Биография Александра Ивановича Куприна

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:17, доклад

Краткое описание

Родился 26 августа (7 сентября н.с.) 1870 года в селе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и отрочество будущего писателя. С шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную гимназию, позже преобразованную в Кадетский корпус.

Файлы: 1 файл

Биография Александра Куприна.doc

— 128.00 Кб (Скачать)


Новороссийский колледж строительства и экономики.

 

 

 

 

 

 

Доклад

По литературе на тему:

«Биография Александра Ивановича Куприна»

 

 

 

Выполнила работу

студентка группы ОП-11

Лобода Дарья

Преподаватель:

Лёвкина С. Г.

 

Биография Александра Куприна.

 

                              

Родился 26 августа (7 сентября н.с.) 1870 года в селе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и отрочество будущего писателя. С шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную гимназию, позже преобразованную в Кадетский корпус.

После окончания учения продолжил военное образование в Александровском военном училище (1888 — 90). Впоследствии опишет свою «военную юность» в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера». Уже тогда мечтал стать «поэтом или романистом».

Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, — рассказ «Последний дебют» (1889).

В 1890, окончив военное училище, Куприн в чине подпоручика был зачислен в 46 Днепровский пехотный полк, стоявший в Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет, дала богатый материал для его будущих произведений. В 1893—1894 в петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах» и рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». Жизни русской армии посвящена серия рассказов: «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Поход». В 1894 Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея малый жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по России.

А так же прежде чем стать писателем, Куприн успел поменять добрых десятка два профессий. Побывал и боксером, и цирковым борцом, и землемером, и учителем, и актером, и рекламным агентом, и рыбаком, и воздухоплавателем, и шарманщиком, и продавцом «пудерклозета инженера Тимаховича»… Ему не важно было, сколько заплатят, ему было интересно попробовать себя в новой роли.

Жгучий интерес к жизни бросал его в самую гущу изучаемого дела или явления. Он «не терпел никакого полузнайства, никакой дилетантщины и почувствовал бы себя глубоко несчастным, если бы вдруг обнаружилось, что ему неизвестна какая-нибудь бытовая делать из жизни, скажем, водолазов или донских казаков», – вспоминал о нем Чуковский. Однажды в Одессе газетный репортер Леон Трецек познакомил его с начальником одной из пожарных команд. Куприн тотчас же воспользовался этим знакомством и, когда в центре города загорелся среди ночи жилой дом, Куприн в медной каске помчался туда вместе с отрядом пожарных и работал в пламени и в дыму до утра.
«Я хотел бы на несколько дней сделаться лошадью, растением или рыбою или побыть женщиной и испытать роды». Только такая неуемная жажда жизни могла заставить его попробовать себя в роли конокрада, шпика, санитара в морге и даже… вора. Как-то, после продолжительной беседы со случайным ресторанным собеседником, оказавшимся каким-то знаменитым вором, ему вдруг захотелось испытать, как чувствует себя профессиональный грабитель, забравшийся ночью в чужую квартиру. «Выбрал место и время, отобрал вещи, уложил их в чемодан, но вынести их не хватило решимости». Куприн любил посещать различные вечера в окружении друзей. На одном из вечеров Федор Шаляпин представил гостям своего друга –Александра Ивановича Куприна как «Самый чуткий нос России». Некий французский парфюмер, присутствовавший на том вечере, решил вдруг устроить новоявленному гостю настоящий экзамен. Он предложил Куприну определить состав духов – последнюю разработку его фирмы. Француз явно намеревался сбить спесь с самоуверенного русского: подобное задание и не всякому профессионалу под силу. Когда экзаменуемый медленно, но уверенно перечислил все основные ароматы парфюма, француз схватился за голову: «Не понимаю! Как!? Как это может быть, что вы, человек с таким редким дарованием, можно сказать, с настоящим собачьим нюхом, – и вдруг какой-то писатель?!»

Современники шутили, что в Куприне было что-то «от большого зверя». Мамин-Сибиряк вспоминал: «Куприн имел одну несколько странную привычку – настоящим образом, по-собачьи, обнюхивать людей. Многие, в особенности дамы, сильно обижались…». Впрочем, одна из дам – писательница Н. Тэффи – искренне восхищалась его даром: «Вы обратите внимание, как он всегда принюхивается к людям! Потянет носом, и конец – знает, что это за человек!».

В эти годы Куприн познакомился с Буниным, Чеховым и Горьким. В 1901 переехал в Петербург, начал работать секретарем «Журнала для всех», женился на Марии Карловне Давыдовой, родилась дочь Лидия. В петербургских журналах появились рассказы Куприна: «Болото» (1902); «Конокрады» (1903); «Белый пудель» (1904). В 1905 вышло наиболее значительное его произведение — повесть «Поединок», имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав «Поединка» стали событием культурной жизни столицы. Его произведения этого времени были весьма благонравны: очерк «События в Севастополе» (1905), рассказы «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни», «Гамбринус» (1907). В 1907 году женился вторым браком на сестре милосердия Елизавете Морицовне Гейнрих, родилась дочь Ксения.

В 1920 году Куприны оказались в Париже. Первое время, пока еще сохранялась иллюзия унесенной с собой родины, Куприн пытался писать, но дар его постепенно угасал, как и могучее когда-то здоровье, все чаще он жаловался, что работать здесь не может, поскольку привык «списывать» своих героев с жизни. Становился он все более тихим, сентиментальным - непривычным для знакомых. Иногда, правда, все же давала себя знать горячая купринская кровь. Перед отъездом в Россию в 1937 году он уже мало кого узнавал, да и его почти не узнавали. Когда жена увезла Куприна в Советскую Россию, русская эмиграция его не осуждала, понимая - он едет туда умирать.

Поселили Куприна в подмосковном доме отдыха для писателей. В один из солнечных летних дней в гости к нему приехали матросы-балтийцы. Александра Ивановича вынесли в кресле на лужайку, где матросы пели для него хором, подходили, пожимали руку, говорили, что читали его «Поединок», благодарили... Куприн молчал и вдруг громко заплакал.

Александр Иванович Куприн умер 25 августа 1938 года в Ленинграде. В последние эмигрантские годы он часто говорил, что умирать нужно в России, дома, как зверь, который уходит умирать в свою берлогу. Хочется думать, что он ушел из жизни успокоенный и примиренный.


Творчество Александра Куприна.

Произведения Куприна содержат подлинные, жизненные впечатления. В его ранних произведениях, необычайно пестрых, сказывается недостаточное знание жизни и просто слабость общей культуры. Первые произведения Куприна – "Последний дебют", "Впотьмах", "Странный случай", это рассказы, где изображаются "роковые" страсти, где мелодрама принудительно делит героев на воплощенные благородства и злодейства. Так как Куприн был военным, в его рассказах запечатлены военные всех рангов – от рядового до генерала.

В произведениях Куприна представляющих его живой опыт, интерес писателя направлен не на исключительное событие, а на явление , многократно повторяющееся, на подробности быта. Куприн пишет цикл очерков о положении рабочих, одновременно с ними складываются контуры первого крупного произведения с которым пришел его первый упех – повести "Молох" (1896), описывающей бесчеловечные порядки на гигантском заводе в Донбассе и трагедию героя, который не принимает окружающую жизнь из-за ее грубости и жестокости, однако сам становится жертвой мира, где нет ни сострадания, ни любви. Публикация поэтичной повести "Олеся" (1898) и близких ей рассказов, которые воссоздают дикую и прекрасную природу Полесья, воспевая людей, живущих вне сферы воздействия антигуманной цивилизации, сделала имя Куприна известным всей читающей России. Его славу упрочили первый том Рассказов (1903) и особенно повесть "Поединок" (1905), где, по замыслу писателя, переданы «ужас и скука военной жизни», а вместе с тем создан проникновенный гимн любви и устами героя, выражена твердая вера в победу человеческого духа.
"Поединок" вышел с посвящением М.Горькому, к которому в эту пору своего творчества Куприн был близок, и, помимо высоких оценок критики, заслужил похвалу Л.Н.Толстого. Цикл рассказов 1905–1907, связанный с русско-японской войной и первой русской революцией (Штабс-капитан Рыбников, Река жизни, Гамбринус), побудил воспринимать Куприна как одного из самых ярких продолжателей реалистических традиций русской классики, выразившего крепнущую в обществе уверенность, что приближаются великие перемены. Его позиция остается последовательно антидекадентской. Она определяется твердой приверженностью писателя творческим заветам Толстого и А.П.Чехова, которых он считал своими учителями в литературе, а также его неискоренимым жизнелюбием.

Героев Куприна отличает духовная целостность и неподдельное нравственное величие. Далекие от интеллектуальных интересов, эти персонажи – балаклавские рыбаки (цикл новелл "Листригоны", 1908–1911), цирковые артисты и борцы, летчики, люди богемы – обладают неиссякаемым запасом жизненных сил и твердой верой в высшую разумность мироздания, какими бы ущербными ни были порядки, установленные в обществе. Эту мысль и связанный с ней идеал бескорыстного служения высокому чувству Куприн воплотил и в нескольких рассказах о любви, по своей стилистике порою сближающихся со стихотворениями в прозе ("Суламифь", 1908, "Гранатовый браслет", 1911). Особый цикл составляют рассказы о животных, где выражена та же идея высшей красоты жизни и спасительности инстинктивного доверия к ней, вопреки всей жестокости будничных обстоятельств (Белый пудель, 1904, "Изумруд", 1911).

В 1909 начинает печататься повесть Куприна "Яма", оконченная шесть лет спустя. Отличаясь композиционной рыхлостью, оставшись скорее циклом очерков, нежели выстроенным единым произведением, "Яма" обличает язву проституции, которую Куприн считал «еще более страшным явлением, чем война, мор и т.д.». Повесть вызвала упреки за чрезмерную натуралистическую достоверность описания домов терпимости. Однако писавшие о "Яме" признавали, что по яркости человеческих типов, запечатленных на ее страницах, и по злободневности поднятых в ней проблем она занимает исключительное место в современной русской беллетристике.

В обширном литературном наследии Куприна то оригинальное, купринское, что принес с собой писатель лежит на поверхности. Его всегда спасает инстинкт природного здорового дарования, оптимизм, жизнерадостность, любовь к жизни. Через все творчество Куприна проходит гимн природе, "натуральной" красоте и естественности. И все же, несмотря на обилие драматических ситуаций, в произведениях Куприна бьют ключом жизненные соки, преобладают светлые, оптимистические тона. Таким же здоровым жизнелюбцем, что в творчестве, предстает и в личной жизни этот крепкий, приземистый человек – Куприн.


Куприн – великолепный рассказчик, замечательный по естественности и гибкости интонаций. Он охотно обращается к историческим анекдотам и преданиям, берет готовую канву, расцвечивая ее россыпями своего богатого языка.
До конца своих дней Куприн остался русским патриотом, несмотря на все перемены в его жизни.


«Гранатовый браслет».

Данный рассказ, это отражение натуры Куприна-романтика. Это история необычайной трагической любви, наполненная загадочными символами и мистическим настроением.  В основу рассказа «Гранатовый браслет» был положен реальный случай

В повести А.И.Куприна “Гранатовый браслет” рассказывается о том, что в литературе встречается гораздо чаще, чем в жизни – о чистой и благородной безответной любви. Пылкая влюблённость или быстро прогорает и приходит отрезвление, как в неудачной женитьбе генерала Аносова, или переходит «в чувство прочной, верной, истинной дружбы» к мужу, как у княгини Веры.

И потому усомнился старый генерал – та ли это любовь: «любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть». Именно так любит маленький небогатый чиновник с неблагозвучной фамилией. Восемь лет – немалый срок для проверки чувств, и, однако, за все эти годы он ни на секунду не забывал её, «каждое мгновение дня было заполнено Вами, мыслью о Вас...» И, тем не менее, Желтков всегда оставался в стороне, не унижаясь и не унижая её. Благородство Желткова заключается в его ненавязчивости, того, что он не заставляет её страдать. Другие могли бы вешаться на шею, подстрекать на развод, преследовать её. Желтков же, понимая, что он не её сословия, что у него нет состояния, и что она уже замужем, а разводиться в то время было сложно, держится в стороне.

И близкие княгини Веры признали в нём благородного человека: брат Николай Николаевич: «Я сразу угадал в вас благородного человека»; муж князь Василий Львович: «этот человек неспособен обманывать и лгать заведомо».И этот человек, лишившись возможности «хотя бы изредка видеть её», выполнил её просьбу «прекратить всю эту историю» единственно возможным для него способом: прекращением собственного существования – «Вот она идёт, всё усмиряющая смерть, а я говорю – слава тебе!...»

Но его любовь не умерла, она жила и после его смерти. Она была в воспоминаниях Веры, она жила рядом с ней, но ни как укор, а как нежный ангел хранитель.

 

И гранатовый браслет, с редчайшим зеленым гранатом выступает здесь как символ редчайшей и прекраснейшей любви, единственной за всю жизнь, которая так и прошла безответной, потерявшись в дешевой оправе.


Увековечивание памяти.

Именем Куприна названы улица и библиотека в Пензе.

В селе Наровчат Пензенской области, где родился Куприн, 8 сентября 1981 года открыт его дом-музей и установлен первый в России памятник писателю (мраморный бюст работы скульптора В. Г. Курдова). В открытии музея и памятника принимала участие дочь писателя — Ксения Александровна Куприна (1908—1981). Широко увековечена память писателя в крымской Балаклаве. В 1990 году здесь было установлено мемориальное обозначение в районе дачи Ремизова, на которой дважды жил Куприн. В 1994 году имя писателя получила балаклавская библиотека № 21 на набережной. В мае 2009 года в Балаклаве был открыт памятник Куприну — единственный в мире. В Гатчине имя Куприна носят центральная городская библиотека (с 1959 года) и одна из улиц микрорайона Мариенбург (с 1960 года). Также в 1989 году в городе установлен бюст-памятник Куприну работы скульптора В. В. Шевченко.


Творчество.

 

Повести и романы.

        1892 — «Впотьмах»

        1896 — «Молох»

        1897 — «Прапорщик армейский»

        1898 — «Олеся»

        1900 — «На переломе» (Кадеты)

        1905 — «Поединок»

        1909—1915 — «Яма»

        1907 — «Гамбринус»

        1908 — «Суламифь»

        1910 — «Гранатовый браслет»

        1913 — «Жидкое солнце»

        1917 — «Звезда Соломона»

        1929 — «Колесо времени»

        1928—1932 — «Юнкера»

        1933 — «Жанета»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказы.

        1889 — «Последний дебют»

        1892 — «Психея»

        1893 — «Лунной ночью»

        1894 — «Дознание», «Славянская душа», «Куст сирени», «Негласная ревизия», «К славе», «Безумие», «На разъезде», «Аль-Исса», «Забытый поцелуй», «О том, как профессор Леопарди ставил мне голос»

        1895 — «Воробей», «Игрушка», «В зверинце», «Просительница», «Картина», «Страшная минута», «Мясо», «Без заглавия», «Ночлег», «Миллионер», «Пиратка», «Лолли», «Святая любовь», «Локон», «Столетник», «Жизнь»

        1896 — «Странный случай», «Бонза», «Ужас», «Наталья Давыдовна», «Полубог», «Блаженный», «Кровать», «Сказка», «Кляча», «Чужой хлеб», «Друзья», «Марианна», «Собачье счастье», «На реке»

        1897 — «Сильнее смерти», «Чары», «Каприз», «Первенец», «Нарцисс», «Брегет», «Первый встречный», «Путаница», «Чудесный доктор», «Барбос и Жулька», «Детский сад», «Allez!»

        1898 — «Одиночество»

        1899 — «Ночная смена», «Счастливая карта», «В недрах земли»

        1900 — «Дух века», «Погибшая сила», «Тапер», «Палач»

        1901 — «Сентиментальный роман», «Осенние цветы», «По заказу», «Поход», «В цирке», «Серебряный волк»

        1902 — «На покое»

        1903 — «Конокрады», «Как я был актёром», «Белый пудель»

        1904 — «Вечерний гость», «Мирное житие», «Угар», «Жидовка», «Брильянты», «Пустые дачи», «Белые ночи», «С улицы»

        1905 — «Чёрный туман», «Жрец», «Тост», «Штабс-капитан Рыбников»

        1906 — «Искусство», «Убийца», «Река жизни», «Счастье», «Легенда», «Демир-Кая», «Обида»

        1907 — «Бред», «Изумруд», «Мелюзга», «Слон», «Сказочки», «Механическое правосудие», «Исполины»

        1908 — «Морская болезнь», «Свадьба», «Последнее слово»

        1910 — «По-семейному», «Леночка», «В клетке зверя»

        1911 — «Телеграфист», «Начальница тяги», «Королевский парк»

        1912 — «Травка», «Чёрная молния»

        1913 — «Анафема», «Слоновья прогулка»

        1917 — «Сашка и Яшка», «Храбрые беглецы»

        1918 — «Пегие лошади»

        1920 — «Лимонная корка», «Сказка»

        1923 — «Однорукий комендант», «Судьба»

        1925 — «Ю-ю»

        1926 — «Дочь великого Барнума»

        1927 — «Синяя звезда»

        1928 — «Инна»

        1933 — «Ночная фиалка»

        1934 — «Последние рыцари»

 

 

 

 

 

Очерки

        1897 — «Киевские типы»

        1899 — «На глухарей»

        1895—1897 — цикл очерков

o         «Студент-драгун»

o         «Днепровский мореход»

o         «Будущая Патти»

o         «Лжесвидетель»

o         «Певчий»

o         «Пожарный»

o         «Квартирная хозяйка»

o         «Босяк»

o         «Вор»

o         «Художник»

o         «Стрелки»

o         «Заяц»

o         «Доктор»

o         «Ханжушка»

o         «Бенефициант»

o         «Поставщик карточек»

        1900 — Путевые картинки:korkateuro

o         От Киева до Ростова-на-Дону

o         От Ростова до Новороссийска. Легенда о черкесах. Тоннели.

        1901 — «Царицынское пожарище»

        1905 — «События в Севастополе»; «Сны»

        1908 — «Немножко Финляндии»

        1907—1911 — цикл очерков «Листригоны»

 

 



Информация о работе Биография Александра Ивановича Куприна