Балы в доме Гэтсби как модель образа жизни общества в эпоху «Века Джаза»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 08:33, творческая работа

Краткое описание

Этот роман до сих пор волнует сердца своих читателей: он был дважды экранизировался (вторая экранизация База Лурмана, пожалуй, является одним из красивейших фильмов современности), инсценируется (поставлено уже несколько балетов по мотивом произведения, есть и драматические постановки отрывков романа) и интерпретируется иными способами (аудиокниги, перформансы, выставки и т.п.). Роман поражает удивительной красотой, сказочностью жизни, описанной в нём. Она кажется невозможной в реальном мире, но на деле является довольно условной, но вполне правдоподобной моделью образа жизни общества в эпоху века джаза, времени, которое запомнилось как один из самых ярких, самых безумных и самых насыщенных периодов мировой истории.

Файлы: 1 файл

Исследовательская работа.docx

— 41.71 Кб (Скачать)

 

После войны Америка стала процветать: это подтверждалось и усилившимся притоком иммигрантов из разоренной войной и революциями Европы. Американские власти столкнулись с серьезной проблемой законодательного регулирования потока приезжающих в страну, и в мае 1921 года в США был принят закон, по которому страна могла принять 358 тысяч иммигрантов в год.

 

Первая мировая война изменила положение американских негров (многие из них стали рабочими на военных заводах, приобрели профквалификацию, они участвовали и в военных операциях в Европе и по возвращении с гордостью носили звание ветеранов). Это сильно повлияло на самосознание негров, но одновременно усилилисьи антинегритянские выступления белых расистов.

Важным событием, дополняющим палитру американской жизни в 1920–е годы, было получение полных гражданских прав индейцами в 1924 году.

 

Одним из результатов Войны стало увеличившееся чувство гордости всем американским (стало престижно изучать американскую литературу и культуру, опубликовали несколько исследований об особенностях американского менталитета, все искали подтверждения того, что Америка – особенная страна, американцы – особенная нация). Именно век джаза стал плацдармом для таких ценностей и установок, но с ним произошёл и крах американской мечты («правосудие для всех», общество равных возможностей, не скованное сословными предрассудками).

 

Название «Век Джаза» придумал Френсис Скотт Фицджеральд, он описывал царившую в те годы атмосферу (эссе 1931 г. «Отзвуки ВД», является попыткой проанализировать причины, последствия, саму сущность ВД). Г. Стайн писала о первой книге Фицджеральда, что ею он «создал новое поколение», которое Стайн назвала «потерянным». Черты этого поколения: бездеятельность, гедонистичность, преклонение перед успехом, заискивание перед богатыми. Считали, что в самом Фицджеральде все эти качества воплотились всего полнее.

 

Понятие «век джаза» стало символом, характеризующим массовое увлечение карнавальным стилем жизни, которое стимулировалось безошибочным предчувствием скорого конца послевоенной эпохи бунтов против буржуазного утилитаризма и закабаления личности окаменевшими нормами прагматической морали. «Джаз, - поясняет А. Зверев, - воспринимался как искусство, в котором выразилась самая примечательная черта эпохи - ее динамичность и вместе с тем скрытая за ее хаотичной активностью психологическая надломленность. Вспоминая «век джаза», Томас Вулф напишет в «Паутине и скале» (1939), что «его единственной устойчивой чертой была заряженность переменами... непрерывное и все более напряженное движение». Исчезло чувство, что жизнь держится на прочных основах. Люди «начинали думать, что им остается просто приладиться к ритму века, жить в согласии с этим ритмом», не беспокоясь, что будет завтра» [Зверев, 38]. Век джаза - это середина двадцатых годов, времена страшной нищеты и несметного богатства, это эпоха «новых американцев», чикагских гангстеров и сухого закона, закончившийся «черным четвергом» 1929 года, когда обвальное падение курса ценных бумаг в храме американского бизнеса - нью-йоркской фондовой бирже на Уолл-стрит - погребло под собой обманное процветание «веселых двадцатых».

 

«Век Джаза» начался 1 мая 1919 г., вмешательством полиции закончились первомайские демонстрации. Участниками были в основной бывшие солдаты, безработные, представители «потерянного поколения», которые надеялись, что вернувшись с фронта, станут героями своей страны. Конец ВД 24 октября 1929 г., «черный четверг», крах на нью-йоркской фондовой бирже, крах на Уолт-Стрит, начало Великой Депрессии.

 

Т. Вулф сказал в «Паутине и скале», что «его единственной устойчивой чертой была заряженность переменами... непрерывное и все более напряженное движение». Исчезло чувство, что жизнь держится на прочных основах. Люди «начинали думать, что им остается просто приладиться к ритму века, жить в согласии с этим ритмом», не беспокоясь, что будет завтра»

 

А. Зверев писал об этом времени следующее: «На страницах множества книг, вплоть до хемингуэевской «Фиесты» и первых романов Фолкнера, обнаружились тогда отзвуки начавшегося общественного брожения и выразилось специфическое для той поры ощущение распада былого миропорядка, словно бы взорванного войной. Еще не став отчетливым у ранних героев Фицджеральда, это чувство пустоты уже непереносимо для них, и начинаются поиски каких-то хотя бы чисто внешних форм «насыщения» вдруг опустевшей жизни. Заговорили о «беспокойном поколении»

Век Джаза – это яркое проявление особого настроения, сложившегося в узком кругу американского общества (культура избранных, культура элиты). Цинизм по отношению к любым идеологиям, желание насладиться жизнью здесь и сейчас руководили людьми.

 

Слово «джаз» сначала означало интимные отношения, затем заводной стиль танца, затем уже новую музыку. В американском сленге «джаз» - это значит живость, энергия, будоражить, кричащий ( восходит к афроамериканской культуре, афроамериканцы – это маргинальная прослойка общества, которая не обязана подчиняться культуре цивилизации, их ментальность сохранила черты своеобразия). Основные составляющие эры джаза: необходимость преодолеть ограничивающее влияние цивилизации (свод запретов), невозможность оставаться в таких узких рамках. Джаз давал возможность израсходовать накопленные во время войны нервное напряжение. 20-е гг. также называют гарлемским ренессансом (Гарлем – это один из кварталов Нью-Йорка, место жительства афроамериканцев, центр формирования новой культуры). Джаз же как музыка возникает в начале 20 в. В Новом Орлеане. В итоге оказалось, что «белой», выдохшейся культуре есть чему поучиться у культуры «черной» (похожие идеи в романе «Степной волк» Г. Гессе).

 

Обращение к культуре джаза означало разрешение ранее недозволенного, в том числе тех удовольствий, что раньше считались примитивными. Эпоха модерна отлично подходила для смены сути культуры: отрицание традиционного понимания классики, формирование новой классики, игровое, понимание классики. Для обывателей эта эпоха означала крах традиционных представлений о правильном и неправильном, что выливалось в стремление ухватить мгновение, взять свое.

 

Роман «Великий Гэтсби» появился одновременно с романом «Американская трагедия» Драйзера и их сходство прослеживается во многих аспектах: оба героя стремятся к воплощению своей «американской мечты», но обоих ждет неудача и оба неосознанно вступают на путь преступления, за что к обоим приходит расплата, смерть. Однако Гэтсби, безусловно, гораздо более романтический герой, он условен, опоэтизирован. Фицджеральд делает американскую мечту великой, а её крах понимает как трагедию. Заглавный герой романа Фицджеральда стал предпосылкой к целой литературной династии загадочно-богатых личностей с неясным прошлым (вплоть до Кончиса из «Волхва» Джона Фаулза).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III глава. Модель образа жизни Века Джаза

-

(дорабатывается)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

-

(дорабатывается)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

-

(дорабатывается)

1 Ф.Скотт Фицджеральд. Крушение.   Пер. - А.Зверев. Авт.сб. "Последний магнат. Рассказы. Эссе". М, "Правда", 1990.

 

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

 


Информация о работе Балы в доме Гэтсби как модель образа жизни общества в эпоху «Века Джаза»