о своём брате.
Из сестёр Достоевского наиболее близкие отношения сложились у писателя с Варварой Михайловной (1822—1893), о которой он писал брату Андрею: «Я её люблю; она славная сестра и чудесный человек…» (28 ноября 1880).
Из многочисленных племянников и племянниц Достоевский любил и выделял Марию Михайловну (1844—1888), которую, согласно воспоминаниям Л. Ф. Достоевской, «любил как собственную дочь, ласкал её и развлекал, когда она была ещё маленькой, позднее гордился её музыкальным талантом и её успехом у молодых людей», однако после смерти Михаила Достоевского эта близость сошла на нет.
Вторая жена — Анна Сниткина,
из обеспеченной семьи, стала супругой
писателя в 20 лет. В это время (конец
1866 года) Достоевский испытывал
Потомки Фёдора Михайловича
продолжают проживать в Санкт-Петербурге.[
Философия
Как показал О. М. Ноговицын в своей работе[13], Достоевский является самым ярким представителем «онтологической», «рефлексивной» поэтики, которая в отличие от традиционной, описательной поэтики, оставляет персонажа в некотором смысле свободным в своих отношениях с текстом, который его описывает (то есть для него миром), что проявляется в том, что он осознает своё с ним отношение и действует, исходя из него. Отсюда вся парадоксальность, противоречивость и непоследовательность персонажей Достоевского. Если в традиционной поэтике персонаж остаётся всегда во власти автора, всегда захвачен происходящими с ним событиями (захвачен текстом), то есть остаётся всецело описательным, всецело включённым в текст, всецело понятным, подчинённым причинам и следствиям, движению повествования, то в онтологической поэтике мы впервые сталкиваемся с персонажем, который пытается сопротивляться текстуальным стихиям, своей подвластности тексту, пытаясь его «переписать». При таком подходе писательство есть не описание персонажа в многообразных ситуациях и положениях его в мире, а сопереживание его трагедии — его своевольному нежеланию принять текст (мир), который неизбывно избыточен по отношению к нему, потенциально бесконечен. Впервые на такое особое отношение Достоевского к своим персонажам обратил внимание М. М. Бахтин.
Дом-музей писателя в Старой Руссе
Политические взгляды
Проблемы с содержанием статьи
Проверить информацию.
Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.
Ambox scales.svg
Проверить нейтральность.
На странице обсуждения должны быть подробности.
При жизни Достоевского в
культурных слоях общества противоборствовали
по крайней мере два политических
течения — славянофильство и
западничество, суть которых приблизительно
такова: приверженцы первого
Достоевский и «еврейский вопрос»
Ф. М. Достоевский, 1879
Взгляды Достоевского на роль евреев в жизни России нашли отражение в публицистике писателя. Например, обсуждая дальнейшую участь освобождённых от крепостного права крестьян, он пишет в «Дневнике писателя» за 1873 г.:
«Так и будет,
если дело продолжится, если
сам народ не опомнится; а
интеллигенция не поможет ему.
Если не опомнится, то весь,
целиком, в самое малое время
очутится в руках у
Электронная еврейская энциклопедия утверждает, что антисемитизм был неотъемлемой частью мировоззрения Достоевского и находил выражение как в романах и повестях, так и в публицистике писателя[16]. Наглядным подтверждением этого, по мнению составителей энциклопедии, является работа Достоевского «Еврейский вопрос»[17]. Однако сам Достоевский в «Еврейском вопросе» утверждал: «… в сердце моём этой ненависти не было никогда …».
Писатель Андрей Дикий приписывает Достоевскому следующую цитату:
«Евреи сгубят
Россию и станут во главе
анархии. Жид и его кагал
— это заговор против русских»[
Похожую цитату со ссылкой
на письмо-ответ Николаю
Отношение Достоевского к
«еврейскому вопросу» анализируется
литературоведом Леонидом Гроссманом
в книге «Исповедь одного еврея»[20],
посвящённой переписке между
писателем и еврейским
По мнению критика Майи
Туровской, взаимный интерес Достоевского
и евреев вызван воплощением в
евреях (и в Ковнере, в частности)
искательства персонажей Достоевского[21].
По мнению Николая Наседкина, противоречивое
отношение к евреям вообще свойственно
Достоевскому: он очень чётко различал
понятия «еврей» и «жид». Кроме
того, Наседкин отмечает, что слово
«жид» и производные от него были
для Достоевского и его современников
обычным словом-
Информация о работе Биография Федора Михайловича Достовеского