Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 03:49, реферат
Франция является одной из самых любимых стран у граждан России. В истории Франции и России немало параллелей, наверное, поэтому французская культура и представляет для русских такой интерес. Среди французов тоже встречаются те, кто неравнодушен к России и к её главному боС Францией Россию связывают давние, пусть и непростые отношения. Недаром, французский язык был какое-то время официальным языком столичного «света», и даже война 1812 года не смогла этого изменить. В Петербурге всегда жило множество французов, французская диаспора оставила свой яркий след в его облике. Со времен Петра I и основания Санкт-Петербурга на невских берегах и вплоть до революции 1917 года, французские архитекторы, художники, ученые, строители, инженеры, промышленники, банкиры принимали активное участие в создании Северной столицы, способствовали ее развитию и процветанию. гатству – великому и могучему русскому языку.
Бальзак убедительно
показал, как страсть к быстрому обогащению калечит души
людей, оборачивается трагедией и для
личности, и для общества. Ведь в то время
процветали финансовые воротилы и авантюристы,
казнокрады и спекулянты, а вовсе не те
кто занимался конкретным производством
в промышленности и сельском хозяйстве.
Симпатии Бальзака были на стороне потомственной
аристократии, а не хищных охотников за
капиталами; искренне сочувствует он униженным
и оскорбленным, восхищается героями,
борцами за свободу и человеческое достоинство.
Он сумел осмыслить и выразить в художественной
форме жизнь французского общества и типичных
его представителей с необыкновенной
проницательностью и выразительностью.
Воссоздание истории не в романтическом
ореоле, необычайных событиях и занимательных
приключениях, а с предельным реализмом
и едва ли не научной точностью, — вот
труднейшая задача, которую поставил перед
собой Бальзак, сумев справиться с ней
поистине титаническим трудом. По словам
видного социолога политэкономиста и
философа Ф. Энгельса, из «Человеческой
комедии» он «даже в смысле экономических
деталей узнал больше, чем из книг всех
специалистов — историков, экономистов,
статистиков того периода, вместе взятых».
Достоевский утверждал, что человеческий разум для подавляющего большинства людей служит прежде всего орудием, средством, помогающим максимально удовлетворять постоянно растущие материальные потребности. Эту проблему писатель исследовал своим излюбленным методом мысленного эксперимента. Он предположил, что было бы с людьми, если б они достигли предельных возможностей в пользование природными богатствами (в «Дневнике писателя» такие возможности предоставляют бесы; для нашей реальности — «нечистые силы» техники, машин). Люди летали бы по воздуху, получали баснословные урожаи и т.п., перестав интересоваться «высшими, глубокими мыслями, всеобщими явлениями». И наступил бы величайший кризис в истории человечества — кризис потребительства, бездуховности бессмысленности бытия. Ощущая пропажу «свободы духа, воли и личности», они в конце концов истребили бы себя «каким-нибудь новым способом, открытым ими вместе со всеми открытиями».
В отличие от подавляющего
большинства писателей
А к чему сводится идея
всеобщего материального
Бедные люди
Первый роман Д. «Бедные
люди» (1846) выдвинул его в ряд признанных
писателей гоголевского направления
— натуральной школы. В. Г. Белинский
высоко оценил роман за изображение
социальной трагедии «маленького человека».
Фон у Достоевского с самого начала гораздо шире, фабула запутаннее,
и в ней участвует большее количество
людей; душевный анализ несравненно глубже,
события обрисованы ярче, больнее, страдания
этих маленьких людей выражены слишком
надрывно, уже почти до жестокости. Но
это - неотъемлемые свойства его гения,
и они не только не мешали прославлению
идеалов гуманизма, а наоборот - еще усиливали,
углубляли их выражение. «... роман открывает
такие тайны жизни и характеров на Руси,
которые до него и не снились никому.»
В.Г.Белинский.
«Бедные люди» — это первое произведение Ф. М. Достоевского,
которое предопределило будущую литературную
судьбу писателя как величайшего психолога,
способного глубоко проникнуть во внутренний
мир своего героя и передать неуловимые
нюансы состояния его души. По словам В.
Г. Белинского роман отличается «глубоким
пониманием и художественным, в полном
смысле слова, воспроизведением трагической
стороны жизни». В «Бедных людях», так
же как и в гоголевской «Шинели» звучит
«вечная тема» российской литературы
– тема «маленького человека», ощущающего
свое бессилие перед тяготами жизни.
Главный герой романа Макар Алексеевич
Девушкин — бедный титулярный советник
сорока семи лет, переписывающий за мизерное
жалованье бумаги в одном из петербургских
департаментов, берет под свою защиту
семнадцатилетнюю сироту Вареньку Доброселову,
которую обесчестил богатый помещик Быков.
Только помощь Макара может спасти девушку
от окончательной «гибели». История их
взаимоотношений раскрывается в письмах.
Они редко видятся из-за боязни сплетен,
однако оба они нуждаются в душевном тепле
и сочувствии, которые черпают из почти
ежедневной переписки друг с другом. Любовь
к Вареньке возвращает Девушкину чувство
собственного достоинства и заставляет
его по-новому посмотреть на окружающий
мир, понять порочность его устройства.
Из «маленького ничтожного человека»
Макар Девушкин вырастает в глазах читателей
в героя, достойного подлинного уважения
и сочувствия.
Оригинальность Достоевского заметна уже и в самом типе романа, в некоторых поэтических его особенностях. Обычно о «забитых существованиях» рассказывалось в третьем лице — о них повествовал автор, рассказчик, то есть лицо постороннее. В «Бедных людях» герои говорят о себе сами — Варенька и особенно Макар Алексеевич Девушкин. Стороннего рассказчика вообще нет; все мы узнаем от самих героев. Это значит, что слово передоверено маленькому человеку. Он сам поверяет нам свои переживания и думы, настроения и намерения.
Но это еще не все. Роман почти сплошь состоит из писем героев; лишь небольшой его фрагмент, рассказывающий о прошлом Вареньки, написан в форме ее воспоминаний, но и они приложены к очередному ее письму. «Бедные люди» — роман в письмах. Такой жанр не был изобретением Достоевского. Но заслуга автора заключалась в том, что он решительно поставил этот жанр на службу своей теме — теме маленького человека.
Словосочетание «бедные люди», вынесенное в заглавие романа, играет важную роль в понимании смысла этого произведения. Это обманчивое смирение. «Бедные люди капризны, — это уж так от природы устроено... Он, бедный-то человек, он взыскателен; он и на свет-то божий иначе смотрит, и на каждого прохожего косо глядит, да вокруг себя смущенным взором поводит, да прислушивается к каждому слову, — дескать, не про него ли там говорят?.. И ведомо каждому, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там ни пиши...»
Перед читателем возникает целая гамма чувств и переживаний в духе той сложной психологии, которая отличает характер самого Девушкина. Становится понятным, почему Достоевский назвал свой роман не «Бедняки», не «Бедные», а именно «Бедные люди», где значимы оба понятия.
Так уже в первом своем произведении писатель приступил к решению той задачи, которую впоследствии определил следующими словами: «При полном реализме открыть человека в человеке».
"Кузина Бетта"
Роман - составная часть дуэта "Бедные
родственники". Собственно бедных родственников
Бальзак и рассматривает пристально. В
"Кузине" он показывает, как легко
задеть чувства и достоинство человека
уже в какой-то степени униженного обстоятельствами.
И как сурова может быть его месть. (Во втором ("Кузен Понс")
ситуация обратная: кузен - милашка, но
хотя его все считали бедняком и чудаком-собирателем,
внезапно оказывается, что у его коллекции
очень даже есть цена, что пробуждает в
его родне отнюдь не родственные чувства).
Этот роман еще в большей степени становится
энциклопедией французской жизни середины
19 века, чем "Шагреневая кожа". Он
часть грандиозного бальзаковского проекта
- "Человеческой комедии", которая
призвана была отразить вообще всю окружающую
Бальзака жизнь.
А жизнь как раз в то время стала все больше
и больше выдвигать на первый плане не
титулы и воинскую славу, а "золотого
тельца". Что очень хорошо видно в "Кузине".
Даже сам выбор способа мести об этом говорит
- разорение, а не удар кинжалом. Позор
от нищеты и порочности главы семейства
ранит не меньше отсутствия средств. Ведь
быть бедным в то время было позорным.
И кузина это прекрасно понимала. При этом
(в отличие, допустим, от Монте-Кристо)
ей не нужна была слава мстительницы. Ее
радовали беды родственников, но ей важно
было продлить свою месть как можно дольше,
и она старательно изображала из себя
лучшего друга семьи, в чем родня нисколько
не сомневалась. Помимо таланта стратега,
она обладала еще и актерскими данными.
Ей только с внешностью не повезло. А могла
бы направить свои усилия совсем в другое
русло.
Интересно, что герои у Бальзака здесь
все время оказываются в противопоставлении
друг другу. Распутный Юло и его жена -
праведница. Две куртизанки, которых Юло
осыпал милостями и деньгами, противоположны
друг другу. Одна не скрывает своих занятий,
вторая изображает порядочную женщину.
Мать, любящая мужа, не взирая ни на что
и все ему прощающая. И ее дочь, порвавшая
с мужем при первых признаках измены. Еще
стоит обратить внимание, как часто Бальзак
характеризует своих героях в цифрах -
количестве дохода или расхода. Перефразируя
"все вокруг - числа", можно сказать,
что в реальности Бальзака - "все вокруг
- деньги".
Прошло почти 200 лет, но много ли изменилось? Если не считать технических достижений, то все так же, как и во времена Бальзака. И его герои ходят рядом с нами. И не кажутся нам странным. Плохими или хорошими - да. Но не странными.
Заключение
В XVIII–XIX веке влияние французской культуры в Европе было преоб-
ладающим. Французский язык был языком общения знати всех европейских государств.
Франция являлась ориентиром для всех передовых деятелей культуры и искусства.
Занимал французский язык большое место в культурной истории и русского народа, хотя, как отмечал Ш. Лей, «были печальные исторические успокоения и ошибки, но дружба, основанная на общих качествах великодушия и благородства, всегда связывала две великие нации»
Французы также проявляют интерес к России и становятся русофилами. Первыми под влиянием Екатерины II ими становятся философы: Вольтер, Дидро, Д' Аламбер. Французские архитекторы, художники, философы совершали путешествия в Санкт- Петербург, где получали верительные грамоты. Вольтер интересовался Россией и переписывался с Екатериной II и русскими интеллектуалами. В 1746 году его избрали почетным членом Российской Академии наук. Он написал «Историю Российской империи при Петре Великом», в которой высоко оценил его реформы. В 1782–1783 гг. в Париже выходит пятитомная «История России» Ш. Левека и русская грамматика Модру. Д. Дидро проявлял живой интерес к России и верил в ее светлое будущее. Он следил за прогрессом русской науки, знал работы М.В. Ломоносова и учил русский язык, чтобы иметь возможность читать в подлинниках произведения русских писателей. Г. Берлиоз и К. Дебюсси, давали концерты в России. Большая дружба связывала И. Тургенева с французскими писателями Флобером и Мопассаном, композиторами Ш. Гуно и Сен-Сансом, известной певицей П. Виардо, которая сделала много для популяризации русской музыки во Франции и французской музыки в России.
Роль французской культуры в России, французское влияние высоко оценивали сами французы. «Мы им привили вкус, которого до нас у них не было, научили свободе мысли, внушили любовь к литературе и отвращение ко всему дикому и грубому через книги и не только через них. А сейчас мы видим блестящий расцвет русской мысли сформированный если не нами, то, по крайней мере, вместе с нами».
Источники
М.Н. Ветчинова
,
.